Литературная энциклопедия




Литературная энциклопедия
Лангман -
Лангман
Лангман

       
ЛАНГМАН Филипп (Philipp Langmann, 1862—) — немецкий драматург. Р. в Моравии в еврейской рабочей семье. В 80-х гг. был фабричным рабочим, самоучкой подготовился к поступлению в высшее техническое училище. До 1897 был техником и фабричным служащим в Брюнне, затем переехал в Вену, где стал заниматься журналистикой и литературой. Успех пьес Л. с течением времени все уменьшался, и с 1914 он совершенно перестал писать. — Л. — самый последовательный представитель немецкого натурализма в Австрии. Господствовавший в конце XIX и начале XX вв. в австрийской литературе созерцательно-пессимистический, проникнутый резиньяцией реализм (Ф. фон Заар, Эбнер-Эшенбах, Давид) игнорировал быстрый рост фабричной промышленности. Поэтому безусловная заслуга Л. в том, что он первый решительно ввел в литературу пролетарское предместье, рабочий поселок, фабричный район большого австрийского города. Его первые новеллы из жизни рабочих — «Arbeiterleben» (Жизнь рабочих, 1893), «Realistische Erzahlungen» (Реалистические рассказы, 1896), «Ein junger Mann 1895» (Молодой человек 1895 года, 1896) — всецело проникнуты отвлеченной, морализирующей критикой современного общества, состраданием к угнетенным. Драма Л. на тему о забастовке «Bartel Turaser» (Бартель Туразер, 1897), с большим успехом шедшая в венском Бургтеатре (шла в России в революционных любительских драмкружках в 1905—1906; была тогда очень популярна), по силе революционного пафоса значительно ниже «Ткачей» Гауптмана, с которыми ее часто сравнивали. Герой Л. — не борец, не классово-сознательный пролетарий, а рабочий, еще всецело проникнутый мещанской добродетелью и верой в ее силу, трагически погибающий в условиях капиталистического мира. Лучше всего удавались Л. характерные типы из среды мелкого мещанства, полупролетариата и рабочего класса раннего периода капитализма, особенно типы австрийского провинциального захолустья. Однако центр тяжести у него — не в социальной жизни, а в трактовке индивидуальных характеров.

Библиография:

I. Драмы и новеллы, перев. М. Толмачевой, СПБ, 1903; Драмы, СПБ, 1903; Die vier Gewinner, Drama, 1898; Tedaldo, Drama, 1899; Gertrud Antress, Drama, 1900; Korporal Stohr, Drama, 1901; Die Herzmarke, Drama, 1902; Gerwin, Drama, 1904; Leben und Musik, Roman, 1904; Die Prinzessin von Trapezunt, Drama, 1908; Wirkung der Frau, Novellen, 1908; Der Statthalter von Seeland, Drama, 1911; Erlebnisse eines Wanderers, Novellen, 1911; Ein fremder Mensch, 1914.
       

II. Lemmermayer F., Philipp Langmann, «Das literarische Echo», 1899—1900.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

,
Лангман

       
ЛАНГМАН Филипп (Philipp Langmann, 1862—) — немецкий драматург. Р. в Моравии в еврейской рабочей семье. В 80-х гг. был фабричным рабочим, самоучкой подготовился к поступлению в высшее техническое училище. До 1897 был техником и фабричным служащим в Брюнне, затем переехал в Вену, где стал заниматься журналистикой и литературой. Успех пьес Л. с течением времени все уменьшался, и с 1914 он совершенно перестал писать. — Л. — самый последовательный представитель немецкого натурализма в Австрии. Господствовавший в конце XIX и начале XX вв. в австрийской литературе созерцательно-пессимистический, проникнутый резиньяцией реализм (Ф. фон Заар, Эбнер-Эшенбах, Давид) игнорировал быстрый рост фабричной промышленности. Поэтому безусловная заслуга Л. в том, что он первый решительно ввел в литературу пролетарское предместье, рабочий поселок, фабричный район большого австрийского города. Его первые новеллы из жизни рабочих — «Arbeiterleben» (Жизнь рабочих, 1893), «Realistische Erzahlungen» (Реалистические рассказы, 1896), «Ein junger Mann 1895» (Молодой человек 1895 года, 1896) — всецело проникнуты отвлеченной, морализирующей критикой современного общества, состраданием к угнетенным. Драма Л. на тему о забастовке «Bartel Turaser» (Бартель Туразер, 1897), с большим успехом шедшая в венском Бургтеатре (шла в России в революционных любительских драмкружках в 1905—1906; была тогда очень популярна), по силе революционного пафоса значительно ниже «Ткачей» Гауптмана, с которыми ее часто сравнивали. Герой Л. — не борец, не классово-сознательный пролетарий, а рабочий, еще всецело проникнутый мещанской добродетелью и верой в ее силу, трагически погибающий в условиях капиталистического мира. Лучше всего удавались Л. характерные типы из среды мелкого мещанства, полупролетариата и рабочего класса раннего периода капитализма, особенно типы австрийского провинциального захолустья. Однако центр тяжести у него — не в социальной жизни, а в трактовке индивидуальных характеров.

Библиография:

I. Драмы и новеллы, перев. М. Толмачевой, СПБ, 1903; Драмы, СПБ, 1903; Die vier Gewinner, Drama, 1898; Tedaldo, Drama, 1899; Gertrud Antress, Drama, 1900; Korporal Stohr, Drama, 1901; Die Herzmarke, Drama, 1902; Gerwin, Drama, 1904; Leben und Musik, Roman, 1904; Die Prinzessin von Trapezunt, Drama, 1908; Wirkung der Frau, Novellen, 1908; Der Statthalter von Seeland, Drama, 1911; Erlebnisse eines Wanderers, Novellen, 1911; Ein fremder Mensch, 1914.
       

II. Lemmermayer F., Philipp Langmann, «Das literarische Echo», 1899—1900.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования