Политика




Политика
Аристотель - (Aristotle) (ок. 384— 322 г. до н.э.), греческий философ. Родился на севере Греции в богатой семье врача. В 367 г. до н.э. он приехал в Афины, где учился и преподавал в Академии *Платона до его смерти (347 г. до н.э.). После нескольких лет странствий и изучения островов в восточной части Эгейского моря он был приглашен Филиппом Македонским наставником к тогда еще юному Александру Великому. В 335 г. до н.э. вернулся в Афины и основал школу философии, Ликей, в котором преподавал до тех пор, пока усилившиеся антимакедонские настроения не заставили его отойти от дел и уехать на остров Эвбею, где на следующий год он умер. Первые самостоятельные исследования Аристотеля касались в основном биологии, поэтому стиль его научного мышления определили методологические принципы и взгляды ученого-натуралиста. Диапазон его интересов и знаний был необычайно широк. Помимо блестящих работ по биологии, он написал трактаты по физике, метафизике, логике, психологии, этике и политике. Науки Аристотель делил на три основные категории: теоретические, творческие и практические. Этика и политика были отнесены им к последним, цель которых — получение знаний для практической деятельности, необходимой для изменения образа жизни людей. Отходя от учения Платона, Аристотель считал, что эта категория наук должна основываться на эмпирических данных и таксономии. Вместе с группой своих учеников он исследовал политическую структуру и историю 158 государственных образований, хотя до нас дошла лишь одна работа этого рода — «Афинская полития». Его самый известный труд о политической науке — «Политика», где помимо выводов, предписаний и описаний содержатся сведения о разных государственных устройствах, в т.ч. о Спарте, Крите и Карфагене. Аристотель также излагает и анализирует политические теории других философов, особенно Платона (или свои варианты этих теорий). Склад ума ученого-натуралиста сказывается и в его понимании природы, происхождения и предназначения государства. Если некоторые софисты усматривали резкое противоречие между природой и обществом, то Аристотель стремился показать, что «человек есть политическое животное», естественной средой обитания которого является античный полис. По его мнению, существуют две основные формы человеческих сообществ — объединение мужских и женских особей в целях продолжения рода и объединение господина и «естественного раба» в целях взаимного поддержания жизни. На этой основе создаются домашние хозяйства, из которых складывается сельская община, а из сельских общин — полис. Последний представляется Аристотелю как самодостаточное сообщество, связанное общими делами и ценностями. Другой аргумент, свидетельствующий в пользу отсутствия противоречий между природой и обществом, основывается на понимании человека как «общественного животного», о чем упоминается в «Политике» и что детально исследуется в «Никомаховой этике». Чтобы добиться процветания, мы должны использовать интеллектуальные и духовные качества, которыми обладаем как представители рода человеческого. Именно их, и в первую очередь способность поступать справедливо, можно реализовывать, только живя в государстве. Государство самодостаточно в силу того, что оно обеспечивает (и в этом заключается его основное предназначение) все необходимое для счастливой и достойной жизни. Государство и человек находятся в состоянии гармонии. В самом деле, утверждает Аристотель, государство не только берет начало в естественных объединениях «мужчина — женщина», «господин — раб», но и само становится естественной целью всех объединений, «природа сама по себе является целью». Отсюда следует, что «государство принадлежит к тому типу явлений, которые существуют по природе вещей». В итоге Аристотель приходит к мысли о том, что государство — это некое сверхсущество, а люди — всего лишь его часть и никакой ценности сами по себе не представляют. Подобная логика привела Аристотеля к апологии тоталитаризма, вплоть до утверждения, что гражданин принадлежит государству. Но кого считать гражданином? Аристотель различает три основные функции управления: совещательную, исполнительную и судебную — и определяет гражданство как активное участие по крайней мере в совещательной и судебной деятельности, но оно возможно лишь в том случае, если человек образован, способен конструктивно мыслить и имеет досуг. Следовательно, гражданами могут быть только свободнорожденные мужчины, не занятые ремесленным трудом. Некоторые люди, по мнению Аристотеля, обладают такими низкими умственными способностями, что даже о себе подумать не могут. Это, безусловно, «естественные рабы», неспособные участвовать в принятии решений. Более того, они живут счастливее, если их жизнью управляет кто-то другой. Вот почему отношение «господин — раб» вполне естественно. Это утверждение верно и в отношении женщин. Хотя они способны мыслить, но у них преобладают эмоции. Ремесленники и лица, занятые физическим трудом, участвовать в политической деятельности, равно как и интеллектуально совершенствоваться, не могут, т.к. не имеют необходимого для этого активного досуга. Поскольку проживающим в государстве иностранцам в гражданстве также следует отказать, граждан в государстве остается совсем немного. Иногда в трудах Аристотеля проскальзывает мысль о том, что «неграждане» даже не считаются членами государства, а лишь его простым sine qua поп (непременным условием) — это, по крайней мере в отношении женщин и рабов, вступает в противоречие с утверждением о развитии государства из домашнего хозяйства. В книгах III и IV «Политики» Аристотель делает попытку систематизировать и оценить различные типы государственного устройства. Чтобы понять, чем они отличаются друг от друга, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: кто правит и от чьего имени правит? Править могут один, несколько и много человек, хорошее правление осуществляется от имени всего народа, плохое — от имени правителей. Три удачных типа государственного устройства — монархия, аристократия и «полития» (форма правления всего народа в интересах всех), а три соответствующих им отклонения — тирания, олигархия и демократия. На практике, однако, богатых — меньшинство, а бедных — большинство; экономический статус жителей государства — не менее важный показатель, чем количество. Способствуя формированию целей и ценностей для власть предержащих, экономические условия вместе с тем придают каждому государственному строю отличительные черты. Так, цель олигархии — получение еще больших богатств; демократии — обретение свободы. Позднее Аристотель дал качественную характеристику этой широкой таксономии. Он подчеркнул, что каждый из шести основных типов государственного устройства имеет несколько разновидностей, сочетающихся в различных вариантах. И вообще, точнее говорить о каком-либо типе власти с точки зрения наличия в нем, например, элементов демократии. Аристотель считает несомненным то, что любые формы правления, стремящегося к достижению всеобщего блага, предпочтительнее тех, которые отстаивают интересы отдельных групп. Всеобщее благо должно основываться на принципе справедливого распределения, согласно которому большую долю благ и почестей предоставляют гражданам, которые приносят больше пользы государству. Ответ же на вопрос о том, какая форма правления лучше, зависит от конкретных обстоятельств. Если появится мудрый человек, который полезен государству, то, согласно принципу справедливого распределения, он должен получить право на высшую власть. Те же соображения относятся и к добродетельным людям. При отсутствии идеальной монархии или аристократии лучшей формой правления для большинства стран будет «полития», смешение демократии и олигархии, при которой власть находится в руках умеренно богатых. Представители среднего класса, скорее всего, будут действовать в соответствии со здравым смыслом, и маловероятно, что среди них возникнут внутренние противоречия и они начнут впадать в крайности, которые являются уделом очень богатых и бедных. Аристотель недвусмысленно, хотя и не без оттенка сомнения, связывает средний класс с понятием «середины», которая, согласно «Никомаховой этике», и есть добродетель. Действия «политии» скорее всего получат всеобщее одобрение и обеспечат стабильность — одно из самых великих благ. Проблеме политической стабильности, факторам ее поддержания или расшатывания ученый отводит значительное место в книгах V и VI «Политики». Он считает необходимым сохранить даже «девиантные», отклоняющиеся от нормы, государственные устройства, хотя в случае с тиранией допускает, что понимание тактики, к которой прибегает тиран, — лучшая гарантия от его появления. Главную причину революций и нестабильности в государстве Аристотель видит в недовольстве, порождаемом неравенством. Все понимают, что справедливость необходима и что она заключается в пропорциональном равенстве, но нет согласия в том, каковы должны быть его критерии. Демократы утверждают, что это свобода, олигархи — что богатство. Таким образом, для поддержания стабильности необходимо не допустить возникновения недовольства, предоставив как можно большему числу людей хотя бы некоторую долю почестей, должностей и доходов. Следует принять законы, которые не позволяли бы обогащаться сверх меры, а также способствовали росту среднего класса. В самом деле, поддержка с его стороны окажется решающим фактором для власть предержащих. Важно также стараться ввести оппонентов данного государственного устройства в его структуру. Но наиболее твердой гарантией является образование. Только с его помощью государство способно привить молодежи привычку жить в согласии с существующей формой правления. Без этого законы окажутся бессильными. Прагматический подход к политической теории проявился также и в незаконченном наброске Аристотеля об идеальном государстве (книги VII и VIII «Политики»). Даже идеал, подчеркивает автор, должен быть всегда в рамках возможного. Коль скоро цель государства обеспечить счастливую и достойную жизнь, т.е. добродетельную, идеальным будет то государство, которое способствует проявлению гражданами этого качества. Поэтому необходимы определенные условия, и Аристотель дает советы относительно территории, численности населения, продуктов питания (все современные государства он посчитал бы слишком большими, чтобы их вообще считать государствами). Нетрудно догадаться, что среди наиболее важных условий вновь называется образование, ответственное за воспитание добродетельных граждан, которое должно опираться на объективные принципы и быть одинаковым для всех. Это также помогает сохранить стабильность. Единственная гарантия получения одинакового образования — организация его государством. В какой мере женщины входят в число «всех», неясно. Поскольку они не являются гражданами, им, естественно, не нужно иметь такого же образования, как мужчинам. Но все же Аристотель дает понять, что хотя бы некоторые знания женщины должны получить. При всей своей склонности к умеренности и практичности Аристотель очень авторитарен. Его идеальное государство решает, когда индивид должен заводить детей и когда вступать в половые сношения без зачатия детей, какие произведения искусства можно смотреть или слушать и даже на каких инструментах можно учиться играть ребенку. Подобно Платону, Аристотель верит в то, что хорошая жизнь есть объективная реальность, познание этой реальности вполне доступно и обязывает носителя знания рекомендовать его другим. Вопрос о праве отвергнуть подобную рекомендацию вообще не ставится. «Политика» оказала влияние на столь разных философов, как *Фома Аквинский и Тегель, и стала основой для теорий *Макиавелли, *Бодена и *Хукера. Позднее многие идеи Аристотеля сформировали «коммунитарное» мировоззрение таких философов, как Аласдейр Макинтайр и Майкл Сэндел.

Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования