Философская энциклопедия




Философская энциклопедия
КОЗЕЛЬСКИЙ -
КОЗЕЛЬСКИЙ
КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (род. ок. 1728 – ум. ок. 1794) – рус. просветитель и философ. Разделял философию на теоретическую (логика и метафизика) и практическую (нравоучительную), а «философское» познание – на математическое и историческое, хотя и со своей спецификой, поскольку философия исследует «генеральные познания о вещах и делах человеческих». Выражал идеи механистического материализма. Осн. труды: «Арифметические предложения», 1764; «Механические предложения», 1765; «Философические предложения», 1768.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

,
КОЗЕ́ЛЬСКИЙ
Яков Павлович (р. ок. 1728 – ум. после 1793) – рус. философ-материалист. Род. в местечке Келеберди на Украине, получил образование в Петербурге. Преподавал в Арт. и Инженерной школах, затем служил в Сенате и Малороссийской коллегии. Автор филос. работ "Философические предложения" (1768), "Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании" (1788) и др. Перевел и издал "Статьи о философии и частях ее из энциклопедии" (ч. 1, 1770), "Статьи о нравоучительной философии и частях ее из энциклопедии" (1770), взятые из "Энциклопедии" Дидро, и ряд историч. произведений (Гольберга, Мозера и др.).
К. высоко ценил идеи франц. просветителей 18 в., особенно Руссо, Монтескьё, Гельвеция, известное влияние к-рых испытал. Вместе с тем К. говорил, что он писал свои сочинения, "...основываясь на опытах, и не ласкал никому из других авторов, каков бы он велик ни был..." (Избр. произв. рус. мыслителей второй половины XVIII в., т. 1, 1952, с. 425).
Философия, по К., есть "наука испытания причин истинам" (там же, с. 427), содержащая "генеральные познания о вещах и делах человеческих" (там же, с. 428). "Все познание человеческое начинается от чувств..." (там же, с. 446) и делится на "нижнее" (чувственное) и "вышнее" (логическое). К. верил в "силу умствования", т.е. в возможность познания истины. Полемизируя с Гельвецием, К. указывал на недопустимость стирания качеств. граней между чувств. познанием и мышлением (см. тамже, с. 436). Он утверждал, что "...натура ведет нас к познанию своих истин восходительным, или постепенным, порядком..." (там же, с. 572). Подразделяя истины на естеств. (или натуральные), нравоучит. и логические, К. материалистически определял логич. истину, как "...сходство мыслей наших с самою вещию" (там же, с. 441).
Хотя филос. взгляды К. не были свободны от элементов деизма, его воззрения на природу носили в основном материалистич. характер. Он исходил из того, что натура (природа) предшествует науке о ней, т.е. сознанию. Природа, или натура, по К., – "общая наша мать" (там же, с. 573). Вещи существуют объективно во времени и пространстве. Их бытие способно к "действию" (т.е. имеет в себе причину изменения) и "страданию" (когда причина изменений находится во вне). Вещи обладают свойствами; "...свойства вещи от существа ее отделиться не могут, ...они суть необходимые, вечные, непременные и незаимствуемые..." (там же, с. 448). Мир, состоящий из четырех стихий – земли, воды, воздуха, огня, – находится в непрерывном движении, к-рое трактовалось К. как механическое. Хотя К. пользовался вольфианской терминологией и воспроизводил нек-рые положения вольфианской логики, в целом он отрицательно относился к религ.-идеалистич. учению о предустановл. гармонии, о совершенстве мира, о духовных монадах и т.п. Он отказывался включить в философию т.н. "естественное богословие".
Большое место в трудах К. занимали вопросы "философии нравоучительной", к-рая призвана, по К., показывать людям путь к добродетели. Она складывается из "юриспруденции" и "политики". Юриспруденция трактует вопросы о правах, законах и основываемых на них добродетелях, об обязанностях человека по отношению к себе и другим. "Политика есть наука производить праведные намерения самыми способнейшими и притом праведными средствами в действо" (там же, с. 503).
Воззрения К. носили гуманистич., в основе своей антифеод., характер. Обществ. благо, облегчение тяжелой участи народа выдвигались им на первое место как самое важное условие обществ. преобразований и просвещения народа. К. осуждал паразитич. образ жизни, кичливость аристократов, жестокость правителей. Он решительно не соглашался с христианской проповедью "непротивления", считая, что народ, доведенный до отчаяния угнетателями, может восстать. Однако сам К. не дошел до революц. выводов; он лишь предупреждал угнетателей о каре, к-рая их может ожидать, если они не облагоразумятся (см. тамже, с. 512). К. был противником захватнич. и грабит. войн.
Соч. см. вкн.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, [М. ], 1952 (вступ. статьи И. Я. Щипанова); Арифметические предложения..., СПБ, 1764; Механические предложения..., СПБ, 1764.
Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 9; История философии, т. 1, М., 1957, с. 630–38; Бак И., Я. П. Козельский, "Вопр. истории", 1947, No 1; Коробкина О., К биографии Якова Козельского, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филологич. наук", 1955, вып. 25; Дмитриченко В. С., Общественно-политич. и философские взгляды Я. П. Козельского, Киев, 1955 (Автореф.); Коган Ю. Я., Просветитель XVIII века Я. П. Козельский, М., 1958; Демичев В. Α., О месте Я. П. Козельского в истории философии второй пол. XVIII века, "Вестн. ЛГУ", 1958, No 5; его же, Я. П. Козельский о предмете философии и классификации наук, "Вопр. философии", 1958, No 4; Лотман Ю. М., К биографии Я. П. Козельского, там же, 1959, No 8.
И. Щипанов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

,
КОЗЕЛЬСКИЙ
    КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (ок. 1728, м. Келеберди, Украина — ок. 1794, Петербург) — русский философ и политический деятель. Учился в Киевской духовной семинарии, затем в гимназии при Академии наук в Санкт-Петербурге. В 1757—66 на военной службе. В 1760-е гг. преподавал математику и механику в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 избирается депутатом в Комиссию для сочинения проекта нового уложения. В 1788—93 сотрудничал в возобновленной Комиссии по проекту нового уложения, занимая одновременно пост инспектора Гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге. Литературное наследие Козельского, помимо специальных пособий по математике, фортификации и т. п., включает различные переводы, в т. ч. “Статьи о философии и частях ее из французской энциклопедии” (СПб., 1770). Основные работы Козельского — “Философические предложения” (СПб., 1768) и “Рассуждение двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании” (СПб., 1788). Последнее сочинение, вероятно, написано в соавторстве с известным врачом Н. М. Максимовичем-Амбодиком. По содержанию это философские словари компилятивного характера, чего автор и не скрывает. “Философические предложения” охватывают весь круг дисциплин, рассматривавшихся тогда как подчиненные философии: логику, метафизику, психологию, этику, юриспруденцию и политику. “Рассуждения” ограничиваются в основном естественнонаучной тематикой. Козельский симпатизировал философии французского Просвещения. В заключительной части своего труда он сочувственно излагает теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо, многое заимствует у Ш. Монтескье. Впоследствии Козельский относился к своей первой философской работе с изрядной долей критицизма. Козельский считал важнейшей задачей философии общественную и частную пользу и потому низко оценивал отвлеченные системы. В определении предмета философии он явился своеобразным предшественником позитивизма: “Философия содержит в себе все науки, но, как многие из тех наук, сами собою очень пространные, и для того и преподаются особо и вне философии, для которой составлены одни только генеральные познания о вещах и делах человеческих”. Козельский был убежденным сторонником просвещенного абсолютизма. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Не выступая в целом против крепостного права, тем не менее полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.
    Соч.: Избр. произведения русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 1. M., 1952.
    Лит.: Щипаное И. Я. Философия русского просвещения. Вторая половина 18 в. М., 1971; Артемьева Т. В. История метафизики в России 18 в. СПб., 1997.
    А, В. Панибратцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования