Литературная энциклопедия




Литературная энциклопедия
Жумабаев -
Жумабаев
Жумабаев

       
ЖУМАБАЕВ Магжан (1896—) — казакский поэт. Происходит из зажиточной семьи. Учился в татарской средней школе, медрессе, в Омской учительской семинарии, окончил Московский литературно-художественный институт. Лит-ую деятельность начал в 1909—1910. Первый сборник стихов Ж. — «Шолпан» — вышел в 1912. До 1917 Ж. сотрудничает в газете «Казка», журнале «Айкаб» и редактирует рукописный журнал учащихся «Балапан» в Омске.
       Ярый националист по политическим убеждениям, Ж. в 1917 был выдвинут казакской национальной партией «Алаш» в члены Учредительного собрания, работал в губернских комитетах партии «Алаш» и в правительстве «Алаш-орда». В своих стихах, фельетонах и отдельных публицистических статьях проповедует националистические идеи, подчас переходящие в реакционный шовинизм. После Октябрьской революции Ж. становится ярым пантюркистом. Спасение казакского народа видит в объединении всех тюркских народностей всего Востока против Октябрьской революции и Запада.
       Все творчество Ж. носит сугубо политический характер. Его политическое лицо особенно ярко выражено в стихах: «Восток», «Пророк», «Свобода», «Огонь», «Израненный человек», «Товарищу», поэмах:«Эртеги»,«Батыр-Баян» и «Коркыт», в которых Ж. восхваляет прошлое казакского народа, быт старой казакской знати, идеализирует Восток, проклинает Запад и людей, вносящих раздор (классовую борьбу) в среду казаков. Освободить и облагородить казакский народ должна буржуазная интеллигенция. Как носительницу свободы Ж. приветствует Февральскую революцию — «небесную гостью» — и проклинает Октябрь, ее сменивший. «Свобода затрепетала, опять льются реки крови, снова убийства, грабежи, обман. Все подонки человеческого общества, самая низшая толпа добилась своей цели. Навозные жуки, вонючие хрюкающие свиньи своими грязными словами и действием коснулись небесной гостьи. Вонючие жуки, поганые свиньи, ваше желание сбылось. Свобода, священный ангел, уже взмахивает крыльями, чтобы улететь» («Свобода»). Покорять ненавистный Запад идет поэт — пророк Востока: «Я иду, я иду, я иду, Сын солнца — огня, потомок славных гуннов. Я пророк. Иду я, пророк, несу свет солнца, огня. Ты, Запад, жди меня и заучивай свою повинную молитву» («Пророк»).
       За последние годы, в связи с укреплением советской власти в Казакстане, с ростом классового сознания трудящихся масс Ж. внешне сменил вехи. Ряд стихотворений и несколько поэм, написанных за последнее время: поэма «Жусыб-хан» (сказки из персидской жизни), «Таксан Тобы» и др. лишены прежней воинственной враждебности. Некоторые критики Казакстана даже стремятся реабилитировать Ж. перед советской общественностью. Однако в новых стихах Ж. слышатся старые ноты: клевета на революцию и отстаивание интересов байства и буржуазии.

Библиография:

I. Сборники стихов Ж. вышли тремя изд.: первое — Казань, 1912; второе — Казань, 1922; третье — Ташкент, 1923. Из педагогической лит-ры Ж.: Методика родного языка для начальных школ, М., Центриздат, 1925; Саватты бол, букварь для взрослых, изд. 4-е, Центриздат, М., 1929.
       

II. Аймаутов, журн. «Л. Ж.», 1925, № 5; Тогжанов, Центриздат, М., 1925.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

,
Жумабаев

       
ЖУМАБАЕВ Магжан (1896—) — казакский поэт. Происходит из зажиточной семьи. Учился в татарской средней школе, медрессе, в Омской учительской семинарии, окончил Московский литературно-художественный институт. Лит-ую деятельность начал в 1909—1910. Первый сборник стихов Ж. — «Шолпан» — вышел в 1912. До 1917 Ж. сотрудничает в газете «Казка», журнале «Айкаб» и редактирует рукописный журнал учащихся «Балапан» в Омске.
       Ярый националист по политическим убеждениям, Ж. в 1917 был выдвинут казакской национальной партией «Алаш» в члены Учредительного собрания, работал в губернских комитетах партии «Алаш» и в правительстве «Алаш-орда». В своих стихах, фельетонах и отдельных публицистических статьях проповедует националистические идеи, подчас переходящие в реакционный шовинизм. После Октябрьской революции Ж. становится ярым пантюркистом. Спасение казакского народа видит в объединении всех тюркских народностей всего Востока против Октябрьской революции и Запада.
       Все творчество Ж. носит сугубо политический характер. Его политическое лицо особенно ярко выражено в стихах: «Восток», «Пророк», «Свобода», «Огонь», «Израненный человек», «Товарищу», поэмах:«Эртеги»,«Батыр-Баян» и «Коркыт», в которых Ж. восхваляет прошлое казакского народа, быт старой казакской знати, идеализирует Восток, проклинает Запад и людей, вносящих раздор (классовую борьбу) в среду казаков. Освободить и облагородить казакский народ должна буржуазная интеллигенция. Как носительницу свободы Ж. приветствует Февральскую революцию — «небесную гостью» — и проклинает Октябрь, ее сменивший. «Свобода затрепетала, опять льются реки крови, снова убийства, грабежи, обман. Все подонки человеческого общества, самая низшая толпа добилась своей цели. Навозные жуки, вонючие хрюкающие свиньи своими грязными словами и действием коснулись небесной гостьи. Вонючие жуки, поганые свиньи, ваше желание сбылось. Свобода, священный ангел, уже взмахивает крыльями, чтобы улететь» («Свобода»). Покорять ненавистный Запад идет поэт — пророк Востока: «Я иду, я иду, я иду, Сын солнца — огня, потомок славных гуннов. Я пророк. Иду я, пророк, несу свет солнца, огня. Ты, Запад, жди меня и заучивай свою повинную молитву» («Пророк»).
       За последние годы, в связи с укреплением советской власти в Казакстане, с ростом классового сознания трудящихся масс Ж. внешне сменил вехи. Ряд стихотворений и несколько поэм, написанных за последнее время: поэма «Жусыб-хан» (сказки из персидской жизни), «Таксан Тобы» и др. лишены прежней воинственной враждебности. Некоторые критики Казакстана даже стремятся реабилитировать Ж. перед советской общественностью. Однако в новых стихах Ж. слышатся старые ноты: клевета на революцию и отстаивание интересов байства и буржуазии.

Библиография:

I. Сборники стихов Ж. вышли тремя изд.: первое — Казань, 1912; второе — Казань, 1922; третье — Ташкент, 1923. Из педагогической лит-ры Ж.: Методика родного языка для начальных школ, М., Центриздат, 1925; Саватты бол, букварь для взрослых, изд. 4-е, Центриздат, М., 1929.
       

II. Аймаутов, журн. «Л. Ж.», 1925, № 5; Тогжанов, Центриздат, М., 1925.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


Заказать работу



наверх страницынаверх страницы на верх страницы





© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования