Литературная энциклопедия




Литературная энциклопедия
Найденов -
Найденов
Найденов

       
НАЙДЕНОВ (1869—1922) — псевдоним драматурга Сергея Александровича Алексеева. Род. в Москве, в купеческой семье.
       Н. — яркий бытописатель мещанства и купечества начала 900-х гг. В «Детях Ванюшина» — наиболее популярной пьесе Н. — показан раскол в «темном царстве», выразившийся в столкновении «отцов и детей» в купеческой семье. Старик Ванюшин кончает жизнь самоубийством, но его смерть вовсе не символизирует победы нового быта над старым: его дети — жертвы мещанских устоев семьи — не способны стать выше обывательского прозябания. В пьесе «Богатый человек» Н. дает яркий образ культурного дикаря из той же купеческой среды. Последнюю рисует Н. и в пьесе «Авдотьина жизнь», где вскрывается мещанский быт с пережитками Домостроя, сохранившимися в обращении с женщиной. Попытка Н. в пьесе «Стены» нарисовать новых людей — революционеров, стремящихся разрушить стены подгнившего здания общественной жизни, — не увенчалась успехом: пьеса эта схематична и художественно неубедительна. Занимаясь изобличением «темного царства» — быта мещанства, купечества, показывая процесс вырождения людей этой среды, Н. старается лишь очистить существующую действительность, не призывая к революционному преобразованию ее. Критика явлений быта не сочетается у Н. с отрицанием самих устоев этого быта.
       Творчество Найденова выражает идеологию буржуазной интеллигенции, возмущавшейся косностью своего класса, рвавшейся из мертвящих оков самодержавия; но, тесно связанная со старым порядком, эта буржуазная интеллигенция не идет на революционную ломку устоев жизни, давая лишь половинчатую критику старого быта.
       Являясь реалистом, Н. в то же время иногда вводил в свои пьесы элементы символистических сопоставлений (противопоставление «нижнего» этажа в доме Ванюшиных «верхнему» или символизация мещанского быта в «Авдотьиной жизни» в образе «рва с непросыхающей зловонной водой»).

Библиография:

I. Пьесы, 2 тт., изд. «Знание» (т. I, СПБ, 1904; изд. 2-е, СПБ, 1907; т. II, СПБ, 1911).
       

II. Соловьев Е. (Мирский), ст. о «Детях Ванюшина», «Журнал для всех», 1903, VI; Батюшков Ф., ст. о пьесе «Богатый человек», «Мир божий», 1904, XI; 1905, I; «Современник», 1911, VI; Воровский В., ст. «Раскол в темном царстве», Собр. сочин., т. II, М. — Л., 1930. Некролог о Найденове в «Вестнике работников искусств», 1923, № 5—6.
       

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

НАЙДЕНОВ НАЙДЕНОВ Петр Георгиевич (куб.) — рожд. ок. 1898 г., ст. Архангельсной; участник борьбы за Казачью Идею в частях геи. Бабиева; в 1920 г. через Грузию ушел в эмиграцию; от 1925 р. проживал ви США и состоял членом Общеказачьей станицы в Нью- Йорке; был женат на Донской Казачке Анне Яковлевне; после
,
Найденов

       
НАЙДЕНОВ (1869—1922) — псевдоним драматурга Сергея Александровича Алексеева. Род. в Москве, в купеческой семье.
       Н. — яркий бытописатель мещанства и купечества начала 900-х гг. В «Детях Ванюшина» — наиболее популярной пьесе Н. — показан раскол в «темном царстве», выразившийся в столкновении «отцов и детей» в купеческой семье. Старик Ванюшин кончает жизнь самоубийством, но его смерть вовсе не символизирует победы нового быта над старым: его дети — жертвы мещанских устоев семьи — не способны стать выше обывательского прозябания. В пьесе «Богатый человек» Н. дает яркий образ культурного дикаря из той же купеческой среды. Последнюю рисует Н. и в пьесе «Авдотьина жизнь», где вскрывается мещанский быт с пережитками Домостроя, сохранившимися в обращении с женщиной. Попытка Н. в пьесе «Стены» нарисовать новых людей — революционеров, стремящихся разрушить стены подгнившего здания общественной жизни, — не увенчалась успехом: пьеса эта схематична и художественно неубедительна. Занимаясь изобличением «темного царства» — быта мещанства, купечества, показывая процесс вырождения людей этой среды, Н. старается лишь очистить существующую действительность, не призывая к революционному преобразованию ее. Критика явлений быта не сочетается у Н. с отрицанием самих устоев этого быта.
       Творчество Найденова выражает идеологию буржуазной интеллигенции, возмущавшейся косностью своего класса, рвавшейся из мертвящих оков самодержавия; но, тесно связанная со старым порядком, эта буржуазная интеллигенция не идет на революционную ломку устоев жизни, давая лишь половинчатую критику старого быта.
       Являясь реалистом, Н. в то же время иногда вводил в свои пьесы элементы символистических сопоставлений (противопоставление «нижнего» этажа в доме Ванюшиных «верхнему» или символизация мещанского быта в «Авдотьиной жизни» в образе «рва с непросыхающей зловонной водой»).

Библиография:

I. Пьесы, 2 тт., изд. «Знание» (т. I, СПБ, 1904; изд. 2-е, СПБ, 1907; т. II, СПБ, 1911).
       

II. Соловьев Е. (Мирский), ст. о «Детях Ванюшина», «Журнал для всех», 1903, VI; Батюшков Ф., ст. о пьесе «Богатый человек», «Мир божий», 1904, XI; 1905, I; «Современник», 1911, VI; Воровский В., ст. «Раскол в темном царстве», Собр. сочин., т. II, М. — Л., 1930. Некролог о Найденове в «Вестнике работников искусств», 1923, № 5—6.
       

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

НАЙДЕНОВ НАЙДЕНОВ Петр Георгиевич (куб.) — рожд. ок. 1898 г., ст. Архангельсной; участник борьбы за Казачью Идею в частях геи. Бабиева; в 1920 г. через Грузию ушел в эмиграцию; от 1925 р. проживал ви США и состоял членом Общеказачьей станицы в Нью- Йорке; был женат на Донской Казачке Анне Яковлевне; после

Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования