Литературная энциклопедия




Литературная энциклопедия
Журналы Запада -
Журналы Запада
Журналы Запада

       
ЖУРНАЛЫ ЗАПАДА. — Как особая разновидность периодической печати в широком смысле слова Ж. появляется в Европе в XVII в., прежде всего в ученой среде. Этот старейший тип журнала представляет — подобно газете — более или менее случайный подбор различных сведений и сообщений. Но в то время как в газете этот материал черпали из политической области, в раннем Ж. его черпали в науке. Первый европейский Ж. появился во Франции, в начале 1665: «Journal des Savants» (сначала еженедельник, а затем двухнедельник, издававшийся Denys de Sallo, о чем см. подробнее у Karl’a Schottenloher в его книге: «Flugblatt und Zeitung», Berlin, 1922). За ним в том же году последовали в Англии «Philosophical Transactions», в 1668 в Риме — «Giornale de Letterati», в 1682 — издававшиеся на латинском языке в Лейпциге «Acta eruditorum» и т. д. Почти все названные Ж. были посвящены гл. обр. естественным наукам, художественная литература не находила в них отражения. Только в XVIII в. литература начинает постепенно проникать в Ж. Так напр. в Германии (а частью в Англии и Франции) чисто лит-ые Ж. вырастают из моралистических, количество к-рых в XVIII в. измеряется сотнями (Ж. Готшеда «Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit» за 1761 насчитывает в своем указателе немецких периодических изданий, выходивших с 1713 по 1761, 178 названий моралистических Ж.). Наибольшей популярностью пользовался выходивший с 1724 в Гамбурге «Der Patriot», затем последовали: «Der aufrichtige Patriot», «Der allgemeine und allerseit verbessernde Patriot», «Der deutsche Patriot in der geselligen Welt» и т. п. (интересную характеристику немецких Ж. этого времени см. в книге Joachim Kirchner, Die Grundlagen des deutschen Zeitschriftwesens, Lpz., 1928). Но и первые литературные Ж. (а таким первым литературным Ж. в Германии можно считать Ж. Готшеда, ратовавшего за усиление воспитательного влияния поэзии на человека: «Beitrage zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit», 1732—1744) проникнуты моралистическими тенденциями. «Для восходившей буржуазии XVIII в., — пишет в своем Очерке развития западных лит-р Фриче, — в Англии, уже перестраивавшей жизнь по своему образу и подобию, во Франции, готовившейся покончить со старым порядком и установить свое господство, в Италии, готовившейся повторить французский пример, в Германии, только еще пробуждавшейся в лице своей интеллигенции к классовому сознанию, — художественная литература была не чистым искусством, не средством эстетических переживаний, а прежде всего орудием классовой борьбы и классового воспитания, — борьбы против господствующего дворянского класса и воспитания членов своего буржуазного класса. Отсюда преобладающий моральный и гражданский характер лит-ры этой эпохи». Понятно так. обр., почему в этот период пользовались громадным успехом моралистические, в широком смысле слова, Ж. английских писателей — Аддисона (1672—1719) и Стиля (1672—1729) «The Tattler», «The Spectator», «The Guardian», к-рые оказывали такое влияние на немецкие моралистические Ж. Впервые литература появляетя уже в готшедовском моралистическом Ж. «Die vernunftigen Tadlerinnen» (1725—1726). Несмотря на то, что литература все больше начинает закреплять свои позиции, чисто лит-ые Ж. не могут удержаться и после того, как волна моралистической журналистики убывает. Пробудившееся политическое самосознание буржуазии требовало соответственной журналистики. Основанный напр. в Германии Шиллером Ж. «Horen» (1795—1797), который
должен был носить строгий литературно-эстетический характер, а в 1798 Ж. «Propylaen» того же направления потерпели неудачу; последний просуществовал всего два года. Как отмечает Schottenloher, безнадежной задачей было в это время напряженной политической борьбы увлекать людей в «мир красоты», чтобы заставить их забыть мир «грубой действительности». Тот тип литературного журнала, который выработался в результате борьбы между чисто политической и чисто лит-ой тенденцией, явился в сущности определительным для всех последующих форм широкой лит-ой журналистики. Это — сочетание общественно-политического и лит-ого материала, объединенного общностью устремлений и социальной установки. В Германии первым образцом такого Ж. был основанный в 1773 Виландом «Der deutsche Merkur». Самое название Ж. указывает на его связь с старейшим французским Ж. «Le Mercure Francois» (1605—1644), бывшим в XVII веке одним из важнейших органов французской конституционной партии; к этому французскому Ж. в известном смысле приближается Ж. Виланда (о «Mercure Francois» см. подробнее в книге P. Daniel Svetozar-Petric, Le groupe litteraire de la Minerve Francaise, P., 1927). Давая в своем Ж. место выдающимся представителям лит-ой современности (наряду с Глеймом, Якоби и др. здесь печатались Шиллер и Гёте), Виланд проводил определенную политическую линию. Он один из первых довольно тщательно разработал понятие «общественного мнения». Подобно журналу Виланда в Германии старейший литературный Ж. Англии
должен был носить строгий литературно-эстетический характер, а в 1798 Ж. «Propylaen» того же направления потерпели неудачу; последний просуществовал всего два года. Как отмечает Schottenloher, безнадежной задачей было в это время напряженной политической борьбы увлекать людей в «мир красоты», чтобы заставить их забыть мир «грубой действительности». Тот тип литературного журнала, который выработался в результате борьбы между чисто политической и чисто лит-ой тенденцией, явился в сущности определительным для всех последующих форм широкой лит-ой журналистики. Это — сочетание общественно-политического и лит-ого материала, объединенного общностью устремлений и социальной установки. В Германии первым образцом такого Ж. был основанный в 1773 Виландом «Der deutsche Merkur». Самое название Ж. указывает на его связь с старейшим французским Ж. «Le Mercure Francois» (1605—1644), бывшим в XVII веке одним из важнейших органов французской конституционной партии; к этому французскому Ж. в известном смысле приближается Ж. Виланда (о «Mercure Francois» см. подробнее в книге P. Daniel Svetozar-Petric, Le groupe litteraire de la Minerve Francaise, P., 1927). Давая в своем Ж. место выдающимся представителям лит-ой современности (наряду с Глеймом, Якоби и др. здесь печатались Шиллер и Гёте), Виланд проводил определенную политическую линию. Он один из первых довольно тщательно разработал понятие «общественного мнения». Подобно журналу Виланда в Германии старейший литературный Ж. Англии
       Журналы2
       «Edinburgh Review» (1755, в Англии вообще впервые в Европе появилось ревю (обозрение), это — «Monthly Review», 1749—1831) стал ориентироваться на общественность. Как известно, Англия после Великой французской революции повела решительную политику подавления Ирландии и Шотландии, и «Edinburgh Review» боролось с английским влиянием, с моральным и политическим индиферентизмом шотландцев. В эпоху Великой революции большинство французских Ж., начавших с лит-ры, превратилось в политические органы, отражающие идеологию борющихся партий (роялистов, жирондистов и якобинцев). Революционная печать того времени в целом, как указывает Генрих Кунов, дает чрезвычайно поучительный материал для понимания революционного процесса и различных направлений, по которым шел этот процесс. «Революционная жизнь бьет из этой литературы несравненно сильней и с большей непосредственностью, чем из парламентских прений». Среди журналов этой эпохи выделяются реакционные «Деяния апостолов», «Французский Меркурий», либеральные «Парижский журнал», «Национальная газета» и «Курьер Прованса» Мирабо, Ж. жирондистов, «Курьер из Версаля в Париж и из Парижа в Версаль», «Французские и
брабантские революции» Камилла Демулена, якобинские журналы Прюдома, «Парижские революции», «Друг народа» (L’ami du peuple) Марата и др.
брабантские революции» Камилла Демулена, якобинские журналы Прюдома, «Парижские революции», «Друг народа» (L’ami du peuple) Марата и др.
       Журналы4
       Основные вехи развития лит-ого Ж. уже намечают и формальные особенности этой разновидности прессы. Связанный через своих предшественников (научные и моралистически-общественные Ж.) с газетой, лит-ый Ж. часто в самом названии отражает еще газетные признаки. Так напр. столь распространенное название, как «Mercure» (Merkur у немцев, Merkurjus у поляков), происходит, по мнению Кирхнера, от слова Merkuries, которое в период англо-испанских войн обозначало последние военные известия и указывало на быстроту передачи сообщения. Этим и объясняется первоначальное использование этого наименования для газеты. Точно так же в названии немецких лит-ых Ж. XVIII века «Briefe» (Письма — напр. название первого подлинно-значительного литературно-критического Ж., издававшегося Лессингом и Николаи, — «Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759) есть следы газетного происхождения Ж.; старейшие образцы газет известны именно в форме писем (см. об этом в названной книге Кирхнера). От исторически-политической журналистики идет и особенно распространенная в ранних литературно-критических Ж. диалогическая форма, введенная Томазиусом в 1688 еще в первом общелитературном (а не узко научном) Ж. на немецком языке и продолженная напр. в смешанном литературно-критическом Ж. Тенцеля «Monatliche Unterredungen einiger guten Freunde von allerhand Buchern und anderen annehmlichen Geschichten» (1689—1698). Размеры и характер периодичности отдельных лит-ых Ж. также создают постепенность в переходе от газеты к Ж. Если напр. выходивший в 1833—1834 в Париже «космополитический» (желавший отражать лит-ое движение главнейших европейских стран) Ж. «L’Europe Litteraire» появлялся в почти газетном формате три раза в неделю (см. посвященную этому Ж., а также его предшественникам, работу Thomas K. Palfrey, L’Europe litteraire, un essai de periodique cosmopolite, P., 1927), то современный французский еженедельник «Les
Nouvelles Litteraires» (пли приближающийся к нему польский «Wiadomosci literackie»), сохраняя формат газеты, является уже еженедельным Ж., а современный немецкий еженедельник «Die literarische Welt» (Берлин) уже отказался от газетного формата. В области научного литературоведения мы имеем только Ж. (напр. немецкий «Euphorion»), литературно-критические произведения дают и «газетоподобные» Ж., и ежемесячники, и т. п. То же относится и к чистым литературно-художественным периодическим изданиям и ко всякого рода «petites revues», являющимся органами определенной группы и помещающим гл. обр. произведения «своих» (например современный французский ежемесячник «La Muse Francaise», где почти исключительно печатается художественный материал — стихи и проза). Наибольшей сложностью отличается конечно основной тип литературного журнала — журнал литературно-политический. Так напр. современный французский Ж. — «La Nouvelle Revue Francaise» — складывается обычно из основного — отличного от прочих и по шрифту — отдела, куда входит художественный материал, статья, трактующая злободневную политическую тему в связи с какой-нибудь работой, ей посвященной, и раздела «Notes» — рецензий
Nouvelles Litteraires» (пли приближающийся к нему польский «Wiadomosci literackie»), сохраняя формат газеты, является уже еженедельным Ж., а современный немецкий еженедельник «Die literarische Welt» (Берлин) уже отказался от газетного формата. В области научного литературоведения мы имеем только Ж. (напр. немецкий «Euphorion»), литературно-критические произведения дают и «газетоподобные» Ж., и ежемесячники, и т. п. То же относится и к чистым литературно-художественным периодическим изданиям и ко всякого рода «petites revues», являющимся органами определенной группы и помещающим гл. обр. произведения «своих» (например современный французский ежемесячник «La Muse Francaise», где почти исключительно печатается художественный материал — стихи и проза). Наибольшей сложностью отличается конечно основной тип литературного журнала — журнал литературно-политический. Так напр. современный французский Ж. — «La Nouvelle Revue Francaise» — складывается обычно из основного — отличного от прочих и по шрифту — отдела, куда входит художественный материал, статья, трактующая злободневную политическую тему в связи с какой-нибудь работой, ей посвященной, и раздела «Notes» — рецензий
       Журналы6
       на книги по всем видам искусства, внутренних и международных лит-ых обозрений и т. д. Примерно та же конструкция характерна и для современного немецкого литературно-политического журнала «Die neue Rundschau» и т. п. Конструкция лит-ого журнала стоит в тесной связи с периодичностью его выпуска. Характер этой последней, наметивший, как выше указано, переход от газеты к Ж., претерпел со времени выхода первых Ж. существенные изменения. Так, если сейчас выпуск журнала точно закрепляется, то в XVIII в. понятие периодичности было очень широким: Ж. выходили часто без определенных указаний о выходе следующего номера, иногда, правда, с соответственной оговоркой со стороны издателя. Устанавливая в зависимости от периодичности выхода Ж. деление на два основных типа — толстый и тонкий Ж., прежде всего надо выделить толстый Ж. с редкой периодичностью, приближающийся к «трудам обществ». Из иностранных современных журналов этого типа (научно-литературоведческих) можно напр. назвать «Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte». Материал этих Ж., посвященных общим и частным проблемам, — статьи
принципиального характера с ярко выраженной методологической установкой; характерно для данных журналов и то, что в них почти нет библиографии; последняя заменяется широкими обзорами, также с методологическим уклоном. Переход от рассматриваемого типа к тонкому журналу дает обычный ежемесячный Ж. с его разделами: литературно-художественным (куда входят и критические обзоры) и общественно-политическим при обязательном наличии библиографии, выделяемой по шрифту, а порой и отдельной пагинацией. Своеобразный тип ежемесячника — смешанный художественно-литературный и политически-бытовой Ж., снабженный иллюстрациями, как например во Франции «Varietes», в Германии — «Der Querschnitt» и т. п. Являясь органами левых литературных групп (дадаистов, футуристов и т. п.), эти журналы строятся по принципу острой подачи материала, совершенно лишены «академизма», свойственного в той или иной мере другим толстым Ж., и используют иллюстрации в качестве самостоятельного отдела журнала. Здесь таким
принципиального характера с ярко выраженной методологической установкой; характерно для данных журналов и то, что в них почти нет библиографии; последняя заменяется широкими обзорами, также с методологическим уклоном. Переход от рассматриваемого типа к тонкому журналу дает обычный ежемесячный Ж. с его разделами: литературно-художественным (куда входят и критические обзоры) и общественно-политическим при обязательном наличии библиографии, выделяемой по шрифту, а порой и отдельной пагинацией. Своеобразный тип ежемесячника — смешанный художественно-литературный и политически-бытовой Ж., снабженный иллюстрациями, как например во Франции «Varietes», в Германии — «Der Querschnitt» и т. п. Являясь органами левых литературных групп (дадаистов, футуристов и т. п.), эти журналы строятся по принципу острой подачи материала, совершенно лишены «академизма», свойственного в той или иной мере другим толстым Ж., и используют иллюстрации в качестве самостоятельного отдела журнала. Здесь таким
       Журналы8
образом создается естественный переход к тонкому журналу — двухнедельному и еженедельному, чаще всего иллюстрированному, и отличающемуся от толстого Ж. более
образом создается естественный переход к тонкому журналу — двухнедельному и еженедельному, чаще всего иллюстрированному, и отличающемуся от толстого Ж. более
       Журналы10
       яркой установкой на злободневность и фактичность. Из тонких журналов можно — кроме названных выше — отметить во Франции «Monde» и т. п.
       Порой создается заметная разница между еженедельным и двухнедельным тонким журналом. В двухнедельнике пропадает иллюстрация, тщательней становится библиография и т. п. Такой двухнедельник — естественный этап на пути от обычного ежемесячного литературно-политического Ж. к неиллюстрированному лит-ому (чаще всего критико-библиографическому) еженедельнику, типа напр. немецкого еженедельника «Die literarische Welt».

Библиография:
Периодическая печать на Западе, Сборн. статей, изд. «Образование», СПБ., 1904 (статьи: Берлин П., Очерки современной журналистики; Гроссман Г., Периодическая печать в Германии; Звездич П., Развитие печати в Австрии; Сатурин Д., Очерк периодической печати в Англии; Лабриола А., Периодическая печать в Италии; Смирнов Е., Периодическая печать во Франции; Пименова Е., Очерк истории развития печати в Англии; Гурвич П., Американская печать); Полнер Г. П., Культурные мотивы иностранной журналистики, «Русская мысль», 1895, X, XI; Лозанн С., Ее величество пресса (о французской печати), с предисловием С. Ингулова, М., 1926; За кулисами французской печати, Сборн., предисловие К. Радека, Гиз, М. — Л., 1926; Один час моей карьеры. Из воспоминаний двадцати семи французских журналистов, перев. Г. В. Паукера, Гиз, Л., 1928; Стеклов Ю., За кулисами современной печати, М., 1926. Подроб. указания по странам см.: Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924, стр. 187—190; 793—795; Dovifat E., Der amerikanische Journalismus, mit einer Darstellung der journalistischen Berufsbildung, Stuttgart, 1927; Kirchner J., Die Grundlagen des deutschen Zeitschriftenwesens. Mit einer Gesamtbibliographie der deutschen Zeitschrift bis zum Jahre 1790, B. I, Lpz., 1928; Andrews A., History of British Journalism, 2 vv., L., 1859; Kautsky K., Der Journalismus in der Sozialdemokratie, «Die neue Zeit», 24 Jhrg. 1905—1906; Williams J. B., A history of English Journalism to the foundation of the Gazette, L., 1908; Gonzalez-Blanco E., Historia del periodismo desde sus comienzos hasta nuestra epoca, Madrid, 1919; Junker S. C., Grundriss der Journalistik, W., 1920; Rosi O., Journalistische Dialektik, W., 1920; 1921; Warren L., Journalism, L., 1922; 1924; Yost C. S., The Principles of Journalism, N.-Y., 1924; Thorn A. F., Journalism to day, 1924; Fechter P., Dichtung und Journalismus; Bleyer W. G., The history of american journalism, N.-Y., 1927; Menz G., Die Zeitschrift. Eine wirtschaftsgeschichtliche Studio, Stuttgart, 1928; Baumert D. P., Die Entstehung des deutschen Journalismus, Munchen, 1928, Cannon C. L., Journalism, a bibliography, N.-Y., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Русская литература Русская литература Русская литература        I.ВВЕДЕНИЕ       II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ       А.Периодизация истории устной поэзии       Б.Развитие старинной устной поэзии       1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до се
,
Журналы Запада

       
ЖУРНАЛЫ ЗАПАДА. — Как особая разновидность периодической печати в широком смысле слова Ж. появляется в Европе в XVII в., прежде всего в ученой среде. Этот старейший тип журнала представляет — подобно газете — более или менее случайный подбор различных сведений и сообщений. Но в то время как в газете этот материал черпали из политической области, в раннем Ж. его черпали в науке. Первый европейский Ж. появился во Франции, в начале 1665: «Journal des Savants» (сначала еженедельник, а затем двухнедельник, издававшийся Denys de Sallo, о чем см. подробнее у Karl’a Schottenloher в его книге: «Flugblatt und Zeitung», Berlin, 1922). За ним в том же году последовали в Англии «Philosophical Transactions», в 1668 в Риме — «Giornale de Letterati», в 1682 — издававшиеся на латинском языке в Лейпциге «Acta eruditorum» и т. д. Почти все названные Ж. были посвящены гл. обр. естественным наукам, художественная литература не находила в них отражения. Только в XVIII в. литература начинает постепенно проникать в Ж. Так напр. в Германии (а частью в Англии и Франции) чисто лит-ые Ж. вырастают из моралистических, количество к-рых в XVIII в. измеряется сотнями (Ж. Готшеда «Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit» за 1761 насчитывает в своем указателе немецких периодических изданий, выходивших с 1713 по 1761, 178 названий моралистических Ж.). Наибольшей популярностью пользовался выходивший с 1724 в Гамбурге «Der Patriot», затем последовали: «Der aufrichtige Patriot», «Der allgemeine und allerseit verbessernde Patriot», «Der deutsche Patriot in der geselligen Welt» и т. п. (интересную характеристику немецких Ж. этого времени см. в книге Joachim Kirchner, Die Grundlagen des deutschen Zeitschriftwesens, Lpz., 1928). Но и первые литературные Ж. (а таким первым литературным Ж. в Германии можно считать Ж. Готшеда, ратовавшего за усиление воспитательного влияния поэзии на человека: «Beitrage zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit», 1732—1744) проникнуты моралистическими тенденциями. «Для восходившей буржуазии XVIII в., — пишет в своем Очерке развития западных лит-р Фриче, — в Англии, уже перестраивавшей жизнь по своему образу и подобию, во Франции, готовившейся покончить со старым порядком и установить свое господство, в Италии, готовившейся повторить французский пример, в Германии, только еще пробуждавшейся в лице своей интеллигенции к классовому сознанию, — художественная литература была не чистым искусством, не средством эстетических переживаний, а прежде всего орудием классовой борьбы и классового воспитания, — борьбы против господствующего дворянского класса и воспитания членов своего буржуазного класса. Отсюда преобладающий моральный и гражданский характер лит-ры этой эпохи». Понятно так. обр., почему в этот период пользовались громадным успехом моралистические, в широком смысле слова, Ж. английских писателей — Аддисона (1672—1719) и Стиля (1672—1729) «The Tattler», «The Spectator», «The Guardian», к-рые оказывали такое влияние на немецкие моралистические Ж. Впервые литература появляетя уже в готшедовском моралистическом Ж. «Die vernunftigen Tadlerinnen» (1725—1726). Несмотря на то, что литература все больше начинает закреплять свои позиции, чисто лит-ые Ж. не могут удержаться и после того, как волна моралистической журналистики убывает. Пробудившееся политическое самосознание буржуазии требовало соответственной журналистики. Основанный напр. в Германии Шиллером Ж. «Horen» (1795—1797), который
должен был носить строгий литературно-эстетический характер, а в 1798 Ж. «Propylaen» того же направления потерпели неудачу; последний просуществовал всего два года. Как отмечает Schottenloher, безнадежной задачей было в это время напряженной политической борьбы увлекать людей в «мир красоты», чтобы заставить их забыть мир «грубой действительности». Тот тип литературного журнала, который выработался в результате борьбы между чисто политической и чисто лит-ой тенденцией, явился в сущности определительным для всех последующих форм широкой лит-ой журналистики. Это — сочетание общественно-политического и лит-ого материала, объединенного общностью устремлений и социальной установки. В Германии первым образцом такого Ж. был основанный в 1773 Виландом «Der deutsche Merkur». Самое название Ж. указывает на его связь с старейшим французским Ж. «Le Mercure Francois» (1605—1644), бывшим в XVII веке одним из важнейших органов французской конституционной партии; к этому французскому Ж. в известном смысле приближается Ж. Виланда (о «Mercure Francois» см. подробнее в книге P. Daniel Svetozar-Petric, Le groupe litteraire de la Minerve Francaise, P., 1927). Давая в своем Ж. место выдающимся представителям лит-ой современности (наряду с Глеймом, Якоби и др. здесь печатались Шиллер и Гёте), Виланд проводил определенную политическую линию. Он один из первых довольно тщательно разработал понятие «общественного мнения». Подобно журналу Виланда в Германии старейший литературный Ж. Англии
должен был носить строгий литературно-эстетический характер, а в 1798 Ж. «Propylaen» того же направления потерпели неудачу; последний просуществовал всего два года. Как отмечает Schottenloher, безнадежной задачей было в это время напряженной политической борьбы увлекать людей в «мир красоты», чтобы заставить их забыть мир «грубой действительности». Тот тип литературного журнала, который выработался в результате борьбы между чисто политической и чисто лит-ой тенденцией, явился в сущности определительным для всех последующих форм широкой лит-ой журналистики. Это — сочетание общественно-политического и лит-ого материала, объединенного общностью устремлений и социальной установки. В Германии первым образцом такого Ж. был основанный в 1773 Виландом «Der deutsche Merkur». Самое название Ж. указывает на его связь с старейшим французским Ж. «Le Mercure Francois» (1605—1644), бывшим в XVII веке одним из важнейших органов французской конституционной партии; к этому французскому Ж. в известном смысле приближается Ж. Виланда (о «Mercure Francois» см. подробнее в книге P. Daniel Svetozar-Petric, Le groupe litteraire de la Minerve Francaise, P., 1927). Давая в своем Ж. место выдающимся представителям лит-ой современности (наряду с Глеймом, Якоби и др. здесь печатались Шиллер и Гёте), Виланд проводил определенную политическую линию. Он один из первых довольно тщательно разработал понятие «общественного мнения». Подобно журналу Виланда в Германии старейший литературный Ж. Англии
       Журналы2
       «Edinburgh Review» (1755, в Англии вообще впервые в Европе появилось ревю (обозрение), это — «Monthly Review», 1749—1831) стал ориентироваться на общественность. Как известно, Англия после Великой французской революции повела решительную политику подавления Ирландии и Шотландии, и «Edinburgh Review» боролось с английским влиянием, с моральным и политическим индиферентизмом шотландцев. В эпоху Великой революции большинство французских Ж., начавших с лит-ры, превратилось в политические органы, отражающие идеологию борющихся партий (роялистов, жирондистов и якобинцев). Революционная печать того времени в целом, как указывает Генрих Кунов, дает чрезвычайно поучительный материал для понимания революционного процесса и различных направлений, по которым шел этот процесс. «Революционная жизнь бьет из этой литературы несравненно сильней и с большей непосредственностью, чем из парламентских прений». Среди журналов этой эпохи выделяются реакционные «Деяния апостолов», «Французский Меркурий», либеральные «Парижский журнал», «Национальная газета» и «Курьер Прованса» Мирабо, Ж. жирондистов, «Курьер из Версаля в Париж и из Парижа в Версаль», «Французские и
брабантские революции» Камилла Демулена, якобинские журналы Прюдома, «Парижские революции», «Друг народа» (L’ami du peuple) Марата и др.
брабантские революции» Камилла Демулена, якобинские журналы Прюдома, «Парижские революции», «Друг народа» (L’ami du peuple) Марата и др.
       Журналы4
       Основные вехи развития лит-ого Ж. уже намечают и формальные особенности этой разновидности прессы. Связанный через своих предшественников (научные и моралистически-общественные Ж.) с газетой, лит-ый Ж. часто в самом названии отражает еще газетные признаки. Так напр. столь распространенное название, как «Mercure» (Merkur у немцев, Merkurjus у поляков), происходит, по мнению Кирхнера, от слова Merkuries, которое в период англо-испанских войн обозначало последние военные известия и указывало на быстроту передачи сообщения. Этим и объясняется первоначальное использование этого наименования для газеты. Точно так же в названии немецких лит-ых Ж. XVIII века «Briefe» (Письма — напр. название первого подлинно-значительного литературно-критического Ж., издававшегося Лессингом и Николаи, — «Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759) есть следы газетного происхождения Ж.; старейшие образцы газет известны именно в форме писем (см. об этом в названной книге Кирхнера). От исторически-политической журналистики идет и особенно распространенная в ранних литературно-критических Ж. диалогическая форма, введенная Томазиусом в 1688 еще в первом общелитературном (а не узко научном) Ж. на немецком языке и продолженная напр. в смешанном литературно-критическом Ж. Тенцеля «Monatliche Unterredungen einiger guten Freunde von allerhand Buchern und anderen annehmlichen Geschichten» (1689—1698). Размеры и характер периодичности отдельных лит-ых Ж. также создают постепенность в переходе от газеты к Ж. Если напр. выходивший в 1833—1834 в Париже «космополитический» (желавший отражать лит-ое движение главнейших европейских стран) Ж. «L’Europe Litteraire» появлялся в почти газетном формате три раза в неделю (см. посвященную этому Ж., а также его предшественникам, работу Thomas K. Palfrey, L’Europe litteraire, un essai de periodique cosmopolite, P., 1927), то современный французский еженедельник «Les
Nouvelles Litteraires» (пли приближающийся к нему польский «Wiadomosci literackie»), сохраняя формат газеты, является уже еженедельным Ж., а современный немецкий еженедельник «Die literarische Welt» (Берлин) уже отказался от газетного формата. В области научного литературоведения мы имеем только Ж. (напр. немецкий «Euphorion»), литературно-критические произведения дают и «газетоподобные» Ж., и ежемесячники, и т. п. То же относится и к чистым литературно-художественным периодическим изданиям и ко всякого рода «petites revues», являющимся органами определенной группы и помещающим гл. обр. произведения «своих» (например современный французский ежемесячник «La Muse Francaise», где почти исключительно печатается художественный материал — стихи и проза). Наибольшей сложностью отличается конечно основной тип литературного журнала — журнал литературно-политический. Так напр. современный французский Ж. — «La Nouvelle Revue Francaise» — складывается обычно из основного — отличного от прочих и по шрифту — отдела, куда входит художественный материал, статья, трактующая злободневную политическую тему в связи с какой-нибудь работой, ей посвященной, и раздела «Notes» — рецензий
Nouvelles Litteraires» (пли приближающийся к нему польский «Wiadomosci literackie»), сохраняя формат газеты, является уже еженедельным Ж., а современный немецкий еженедельник «Die literarische Welt» (Берлин) уже отказался от газетного формата. В области научного литературоведения мы имеем только Ж. (напр. немецкий «Euphorion»), литературно-критические произведения дают и «газетоподобные» Ж., и ежемесячники, и т. п. То же относится и к чистым литературно-художественным периодическим изданиям и ко всякого рода «petites revues», являющимся органами определенной группы и помещающим гл. обр. произведения «своих» (например современный французский ежемесячник «La Muse Francaise», где почти исключительно печатается художественный материал — стихи и проза). Наибольшей сложностью отличается конечно основной тип литературного журнала — журнал литературно-политический. Так напр. современный французский Ж. — «La Nouvelle Revue Francaise» — складывается обычно из основного — отличного от прочих и по шрифту — отдела, куда входит художественный материал, статья, трактующая злободневную политическую тему в связи с какой-нибудь работой, ей посвященной, и раздела «Notes» — рецензий
       Журналы6
       на книги по всем видам искусства, внутренних и международных лит-ых обозрений и т. д. Примерно та же конструкция характерна и для современного немецкого литературно-политического журнала «Die neue Rundschau» и т. п. Конструкция лит-ого журнала стоит в тесной связи с периодичностью его выпуска. Характер этой последней, наметивший, как выше указано, переход от газеты к Ж., претерпел со времени выхода первых Ж. существенные изменения. Так, если сейчас выпуск журнала точно закрепляется, то в XVIII в. понятие периодичности было очень широким: Ж. выходили часто без определенных указаний о выходе следующего номера, иногда, правда, с соответственной оговоркой со стороны издателя. Устанавливая в зависимости от периодичности выхода Ж. деление на два основных типа — толстый и тонкий Ж., прежде всего надо выделить толстый Ж. с редкой периодичностью, приближающийся к «трудам обществ». Из иностранных современных журналов этого типа (научно-литературоведческих) можно напр. назвать «Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte». Материал этих Ж., посвященных общим и частным проблемам, — статьи
принципиального характера с ярко выраженной методологической установкой; характерно для данных журналов и то, что в них почти нет библиографии; последняя заменяется широкими обзорами, также с методологическим уклоном. Переход от рассматриваемого типа к тонкому журналу дает обычный ежемесячный Ж. с его разделами: литературно-художественным (куда входят и критические обзоры) и общественно-политическим при обязательном наличии библиографии, выделяемой по шрифту, а порой и отдельной пагинацией. Своеобразный тип ежемесячника — смешанный художественно-литературный и политически-бытовой Ж., снабженный иллюстрациями, как например во Франции «Varietes», в Германии — «Der Querschnitt» и т. п. Являясь органами левых литературных групп (дадаистов, футуристов и т. п.), эти журналы строятся по принципу острой подачи материала, совершенно лишены «академизма», свойственного в той или иной мере другим толстым Ж., и используют иллюстрации в качестве самостоятельного отдела журнала. Здесь таким
принципиального характера с ярко выраженной методологической установкой; характерно для данных журналов и то, что в них почти нет библиографии; последняя заменяется широкими обзорами, также с методологическим уклоном. Переход от рассматриваемого типа к тонкому журналу дает обычный ежемесячный Ж. с его разделами: литературно-художественным (куда входят и критические обзоры) и общественно-политическим при обязательном наличии библиографии, выделяемой по шрифту, а порой и отдельной пагинацией. Своеобразный тип ежемесячника — смешанный художественно-литературный и политически-бытовой Ж., снабженный иллюстрациями, как например во Франции «Varietes», в Германии — «Der Querschnitt» и т. п. Являясь органами левых литературных групп (дадаистов, футуристов и т. п.), эти журналы строятся по принципу острой подачи материала, совершенно лишены «академизма», свойственного в той или иной мере другим толстым Ж., и используют иллюстрации в качестве самостоятельного отдела журнала. Здесь таким
       Журналы8
образом создается естественный переход к тонкому журналу — двухнедельному и еженедельному, чаще всего иллюстрированному, и отличающемуся от толстого Ж. более
образом создается естественный переход к тонкому журналу — двухнедельному и еженедельному, чаще всего иллюстрированному, и отличающемуся от толстого Ж. более
       Журналы10
       яркой установкой на злободневность и фактичность. Из тонких журналов можно — кроме названных выше — отметить во Франции «Monde» и т. п.
       Порой создается заметная разница между еженедельным и двухнедельным тонким журналом. В двухнедельнике пропадает иллюстрация, тщательней становится библиография и т. п. Такой двухнедельник — естественный этап на пути от обычного ежемесячного литературно-политического Ж. к неиллюстрированному лит-ому (чаще всего критико-библиографическому) еженедельнику, типа напр. немецкого еженедельника «Die literarische Welt».

Библиография:
Периодическая печать на Западе, Сборн. статей, изд. «Образование», СПБ., 1904 (статьи: Берлин П., Очерки современной журналистики; Гроссман Г., Периодическая печать в Германии; Звездич П., Развитие печати в Австрии; Сатурин Д., Очерк периодической печати в Англии; Лабриола А., Периодическая печать в Италии; Смирнов Е., Периодическая печать во Франции; Пименова Е., Очерк истории развития печати в Англии; Гурвич П., Американская печать); Полнер Г. П., Культурные мотивы иностранной журналистики, «Русская мысль», 1895, X, XI; Лозанн С., Ее величество пресса (о французской печати), с предисловием С. Ингулова, М., 1926; За кулисами французской печати, Сборн., предисловие К. Радека, Гиз, М. — Л., 1926; Один час моей карьеры. Из воспоминаний двадцати семи французских журналистов, перев. Г. В. Паукера, Гиз, Л., 1928; Стеклов Ю., За кулисами современной печати, М., 1926. Подроб. указания по странам см.: Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924, стр. 187—190; 793—795; Dovifat E., Der amerikanische Journalismus, mit einer Darstellung der journalistischen Berufsbildung, Stuttgart, 1927; Kirchner J., Die Grundlagen des deutschen Zeitschriftenwesens. Mit einer Gesamtbibliographie der deutschen Zeitschrift bis zum Jahre 1790, B. I, Lpz., 1928; Andrews A., History of British Journalism, 2 vv., L., 1859; Kautsky K., Der Journalismus in der Sozialdemokratie, «Die neue Zeit», 24 Jhrg. 1905—1906; Williams J. B., A history of English Journalism to the foundation of the Gazette, L., 1908; Gonzalez-Blanco E., Historia del periodismo desde sus comienzos hasta nuestra epoca, Madrid, 1919; Junker S. C., Grundriss der Journalistik, W., 1920; Rosi O., Journalistische Dialektik, W., 1920; 1921; Warren L., Journalism, L., 1922; 1924; Yost C. S., The Principles of Journalism, N.-Y., 1924; Thorn A. F., Journalism to day, 1924; Fechter P., Dichtung und Journalismus; Bleyer W. G., The history of american journalism, N.-Y., 1927; Menz G., Die Zeitschrift. Eine wirtschaftsgeschichtliche Studio, Stuttgart, 1928; Baumert D. P., Die Entstehung des deutschen Journalismus, Munchen, 1928, Cannon C. L., Journalism, a bibliography, N.-Y., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Русская литература Русская литература Русская литература        I.ВВЕДЕНИЕ       II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ       А.Периодизация истории устной поэзии       Б.Развитие старинной устной поэзии       1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до се

Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования