Акоста Уриель


Акоста Уриель

Уриэль Акоста ( "Acosta [da Costa] , Uriel "; 1585, Опорто, Португалия, — 1640, Амстердам) — голландский философ, предшественник Баруха Спинозы. Настоящее имя Гавриэль Коста.

Родился в семье марранов; его отец был католиком. В 1620-х семья Акосты бежала в Амстердам, чтобы свободно исповедовать иудаизм. В Амстердаме вся семья открыто объявила себя евреями, и Акоста переменил свое первоначальное имя Гавриэль на Уриэль. Однако представления об иудейской религии, выработавшиеся у Акосты на основании чтения Библии, существенно отличались от реально существовавшего иудаизма его времени.

В 1624 г. он выпустил книгу «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом» За эту книгу раввины подвергли Акосту херему, а светские власти — аресту и штрафу. Книга была сожжена. В 1633 г., не выдержав одиночества, Акоста стал искать примирения с еврейской общиной. Отлучение было снято, но Акоста не изменил своих взглядов.

За еретические взгляды и несоблюдение еврейских религиозных законов Акоста был вскоре снова подвергнут херему. В 1640 г. и это отлучение было снято после того, как Акоста публично отрекся от своих взглядов, и его, как кающегося еретика, подвергли традиционным 39 ударам плетью, и все прихожане переступили через него (то есть символически попирали его ногами) при выходе из синагоги. Дух Акосты был сломлен, и вскоре он покончил с собой.

Филосовские взгляды

В книге «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом», в которой утверждал, что сложной обрядностью и сухим формализмом раввины исказили учение Моисея, и что доктрина о бессмертии и загробной жизни не вытекает из Библии.

Все существующие религии рассматривались им как изобретенные самими людьми. Не отрицая существования Бога, Акоста, тем не менее, отказался от всякой обрядности и стал усматривать высшую санкцию этических принципов в законах человеческой природы, в свободной от обрядности деистической «естественной религии».

Акоста обычно рассматривается как первый еврейский вольнодумец нового времени, предшественник и вдохновитель Баруха Спинозы.

Образ в искусстве

Образ Акосты использован в ряде художественных произведений.

Трагедия «Уриэль Акоста» (1847) немецкого писателя К. Ф. Гуцкова, изобиловавшая отступлениями от исторической правды как в передаче фактов, так и в обрисовке личности Акосты, тем не менее надолго оказалась основным источником представлений об Акосте среди широкой публики и оказала влияние на ряд последующих произведений. Особенно большой успех эта трагедия имела в переработке на идиш на еврейской сцене в Восточной Европе и в Северной Америке в конце 19 в. — начале 20 в. Трагедия К. Ф. Гуцкова положена в основу одноименной оперы Валентины Серовой, считающейся одним из лучших произведений этого композитора (первая постановка — 1885). В конце 19 в. был опубликован интересный очерк об Акосте И. Зангвила (в книге «Мечтатели гетто», 1898). В 1935-38 гг. на иврите вышла трехтомная биография Акосты И. Тверского.

Работы:


Поиск по произведениям автора





Заказать работу

наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования