Политология




Политология
Арендт (Arendt), Ханна - (1906, Ганновер – 1975, Нью-Йорк) – немецко-американский философ, один из самых оригинальных политических мыслителей в истории XX в. В 1924-1929 Арендт обучалась в университетах Марбурга (слушала лекции М.Хайдеггера, философия которого во многом определила стиль теоретического мышления и круг ее интересов), Фрейбурга (изучала феноменологию Э.Гуссерля) и Гейдельберга (курс К.Ясперса, идеи которого о свободе и человеческом сообществе значительно повлияли на ее взгляды); в 1928 защитила диссертацию “Концепция любви у Августина Блаженного”, затем исследовала немецкий романтизм и проблемы социальной психологии еврейской общины, одновременно активно участвуя в ее жизни. После прихода нацистов к власти и краткого ареста в 1933 эмигрировала во Францию, потом в США (натурализовалась в 1951). С начала 1950-х годов преподавала в ведущих американских университетах (Чикагский, Принстонский, Колумбийский, Беркли и др.); была членом разных академий, лауреатом престижных международных премий по социальным наукам. Автор знаменитых работ, среди которых: “Истоки тоталитаризма” (1951); “Положение человека” (1958); “Между прошлым и будущим: восемь упражнений в политической мысли” (1961); “О революции” (1963); “Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла” (1963); “О насилии” (1970); “Кризисы республики” (1972) и др. Вклад в развитие политической мысли. Арендт – из когорты выдающихся немецких ученых-эмигрантов (Г.Моргентау, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе и др.), во многом определивших основы современной американской политической теории. В своих исследованиях она ориентировалась на западноевропейскую научную традицию – на Платона, Аристотеля, Макиавелли, Гоббса, Руссо, Токвиля, Маркса, Канта, благодаря чему анализировала универсальные социальные феномены, не игнорируя при этом их индивидуальное измерение, т.е. собственно “человеческое положение”. Основной круг творческих интересов: тоталитаризм в качестве специфического общественного явления XX в. – “бремени современности”; теоретическая и практическая задача поддержания автономности политической жизни (сфера публичности), без которой невозможна свобода; переосмысление свободы как коммуникативной практики (общения), включающей речь (слово), “действие” и “плюрализм” (несводимость к чему бы то ни было); осмысление теоретического наследия американского республиканизма как опыта построения свободного политического порядка. Широкие философские заключения Арендт нередко выводила из анализа конкретных проблем - тоталитаризм, революция, кризис культуры в условиях массового общества, эрозия свободы, типы поведения и т.п. В “Истоках тоталитаризма” ученый, рассматривая явления антисемитизма, империализма, расизма и тоталитаризма (“не просто диктатура”), обнаружила и отследила развитие основных элементов таких режимов – нацизма и большевизма (сталинизма), а также изучила социальные обстоятельства, приводящие к оформлению “тотального господства”, являющегося (вместе с понятиями массы, массовое общество, тоталитарная личность) главной категорией ее концепций. Для образования тоталитарных режимов нужно несколько условий. 1) Наличие “масс”, понимаемых как “огромные количества нейтральных, политически равнодушных” людей, которых в силу либо просто численности, либо безразличия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанною на общем интересе (партии, органы местного самоуправления, профсоюзы и т.д.). От этих людей со слабыми представлениями о политике и почти не голосующих на выборах, социально пассивных отказываются традиционные политорганизации, не видящие в них потенциальных членов и сторонников или объекты для своей сложной пропаганды (избирателей). Массы - продукт разрушения либо значительного ослабления “системы социальной и политической стратификации европейских национальных государств” (т.е. социально-классовой структуры) и, как следствие, политического представительства (в т.ч. партийного). В результате этого ранее “сонные большинства” охватывает “отрицательная солидарность”, питающая антисистемные настроения. Подобная ситуация обостряется в периоды потрясений и кризисов. 2) Для формирования тоталитарных движений необходимо также особое психологическое состояние множества людей, складывающееся из “самоотречения в том смысле, что любой ничего не значит,” и “ощущения себя преходящей вещью” и в итоге из потери “интереса к собственному бытию”, на место которого приходят “некий способ мышления в категориях континентов и чувствования в веках”, жестокость к себе и окружающим, “общее презрение даже к самым очевидным правилам здравого смысла”. 3) Даже будучи частью массы, человек все равно изолирован и страдает от недостатка “нормальных социальных взаимоотношений” (результат крайней индивидуализированности людей, к которой стремится любой тоталитарный режим или диктатура, его подготавливающая, напр., посредством репрессий). При сочетании этих условий и появляются тоталитарные движения как “массовые организации атомизированных, изолированных индивидов”), от членов которых требуется всецелая преданность вождям. А такая преданность возможна лишь со стороны очень одинокого, испытывающего страх (в т.ч. от насилия) человека и она не нуждается ни в сложном идейном наполнении, ни в партийной программе в традиционном смысле, кроме идей вождя и глобальных обещаний “светлого будущего”, “мирового господства” и т.п., составляющих суть тоталитарной идеологии как важного способа господства над людьми (наряду с государством с его бюрократизированной машиной террора). И это естественно, поскольку “политической цели, что стала бы конечной целью движения, просто не существует”. В отношении нацистской Германии Арендт утверждала, что катализатором тоталитарного движения выступил антисемитизм. В столь же важной работе “Положение человека” Арендт рассматривает различные аспекты человеческой жизнедеятельности – труд (англ. labour; помогает воспроизводить биологические процессы в человеческом организме); производство (англ. work; обеспечивает воспроизводство цивилизации, искусственного мира) и активность (англ. action; действие). Именно благодаря действию человек выступает в качестве творческого субъекта “начинания нового”, без чего невозможна индивидуальность. Проявление действия, при помощи которого индивид реализует себя в сфере публичности (т.е. в общественной), - свобода, а она, в свою очередь, полностью раскрывается только в политике (“свободность” в частной жизни, или приватности, предзадана). Арендт указала на опасность замены активности трудом и производством, иными словами, на угрозу, чинимую сращиванием политической сферы с социальной и экономической. Но вообще между публичностью и приватностью должен существовать определенный баланс, его нарушение в пользу, напр., публичности характерен для тоталитарных режимов. Итак, Арендт представляла политику как “цель в себе” и свободу как общение граждан в сфере публичности; угроза их утраты в современном обществе и, соответственно, прихода тоталитаризма весьма велика. Некоторые политологи, вслед за Арендт, определяют “подлинную революцию” в качестве прорыва к свободе.

Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования