Политика




Политика
Анархизм - (anarchism), общественно-политическое течение, согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. Существующие примитивные общества, отвечающие данному критерию, обычно называют «ацефальными», т.е. неуправляемыми; в то же время анархизм рассматривается как один из путей трансформации современных развитых обществ. В бытовом понимании термин означает отсутствие морального и политического порядка. Отрицательное значение анархизма, такое же древнее, как и обозначающее его греческое слово, усилилось на рубеже 19—20 вв., когда анархисты совершили несколько громких политических убийств: русского царя Александра II (1881), французского президента Карно (1894) и американского — Маккинли (1901). Единой позитивной доктрины анархизма не существует, и, если не считать отрицания государства, его теоретики расходятся по самым фундаментальным вопросам, высказывая абсолютно противоположные точки зрения — от пропаганды крайнего *индивидуализма до призыва ко всеобщему *коллективизму. Если сторонники государства рассматривают его как необходимый инструмент, служащий в основном для обеспечения безопасности и порядка в обществе, то анархисты, напротив, именно в государстве видят источник проблем, связанных с безопасностью. Самая ранняя разработка теории анархизма, хотя этот термин тогда и не употреблялся, содержится в трактате Уильяма *Годвина «Рассуждение о политической справедливости» (1793). Он утверждал, что правительства существуют только за счет обмана и развращения своих подданных. По мере роста интеллекта и здравого смысла граждане непременно осознают идеи справедливости и права, и правительствам будет все труднее удерживать власть. В конечном счете они исчезнут. *Штирнер употреблял термин «анархизм» по отношению к либерализму, хотя был самым большим индивидуалистом и отвергал саму идею об обязательности или правдивости. Когда человек осознает себя как единственную ценность, он отвергнет все моральные и институционные структуры; в итоге образуется «союз эгоистов», основанный исключительно наличных интересах каждого. Другие анархисты-индивидуалисты в такие крайности не впадали. Бенджамин Таккер (1854—1939), например, считал, что каждый человек должен пользоваться максимумом свободы, но совместимой со свободой других, а что касается общества, то для его хорошей организации необходимы свободный рынок и отсутствие авторитарных институтов. Эти идеи возродились в 1945 г., порой в форме *либертаризма. Пьер Жозеф *Прудон (1809—65), которого *Маркс считал основателем научного социализма (до 1846 г., когда Прудон отказался стать французским корреспондентом информационных изданий социалистов, решив, что Маркс слишком авторитарен), прославился как выразитель европейских революционных идеалов после выхода в свет его книги «Что такое собственность?» (1840). На вопрос, вынесенный в заглавие книги, он ответил: «Собственность — это кража». Прудон рассматривал человеческое общество (и вселенную в целом) как нечто противоречивое, неспособное к изменению, но под угрозой катастрофических последствий поддающееся регулированию путем уравновешивания различных сил. Прудон отвергал идеи Бога и государства, а также институты, которые они порождают, считая их двумя взаимосвязанными источниками порабощения человека. Он одним из первых утверждал, что отдельные группы и общество в целом существуют как единое целое, а не как совокупности индивидов. В своей теории эксплуатации Прудон, в отличие от Маркса, рассматривал прибавочную стоимость, которую присваивают капиталисты, как результат кооперирования труда рабочих, а не продукт, производимый сверх прожиточного минимума. Вместо проектов «ликвидации государства» он выдвинул идею его федеративного переустройства, призывая раздробить современные цивилизованные государства на мелкие автономные области. Взаимоотношения между различными уровнями организации, от самой небольшой группы до всего человечества, должны определяться в ходе переговоров делегатов. При таком устройстве, по мнению Прудона, в современном обществе мелкое ремесленное и сельское производство может сосуществовать с промышленным. Подробный подход более точно отражал картину французской экономики, чем модель Маркса. Михаил *Бакунин (1814—76) был последователем Прудона. Наемного рабочего он считал рабом и по этой причине предлагал ввести коллективную собственность. Государство, по мнению Бакунина, развращает своих граждан, как подчиненных, так и управляющих, их человеческий статус теряет свое значение. В 1-м Интернационале Бакунин критиковал Маркса, считавшего целесообразным трансформацию государства вместо его полной ликвидации. Эти разногласия привели к развалу организации в 1876 г. Петр *Кропоткин (1842— 1921) пытался научно обосновать свою концепцию анархизма, опираясь на труды Дарвина (*дарвинизм). В работе «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1897) он утверждал, что успех эволюции зависит от степени развития взаимопомощи между особями конкретного вида, причем не обязательно выгодной каждому из них. Рассматривая эволюцию человечества с этой точки зрения, Кропоткин пришел к выводу, что оптимальной организации общественной жизни отвечает средневековый город. Сохранившиеся с тех времен некоторые формы кооперации могут занять доминирующее положение только в результате революции, объединяющей народные массы с помощью идей анархизма. Концепций анархизма столько, сколько и его теоретиков. Главный критерий, позволяющий отличать их друг от друга, — это степень признания законности различных действий от терроризма до пацифизма Толстого (1828— 1910) и социального переустройства. В противостоянии т.н. тоталитарным государствам (*тоталитаризм) Гитлера и Сталина анархизм, в отличие от *либерализма, значительной роли не сыграл, хотя оба течения слились в *либертаризме.

Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования