Литературная энциклопедия




Литературная энциклопедия
Надсон -
Надсон
Надсон

       
НАДСОН Семен Яковлевич (1862—1887) — поэт. Р. в семье чиновника. Рано потеряв отца, познакомился в детстве с нуждой, учился в классических гимназиях в Петербурге и Киеве, затем в военной гимназии и Павловском военном училище. В 1882 был произведен в офицеры; прослужив два года в Кронштадте, вышел в отставку и стал секретарем редакции журнала «Неделя». Последние годы жизни Н. были медленным умиранием от туберкулеза, от к-рого не спасло лечение в Крыму и на Ривьере. Первое стихотворение Н. появилось в печати в мае 1878 в журн «Свет». Вскоре после этого он начинает сотрудничать в «Отечественных записках».
       Первые стихи Н. окрашены в народнические тона и продолжают традиции некрасовской школы. Надсон напоминает о «меньшем брате» и призывает «на грозный бой с глубокой мглою». «Гражданские» мотивы встречаются иногда в дальнейшем творчестве Н. В поэме «Грезы» Н. провозглашает разрыв с романтическими фантазиями детства и заявляет: «Я стал в ряды бойцов поруганной свободы, / Я стал певцом труда, познанья и скорбей!» Патетикой этого рода проникнуто и стихотворение «На могиле А. И. Герцена». Но уже для первых народнических стихов Н. характерен настойчивый мотив сомнений, разъедающих революционные идеалы. Поэт убежден в бесплодности борьбы: «Для чего и жертвы и страданья / Для чего так поздно понял я, / Что в борьбе и смуте мирозданья / Цель одна — покой небытия?» Н. кажется, что сама природа осуждает жертвы борьбы и оправдывает эгоистическое довольство сытых («Позабытые шумным их кругом»). И самый социализм рисуется Надсону скучным и плоским, царством покоя, не удовлетворяющим свыкшегося с «чистой скорбью» поэта («Томясь и страдая во мраке ненастья»). Под конец своей жизни Н. начал склоняться к принципам «искусства для искусства». Противоречивый и зигзагообразный путь Н. пролегал от гражданских традиций Некрасова через многообразные сомнения и колебания к индивидуализму, импрессионизму, подготовлявшим будущих символистов. В стихотворении «Мгновение» Н. вплотную подходит к столь характерной для Брюсова и Бальмонта проповеди наслаждения мигом («Нам прожить остается одну эту ночь, / Но зато — это ночь наслаждения... / И в объятьях любви беззаботно уснем, / Чтоб проснуться для смертных объятий»).
       Н. — выразитель переломного момента в истории разночинной интеллигенции, разуверившейся в революционных идеалах народничества, ставшей перед жизнью в недоумении, как перед сфинксом, и начавшей приспособляться к капиталистическому укладу. Эта противоречивость, двойственность содействовали чрезвычайному успеху его поэзии среди широких кругов интеллигенции 80-х гг., переживавших ту же эволюцию. За 12 лет книга стихотворений Н. выдержала 14 изданий.
       Стиль Надсона эклектичен. С одной стороны, это — эпигон гражданской поэзии, заштамповавший и автоматизировавший ее стилевые принципы. С другой — это предшественник импрессионистического стиля символистов. Бедность живописных образов, банальность эпитетов, обилие «лишних» слов — все эти «недостатки» стиля Н. обусловлены как эпигонской автоматизацией некрасовских традиций, так в особенности переходом от ораторского говорного стиха народников, с его акцентированной семантикой, к музыкальному стилю символистов. Стилевой эклектизм Н. отвечал однако вкусам стоявшей на социальном распутьи мелкобуржуазной интеллигенции, пришедшей от увлечений народничеством к буржуазному либерализму.

Библиография:

I. Стихотворения, 27-е изд. Литературного фонда, СПБ, 1914; Проза. Дневники. Письма, изд. то же, 2-е, СПБ, 1913 (здесь же библиография, составленная Н. К. Пиксановым); Полное собр. сочин. с биографич. очерком М. Ватсон (прилож. к «Ниве» за 1917).
       

II. Михайловский Н. К., Заметки о поэзии и поэтах, Сочин., т. VI; Гриневич П. Ф. (П. Ф. Якубович), Певец тревоги юных сил, «Очерки русской поэзии», Петербург, 1911; Войтоловский Л. Н., С. Надсон, «Очерки истории русской литературы XIX и XX вв.», ч. 2, Гиз, М. — Л., 1928; Дивильковский А., С. Я. Надсон, «История русской литературы XIX в.», Под редакцией Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. IV, М., 1911; Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919; Шулятиков В., Восстановление разрушенной эстетики. Этапы новейшей лирики, «Избранные литературно-критические статьи», «ЗиФ», М., 1929.
       

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

На́дсон
Семён Яковлевич (1862, Санкт-Петербург —1887, Ялта, похоронен в Санкт-Петербурге), русский поэт. Родился в семье небогатого чиновника. Рано остался сиротой, воспитывался в семье дяди, отношения с которым складывались непросто и который определил десятилетнего мальчика в военную гимназию. Образование было продолжено в Павловском училище, в стенах которого Надсон, отличавшийся слабым здоровьем, заболел туберкулёзом. В 1882 г. окончил училище и некоторое время служил в Каспийском полку, расквартированном в то время в Кронштадте, однако в 1884 г. при первой же возможности вышел в отставку. Литературные способности проявилась у Надсона ещё в детстве. В училище он вёл дневник, куда записывал не только собственные размышления, но и стихи. Первые публикации появились в 1878 г. Массовое признание пришло к поэту после появления стихов в журнале «Отечественные записки» в 1882 г. Настроение лирики Надсона передают следующие строки:
…посреди бойцов я не боец суровый,

А только стонущий, усталый инвалид,

Смотрящий с завистью на их венец терновый.

(«Как каторжник влачит оковы за собой…»)

Надсон, как никто другой, отразил кризис сознания русского интеллигента конца 19 в., не желающего смириться со злом и несправедливостью окружающей действительности, но в то же время не находящего в себе сил и способностей для активной борьбы:
Милый друг, я знаю, я глубоко знаю,

Что бессилен стих мой, бледный и больной;

От его бессилья часто я страдаю,

Часто тайно плачу в тишине ночной.

(«Милый друг, я знаю, я глубоко знаю…»)

Успех поэзии Надсона был огромным: вышедший в 1885 г. сборник стихов был удостоен Пушкинской премии и на протяжении 30 лет после смерти поэта переиздавался двадцать девять раз. Причиной этого была не только созвучность стихов настроениям читающей публики, но и яркий афористичный стиль; многие строки Надсона сразу стали крылатыми: «Как мало прожито, как много пережито», «Красота – это страшная сила», «Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат…» и многие др. Смерть от чахотки (быстро прогрессирующего туберкулёза) оборвала жизнь Надсона, когда ему было всего 25 лет.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

,
Надсон

       
НАДСОН Семен Яковлевич (1862—1887) — поэт. Р. в семье чиновника. Рано потеряв отца, познакомился в детстве с нуждой, учился в классических гимназиях в Петербурге и Киеве, затем в военной гимназии и Павловском военном училище. В 1882 был произведен в офицеры; прослужив два года в Кронштадте, вышел в отставку и стал секретарем редакции журнала «Неделя». Последние годы жизни Н. были медленным умиранием от туберкулеза, от к-рого не спасло лечение в Крыму и на Ривьере. Первое стихотворение Н. появилось в печати в мае 1878 в журн «Свет». Вскоре после этого он начинает сотрудничать в «Отечественных записках».
       Первые стихи Н. окрашены в народнические тона и продолжают традиции некрасовской школы. Надсон напоминает о «меньшем брате» и призывает «на грозный бой с глубокой мглою». «Гражданские» мотивы встречаются иногда в дальнейшем творчестве Н. В поэме «Грезы» Н. провозглашает разрыв с романтическими фантазиями детства и заявляет: «Я стал в ряды бойцов поруганной свободы, / Я стал певцом труда, познанья и скорбей!» Патетикой этого рода проникнуто и стихотворение «На могиле А. И. Герцена». Но уже для первых народнических стихов Н. характерен настойчивый мотив сомнений, разъедающих революционные идеалы. Поэт убежден в бесплодности борьбы: «Для чего и жертвы и страданья / Для чего так поздно понял я, / Что в борьбе и смуте мирозданья / Цель одна — покой небытия?» Н. кажется, что сама природа осуждает жертвы борьбы и оправдывает эгоистическое довольство сытых («Позабытые шумным их кругом»). И самый социализм рисуется Надсону скучным и плоским, царством покоя, не удовлетворяющим свыкшегося с «чистой скорбью» поэта («Томясь и страдая во мраке ненастья»). Под конец своей жизни Н. начал склоняться к принципам «искусства для искусства». Противоречивый и зигзагообразный путь Н. пролегал от гражданских традиций Некрасова через многообразные сомнения и колебания к индивидуализму, импрессионизму, подготовлявшим будущих символистов. В стихотворении «Мгновение» Н. вплотную подходит к столь характерной для Брюсова и Бальмонта проповеди наслаждения мигом («Нам прожить остается одну эту ночь, / Но зато — это ночь наслаждения... / И в объятьях любви беззаботно уснем, / Чтоб проснуться для смертных объятий»).
       Н. — выразитель переломного момента в истории разночинной интеллигенции, разуверившейся в революционных идеалах народничества, ставшей перед жизнью в недоумении, как перед сфинксом, и начавшей приспособляться к капиталистическому укладу. Эта противоречивость, двойственность содействовали чрезвычайному успеху его поэзии среди широких кругов интеллигенции 80-х гг., переживавших ту же эволюцию. За 12 лет книга стихотворений Н. выдержала 14 изданий.
       Стиль Надсона эклектичен. С одной стороны, это — эпигон гражданской поэзии, заштамповавший и автоматизировавший ее стилевые принципы. С другой — это предшественник импрессионистического стиля символистов. Бедность живописных образов, банальность эпитетов, обилие «лишних» слов — все эти «недостатки» стиля Н. обусловлены как эпигонской автоматизацией некрасовских традиций, так в особенности переходом от ораторского говорного стиха народников, с его акцентированной семантикой, к музыкальному стилю символистов. Стилевой эклектизм Н. отвечал однако вкусам стоявшей на социальном распутьи мелкобуржуазной интеллигенции, пришедшей от увлечений народничеством к буржуазному либерализму.

Библиография:

I. Стихотворения, 27-е изд. Литературного фонда, СПБ, 1914; Проза. Дневники. Письма, изд. то же, 2-е, СПБ, 1913 (здесь же библиография, составленная Н. К. Пиксановым); Полное собр. сочин. с биографич. очерком М. Ватсон (прилож. к «Ниве» за 1917).
       

II. Михайловский Н. К., Заметки о поэзии и поэтах, Сочин., т. VI; Гриневич П. Ф. (П. Ф. Якубович), Певец тревоги юных сил, «Очерки русской поэзии», Петербург, 1911; Войтоловский Л. Н., С. Надсон, «Очерки истории русской литературы XIX и XX вв.», ч. 2, Гиз, М. — Л., 1928; Дивильковский А., С. Я. Надсон, «История русской литературы XIX в.», Под редакцией Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. IV, М., 1911; Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919; Шулятиков В., Восстановление разрушенной эстетики. Этапы новейшей лирики, «Избранные литературно-критические статьи», «ЗиФ», М., 1929.
       

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

,
На́дсон
Семён Яковлевич (1862, Санкт-Петербург —1887, Ялта, похоронен в Санкт-Петербурге), русский поэт. Родился в семье небогатого чиновника. Рано остался сиротой, воспитывался в семье дяди, отношения с которым складывались непросто и который определил десятилетнего мальчика в военную гимназию. Образование было продолжено в Павловском училище, в стенах которого Надсон, отличавшийся слабым здоровьем, заболел туберкулёзом. В 1882 г. окончил училище и некоторое время служил в Каспийском полку, расквартированном в то время в Кронштадте, однако в 1884 г. при первой же возможности вышел в отставку. Литературные способности проявилась у Надсона ещё в детстве. В училище он вёл дневник, куда записывал не только собственные размышления, но и стихи. Первые публикации появились в 1878 г. Массовое признание пришло к поэту после появления стихов в журнале «Отечественные записки» в 1882 г. Настроение лирики Надсона передают следующие строки:
…посреди бойцов я не боец суровый,

А только стонущий, усталый инвалид,

Смотрящий с завистью на их венец терновый.

(«Как каторжник влачит оковы за собой…»)

Надсон, как никто другой, отразил кризис сознания русского интеллигента конца 19 в., не желающего смириться со злом и несправедливостью окружающей действительности, но в то же время не находящего в себе сил и способностей для активной борьбы:
Милый друг, я знаю, я глубоко знаю,

Что бессилен стих мой, бледный и больной;

От его бессилья часто я страдаю,

Часто тайно плачу в тишине ночной.

(«Милый друг, я знаю, я глубоко знаю…»)

Успех поэзии Надсона был огромным: вышедший в 1885 г. сборник стихов был удостоен Пушкинской премии и на протяжении 30 лет после смерти поэта переиздавался двадцать девять раз. Причиной этого была не только созвучность стихов настроениям читающей публики, но и яркий афористичный стиль; многие строки Надсона сразу стали крылатыми: «Как мало прожито, как много пережито», «Красота – это страшная сила», «Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат…» и многие др. Смерть от чахотки (быстро прогрессирующего туберкулёза) оборвала жизнь Надсона, когда ему было всего 25 лет.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования