Политология




Политология
Аристотель - (384 до н.э., Стагира, Халкидики – 322 до н.э., Халкис, о.Эвбея в Эгейском море) – великий древнегреческий философ, энциклопедист, систематизатор знания. В 367 до н.э. поступил в Афинскую академию, где пробыл 20 лет вплоть до смерти Платона, став известнейшим из его учеников. Считается, что в течение 3 лет Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Примерно в 355 до н.э. философ основал собственную школу – Ликей (по названию расположенного рядом храма Аполлона Ликейского). Есть сведения, что у Ликея была одна из самых богатых библиотек античности. После смерти Александра Македонского из-за преследований Аристотель был вынужден покинуть Афины и поселиться на о.Эвбея. Сохранившиеся работы мыслителя, представляющие собой свод трактатов и ряд отрывков (некоторые из них признаны учеными подлинниками, другие – изложениями, третьи – подложными) по существу охватывают все направления современных Аристотелю философии и науки в целом. Сведения ученого по физике, астрономии, биологии и т.д. поражают своей глубиной. Среди дошедших до нас сочинений особо выделяются: "Органон" (греч. "Орудие") – сборник трактатов по логике, понимаемой как средство научного познания; естественнонаучные работы – "Физика", "О небе", "О душе", "История животных" и др.; "Риторика"; "Метеорология"; "Метафизика" – составленный уже после смерти мыслителя свод трактатов об исследовании сущности бытия с помощью умозрения; этические сочинения – "Никомахова этика", "Эвдемова этика"; политические, педагогические, исторические труды – знаменитая "Политика", "Афинская полития" (найдена в 1890 в ходе раскопок в Египте); эстетическая работа "Поэтика". Вклад в развитие политической мысли Аристотеля настолько огромен, что его выводы будут представлены читателю на многих страницах данной книги. Труды философа об обществе и государстве – прежде всего "Политика" – представляют собой наиболее полную систематизацию социально-политического знания и практики городов-полисов Древней Греции, для которой характерна неразделенность политических и морально-этических вопросов. С этим связано и особое видение целей любого политического сообщества и политики вообще – они направлены на достижение счастья, блага людей (идея, значительно повлиявшая на европейскую политическую философию, которая подробно рассматривается в "Никомаховой этике" и "Эвдемовой этике"), а также основ нормального государственного устройства в виде правосудия, добродетелей и дружбы. Для развития основ политической мысли особенно важно то, что Аристотель выделил в рамках философии собственно политическую науку в качестве знания о государстве (полисе), которое дает не только общие объяснения, но и приносит практическую пользу. Государство, по Аристотелю, – это высшая форма общения людей, возникающая "ради благой жизни между семействами и родами", т.е. для достижения блага как конечной и высочайшей цели из всех возможных, а не для безопасности или имущественной выгоды. Мыслитель считал государство первичным по отношению к человеку или семье, оценив его как активное начало (энтелехию). В состав государства философ включил свободных людей и их сообщества, но вывел за его рамки рабов, считая их одушевленными инструментами для выполнения физической работы. Поэтому для Аристотеля, в отличие от многих античных мыслителей, рабство этически оправдано и связано со сферой имущественных отношений. Специфический взгляд на государство предполагал и особое видение человека как такового. У Аристотеля человек по своей природе – zoon politikon, или животное политическое, государственное (это равноценно). Если такое существо живет в силу своей природы вне государства, а не по неким обстоятельствам, то оно или выше человека, т.е. бог, или недоразвито в нравственном смысле, значит, обычное животное. Соответственно, совершенный человек – это гражданин совершенного государства-полиса. Трактат "Политика" почти полностью посвящен древнегреческим городам-государствам – полисам, в которых Аристотель видел самую развитую форму политической организации, а также различным вариантам государственного устройства. Считается, что философ и его ученики изучили историю и типы государственности 158 полисов, однако сохранилось лишь одно сочинение из этого первого, вероятно, масштабного проекта сравнительных исследований "Афинская полития". Политические разработки Аристотеля с учениками не ограничивались только анализом государственно-правовых и институциональных аспектов государства, но также отличались акцентом на изучении социокультурных особенностей полисов (напр., на ценностных ориентациях правителей). Эти исследования были нацелены на создание теоретической модели идеального государства. Аристотель предложил известнейшую классификацию форм государственного устройства на основании двух критериев – количества правителей и этической природы режима, выделив три "правильные" формы – монархию, аристократию, политию (точнее – политейю, т.е. правление большинства), при которых власть имущие руководствуются высшим благом государства, т.е. общей пользой. Однако они способны выродиться в три "неправильные" формы – соответственно тиранию, олигархию и демократию ("наименее неправильная из неправильных", ее цель – свобода), при которых правители действуют сугубо в своих личных либо групповых интересах в ущерб лишенным власти согражданам. Аристотель полагал, что идеальная форма правления – аристократия или монархия, при которых правители обладали бы абсолютной добродетелью, но поскольку подобное утопично, то наилучшей из реально возможных форм является полития, сочетающая в себе положительные черты всех "правильных" форм устройства и обеспечивающая тем самым стабильность и справедливость.

Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования