Политология




Политология
Альтузий (Althusius), Иоханн - (ок. 1557, Диденсхаузен, Вестфалия – 1638, Эмден, Голландия) – немецко-голландский политический теоретик, которого считают родоначальником современных теорий федерализма и консоционализма; философ права, обосновавший идею народного суверенитета; дипломат и политик. Автор ряда работ по праву, включая: классический трактат "Два тома, посвященные римскому праву" (1-е изд. 1586; 2-е изд., исправ. и дополн., 1588); "Два тома, посвященные гражданскому общению" (1-е изд. 1601; 2-е изд., исправл. и дополн., 1603); "Политика, изложенная методологическим образом и иллюстрированная священными и мирскими примерами" (1-е изд. 1603; окончат. исправл. и дополн. изд. 1614); "Три тома, посвященные теории справедливости" (1617) и др. Вклад в развитие политической мысли. Альтузий, работавший в кальвинистской традиции, утверждал, что политика является "искусством объединения людей (consociandi) с целью установления, улучшения и сохранения между ними социальной жизни", иначе говоря, политика – это "симбиотика". Посему объединение (ассоциация или сообщество) людей и составляет предмет политики; соответственно, человек является политическим существом (симбиотом – symbioticum) при условии, что он объединен с другими людьми в группы (это утверждение находится в русле аристотелевой традиции). Люди объединяются в зависимости от потребностей и побуждений посредством договора, а точнее, множества договоров. Народ – "тело, представляющее собой сожительство индивидов" (corpus symbioticum). Исходя из кальвинистской доктрины о предопределении, Альтузий предположил, что существует Закон, которому подчиняются все люди, но также они распоряжаются и существенными правами. Отсюда последовало положение, что только народ, т.е. все люди-симбиоты, распоряжается всей полнотой суверенных прав (народ как носитель суверенитета), и данное обстоятельство подлежит учету со стороны любого правителя, который обязан подчиняться благим установлениям сообщества. Таким образом, речь идет о необходимости наличия у правителей согласия со стороны управляемых на осуществление власти. Правительство (правитель) осуществляет административные функции в государстве, которое является "универсальным общественным объединением" (universalis publica consociatio). В том случае, если правительство не выполняет свои функции и обязательства должным образом, злоупотребляет властью (тирания) и ставит под угрозу само существование сообщества, разрушает гражданскую и социальную жизнь, то сопротивление ему или даже его смещение является этически оправданным, ибо это есть акт борьбы со злом. Тем не менее, в отличие от большинства кальвинистских теоретиков Альтузия больше интересовало не оправдание сопротивления правителям-тиранам, а создание способов обеспечения гармонии в человеческом сообществе. Существует пять основных типов общественных объединений: семья (естественное объединение); добровольное объединение, основанное на сотрудничестве трех и более людей, принадлежащих к той же гильдии, профессии и т.п. ("коллегиум"); местное сообщество, город; провинция, а также государство (respublica или regnum). Каждый последующий тип ассоциаций включает в себя все предыдущие, которые продолжают существовать параллельно ему. Каждая из ассоциаций, составляющая общество, обладает автономией по отношению к целому и другим ассоциациям. Устойчивость общества, структурированного как федеративная или конфедеративная – в зависимости от уровня внутренней интеграции – полития, по мере образования новых и функционирования уже сложившихся ассоциаций поддерживается с помощью серии общественных договоров. Исследуя взаимоотношения сотрудничества между различными ассоциациями и внутри больших объединений людей, Альтузий разработал целостную теорию федерализма, который выступает альтернативой феодальной иерархии и инструментом обеспечения единства, основанного на общих интересах и всеми разделяемой морали (она, в свою очередь, имеет в качестве основания Десять заповедей). В основе теории Альтузия – неотчуждаемость суверенитета, которым распоряжаются люди, составляющие ассоциации, и ассоциации, составляющие государство. Суверенитет является фундаментальным принципом политического сообщества. Предназначение каждой ассоциации – обеспечение благочестивой, счастливой, гармоничной и справедливой жизни ее членов, а конечная цель политики – осуществление естественного нравственного закона и воли Бога. Труды Альтузия пользовались большой популярностью в начале XVII в., в особенности в кальвинистской среде. Однако его идеи, как и идеи других монархомахов, не смогли остановить распространение абсолютизма в Европе, теоретиком которого считается Жан Боден (1530–1596 гг.). Альтузий был вновь "открыт" в конце XIX в. немецким теоретиком права Отто фон Гирке (1841–1921 гг.), назвавшим Альтузия "наиболее глубоким политическим мыслителем, творившим в эпоху между Боденом и Гоббсом". Популяризация идей Альтузия в англоязычном научном сообществе была осуществлена Карлом Фридрихом (1901–1984 гг.), который перепечатал в 1932 г. б?льшую часть "Политики" с подробным комментарием. Выдающийся исследователь федерализма Дэниел Элейзер (1934–1999 гг.) охарактеризовал "Политику" как первую попытку создать "всеобъемлющую теорию федеративного республиканизма", плюралистическую "теорию сложно составленного политического сообщества, основанного на согласии граждан".

Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования