Литературная энциклопедия




Литературная энциклопедия
Лагерлеф -
Лагерлеф
Лагерлеф

       
ЛАГЕРЛЕФ Сельма (1858—) — шведская писательница. Принадлежит к древнему обнищавшему дворянскому роду. На литературное поприще Лагерлеф вступила в 1890, напечатав отрывки из романа «Геста Берлинген». Исключительный успех последнего дал возможность Л. всецело отдаться лит-ой работе. В течение всей лит-ой деятельности Л. буржуазные критики весьма благосклонно встречают ее произведения. Л. переводится на все европейские яз., ей посвящается ряд монографий. В 1909 Л. получает Нобелевскую премию, в 1914 она первая женщина — член Академии наук.
       Л. — одна из самых реакционных писательниц конца XIX и начала XX вв. Ее идеал — Швеция до второй половины XIX в., страна крестьянских усадеб и мелких дворянских поместий. С 70-х гг. прошлого столетия шведский капитализм начинает занимать господствующее положение в экономике страны. Рост промышленного капитала открывает широкий доступ в Швецию дешевому русскому хлебу. Старая помещичья и крестьянская Швеция вступает в полосу длительного кризиса. Л. отразила настроения шведского дворянства этой эпохи, судорожно бьющегося за сохранение своих прав эксплоататора крестьянства и в то же время запуганного и озлобленного обострением классовых противоречий, ростом рабочего движения: «Хорошо жилось прежним обитателям усадьбы, время их делилось между работой и удовольствиями, — они сеяли рожь, но сажали также розы. Платья их были изготовлены из домотканной материи, но жили они беззаботно, и никто их не притеснял» («Путешествие маленького Нильса в страну чудес»). Все произведения Л. посвящены изображению жизни дворянских поместий и крестьянских усадеб. Причины оскудения своего класса Л. усматривает в измене самого дворянства старым дворянским традициям. Дворяне или разорились и ушли от земли или превратились в крупных помещиков-рантье, проживающих доходы от земли. Помещик перестал заниматься землей и заботиться о крестьянах, работающих на ней. В некоторых произведениях Л. звучат также нотки народнического «покаяния». Ее герой Геста Берлинген — олицетворение всех дворянских доблестей — пытается даже «жить так бедно, как мужики живут», и клянется в любви «к этим жалким людям в грубых рубахах и вонючих сапогах», но дальше «забот» феодала о принадлежащих ему мужиках реакционный демократизм Л. не простирается. Заботой о крестьянах мотивируется и необходимость поднятия благосостояния помещичьих усадеб. Запущенное поместье майорши Экебью («Геста Берлинген») необходимо восстановить, чтобы помочь бедным получить хороший заработок. Богатство дворянских поместий и зажиточность крестьянских усадеб — залог счастья. За бесхозяйственность карают не только люди, но и весь сонм духов, мистических сил. За бесхозяйственность кавалеров, завладевших Экебью, все население наказано разными бедами — засухой, голодом («Геста Берлинген»); за игру в карты домовой заставляет топиться молодого помещика («Гномы и люди»); собирающемуся покинуть свою усадьбу крестьянину Ингмарсену многочисленные предки грозят проклятием. Эти произведения отражают идеологию той части шведских помещиков, к-рая держала курс на капиталистического фермера, вплоть до сращивания с последним, в интересах совместных действий против основной крестьянской массы, а главное — против нарастающего пролетарского движения в городах. Элементы грубейшей мистики и суеверий занимают в произведениях Л. весьма значительное место. «Духи» и т. п. — настоящие вершители судеб ее героев, к-рыми играют, как пешками, во всех важных случаях жизни. Действия героев предопределены волею свыше. По велению свыше или просто сообразно установившимся нормам старой дворянской морали герои Л. легко отказываются от личного счастья (женитьба Ингмарсена, супружество Микаэлы, судьба Эллалскиль и др.). Свое отречение они переносят со смирением, к-рое у Л. является высшей добродетелью. В смирении одних (подчиненных) и в филантропии других (господ) видит Л. возможность восстановления старого порядка.
       Смирение и филантропию Л. провозглашает единственными силами, могущими бороться с идеями социализма; а социализм для Л. — это последний величайший искус антихриста, проповедывающего счастье и наслаждение на земле в противовес раю небесному. Равенство противоречит идее бога, создавшего мир, ибо «с тех пор как сотворена земля, никто не может избавить людей от горя и страданий» («Чудеса антихриста»).
       Империалистическую войну Л. встретила как пацифистка, выражая убеждения господствующих классов Швеции, для которых позиция нейтралитета была чрезвычайно выгодна. Идеолог мелкопоместного дворянства, обескровленного экономически и политически, Л. не могла не чувствовать, что сдвиги, порождаемые войной, несут с собой окончательную гибель старому укладу жизни. Антивоенный «протест» Л. является поэтому сугубо реакционным, ханжеским. Она осуждает войну как преступление против пятой заповеди, нарушающей «закон жизни», установленный богом («От смерти к жизни»). Ужасам войны Л. уделяет место и в послевоенных произведениях, которые ни по содержанию ни по форме не отличаются от ее произведений довоенного периода.
       Основные жанры творчества Л. — сага, легенда и сказка. Ее произведения страдают от перегруженности событиями и действующими лицами, последние в большинстве своем схематичны. На русский яз. переведены почти все произведения Л. Особенной популярностью в России Л. пользовалась в годы реакции (1907—1910).

Библиография:

I. Полное собрание сочин., 10 тт., изд. Саблина, М., 1910; Император португальский, перевод М. Благовещенской, М., 1917; Гномы и люди, Рассказы, перев. С. Г. Займовского, Под редакцией К. М. Жихаревой, Гиз, М. — П., 1922; От смерти к жизни, Роман, перев. М. Благовещенской, изд. А. Ф. Маркс, Л., 1924.
       

II. Брандес Г., Собр. сочин., т. II, изд. 2-е, СПБ, 1908; Фриче В. М., Очерки по зап.-европейской литературе, «Пролетарий», 1927; Левертин, Ст. в «Северных сборниках», т. I, изд. «Шиповник»; Berg R. G., Selma Lagerlof — Gustav Froding, 1911.
       

III. Bucher A., Lagerlof-Bibliographie, mit einer Einfuhrung: S. Lagerlof, von Leopold Mason, 1930.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Лагерлёф
(lagerlöf) Сельма (1858, усадьба Морбакка, Вермланд – 1940, там же), шведская писательница.

С. Лагерлёф
С. Лагерлёф

 
Первое произведение Лагерлёф, «Сага о Йёсте Берлинге» (1881–91), написано в духе неоромантизма и представляет собой собрание легенд озера Фрюкеншёарна. Древние предания положены и в основу повестей «Сказание об одной дворянской усадьбе» (1899) и «Деньги господина Арне» (1904). Большой литературный материал Лагерлёф дали зарубежные поездки: антисоциалистический роман «Чудеса Антихриста» (1898) создан по впечатлениям путешествия на Сицилию, роман «Иерусалим» (1901—02) – после поездки на Ближний Восток. Наиболее известное произведение Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906—07) задумывалось как занимательный учебник географии для первого класса. Эта сказка не только, «развлекая, обучала», но и воспитывала (её главный герой, жестокий мальчик Нильс, посетив отдалённые уголки Швеции и преодолев многочисленные трудности, возвращается домой добрым и отзывчивым ребёнком). В «Чудесном путешествии» широко используются старинные легенды, участвуют фольклорные персонажи. Во время 1-й мировой войны Лагерлёф создаёт антимилитаристский роман «Изгнанник» (1918). Последнее произведение писательницы – продолжающая традицию европейского семейного романа-хроники трилогия о Лёвеншёльдах («Перстень Лёвеншёльдов», 1925; «Шарлотта Лёвеншёльд», 1925; «Анна Сверд», 1928). В основу её сюжета положена фантастическая история об украденном перстне каролингского генерала Лёвеншёльда и о проклятии, павшем на его потомков. В трилогии широко используется литературный, документальный и, конечно, фольклорный материал (народные предания о лошади-мертвяке, ведьмах и троллях). Заслуги Лагерлёф были оценены в Швеции: в 1904 г. она удостоена медали Шведской академии, в 1907 г. избрана почётным доктором Упсальского ун-та. В 1909 г. Лагерлёф присуждена Нобелевская премия – «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».

Иллюстрация к книге С. Лагерлёф «Легенды о Христе». Художник Ю. Николаев. 2001 г.
Иллюстрация к книге С. Лагерлёф «Легенды о Христе». Художник Ю. Николаев. 2001 г.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

,
Лагерлеф

       
ЛАГЕРЛЕФ Сельма (1858—) — шведская писательница. Принадлежит к древнему обнищавшему дворянскому роду. На литературное поприще Лагерлеф вступила в 1890, напечатав отрывки из романа «Геста Берлинген». Исключительный успех последнего дал возможность Л. всецело отдаться лит-ой работе. В течение всей лит-ой деятельности Л. буржуазные критики весьма благосклонно встречают ее произведения. Л. переводится на все европейские яз., ей посвящается ряд монографий. В 1909 Л. получает Нобелевскую премию, в 1914 она первая женщина — член Академии наук.
       Л. — одна из самых реакционных писательниц конца XIX и начала XX вв. Ее идеал — Швеция до второй половины XIX в., страна крестьянских усадеб и мелких дворянских поместий. С 70-х гг. прошлого столетия шведский капитализм начинает занимать господствующее положение в экономике страны. Рост промышленного капитала открывает широкий доступ в Швецию дешевому русскому хлебу. Старая помещичья и крестьянская Швеция вступает в полосу длительного кризиса. Л. отразила настроения шведского дворянства этой эпохи, судорожно бьющегося за сохранение своих прав эксплоататора крестьянства и в то же время запуганного и озлобленного обострением классовых противоречий, ростом рабочего движения: «Хорошо жилось прежним обитателям усадьбы, время их делилось между работой и удовольствиями, — они сеяли рожь, но сажали также розы. Платья их были изготовлены из домотканной материи, но жили они беззаботно, и никто их не притеснял» («Путешествие маленького Нильса в страну чудес»). Все произведения Л. посвящены изображению жизни дворянских поместий и крестьянских усадеб. Причины оскудения своего класса Л. усматривает в измене самого дворянства старым дворянским традициям. Дворяне или разорились и ушли от земли или превратились в крупных помещиков-рантье, проживающих доходы от земли. Помещик перестал заниматься землей и заботиться о крестьянах, работающих на ней. В некоторых произведениях Л. звучат также нотки народнического «покаяния». Ее герой Геста Берлинген — олицетворение всех дворянских доблестей — пытается даже «жить так бедно, как мужики живут», и клянется в любви «к этим жалким людям в грубых рубахах и вонючих сапогах», но дальше «забот» феодала о принадлежащих ему мужиках реакционный демократизм Л. не простирается. Заботой о крестьянах мотивируется и необходимость поднятия благосостояния помещичьих усадеб. Запущенное поместье майорши Экебью («Геста Берлинген») необходимо восстановить, чтобы помочь бедным получить хороший заработок. Богатство дворянских поместий и зажиточность крестьянских усадеб — залог счастья. За бесхозяйственность карают не только люди, но и весь сонм духов, мистических сил. За бесхозяйственность кавалеров, завладевших Экебью, все население наказано разными бедами — засухой, голодом («Геста Берлинген»); за игру в карты домовой заставляет топиться молодого помещика («Гномы и люди»); собирающемуся покинуть свою усадьбу крестьянину Ингмарсену многочисленные предки грозят проклятием. Эти произведения отражают идеологию той части шведских помещиков, к-рая держала курс на капиталистического фермера, вплоть до сращивания с последним, в интересах совместных действий против основной крестьянской массы, а главное — против нарастающего пролетарского движения в городах. Элементы грубейшей мистики и суеверий занимают в произведениях Л. весьма значительное место. «Духи» и т. п. — настоящие вершители судеб ее героев, к-рыми играют, как пешками, во всех важных случаях жизни. Действия героев предопределены волею свыше. По велению свыше или просто сообразно установившимся нормам старой дворянской морали герои Л. легко отказываются от личного счастья (женитьба Ингмарсена, супружество Микаэлы, судьба Эллалскиль и др.). Свое отречение они переносят со смирением, к-рое у Л. является высшей добродетелью. В смирении одних (подчиненных) и в филантропии других (господ) видит Л. возможность восстановления старого порядка.
       Смирение и филантропию Л. провозглашает единственными силами, могущими бороться с идеями социализма; а социализм для Л. — это последний величайший искус антихриста, проповедывающего счастье и наслаждение на земле в противовес раю небесному. Равенство противоречит идее бога, создавшего мир, ибо «с тех пор как сотворена земля, никто не может избавить людей от горя и страданий» («Чудеса антихриста»).
       Империалистическую войну Л. встретила как пацифистка, выражая убеждения господствующих классов Швеции, для которых позиция нейтралитета была чрезвычайно выгодна. Идеолог мелкопоместного дворянства, обескровленного экономически и политически, Л. не могла не чувствовать, что сдвиги, порождаемые войной, несут с собой окончательную гибель старому укладу жизни. Антивоенный «протест» Л. является поэтому сугубо реакционным, ханжеским. Она осуждает войну как преступление против пятой заповеди, нарушающей «закон жизни», установленный богом («От смерти к жизни»). Ужасам войны Л. уделяет место и в послевоенных произведениях, которые ни по содержанию ни по форме не отличаются от ее произведений довоенного периода.
       Основные жанры творчества Л. — сага, легенда и сказка. Ее произведения страдают от перегруженности событиями и действующими лицами, последние в большинстве своем схематичны. На русский яз. переведены почти все произведения Л. Особенной популярностью в России Л. пользовалась в годы реакции (1907—1910).

Библиография:

I. Полное собрание сочин., 10 тт., изд. Саблина, М., 1910; Император португальский, перевод М. Благовещенской, М., 1917; Гномы и люди, Рассказы, перев. С. Г. Займовского, Под редакцией К. М. Жихаревой, Гиз, М. — П., 1922; От смерти к жизни, Роман, перев. М. Благовещенской, изд. А. Ф. Маркс, Л., 1924.
       

II. Брандес Г., Собр. сочин., т. II, изд. 2-е, СПБ, 1908; Фриче В. М., Очерки по зап.-европейской литературе, «Пролетарий», 1927; Левертин, Ст. в «Северных сборниках», т. I, изд. «Шиповник»; Berg R. G., Selma Lagerlof — Gustav Froding, 1911.
       

III. Bucher A., Lagerlof-Bibliographie, mit einer Einfuhrung: S. Lagerlof, von Leopold Mason, 1930.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

,
Лагерлёф
(lagerlöf) Сельма (1858, усадьба Морбакка, Вермланд – 1940, там же), шведская писательница.

С. Лагерлёф
С. Лагерлёф

 
Первое произведение Лагерлёф, «Сага о Йёсте Берлинге» (1881–91), написано в духе неоромантизма и представляет собой собрание легенд озера Фрюкеншёарна. Древние предания положены и в основу повестей «Сказание об одной дворянской усадьбе» (1899) и «Деньги господина Арне» (1904). Большой литературный материал Лагерлёф дали зарубежные поездки: антисоциалистический роман «Чудеса Антихриста» (1898) создан по впечатлениям путешествия на Сицилию, роман «Иерусалим» (1901—02) – после поездки на Ближний Восток. Наиболее известное произведение Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906—07) задумывалось как занимательный учебник географии для первого класса. Эта сказка не только, «развлекая, обучала», но и воспитывала (её главный герой, жестокий мальчик Нильс, посетив отдалённые уголки Швеции и преодолев многочисленные трудности, возвращается домой добрым и отзывчивым ребёнком). В «Чудесном путешествии» широко используются старинные легенды, участвуют фольклорные персонажи. Во время 1-й мировой войны Лагерлёф создаёт антимилитаристский роман «Изгнанник» (1918). Последнее произведение писательницы – продолжающая традицию европейского семейного романа-хроники трилогия о Лёвеншёльдах («Перстень Лёвеншёльдов», 1925; «Шарлотта Лёвеншёльд», 1925; «Анна Сверд», 1928). В основу её сюжета положена фантастическая история об украденном перстне каролингского генерала Лёвеншёльда и о проклятии, павшем на его потомков. В трилогии широко используется литературный, документальный и, конечно, фольклорный материал (народные предания о лошади-мертвяке, ведьмах и троллях). Заслуги Лагерлёф были оценены в Швеции: в 1904 г. она удостоена медали Шведской академии, в 1907 г. избрана почётным доктором Упсальского ун-та. В 1909 г. Лагерлёф присуждена Нобелевская премия – «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».

Иллюстрация к книге С. Лагерлёф «Легенды о Христе». Художник Ю. Николаев. 2001 г.
Иллюстрация к книге С. Лагерлёф «Легенды о Христе». Художник Ю. Николаев. 2001 г.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования