Литературная энциклопедия




Литературная энциклопедия
Феокрит -
Феокрит
Феокрит

       
ФЕОКРИТ (Теокрит) — греческий поэт III в. до н. э. — один из наиболее выдающихся представителей литературы раннего эллинизма. Основные литературные тенденции этого периода — отход от политических и гражданских тем, стремление замкнуться в тесный круг интимных, домашних переживаний, чувствительное восприятие природы, рост интереса к мелким деталям быта, к маленьким людям — идеализированным носителям субъективного мира, свободного от общественных связей, — все это находит в Ф. поэтического выразителя. Деятельность Ф., как и большинства эллинистических писателей, протекает в различных концах греческого мира (Сиракузы, Александрия); одно время Ф. жил на острове Косе, центре нового литературного направления, культивировавшего малые поэтические жанры. Ф. — создатель греческой идиллии. Идиллии Ф. распадаются на три основные категории:
       1) небольшие поэмы на сюжеты героического эпоса, в к-рых мифологические фигуры низводятся до уровня интимной поэзии («Геракл-младенец», «Свадебная песнь в честь Елены» и др.), — здесь Ф. соприкасается с распространенным в эллинистической поэзии жанром «малого эпоса» («эпиллий»); мир служит лишь стержнем для описаний природы, бытовых картинок или чувствительного лиризма;
       2) мимические сценки, в к-рых изображаются низшие слои городского населения («Сиракузянки», «Любовь Киписии», «Волшебницы»);
       3) «буколические» стихотворения — здесь полнее всего обнаруживаются специфические особенности творчества Ф.: фольклорная маска «пастухов» с их перебранками, «состязаниями» и песнями дает возможность развернуть и поэзию любовного томления и иронические зарисовки быта.
       В некоторых идиллиях под «пастушеской» маской скрываются поэты, современники Ф. Он создал нежный, певучий стих, широко использовав стилистические приемы фольклорной песни (параллелизм, рефрен и т. д.) и эолийской лирики (Сапфо, Алкей); контраст между культурным уровнем автора и его персонажами подчеркивается введением реалистически бытовых моментов, а иногда даже и пародийных черт в изображение любовного томления («Жнецы», «Кикнон»), Средством контрастирования является язык, пользующийся различными диалектами (гл. обр. дорийским), притом в искусственной, далекой от обыденной речи форме. Античные продолжатели Ф., в том числе Вергилий, усилили «чувствительную» сторону буколической поэзии в ущерб иронической и реалистической стороне творчества Ф.; эти последние вызывали отрицательное отношение и в эпоху классицизма (Фонтенель), когда пастухи Феокрита казались слишком грубыми по сравнению с Вергилием, между тем как просветители в XVIII в. превозносили Феокрита за его «естественность».

Библиография:

I. Bucolici Graeci, ad. by V. v. Wilamowitz-Moellendorf, Oxford, 1910; Legrand P. E., Bucoliques Grecs, 2 vls, P., 1925—1927; Idylls, ed. dy E. V. Cholmeley, L., 1919; Two Theocritus papyri, ed. by A. S. Hunt a J. Jameson, L., 1930. Русские переводы: Янчевецкий Г. А., Идиллии Феокрита. С предисл. Сочинения Феокрита. Характеристика его сочинений, «Филологич. записки», 1875, вып. 5, 1876, вып. 4 и отд. изд.: Воронеж, 1876 (пер. размером подлинника); Сиротинин А. Н., Стихотворения Феокрита. Стих., пер. с предисл., «ЖМНП», 1890, №№ 10—12, и отд. изд.: СПБ, 1890; Отдельные идиллии в пер. Л. Мея («Сын отечества», 1852, №№ 2, 8, 29, 35; «Б-ка для чтения», 1856, №№ 3, 5, 1858, № 9, и в «Полн. собр. сочин.», М., т. II, СПБ, 1887); В. Л (атышева), Из Феокрита. Идиллии IV, V, XIX, XX, «Ученые зап. Казанск. имп. ун-та», 1891, № 1 (и отд. изд.: Казань, 1891), Идиллии VIII, XXI, там же, 1891, № 2. Scholia in Theocritum votera, rec. c. Mendel, Lpz., 1914; Legrand P. E., Etude sur Theocrite, P., 1898; Vilamovitz-Moellendorf U. V., Die Textgeschichte der griechischen Bukoliker, B., 1906; Rostagni A., Poeti ale sandrini, Torino, 1916; Bignone E., Teocrito, Bari, 1934.
       

II. Никитин П. В., Об основах для критики текста эолических стихотворений Феокрита, Киев, 1876; Вульфиус Г., Александрийские этюды. I. К биографии Феокрита, «ЖМНП», 1892, № 3.
       

III. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии..., СПБ, 1898, стр. 86—87, 289.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Феокри́т
(Theokritos) (ок. 300 до н. э., предположительно Сиракузы – ок. 240 до н. э., место смерти неизвестно), древнегреческий поэт, основоположник идиллической поэзии. Известны лишь два факта его биографии: он долго жил на о. Кос, где общался с другими поэтами, а потом в Александрии, где прославлял Птолемея II Филадельфа. В I в. до н. э. из его стихов, впервые названных идиллиями (т. е. картинками) был составлен сборник. До нас дошли 30 идиллий (подлинность 8 из них сомнительна) и 26 эпиграмм. Написанные гекзаметром, идиллии разнообразны по жанровой окраске: среди них есть эпиллии (малые эпические поэмы), два энкомия (хвалебные песни), мимы (драматические бытовые сценки) и буколики (пастушеские песни), которым впоследствии подражал Вергилий. Феокрит прежде всего стал известен как творец буколик – преимущественно диалогических стихотворений, в которых изображаются беседующие на лоне природы пастухи. Поэтизация простого сельского быта и беззаботной пастушеской жизни, наполненной музыкой и любовью, а также каталогизация пейзажных деталей – основные приметы поэтической манеры автора. Наиболее популярны идиллии 1-я (со вставной песней об умирающем от любви пастухе Дафнисе), 7-я (о сельском празднике), 11-я (о любви циклопа Полифема к нереиде Галатее), 15-я (о двух сиракузянках на празднике Адониса). Поэт также известен как один из первых европейских стихотворцев, обращавшихся к форме фигурного стиха.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

,
Феокрит

       
ФЕОКРИТ (Теокрит) — греческий поэт III в. до н. э. — один из наиболее выдающихся представителей литературы раннего эллинизма. Основные литературные тенденции этого периода — отход от политических и гражданских тем, стремление замкнуться в тесный круг интимных, домашних переживаний, чувствительное восприятие природы, рост интереса к мелким деталям быта, к маленьким людям — идеализированным носителям субъективного мира, свободного от общественных связей, — все это находит в Ф. поэтического выразителя. Деятельность Ф., как и большинства эллинистических писателей, протекает в различных концах греческого мира (Сиракузы, Александрия); одно время Ф. жил на острове Косе, центре нового литературного направления, культивировавшего малые поэтические жанры. Ф. — создатель греческой идиллии. Идиллии Ф. распадаются на три основные категории:
       1) небольшие поэмы на сюжеты героического эпоса, в к-рых мифологические фигуры низводятся до уровня интимной поэзии («Геракл-младенец», «Свадебная песнь в честь Елены» и др.), — здесь Ф. соприкасается с распространенным в эллинистической поэзии жанром «малого эпоса» («эпиллий»); мир служит лишь стержнем для описаний природы, бытовых картинок или чувствительного лиризма;
       2) мимические сценки, в к-рых изображаются низшие слои городского населения («Сиракузянки», «Любовь Киписии», «Волшебницы»);
       3) «буколические» стихотворения — здесь полнее всего обнаруживаются специфические особенности творчества Ф.: фольклорная маска «пастухов» с их перебранками, «состязаниями» и песнями дает возможность развернуть и поэзию любовного томления и иронические зарисовки быта.
       В некоторых идиллиях под «пастушеской» маской скрываются поэты, современники Ф. Он создал нежный, певучий стих, широко использовав стилистические приемы фольклорной песни (параллелизм, рефрен и т. д.) и эолийской лирики (Сапфо, Алкей); контраст между культурным уровнем автора и его персонажами подчеркивается введением реалистически бытовых моментов, а иногда даже и пародийных черт в изображение любовного томления («Жнецы», «Кикнон»), Средством контрастирования является язык, пользующийся различными диалектами (гл. обр. дорийским), притом в искусственной, далекой от обыденной речи форме. Античные продолжатели Ф., в том числе Вергилий, усилили «чувствительную» сторону буколической поэзии в ущерб иронической и реалистической стороне творчества Ф.; эти последние вызывали отрицательное отношение и в эпоху классицизма (Фонтенель), когда пастухи Феокрита казались слишком грубыми по сравнению с Вергилием, между тем как просветители в XVIII в. превозносили Феокрита за его «естественность».

Библиография:

I. Bucolici Graeci, ad. by V. v. Wilamowitz-Moellendorf, Oxford, 1910; Legrand P. E., Bucoliques Grecs, 2 vls, P., 1925—1927; Idylls, ed. dy E. V. Cholmeley, L., 1919; Two Theocritus papyri, ed. by A. S. Hunt a J. Jameson, L., 1930. Русские переводы: Янчевецкий Г. А., Идиллии Феокрита. С предисл. Сочинения Феокрита. Характеристика его сочинений, «Филологич. записки», 1875, вып. 5, 1876, вып. 4 и отд. изд.: Воронеж, 1876 (пер. размером подлинника); Сиротинин А. Н., Стихотворения Феокрита. Стих., пер. с предисл., «ЖМНП», 1890, №№ 10—12, и отд. изд.: СПБ, 1890; Отдельные идиллии в пер. Л. Мея («Сын отечества», 1852, №№ 2, 8, 29, 35; «Б-ка для чтения», 1856, №№ 3, 5, 1858, № 9, и в «Полн. собр. сочин.», М., т. II, СПБ, 1887); В. Л (атышева), Из Феокрита. Идиллии IV, V, XIX, XX, «Ученые зап. Казанск. имп. ун-та», 1891, № 1 (и отд. изд.: Казань, 1891), Идиллии VIII, XXI, там же, 1891, № 2. Scholia in Theocritum votera, rec. c. Mendel, Lpz., 1914; Legrand P. E., Etude sur Theocrite, P., 1898; Vilamovitz-Moellendorf U. V., Die Textgeschichte der griechischen Bukoliker, B., 1906; Rostagni A., Poeti ale sandrini, Torino, 1916; Bignone E., Teocrito, Bari, 1934.
       

II. Никитин П. В., Об основах для критики текста эолических стихотворений Феокрита, Киев, 1876; Вульфиус Г., Александрийские этюды. I. К биографии Феокрита, «ЖМНП», 1892, № 3.
       

III. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии..., СПБ, 1898, стр. 86—87, 289.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

,
Феокри́т
(Theokritos) (ок. 300 до н. э., предположительно Сиракузы – ок. 240 до н. э., место смерти неизвестно), древнегреческий поэт, основоположник идиллической поэзии. Известны лишь два факта его биографии: он долго жил на о. Кос, где общался с другими поэтами, а потом в Александрии, где прославлял Птолемея II Филадельфа. В I в. до н. э. из его стихов, впервые названных идиллиями (т. е. картинками) был составлен сборник. До нас дошли 30 идиллий (подлинность 8 из них сомнительна) и 26 эпиграмм. Написанные гекзаметром, идиллии разнообразны по жанровой окраске: среди них есть эпиллии (малые эпические поэмы), два энкомия (хвалебные песни), мимы (драматические бытовые сценки) и буколики (пастушеские песни), которым впоследствии подражал Вергилий. Феокрит прежде всего стал известен как творец буколик – преимущественно диалогических стихотворений, в которых изображаются беседующие на лоне природы пастухи. Поэтизация простого сельского быта и беззаботной пастушеской жизни, наполненной музыкой и любовью, а также каталогизация пейзажных деталей – основные приметы поэтической манеры автора. Наиболее популярны идиллии 1-я (со вставной песней об умирающем от любви пастухе Дафнисе), 7-я (о сельском празднике), 11-я (о любви циклопа Полифема к нереиде Галатее), 15-я (о двух сиракузянках на празднике Адониса). Поэт также известен как один из первых европейских стихотворцев, обращавшихся к форме фигурного стиха.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования