Литературная энциклопедия




Литературная энциклопедия
Лажечников -
Лажечников
Лажечников

       
ЛАЖЕЧНИКОВ Иван Иванович (1792—1869) — исторический романист. Р. в Коломне в богатой и культурной семье купца, «коммерции советника». Получил широкое домашнее образование. Во время Отечественной войны, захлестнутый волной шовинизма, убежал из дома и вступил в ряды армии. Результатом похода 1813—1815 явились «Походные записки русского офицера», доставившие популярность молодому писателю; «Записки» печатались отрывками в журналах, затем в 1820 вышли отдельным изданием. Начиная с этого времени, Л. становится постоянным сотрудником ряда журналов. Оставив в 1819 военную службу, Л. поступает в министерство народного просвещения, где с некоторыми перерывами работает в качестве директора училищ и инспектора студентов вплоть до 1837. Затем в течение 12 лет служит вице-губернатором и 2 года цензором. Отслужив положенный срок, Л. переходит на пенсию. В 1831—1833 вышел в свет первый исторический роман Л. «Последний Новик» (из эпохи Петра Великого). Л. серьезно работал над романом, в течение нескольких лет изучая исторические источники. Вслед за ним последовали исторические романы «Ледяной дом» (Бироновщина, 1835), «Басурман» — из эпохи Иоанна Грозного (1838). Из всего написанного Л. особенно интересны эти три романа, создавшие ему славу «русского Вальтер Скотта». Все, что было написано Л. после, значительно слабее его первых романов. В конце своей жизни, в 60-х гг., Л. пишет автобиографические повести, шовинистическую полонофобскую повесть «Внучка панцырного боярина» и роман «Немного лет назад». Интересны также воспоминания Л. — «Мое знакомство с Пушкиным» и «Заметки для биографии В. Белинского».
       Творчество Л. выражает тенденции наиболее просвещенных слоев крупной буржуазии 30-х гг., не доросших до какой бы то ни было оппозиции дворянской гегемонии и шедшей на поводу у диктатуры крепостников. Неслучайно его внимание привлекали те периоды истории, когда русское государство вставало перед необходимостью укрепить свою мощь для того, чтобы сзывать к себе «богатства и просвещение Европы». Завоевание Лифляндии Петром I занимает Л. помимо новизны темы еще и потому, что там, в Лифляндии, была «колыбель нашей воинской славы, нашей торговли и силы». Отсюда — восхищение Л. перед Петром, всею своей кипучей деятельностью облегчавшим преуспеяние русского торгового капитала: «Куда... ни заброшены были семена его бессмертных дел, к-рыми Россия доныне могуча и велика. Под сенью Кавказа садил он виноград, в степях полуденной России — сосновые и дубовые леса, открывал порт на Бельте, заботился о привозе пива для своего погреба, строил флот, заводил ассамблеи и училища...» В «Басурмане» Л. рассказывает о молодом иностранце, враче Антонио Эренштейне, приехавшем в эпоху Ивана III на Русь, чтобы передать ее народу «запасы науки». «Идея романа — приведение на очную ставку московской и европейской культур» (Сакулин) — очень важна для установления социальных корней творчества Лажечникова. Культурнические мотивы у него звучат сильнее, чем у Булгарина, Кукольника и других буржуазных романистов той поры.
       Исторические романы Л. изобилуют «местным колоритом», столь характерным для романтиков той поры; в текст его произведений в изобилии вбрасываются исторические документы и образцы устного творчества (русские и латышские песни в «Последнем Новике»). Фабула их по большей части запутана, язык патетичен.
       У современников автор «Последнего Новика» пользовался громадным успехом. Наивный патриотизм Лажечникова был как-раз по плечу среднему читателю 30-х и 40-х годов; запутанность сюжета и романтическое влечение к старине вполне соответствовали непритязательным вкусам. «Ледяной дом» и «Басурман» читались долго после смерти их автора. Первый из этих романов послужил в наше время материалом для киносценария (Межрабпомфильма).

Библиография:

I. Полное собр. сочин., с критико-биографическим очерком С. Венгерова, 12 тт., изд. Вольф, СПБ, 1899—1900. Ранее: Сочинения, 8 тт., СПБ, 1858; Собрание сочинений, с монографией о Лажечникове С. Венгерова, 12 тт., СПБ, 1883—1884.
       

II. Белинский В., Сочинения, т. I, СПБ, 1896; Скабичевский А., Наш исторический роман в его прошлом и настоящем. Сочинения, т. II, изд. 3-е, СПБ, 1903.
       

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914 (указания не позже 1899); Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Лаже́чников
Иван Иванович (1792, Коломна – 1869, Москва), русский прозаик.

И. И. Лажечников
И. И. Лажечников

 
Первые сочинения Лажечникова – философские рассуждения «Мои мысли» и повествующие о кампаниях 1813—15 гг. «Походные записки русского офицера». В историю рус. литературы Лажечников вошёл как автор исторических романов. «Последний Новик» (1831—33), действие которого разворачивается в Лифляндии во время Северной войны, принёс автору популярность («„Новик”» есть произведение необыкновенное, ознаменованное печатью высокого таланта» – В. Г. Белинский). Главное произведение писателя – роман «Ледяной дом» (1835), рассказывающий об эпохе правления императрицы Анны Иоанновны. В центре романа – столкновение немца-злодея Бирона с благородным патриотом А. П. Волынским, а также любовь последнего к красавице Мариорице. Трактовка образа главного героя романа, Волынского, совпадает с декабристской, выраженной в стихотворениях К. Ф. Рылеева: Волынский – борец против тирании и мученик за свободу. Среди героев романа – справедливо наказанный Волынским ничтожный поэт В. К. Тредиаковский. Эта оценка Тредиаковского (действительно избитого Волынским и вынужденного читать свои стихи на шутовской свадьбе) была воспринята А. С. Пушкиным как в высшей степени несправедливая (на несоответствие романа исторической верности, по мнению Пушкина, должны указать будущие исследования). После «Ледяного дома» последовали роман «Басурман» (1838), драма «Опричник» (1843) и неисторические романы «Немного лет назад» (1862) и «Внучка панцирного боярина» (1868). Исторические романы Лажечникова снискали ему славу русского Вальтера Скотта.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

,
Лажечников

       
ЛАЖЕЧНИКОВ Иван Иванович (1792—1869) — исторический романист. Р. в Коломне в богатой и культурной семье купца, «коммерции советника». Получил широкое домашнее образование. Во время Отечественной войны, захлестнутый волной шовинизма, убежал из дома и вступил в ряды армии. Результатом похода 1813—1815 явились «Походные записки русского офицера», доставившие популярность молодому писателю; «Записки» печатались отрывками в журналах, затем в 1820 вышли отдельным изданием. Начиная с этого времени, Л. становится постоянным сотрудником ряда журналов. Оставив в 1819 военную службу, Л. поступает в министерство народного просвещения, где с некоторыми перерывами работает в качестве директора училищ и инспектора студентов вплоть до 1837. Затем в течение 12 лет служит вице-губернатором и 2 года цензором. Отслужив положенный срок, Л. переходит на пенсию. В 1831—1833 вышел в свет первый исторический роман Л. «Последний Новик» (из эпохи Петра Великого). Л. серьезно работал над романом, в течение нескольких лет изучая исторические источники. Вслед за ним последовали исторические романы «Ледяной дом» (Бироновщина, 1835), «Басурман» — из эпохи Иоанна Грозного (1838). Из всего написанного Л. особенно интересны эти три романа, создавшие ему славу «русского Вальтер Скотта». Все, что было написано Л. после, значительно слабее его первых романов. В конце своей жизни, в 60-х гг., Л. пишет автобиографические повести, шовинистическую полонофобскую повесть «Внучка панцырного боярина» и роман «Немного лет назад». Интересны также воспоминания Л. — «Мое знакомство с Пушкиным» и «Заметки для биографии В. Белинского».
       Творчество Л. выражает тенденции наиболее просвещенных слоев крупной буржуазии 30-х гг., не доросших до какой бы то ни было оппозиции дворянской гегемонии и шедшей на поводу у диктатуры крепостников. Неслучайно его внимание привлекали те периоды истории, когда русское государство вставало перед необходимостью укрепить свою мощь для того, чтобы сзывать к себе «богатства и просвещение Европы». Завоевание Лифляндии Петром I занимает Л. помимо новизны темы еще и потому, что там, в Лифляндии, была «колыбель нашей воинской славы, нашей торговли и силы». Отсюда — восхищение Л. перед Петром, всею своей кипучей деятельностью облегчавшим преуспеяние русского торгового капитала: «Куда... ни заброшены были семена его бессмертных дел, к-рыми Россия доныне могуча и велика. Под сенью Кавказа садил он виноград, в степях полуденной России — сосновые и дубовые леса, открывал порт на Бельте, заботился о привозе пива для своего погреба, строил флот, заводил ассамблеи и училища...» В «Басурмане» Л. рассказывает о молодом иностранце, враче Антонио Эренштейне, приехавшем в эпоху Ивана III на Русь, чтобы передать ее народу «запасы науки». «Идея романа — приведение на очную ставку московской и европейской культур» (Сакулин) — очень важна для установления социальных корней творчества Лажечникова. Культурнические мотивы у него звучат сильнее, чем у Булгарина, Кукольника и других буржуазных романистов той поры.
       Исторические романы Л. изобилуют «местным колоритом», столь характерным для романтиков той поры; в текст его произведений в изобилии вбрасываются исторические документы и образцы устного творчества (русские и латышские песни в «Последнем Новике»). Фабула их по большей части запутана, язык патетичен.
       У современников автор «Последнего Новика» пользовался громадным успехом. Наивный патриотизм Лажечникова был как-раз по плечу среднему читателю 30-х и 40-х годов; запутанность сюжета и романтическое влечение к старине вполне соответствовали непритязательным вкусам. «Ледяной дом» и «Басурман» читались долго после смерти их автора. Первый из этих романов послужил в наше время материалом для киносценария (Межрабпомфильма).

Библиография:

I. Полное собр. сочин., с критико-биографическим очерком С. Венгерова, 12 тт., изд. Вольф, СПБ, 1899—1900. Ранее: Сочинения, 8 тт., СПБ, 1858; Собрание сочинений, с монографией о Лажечникове С. Венгерова, 12 тт., СПБ, 1883—1884.
       

II. Белинский В., Сочинения, т. I, СПБ, 1896; Скабичевский А., Наш исторический роман в его прошлом и настоящем. Сочинения, т. II, изд. 3-е, СПБ, 1903.
       

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914 (указания не позже 1899); Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

,
Лаже́чников
Иван Иванович (1792, Коломна – 1869, Москва), русский прозаик.

И. И. Лажечников
И. И. Лажечников

 
Первые сочинения Лажечникова – философские рассуждения «Мои мысли» и повествующие о кампаниях 1813—15 гг. «Походные записки русского офицера». В историю рус. литературы Лажечников вошёл как автор исторических романов. «Последний Новик» (1831—33), действие которого разворачивается в Лифляндии во время Северной войны, принёс автору популярность («„Новик”» есть произведение необыкновенное, ознаменованное печатью высокого таланта» – В. Г. Белинский). Главное произведение писателя – роман «Ледяной дом» (1835), рассказывающий об эпохе правления императрицы Анны Иоанновны. В центре романа – столкновение немца-злодея Бирона с благородным патриотом А. П. Волынским, а также любовь последнего к красавице Мариорице. Трактовка образа главного героя романа, Волынского, совпадает с декабристской, выраженной в стихотворениях К. Ф. Рылеева: Волынский – борец против тирании и мученик за свободу. Среди героев романа – справедливо наказанный Волынским ничтожный поэт В. К. Тредиаковский. Эта оценка Тредиаковского (действительно избитого Волынским и вынужденного читать свои стихи на шутовской свадьбе) была воспринята А. С. Пушкиным как в высшей степени несправедливая (на несоответствие романа исторической верности, по мнению Пушкина, должны указать будущие исследования). После «Ледяного дома» последовали роман «Басурман» (1838), драма «Опричник» (1843) и неисторические романы «Немного лет назад» (1862) и «Внучка панцирного боярина» (1868). Исторические романы Лажечникова снискали ему славу русского Вальтера Скотта.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования