Политика




Политика
Апартеид - (apartheid), в языке африкаанс означает раздельное существование, т.е. принудительное деление людей по признакам расы или пола. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г., была нацелена на разделение не только белых и негров, но и цветных. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южноафриканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г., особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой этой партии. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства. Сегрегация — давняя практика белых правительств Южной Африки как до, так и после создания Союза, и большинство законов, принятых и введенных в действие после 1948 г., — берет свое начало в политическом направлении, санкционированном белым — по преимущественному составу — электоратом. Белые работники в сфере экономики, основу которой составлял труд чернокожих рабочих, традиционно занимали привилегированное положение. Африканское население, насчитывавшее три четверти от всего населения страны, не имело избирательного права и подвергалось узаконенному угнетению. Семьдесят процентов земель было зарезервировано для заселения белыми. После 1948 г. в результате введения новых мер широко распространенные расовая дифференциация и сегрегация сделались еще более жесткими и приобрели систематический характер. Надежды на ассимиляцию и интеграцию исчезли. В 1948—50 гг. были приняты законы о регистрации населения, запрещении смешанных браков, демаркации «групповых» или «этнических» зон проживания и реструктурировании образования банту, о подавлении коммунизма. Главным «архитектором» апартеида считается Х.Ф. Фервурд, ведущий теоретик и идеолог Националистической партии; в 1950—58 гг. занимал пост министра по делам туземцев, а позднее, вплоть до его убийства, премьер-министра. Борец с движением за независимость во всех африканских странах, Фервурд утверждал, что самоопределение для населения ЮАР несовместимо с правлением африканского большинства. Вместо этого его правительство предложило программу раздельного развития и обещало независимость этническим группам, считавшимся коренным населением. Африканское население получило в свое распоряжение «национальные отечества» — бантустаны. Теперь в любой момент политической нестабильности или роста безработицы их могли лишить права проживания вне этих территорий, что, в свою очередь, обеспечивало постоянный приток дешевой и послушной рабочей силы. Оппозиция политике апартеида внутри ЮАР жестоко подавлялась. После 1960 г. были запрещены все африканские политические движения, их лидеры либо арестованы, либо высланы из страны. Однако в 1970-х гг. усиливаются, протесты против политики апартеида не только со стороны белых либералов, но и нового поколения африканцев, воспринявшего идеологию «черного самосознания». Сопротивление режиму продолжалось и после восстания 1976 г. в Соуэто. Ему придавали силу свержение «белых» правительств в других странах Южной Африки и нарастающее требование санкций против расистского режима во всем мире. Среди «просвещенных» белых многие уже тогда поняли, что подобная политика не даст положительных результатов в условиях сильно интегрированного городского сообщества с растущей индустриальной базой, нуждающейся в более широком внутреннем рынке и чрезвычайно зависимой от наличия квалифицированной и образованной рабочей силы. Постепенная отмена некоторых дискриминационных ограничений и признание в 1979 г. профсоюзов африканцев свидетельствовали о появлении в среде преемников Фервурда ревизионистских тенденций. К тому же четыре «независимых» и шесть самоуправляющихся бантустанов, не имеющих надлежащей инфраструктуры, ресурсов, инвестиций и международного признания, лишь усугубляли противоречия государственной политики. После 1978 г. премьер-министр П.У. Бота отказался от термина «апартеид». Однако конституционные перемены произошли лишь в 1984 г., когда были введены должность президента как главы исполнительной власти и трехпалатный законодательный орган. Но в основе «реформы» сохранился расовый принцип, что вызвало множество выступлений по всей территории ЮАР (1984—86). С обеих сторон имели место исключительно жестокие акты насилия. Правительство ввело в стране чрезвычайное положение. Мировое сообщество ответило дополнительными санкциями, иностранные банки приостановили инвестиции, ускорив тем самым финансовый кризис в экономике, которая уже давно находилась в состоянии упадка, безработица достигла рекордного уровня. С прекращением войны на Юге континента и провозглашением независимости Намибии стали все чаще звучать требования демократизации и в самой ЮАР. К тому времени апартеид уже не был руководящим лозунгом белых избирателей и даже африканеров. После четырех десятилетий повышения их общественного статуса благодаря гарантированному приему на государственную службу и высокому уровню социального обеспечения они растеряли значительную долю своего воинствующего национализма, а классовые и прочие социальные различия «ослабили» их сплоченность. Подобно представителям англоязычного населения, африканеры не желали внутреннего конфликта, могущего существенно подорвать их безопасность. Крайне правые вышли из Националистической партии еще в 1982 г. и основали Консервативную партию, так что к 1989 г. Ф.У. де Клерк и его новая политика получили поддержку большинства в правящей партии. Де Клерк освободил Н. Манделу и других политических заключенных, снял запрет с националистических и коммунистической партий и к 1991 г. отменил основные законы апартеида. Голландская реформатская церковь, утверждавшая, что апартеид освящен Библией, порвала с прихожанами, признавшими его серьезной ошибкой, а то и вообще ересью. Даже члены Союза коренных африканеров, имевшие большое влияние на правительство и с самого начала выступавшие вдохновителями апартеида, стали подумывать о возможности присутствия «небелых» граждан в органах власти.

Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования