Литературная энциклопедия




Литературная энциклопедия
фигуры стилистические -
фигуры стилистические
фигу́ры стилисти́ческие
речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль. Учение о фигурах складывалось в античности, развивалось и дополнялось в Средние века, наконец, окончательно превратилось в постоянный раздел нормативных поэтик (учебников по поэтике) в Новое время. Первые опыты описания и систематизации фигур представлены в античных латинских трактатах по поэтике и риторике (более полно – в «Воспитании оратора» Квинтилиана). Античная теория предполагала, что есть некоторое простейшее словесное выражение всякой мысли, и всякое реальное отклонение от этого умопостигаемого эталона рассматривало как фигуру. Тропы и фигуры многие века были предметом единого учения: если троп – изменение естественного значения слова, то фигура – изменение естественного порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних» – с точки зрения естественной речи – лексических элементов). Тропы имеют более отчётливую, чем у фигур, смысловую функцию: слова с непрямым значением служат не только для материального воплощения разных образов художественного произведения, но и для выделения некоторых из них на фоне всей системы образов. В свою очередь, фигуры часто служат синтаксическим средством выделения тропов в художественной речи. Кроме того, в обыденной речи, не имеющей установки на художественную образность, фигуры часто рассматриваются как речевые ошибки, а в художественно ориентированной речи те же фигуры выделяются как действенные средства поэтического синтаксиса. К группе приёмов нестандартной связи слов в синтаксические единства относятся эллипс, анаколуф, силлепс, алогизм, амфиболия (фигуры, отличающиеся необычной грамматической связью), а также оксюморон и эналлага (фигуры с необычной семантической связью элементов). К числу фигур с необычным взаиморасположением частей синтаксических конструкций относятся различные виды параллелизма и инверсии. К группе фигур, маркирующих необычную интонационно-смысловую композицию текста или его отдельных частей, относятся амплификация, анафора, эпифора, плеоназм, многосоюзие и бессоюзие.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Фигуры Фигуры (греч. shema — образ, вид, форма; от лат. figura — очертания, внешний вид, образ) — в общем случае любые обороты речи, отступающие от естественной нормы. Ф., писал Квинтилиан, «некоторый оборот речи, от общего и обыкновенного образа изъяснения мыслей отступающий». Современное языкознание не
,
фигу́ры стилисти́ческие
речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль. Учение о фигурах складывалось в античности, развивалось и дополнялось в Средние века, наконец, окончательно превратилось в постоянный раздел нормативных поэтик (учебников по поэтике) в Новое время. Первые опыты описания и систематизации фигур представлены в античных латинских трактатах по поэтике и риторике (более полно – в «Воспитании оратора» Квинтилиана). Античная теория предполагала, что есть некоторое простейшее словесное выражение всякой мысли, и всякое реальное отклонение от этого умопостигаемого эталона рассматривало как фигуру. Тропы и фигуры многие века были предметом единого учения: если троп – изменение естественного значения слова, то фигура – изменение естественного порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних» – с точки зрения естественной речи – лексических элементов). Тропы имеют более отчётливую, чем у фигур, смысловую функцию: слова с непрямым значением служат не только для материального воплощения разных образов художественного произведения, но и для выделения некоторых из них на фоне всей системы образов. В свою очередь, фигуры часто служат синтаксическим средством выделения тропов в художественной речи. Кроме того, в обыденной речи, не имеющей установки на художественную образность, фигуры часто рассматриваются как речевые ошибки, а в художественно ориентированной речи те же фигуры выделяются как действенные средства поэтического синтаксиса. К группе приёмов нестандартной связи слов в синтаксические единства относятся эллипс, анаколуф, силлепс, алогизм, амфиболия (фигуры, отличающиеся необычной грамматической связью), а также оксюморон и эналлага (фигуры с необычной семантической связью элементов). К числу фигур с необычным взаиморасположением частей синтаксических конструкций относятся различные виды параллелизма и инверсии. К группе фигур, маркирующих необычную интонационно-смысловую композицию текста или его отдельных частей, относятся амплификация, анафора, эпифора, плеоназм, многосоюзие и бессоюзие.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Фигуры Фигуры (греч. shema — образ, вид, форма; от лат. figura — очертания, внешний вид, образ) — в общем случае любые обороты речи, отступающие от естественной нормы. Ф., писал Квинтилиан, «некоторый оборот речи, от общего и обыкновенного образа изъяснения мыслей отступающий». Современное языкознание не

Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования