В библиотеке

Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920

Рекомендуем прочитать

Баиов А.К.Вклад России в победу союзников
Автор предлагаемой книги - А. К. Байов, 1871 - 1935 гг., ординарный профессор Российской военной академии, в течение многих лет занимал кафедру русского военного искусства в Академии генерального штаба. Продолжая работу известных военных ученых, профессора Масловского и профессора Мышлаевского, генерал Байов создал курс истории русского военного искусства, как самостоятельный отдел военной науки.

Поисковая система

Поисковая система библиотеки может давать сбои если в строке поиска указать часто употребляемое слово.
Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 

АвторВолков А.В., Непомнящий Н.Н.
НазваниеХетты. Неизвестная империя Малой Азии
Год издания2004
РазделКниги
Рейтинг0.41 из 10.00
Zip архивскачать (1 796 Кб)
  Поиск по произведению

Часть вторая
По страницам хеттской истории

1. Хетты встречаются с хаттами

Началась же история хеттов с того , что после 2500 года до на шей эры в Центральную Анатолию стали переселяться индоевропейские племена . К этому времени внутренние районы Анатолии были уже населены . Анатолия , по замечанию американского исто рика Джеймса Маккуина , превратилась «в страну маленьких горо дов - государств , правители которых живут в крепостях . Их экономи ка опирается в основном на сельское хозяйство , но истинное бо гатство и власть дают им добыча и обработка металлов» . Но что за народ жил здесь ?

Ученые вновь пришли в замешательство . Племена , исконно на селявшие Северную Анатолию , были вовсе не индоевропейскими . Их назвали «протохеттами» , или «хаттами» . Они занимали террито рию в излучине реки Кызыл - Ирмак . Рядом с ними еще в III тысячеле тии до нашей эры могли проживать и хурриты . Так , по мнению российского историка Игоря Дьяконова , именно хурриты и хатты осно вали такие города , как Пурусханда , Куссара , Хаттуса , Самуха .

Собственно говоря , именно хаттский язык справедливее было бы назвать «хеттским» . Ведь в клинописных табличках тексты , на писанные на нем , помечали словом hattili . Он не похож на все из вестные нам языки древнего Востока . Так , например , множественное число в хаттском языке образуется с помощью приставок : Shapu — бог ; wa - shapu — боги .

В работах российского ученого Вячеслава Всеволодовича Ива нова убедительно показано , что хаттский язык состоит в родстве с западнокавказскими языками , а именно абхазским , адыгским и убыхским языками . Впервые эту гипотезу высказал в двадцатых годах прошлого века швейцарский востоковед Эмиль Форрер . Сей час можно считать «гипотезу в целом доказанной при необходи мости уяснения большого числа деталей в будущем» , — писал В . В . Иванов . Культура погребений хаттов напоминает майкопскую культуру , памятники которой встречаются в Краснодарском крае и Кабардино - Балкарии .

Впервые хатты — коренное население Анатолии — упоминаются в документах Аккадского царства , сообщающих о походах их правителей в Малую Азию . Так , основатель царства Саргон (2316 — 2261 гг . до н . э .) направился в Малую Азию , чтобы помочь здешней колонии ассирийских купцов , которую притесняли власти лежав шего неподалеку города Пурусханда ( его точное местоположение неизвестно ; вероятно , он находился на равнине Конья ). Согласно тексту предания , поход состоялся и был успешным .

Еще один месопотамский правитель , Нарам - Суэн , четвертый царь аккадской династии , тоже воевал на окраине Анатолии . Со гласно преданию , он сражался с коалицией из семнадцати царей , среди которых был и царь Хатти по имени Памба . Как замечает английский историк Оливер Герни , «это позволяет думать , что по меньшей мере одна группа индоевропейских пришельцев уже на ходилась в области Хатти , хотя и не владела ею» . Впрочем , достоверность этого события неясна , хотя , по - видимому , именно Нарам - Суэн разрушил один из торговых центров Сирии — Эблу .

Что касается языка пришлых индоевропейских племен , то сами хетты позднее именовали его «несийским» ( nesili ), языком людей из Несы ( это была первая хеттская столица ). Мы не знаем , каким именем эти племена звались раньше , но , расселившись среди хаттов , стали называться их именем . Это были те , кого ученые при выкли считать «хеттами» , — создатели великой державы , протя нувшейся от Черного моря до Египта .

Было бы ошибкой считать переселение индоевропейцев в Анатолию «военным вторжением» и сравнивать их с ордой вар варов , грабящих и разоряющих чужие города и деревни . Ско рее , это было постепенным расселением пришлых племен на новой для них территории , смешением пришлого и исконного местного населения .

По мнению большинства исследователей , оно протекало до вольно мирно , хотя без отдельных столкновений не обошлось . По сообщению турецкого исследователя Экрема Акургала , в Алаке и Богазкее в археологических слоях , относящихся примерно к 2000 году до нашей эры , обнаружены следы сильного пожара . В Алишаре уцелела лишь крепость , а соседнее городище было раз рушено и в нем перестали селиться люди . Следы разрушений име ются в некоторых других поселениях бронзового века : в Битике , Караоглане , Дюндартепе и Карахююке ( Конья ).

В то же время многие хаттские князья сохранили свою власть после появления чужеземцев . Почти полтора века индоевропейцы спокойно жили в Анатолии , прежде чем решились захватить власть в стране , приютившей их . Тому способствовали раздоры среди хаттов .

Откуда же пришли в Анатолию индоевропейские племена ? На зывают разные маршруты их передвижения . Так , по одной из ранних гипотез , они проникли с северо - запада , с Балканского полуострова , через проливы Дарданеллы и Босфор . Однако по мнению большин ства исследователей , они пришли в Анатолию с северо - востока , из Причерноморья , через перевалы Кавказа . Перед вторжением в Ана толию они какое - то время жили к югу от Кавказского хребта . Еще немецкий филолог Фердинанд Зоммер в первой половине прошло го века обращал внимание на строки молитвы царя Муваталли : « Не бесный бог Солнца , мой господин , пастырь человечества . Ты вста ешь , бог Солнца , из моря и всходишь на небо» .

Несомненно , что эта молитва была составлена до переселе ния индоевропейцев в Малую Азию , поскольку здесь они жили во внутренних областях полуострова . Очевидно , в молитве упомина ется Каспийское море , на западном побережье которого хетты мог ли жить некоторое время .

Сравнительно недавно Т . В . Гамкрелидзе и В . В . Иванов выдвинули теорию , согласно которой первоначально областью расселения индоевропейцев — их прародиной — была область Передней Азии — от Южной Туркмении до Северной Месопотамии . Ее близость к Двуречью объясняет высокий уровень культуры индоевро пейцев в раннем бронзовом веке . Предполагается , что будущие хетты перекочевали на незначительное расстояние — из Восточ ной Анатолии на запад .

Переселялись разные племена . Хетты ( несийцы ) осели в цент ральных областях Анатолии , населенных хаттами , палайцы — северо - восточнее , также среди хаттов , а лувийцы направились на юг и расселились среди хурритов .

Культура , называемая нами «хеттской» , вовсе не появилась на пустом месте , не была привнесена в Анатолию извне . «Хеттская культура — не начало , а итог развития , — писал французский ар хеолог Жан Маркаде . — Речь идет об обогащении здешних региональных культур чужими идеями , о взаимных контактах , формиро вавших уникальный анатолийский дух» .

И в дальнейшем традиции хаттов продолжали оказывать замет ное влияние на пришлые племена . Долгое соседство хаттов и индоевропейцев привело к формированию единого этноса , причем последние переняли религию и обычаи местного населения . Мож но сказать , что «классические хетты» представляют собой этнос , сформировавшийся при слиянии индоевропейцев и автохтонного хаттского населения .

В подобной неоднородности этноса нет ничего удивительного . Так , мы привыкли представлять себе греков в архаическую эпоху единым народом , хотя население Греции тогда состояло из при - шлых дорийских племен ( эолийцев , ионийцев , дорийцев ) и уцелев шего ахейского населения .

Впрочем , каким бы пестрым ни было население Анатолии в начале II тысячелетия до нашей эры , из него сложился единый на род — хетты . Некоторое время хетты говорили на несийском ( хетт ском ), палайском и хаттском языках , но последний постепенно вы шел из употребления .

Память о хаттах , правда , сохранилась в мифах и церемониях . Многие хеттские боги , например , богиня Солнца Аринны — Вуресу - м у , Телепину и его супруга Хатепину имеют хаттское происхождение . С хаттами связаны многие религиозные культы Хеттского цар ства . Так , еще в Х IV —Х III веках до нашей эры , в дни священных праз днеств , проводившихся в Хаттусе , жрецы произносили странные тексты на языке , который , может быть , не понимали даже сами , — на хаттском языке . Эту традицию можно сравнить , например , со сред невековыми католическими службами на латыни , которая казалась многим прихожанам тоже загадочным набором звуков .

Добавим , что и само появление «хеттов» в Анатолии можно сравнить с событиями поздней истории — с расселением индоев ропейских ( германских ) племен в Южной Европе , на землях За падной Римской империи . Пришлые племена постепенно переняли местную религию ( христианство ), местные обычаи и использовали в религиозных обрядах местный ( латинский ) язык . Коренное же население — римляне ( протоитальянцы ), галлы ( протофранцу - зы ) и иберы ( протоиспанцы ) — постепенно растворилось среди зах ватчиков , разграбивших ( то есть «проклявших» ) Рим , но позднее сделавших его столицей своей Священной империи .

2. Когда ассирийцы считали деньги

В восьмидесятых годах Х I Х века в руки антикваров , торговав ших античными безделицами , стали попадать клинописные таблич ки — письма ассирийских купцов , отправленные из Каниша — го рода , лежавшего на востоке Центральной Анатолии , примерно в восемнадцати километрах от Кайсери . В историю науки эти пись менные памятники , составленные на староассирийском языке , вош ли под названием «каппадокийские таблички» , ведь в греко - римс кую эпоху эта местность называлась Каппадокией .

Четыре тысячи лет назад там располагалось крупное поселе ние ассирийских купцов . Оно было основано в первой половине ХХ века до нашей эры . Однако торговля ассирийцев с Анатолией , несомненно , началась еще раньше . По оценке Экрема Акургала , ассирийцы стали проникать в Анатолию около 2500 года до нашей эры . В ту пору они славились не своими военными подвигами , а деловой сноровкой . Вся торговля Анатолии с Месопотамией была в их руках . Они обменивали свои товары — олово и ткани ( прежде всего шерстяные ткани ) — на медь и серебро и скрупулезно отме чали любые торговые сделки .

Именно ассирийские купцы едва ли не первыми сообщили о появлении в Анатолии хеттов . Ведь в записях , оставленных ими в Канише , встречаются и хеттские имена , в том числе среди торгов цев . Попадаются также слова , заимствованные из хеттского языка .

«Ассирийцы были инородным элементом в Малой Азии и прак тически не оказали никакого влияния на культуру Анатолии , — отмечал Экрем Акургал , — однако они оставили ценный археологи ческий материал , который , кроме того , хорошо датируется» . С отк рытия фактории в Канише здесь , в Центральной Анатолии , начи нается «историческое время» — появляются первые письменные сообщения .

В то время страна Хатти представляла собой конгломерат мел ких городов - государств , в которых ассирийцы обустраивали свои торговые колонии . По одной такой колонии ( карум ) обнаружено в Канише и Хаттусе . Было еще восемь колоний , известных нам толь ко по названиям , но они пока не обнаружены . Имелись также не большие поселения — станции ( мабартум ). Одну из них раскопали в Алишаре .

Центром ассирийских колоний был Карум - Каниш , лежавший у подножия холма Кюльтепе ( «Пепельного холма» ), на котором на ходился местный город . Раскопки здесь начал в 1925 году Бедржих Грозный , а с 1948 года продолжали турецкие археологи Тахсин и Нимет Эзгюч , работавшие под эгидой Турецкого исторического об щества ( в послевоенные годы начались раскопки и ассирийской колонии в Хаттусе ).

За полвека в Канише найдено около 21 500 табличек , в том чис ле около пятисот писем ассирийских купцов , и открытия продолжаются . Так , в 1993 — 1994 годах в Канише обнаружили еще 2400 новых табличек . Большинство их пока не прочитаны , поскольку в Ар хеологическом музее Анкары слишком мало ученых , владеющих древними языками . Находки до сих пор даже не опубликованы .

Впрочем , уже сейчас можно реконструировать картину асси - рийско - хеттских ( хаттских ) торговых отношений . Расцвет этой тор говли пришелся на период между 1910 и 1740 годом до нашей эры . Это была эпоха , которую историки называют «средним бронзовым веком» .

На протяжении многих веков в Центральной Анатолии выплав ляли бронзу , поскольку здесь имелись месторождения олова . Со временем рудники истощились , и тогда ассирийские купцы стали ввозить в Анатолию олово из Ирана . По оценке историков , они до ставили сюда около ста тонн олова .

В стране хеттов был велик спрос и на ткани . Как полагают уче ные , за все время торговли ассирийцы ввезли в Малую Азию около 150 тысяч кусков тканей . Их изготавливали ассирийские женщины или же переправляли транзитом из Вавилонии .

Торговля была караванной . Товары везли на вьючных животных ( дамасских ослах ). Осел ( или мул ) был в то время здесь главным домашним животным . Недаром на найденной в Канише фор ме для литья металла осел изображен рядом с двумя богами . В дальний путь можно было отправиться , лишь навьючив поклажу на осла , ведь четырехколесные повозки не могли проехать почти 1300 километров по бездорожью — а именно таково было расстояние между Канишем и Ашшуром . Однако это не мешало поддержи вать оживленную торговлю . Караваны везли — буквально «через полмира» — драгоценные камни , медь , серебро , золото .

В состав каравана входило до 300 ослов . Его сопровождали погонщики и грузчики . В пути через Северную Сирию приходилось пересекать горные хребты . Преодолевать перевалы зимой было трудно , и потому караваны отправлялись в дорогу лишь летом . Плохая погода , нападения разбойников и волков были главной опас ностью . Ночевать старались на постоялых дворах ( станциях ). Из вестно около 120 названий станций , лежавших на пути из Север ной Месопотамии в Восточную Анатолию .

Правители стран и городов , оказавшихся на пути караванщиков , взимали с них пошлины . По прибытии в Анатолию опять же надо было уплатить пошлину . Часто купцы пытались провезти то вар контрабандным путем . В случае поимки их ждал штраф или арест ; их товары конфисковали .

Несмотря на трудности , торговля с Анатолией была делом очень выгодным . Привезенные товары продавали с большим прибытком . Доход составлял более ста процентов при торговле оловом и около двухсот процентов — при торговле тканью . За шесть—десять сик - лей олова купец получал сикль серебра , в то же время , готовясь к поездке , купцы закупали олово по цене до 20 сиклей за один сикль серебра . Средняя цена куска ткани составляла 15 сиклей серебра .

Даже за вычетом таможенных пошлин и транспортных трат ку пец оставался в таком выигрыше , что , вернувшись в Ашшур , мог сразу открывать новое дело . В Анатолии удавалось выгодно сбыть даже ослов , на которых везли товар . Занимались ассирийские куп цы и ростовщичеством . Давая деньги в рост , они брали более трид цати процентов . Если местные жители не могли уплатить долги , их обращали в рабство .

Правители городов Анатолии тоже участвовали в торговле : они устанавливали пошлины и имели преимущественное право покуп - ки всех ввозимых в их земли товаров . За это они обязались гаран тировать безопасность торговых путей .

В качестве валюты использовали золото и серебро , причем соотношение между ними составляло 1:8. Весовое соотношение между серебром и медью хорошего качества составляло 1:70, а между серебром и медью плохого качества — 1:200. Металл «аму - тум» ценился в 40 раз выше , чем серебро . Этим металлом , оче видно , было железо . Почти за тысячу лет до начала «железного века» оно считалось драгоценным металлом .

Вывоз железа за пределы Анатолии , видимо , был запрещен . В дошедших до нас текстах неоднократно описывается контрабанд ный вывоз железа . Вообще же из Анатолии вывозили именно ме таллы , прежде всего серебро и медь . Здесь имелись огромные за пасы меди . По предположениям историков , Малая Азия могла быть основным поставщиком серебра ( и частично меди ) в период Древ него царства в Египет .

Отношения ассирийских купцов с местными жителями не огра ничивались только торговлей . Проживая подолгу вдали от своей семьи , они обычно заводили на чужбине новую семью . Любили жить в роскоши . По словам археологов , в домах ассирийских купцов находят самые богатые и искусные изделия того времени . Там же , в домах купцов , хранились их архивы — корзины или керамичес кие сосуды с клинописными табличками , а иногда документы и пись ма лежали прямо на полу .

В Канише ассирийская колония занимала целое предместье рядом с верхним городом , где жила местная знать . Управлялась эта колония советом старейшин . Приезжие купцы регулярно пере писывались с Ассирией .

Порой переписка носила весьма личный характер . Так , сохра нилось письмо некоего купца по имени Ашшур - таклаку , который вызывает из Ассирии свою жену , ибо против нее «интригует» но вая , заведенная им жена : «Прошу тебя , если угодно , отправляйся с ближайшим караваном ... приезжай ! Не оставляй и малыша !.. Если ты меня впрямь любишь , собирайся в путь и приезжай ! Эта женщи на , на которой я женился , интригует против тебя . [ Скоро ] в твоем распоряжении ничего не останется ... Не губи меня ! »

Однако чаще всего найденные в Канише клинописные таблички являются «деловыми бумагами» — квитанциями , расписками , торговыми договорами . Среди них встречаются также свадебные обязательства и документы , регулирующие развод или наследование .

Справедливости ради добавим , что торговлю в Анатолии вели не только ассирийцы , но и аморейские купцы Северной Сирии , и купцы Эблы , приезжавшие сюда еще в III тысячелетии до нашей эры .

Ассирийские колонии могли существовать в Анатолии , пока там не было сильной центральной власти . Как только она появилась , иностранные купцы , получавшие огромную прибыль , были вытес нены из страны .

Случилось это в Х VIII веке до нашей эры . Тогда для Ассирии настали трудные времена . Войну с ней повел великий вавилонский царь Хаммурапи , а в Северной Месопотамии прежние торговые пути захватили хурриты . Торговля с Малой Азией замерла . Торговые пути перемещаются к югу , к городам на побережье Средиземного моря .

Около 1770 года колония в Канише была разорена . Нападение оказалось настолько внезапным , что купцы даже не успели вывезти или уничтожить свои архивы . Их жилища были сожжены , но это пошло на пользу клинописным табличкам ; они закалились в огне . Текст надписей очень хорошо виден и сейчас . Через некоторое время колония восстановилась , но в 1740 году вновь была уничтожена .

В Канише — хетты называли его Несой — расположилась ре зиденция хеттского царя . В одном из строений рядом с дворцом царя Несы археологи нашли бронзовый кинжал , на котором клино писью были выгравированы слова : «Дворец Анитты , царя» . Имя Анитты было уже ведомо ученым из других текстов . Он правил небольшим городом - государством Куссара и был первым известным нам по имени царем хеттов . Предполагают , что именно его отец —Питхана — разрушил и сжег несколькими десятилетиями ранее ассирийский Каниш .

Со времени гибели ассирийских колоний исчезли и письмен ные памятники — важнейший источник информации об истории Анатолии . Пройдет почти полтора века , пока не появятся тексты на хеттском языке .

3. Первый царь хеттов проклял их будущую столицу

Первым хеттским царем около 1750 года до нашей эры стал Анитта ( впрочем , дата его правления весьма условна ). Он правил в городе Куссара и оттуда совершал походы , покоряя соседние города и области — Несу , Цалпуву , Пурусханду , Салативару .

Время его правления было временем частых междоусобных войн между городами - государствами Анатолии . Быть может , во многом из - за этих войн прекратилась торговля с Ассирией . Однако победитель этих междоусобиц не мог не объединить под своей вла стью большую часть враждовавших земель .

Сохранился текст , написанный от имени Анитты и излагающий историю его борьбы за власть : «Анитта , сын Питханы , царь Кусса - ры . Говори : было угодно богу Грозы . А раз угодно богу Грозы , то царь Несы стал пленником царя Куссары . Царь Куссары во главе огромного войска вышел из города и ночью , в бурю , взял город Несу . Он захватил царя Несы , но не чинил никому из жителей Несы зла , а обращался [ с ними ] как матери [ и ] отцы» .

Позднее он перенес свою столицу в Несу . В городе стали стро ить храмы . На городских воротах высекли памятную надпись о деяниях царя . Среди прочего Анитта сообщал , что собрал у себя в сто лице диких зверей , чтобы показать , в каких далеких странах он по бывал . В этом зверинце были , например , «два льва , семьдесят веп рей» , множество медведей , леопардов , оленей и всякой дичи . Возможно , такой зверинец был еще в Куссаре . Традиция эта оказалась на редкость долговечной . Так , ассирий ские цари тысячу лет спустя все так же тешили себя зрелищем страшных зверей , собранных в клетки .

Львиная голова , фрагмент ритона . Высота 7,7 см . Около 1700 г . до н . э .

Ритон в форме головы кошки . Ширина ритона 8,9 см . Около 1700 г . до н . э .

Далее Анитта рассказывал еще о ряде сражений и завоевательных походов . Все они заканчивались пленением царей и похищением статуй богов , например : «После это го я , Анитта , великий царь , увел из Цалпувы в Несу бога Сиусумми , а Хуццию , царя Цалпувы , привел я в Несу живым» .

Конечно , все эти походы были , по нашим меркам , небольшими локальными войнами . Армия Анитты , одерживавшая одну победу за другой , насчитывала , как сказано в той же надписи , 1400 воинов и 40 колес ниц . В те времена этого было достаточно , чтобы считаться самым могущественным царем Анатолии . Большая часть каппадокийского плоскогорья оказалась под его властью . Его держава простиралась почти от Черного до Средиземного моря .

В одном из походов он покорил и Хаттусу , оплот хаттских племен . «И ночью взял я его в бурю» . С этим городом он , впрочем , не стал обращаться , как «матери и отцы» , а разрушил его до основания и проклял во веки веков : «Взращу здесь траву сорную , — велел он записать в назидание потомкам . — Если же кто поселится в Хатту - се , да поразит его гнев бога Грозы ! » По иронии судьбы , именно Хаттуса станет вскоре столицей Хеттской державы . Это ее камни до наших дней лежали в виду деревни Богазкей .

Вот одна из загадок хеттской истории . Почему сто лет спустя хетты отстроили проклятый город Хаттусу и даже сделали его своей столицей ? Ученые полагают , что причина была в очень удобном выборе места строительства Хаттусы . Город стоял на неприступной скале , но в то же время его жители круглый год располагали питьевой водой , ведь в Хаттусе было несколько источников воды .

Три глиняных кувшина , высота левого кувшина ( включая носик ) 32,8 см . Около 1700 г . до н . э . Это позволяло подолгу выдерживать вражескую осаду . Пока же Анитта разграбил Хаттусу и увез добычу в свою столицу — Несу .

Следующим известным нам хеттским царем стал Лабарна ( Та - барна ). Был ли он потомком Анитты ? С одной стороны , Куссара , бывшая столица Анитты , и во время правления Лабарны и его бли жайших преемников оставалась царской резиденцией . С другой стороны , никто из хеттских царей никогда не причислял Анитту к своим предкам . Никто не прислушивался к его проклятию . Поэтому историки склоняются к мысли , что Анитта представлял другую ди настию , правление которой позднее пресеклось . Хеттские летопи си немногое сообщают о нем .

«Прежде царем был Лабарна ; затем его сыновья , его братья , его родственники по браку и его родственники по крови объедини лись» , — сказано о начале Хеттского царства в так называемом «указе Телепину» ( конец Х VI в . до н . э .). Лабарна считается подлин ным основателем Хеттского царства . Нам хорошо известен список его преемников , пусть он и неполон .

Мы знаем также о Лабарне , что он был человеком воинствен ным . Анналы истории сохранили из его деяний лишь одно : он со вершал походы , походы , походы .

«И страна была мала , но куда бы он ни шел в поход , он силой покорял страны своих врагов . Он разрушал страны и делал их бес сильными , и моря стали его границами . А когда он возвращался после похода , каждый из его сыновей отправлялся в какую - нибудь часть страны — в Хуписну , в Тувануву , в Ненассу , в Ланду , в Цалла - ру , в Парсуханду и в Лусну — и правил там , и великие города стра ны были даны им во владение» .

Все перечисленные города находились в так называемой « Ниж ней стране» — к югу от реки Галис ( Кызыл - Ирмак ). Где - то непода леку лежал город Куссара ( он пока не найден археологами ). Веро ятно , именно этот город был столицей Хеттского царства в пору правления Лабарны ( возможно , что «Лабарна» был титулом этого царя , а подлинного его имени мы не знаем ).

Царь Лабарна объединил под своей властью почти всю восточ ную часть Малой Азии . При нем , отмечал Оливер Герни , границы Хеттского царства «по крайней мере на юге и западе достигали тех пределов , на которые распространились владения наиболее могу щественных монархов последующей империи» .

Однако назвать моря — Черное и Средиземное — границей его державы было бы преувеличением . Он не овладел ни одной гава нью и не построил флот . Хеттское царство так и останется континен тальной державой . Море для хеттов будет чуждой , грозной стихией .

4. Хаттусили , мастер политических завещаний

Преемники Лабарны непременно добавляли к царскому титулу его имя . Так , полторы тысячи лет спустя имя Цезаря тоже превра тилось у римских императоров в титул . Очевидно , хетты считали каждого правившего царя своего рода перевоплощением основа теля царского рода . Ведь титул «Лабарна» был лишь прижизнен ным титулом царя .

Сведения о первых царях Хеттской державы довольно скудны . Зато правитель Хаттусили I ( «Муж из Хаттусы» ), живший в середи не Х VII века до нашей эры , оставил потомкам и подробную летопись , и завещание , напоминающее , скорее , политический памфлет . Кто его написал ? Сам ли царь был талантливым писателем , как то случалось в истории ? Или ему помогал человек , искушен ный в словесном искусстве ? Или это завещание — лишь поучение , литературный трактат , составленный в назидание будущим прави телям страны ?

Большинство историков убеждены в подлинности этих докумен тов . Например , по мнению Оливера Герни , «имеется достаточно оснований полагать , что хеттская клинопись была введена во вре мя царствования Хаттусили I , преимущественно для того , чтобы записывать дословно официальные высказывания царя , с которы ми тот время от времени обращался к собранию своей знати» . Примером подобной «стенографической записи» можно считать , например , его «Завещание» . Что же мы узнаем из произведений , приписываемых царю Хаттусили I ?

В своей «Летописи» Хаттусили называет себя «царем страны Хатти , человеком города Куссара» . Очевидно , что и он — подобно своим предшественникам , Лабарне и Анитте , — начинал править в Куссаре , а потом переселился в Хаттусу и , вероятно , принял имя «Хаттусили» ( историки полагают , что его звали , как и отца — Ла - барна ). Перенес же он свою резиденцию в Хаттусу , вероятно , потому что ее было легче защищать . К проклятию Анитты он остался глух , — возможно , он ничего не знал о нем . Так Хаттуса стала столицей Хеттского царства .

Хаттусили стал царем около 1650 года до нашей эры . Было бы , наверное , скучно описывать его основные занятия , то есть перечислять один военный поход за другим . Читая подобные перечни , поневоле уверуешь , что вся история состоит из одних походов и завоеваний . Как хорошо , что со времен Хаттусили I хеттские историки уделяют внимание не только войнам !

Поначалу все , что было известно о Хаттусили I , умещалось в несколько банальных строк , содержащихся в указе Телепину : «Потом правил Хаттусили , царь . При нем были дружны его сыновья , его братья , его родственники , люди его рода и его войск . Куда он ни шел походом , всякую страну побеждал своей могучей рукой . И всякую страну он уничтожал ; он оставлял ее беспомощной» .

Наши представления о Хаттусили совершенно изменила находка , сделанная в Хаттусе в конце 50- х годов XX века , — летопись деяний царя , написанная на хеттском и аккадском языках .

Мы узнаем из нее , что к этому времени хетты настолько уверенно чувствовали себя в Анатолии , что даже решились пересечь грозный Таврский хребет — лишь несколько перевалов вели через него — и направиться на юго - восток . Внезапно этот никому неизвестный народ , говоривший на непонятном наречии , оказался на авансцене мировой истории . Хетты захватили несколько городов в Северной Сирии , в том числе Хальпу ( Алеппо ) и лежавший близ нее речной порт Алалах , и достигли берегов Оронта — реки , у которой их потомки несколько веков спустя обратят в бегство египетскую армию .

Статуэтка из слоновой кости . Высота 3,9 см . Х VII/XVI вв . до н . э .

После этого похода Хаттусили наполнил свой дворец и столицу сокровищами . «И не было серебру и золоту ни начала , ни конца ... и их богов принес я к богине Солнца Арин - ны» . Стоит подчеркнуть , что подлинными сокровищами — в представлениях людей того времени — были не золото и серебро , а статуи богов . Кто забирал их из города , тот получал власть над городом . Отныне чужие боги служили победителю . Хетты устанавливали их статуи в своих храмах . Чем больше богов появлялось в Хаттусе , тем могущественнее становился город . И начало этому величию положил Хаттусили I .

Именно Хаттусили — так считал он сам — первым из хеттских царей сравнялся славой с Саргоном Аккадским . Семь веков назад Саргон , чье имя давно вошло в легенду , неожиданно совершил поход в Малую Азию . Теперь же в обратном направлении двинулся царь Хаттусили .

«Никто еще [ из моих предшественников ] не пересекал Евфрат , а я , великий царь Табарна , перешел реку вброд , и мое войско за мною следом перешло ее вброд . Так же Саргон [ Аккадский ] ее перешел и разбил войска города Хах - ха , но городу Хахха он ничего не сде - лал и он его не сжег в огне , и дым от города не поднялся к небесно му богу Грозы .

А я , великий царь Табарна , уничтожил ... город Хахха , и я пре дал его огню , и дым от него поднялся к небесному богу Грозы ... А царя города Хахха я впряг , как упряжных быков , в колесницу» ( пер . В . В . Иванова ).

В этих словах сквозит надменность захватчика , но именно так начиналось становление великой Хеттской империи . Немецкий ис торик Иоганн Леман сравнивает этот поход по его трудности с по ходом Александра Македонского в Индию .

Однако не все спокойно было в Хаттусе . Пока царь был вдали от столицы , здесь началась борьба за власть . И подняли мятеж не покоренные народы , а «его братья , его родственники , люди его рода» . Казалось , все его родные обратились против него , пытаясь отнять власть . Он уже отрекся от двух своих сыновей , пытавшихся свергнуть его . Теперь же , вернувшись на родину , он еще острее почувствовал , как он одинок . Самое же страшное , что у него не осталось сил на борьбу — он заболел .

«Слушайте ! Я занедужил» , — с такими словами царь Хаттуси - ли I обратился к своим воинам , словно надеясь , что они подадут ему совет . Волнение охватило царя , ибо теперь , увидев , как его предают самые близкие люди , он выбирал себе наследника не по крови , а по духу .

«Я , царь , позвал своего сына , я на него уже сердился , и я его держал вблизи от себя и постоянно за ним следил . Он оказался недостойным ! Он не плакал [ во время моей болезни ], не выказы вал сочувствия . Холодный он и неласковый !..

Слову царя он не внял , а тому слову , которое от матери его — змеи исходит , он внял . И братья и сестры ему все время нашепты вали враждебные слова : их слова он и слушал ! Я же , царь , про слышал об этом . На вражду я отвечаю враждой !

Довольно ! Он мне не сын !.. Я всегда его отличал на благо ему . Он же к наказам царя не отнесся сочувственно . Разве тогда может он проявить доброжелательность к городу Хаттусе и думать о его благе ? » ( пер . В . В . Иванова ).

Вместо недостойного сына он назначает своим преемником вну ка — Мурсили . «Смотрите же ! Мурсили — мой сын . Признайте его своим царем ! Посадите его на престол ! Ему много богом в сердце вложено . Только льва божество может поставить на львиное место ...

И ты , Мурсили , не должен ни быть нерадивым , ни медлить ! А ес ли ты будешь нерадивым , то зло может снова прийти , как прежде . Да будет так !... Слова свои я дал тебе и эту таблицу пусть тебе читают из месяца в месяц . Так запечатлей в сердце своем мои сло ва и мою мудрость и милостиво управляй моими подданными и моими сановниками… Что в сердце твоем , мой сын , то и делай» .

Оканчивается завещание словами , обращенными к жене : «Обмой мой труп , как это положено . Прижми меня к своей груди и , при жав к груди , похорони меня в земле» .

Немецкая исследовательница Маргарита Римшнайдер писала о «Завещании» Хаттусили : «Даже если бы мы не располагали ни одним литературным произведением , написанным на хеттском язы ке , кроме этого шедевра , все равно мы не могли бы не признать наличия у хеттов серьезной литературной традиции . Сами особен ности «Завещания» — его изысканная композиция , отточенный язык , непринужденный диалог , меткие , безыскусные сравнения и неожиданный юмор — требуют определенных писательских навы ков , предполагают мастерство и опыт . Если уж хеттские цари могли создавать такие произведения , то как же писали их поэты ?! »

С горечью царь вспоминал : «Посмотрите на сына моего Хуцци - яса ! Я , царь , назначил его хозяином города Тапассанда . Жители же этого города стали его привлекать на свою сторону , проявляя свою злонамеренность . Со мной же они стали враждовать , а ему говорили так : « Восстань против власти своего отца ! » ... Я , царь , сме стил Хуццияса» .

Даже собственная дочь восстала на Хаттусили . « Дочь моя обес честила мою голову и имя мое ... Слова отца она отбросила и кровь сыновей Хатти она пила ... Но боги дочь мою отдали мне в руки ... И я у дочери в наказание отнял все ее имущество ... Теперь же из города ее отправили вниз ( из Хаттусы , стоявшей на скале , ее отправили жить на равнину . — Авт . ). Если же в город Хаттусу она придет , то в нем во второй раз она мятеж посеет . Вне города в деревне ей дом построен . И пусть она ест и пьет» .

Рассказ Хаттусили напоминает , скорее , греческую или даже шекспировскую драму . « И брат во вражде убивал брата , а друг убивал друга . Сыновья города Хатти умирали» . Мир расшатался , и трещина пролегла по семье несчастного , больного царя и по его сердцу . Он лишился сыновей . Он пожалел и простил дочь , «но она меня не назвала отцом , и я ее не называю дочерью своей» .

В последней речи , обращенной к Мурсили , умирающий царь просит его и впредь придерживаться старинной традиции : «Если ты увидишь чей - либо проступок или если кто - нибудь перед божеством провинится , или если кто - нибудь какое - нибудь слово скажет , то в каждом случае ты спрашивай собрание . И речь да будет обращена каждый раз к собранию» .

Под этим «собранием» подразумевалось собрание воинов — свободных людей , способных носить оружие . Оно напоминало , например , германский тинг , выбиравший вождя . У германских племен без согласия собрания вождь не мог назначить себе преемника . Не случайно царь Хаттусили вспомнил о верных воинах , когда изменниками оказались все близкие ему люди . Мы еще поговорим об этом органе власти , скреплявшем единство Хеттской державы .

В указе Телепину , содержащем краткий обзор истории хеттов , о Мурсили I сказано то же , что о других хеттских царях : «Когда в Хаттусе правил Мурсили , царь , при нем были дружны его сыновья , его братья , его родственники , люди его рода и его войск . Вражескую страну он побеждал своей могучей рукой . Он оставлял ее беспомощной» . Подобные фразы можно заучивать наизусть ; Телепину не меняет их , кто бы ни правил в Хеттской державе . Подлинно интересные факты изложены всего в паре строк : «Потом он отправился в Хальпу . Он уничтожил Хальпу , а пленников и богатства Хальпы забрал в Хаттусу» .

Хальпа , как и другие сирийские города , недавно покоренные Хаттусили I , восстали после его смерти . Молодой хеттский царь Мурсили I — ему не исполнилось и двадцати пяти лет ! — вновь покорил эти города ( итальянский археолог Паоло Маттиэ предположил , что именно во время этого похода была окончательно разрушена Эбла ). Затем Мур - сили направился в долину Евфрата . Он вел эту войну , как ведут многие войны — по экономическим соображениям . Город Хальпа был важнейшим торговым центром в Северной Сирии . После прекращения деятельности ассирийских купцов олово в страну хеттов поставляли в основном через Хальпу . Теперь Мурсили решил взять сирийские торговые пути под свой контроль .

Впрочем , возможно , этот поход был не поступком дальновидного политика , а лишь местью разгневанного юнца . В одном из позднейших документов говорится , что Мурси - ли , направившись в Хальпу , хотел « отомстить за кровь своего отца» . Быть может , Хаттусили «занедужил» , потому что заболел под стенами Хальпы или был тяжело ранен во время похода в Сирию . Мы можем лишь строить догадки . В любом случае итог несомненен . Правитель скромного царства , лежавшего на севере Малой Азии , сумел покорить обширные земли вдалеке от Хаттусы .

Он не удовлетворился захватом Северной Сирии . Ободренный успехом , он решается на чистую авантюру — идет на Вавилон — крупнейший город мира . Чтобы понять всю дерзость его замысла , представьте себе , что отряд колумбийских партизан решил совершить пеший поход на Нью - Йорк и взять город штурмом .

Глиняный кувшин , высота 35,8 см .Около 1700 г . до н . э .

От Хальпы до Вавилона 850 километ ров — вдвое больше , чем от Хаттусы до Халь - пы . Идти пришлось через страну хурритов , которые в любой момент могли отрезать путь к отступлению . Конечно , на берегах Евфрата хватало пищи и людям , и коням , но все же , мыслимо ли идти в поход , не имея надежного тыла и не надеясь на подкрепление ? Если бы хетты были разбиты вавилонянами , то никому не удалось бы спастись . Все мосты за ними были сожжены .

Однако авантюра кончилась «великим деянием» , хотя Телепину сообщает о нем одной сухой фразой : «Затем он отправился в Вавилон и уничтожил Вавилон» . Столь же скупы на подробности — по понятным причинам — вавилонские писцы : «Во времена Самсудитаны люди Хатти двинулись против страны Аккад» . В 1595 году до нашей эры Вавилон пал . Армия Мурсили разграбила этот великий город . Самсудитана , последний правитель династии Хаммурапи , правившей Вавилоном несколько столетий , был свергнут , город разграблен , а мирное население уведено в Хаттусу . Туда же были «депортированы» статуи Мардука — бога - хранителя Вавилона и его жены . Впрочем , победитель не намеревался надолго присоединять Вавилон к Хеттской державе .

Некоторые статуи богов , вывезенные из Вавилона , царь велел установить в городе Хана на Евфрате . Здесь , на окраине Хеттской державы , они призваны были устрашать соседей и оберегать границы от нападения . Казалось , сами боги скрепили нерушимое единство страны .

Так хетты заявили о себе как о грозной силе . Захват Вавилона полностью изменил расстановку сил в Передней Азии . Не дикое пле -

мя ворвалось в этот город — сюда вошло мощное войско . Хеттский царь преподал урок и своим провинциям , и всем мелким государствам , лежавшим вдоль границ Хеттской державы . Если уж Вавилон не выдержал удара хеттов , то незачем и восставать против их власти . Любой город падет под натиском армии , взявшей Вавилон .

На обратном пути Мурсили стяжал новую славу . Он разбил хур - ритов , попытавшихся отобрать у него добычу . В то время хурриты представляли собой грозную силу . Они до сих пор остаются народом - загадкой . Их клинописные архивы , очевидно , хранившиеся в их столице Вашшукканни , до сих пор не обнаружены , ведь не найдена и сама столица .

Мурсили стяжал немало громких военных побед . Он и впрямь оказался «львом на львином месте» , как предрекал царь Хаттуси - ли , усыновляя его . Судьба царя Мурсили во многом повторяла судьбу Хаттусили : приемный сын завершал дело , начатое отцом , доводя его до побед . Однако радость победителя была недолгой . Худший враг ждал его , как и отца , дома , в Хаттусе .

Три глиняных кувшина , высота левого кувшина 21 см . Около 1700 г . до н . э .

Глиняный сосуд в форме утки . Высота 15,2 см . Около 1700 гг . до н . э .

Мурсили слишком долго отсут ствовал на родине . Вскоре после возвращения из дальних походов Мурсили был убит своим шурином Хантили . Удар кинжала оборвал жизнь великого полководца . « И был Хантили кравчим , — сказано о тех событиях в указе Телепину . — Он взял в супруги Харапсили , сестру Мурсили . Тогда Циданта ( зять Мур - сили . — Авт .) сблизился с Хантили , и совершили они злодеяние : они убили Мурсили» . Кто знает , не от разилась ли в легенде об ахейском царе Агамемноне роковая история жизни хеттского царя Мурсили ?

Мы не знаем точно причины , побудившие устроить этот заговор . Зато нам хорошо известны последствия . Думали ли о них за говорщики ? А ведь каждый месяц в назидание в храмах Хаттусы звучали слова , завещанные прежним царем : «Если же вы слова царя не сохраните , тогда страна ваша подпадет под чужеземное владычество ! »

Сразу же после убийства царя в стране хеттов началась вели кая смута . Столицу сотрясали придворные интриги и перевороты , а на границы державы нападали соседи — прежде всего хурриты . Они заняли восточные хеттские земли , вторгшись туда со стороны озера Ван , и создали свое царство — Митанни . Хурриты прогнали хеттов из Северной Сирии , и те потеряли Хальпу . Царю Хантили пришлось даже укреплять стены столицы , чтобы защитить ее от падения .

Тем временем запад Малой Азии удерживали за собой прави тели Арцавы , а северную часть Хеттской державы заняли племена каскеев . Они навсегда отрезали хеттов от Черного моря . В руках захватчиков оказался важный религиозный центр Хеттской держа - вы — город Нерик . Впоследствии они много раз вторгались в стра ну хеттов и порой доходили даже до ее южных областей . Согласно исследованиям Г . А . Меликишвили и И . М . Дьяконова , каскеи ( их называли также «абешла» ) принадлежали к абхазо - адыгской язы ковой группе , а названия этих племен близки названиям адыгов ( касогов ) и абхазов ( апшилы ).

Кровь убитого царя пала не только на страну хеттов , но и на близких Хантили . Его сыновья убили свою мать , Харапсили . Не давний пособник узурпатора , Циданта , теперь убил сына Хантили и других его домочадцев и вскоре сам завладел троном . Череда преступлений на этом не кончилась . Циданта был убит собствен ным сыном Аммуной . Странным образом тот умер своей смертью , но его сыновья были убиты . К тому времени многие провинции уже отпали от Хаттусы . Казалось , Хеттское царство уже никогда не воз родится .

5. Да не зовут племянника сыном !

Однако вскоре смутное время проходит . Около 1530 года до нашей эры править хеттами стал некий Хуцция . Он задумал убить своего зятя Телепину , но тот опередил его и прогнал с трона , а так же избавился от других претендентов на престол .

Телепину сделал вывод из событий , потрясших страну хеттов . Одной из причин , породивших смуту , была старинная система пре столонаследия . Преемником царя , если тот не возражал , становился сын его старшей сестры . Цари не желали оказывать пред почтения племянникам и лишать власти родных сыновей , что при водило к столкновениям . Еще Хаттусили I , умирая , увещевал сво их сановников : «Впредь никто не возвеличит сына своей сестры , не воспитает его как своего сына ! » Но лишь после смутного време ни этот устаревший порядок был отменен .

Царь Телепину , пришедший к власти около 1525 года до нашей эры , устанавливает в стране четкую систему наследования власти , которая соблюдалась отныне неукосни тельно . В течение десятилетий Хеттская дер жава доставалась тому , кто случайно уцелеет среди интриг и заговоров . Теперь Телепи ну издает указ , пресекая честолюбивые при тязания знати : «Пусть царевич , сын от глав ной жены , будет царем . Если нет сына от глав ной жены , пусть сын жены второго ранга бу дет царем . Если же нет царевича , пусть возьмут мужа для дочери жены первого ран га и пусть он станет царем» .

Бронзовая статуэтка божества . Х VI в . до н . э .

Таким образом , этот закон не позволял теперь царю , как было в случае с Мурсили , самому определять своего наследника . По ложение , разрешавшее зятю царствовать над хеттами , возможно , появилось в указе потому , что у самого Телепину не было прямого наследника . Его сын умер , и династия Телепину могла продолжиться лишь по женской линии .

В случае убийства правителя или наследника , а такое регулярно случалось в предыду щие десятилетия , собрание воинов ( панкус ) решало судьбу убийцы . Очевидно , его ждала смерть , но «его дому , его жене , его детям зла пусть не чинят» . Наказание нес один прови нившийся . Если же кто - то подстрекал его к убийству , то карать советчика следовало , не взирая на его сан . Если в гибели наследника был виновен сам царь , следовало судить и его .

Телепину ввел также нормы поведения царя и знати . В его указе педантично описаны самые разные меры предосторожности . Вот один из примеров хеттского этикета : «Когда царь выходит из колес ницы , старший телохранитель , если он стоит рядом , склоняется перед царем и передает его старшему пажу . Если же перед ним стоит какой - то другой сановник , то самый знатный [?], стоящий впереди , склоняется перед ним . Если же никого из знатных сановников нет рядом , то склоняется тот из телохранителей , кто стоит рядом , даже если он идет куда - то в сторону от колесницы [ и не сопровождает царя ]. И как только царь вышел из колесницы , старший телохранитель и другие телохранители склоняются вослед ему» .

Многие придворные церемонии призваны прежде всего защи тить царя от малейшего осквернения , ведь он считается еще и высшим жрецом ( чаще всего царя изображают именно жрецом ). Поэто му все слуги царя обязаны были тщательно блюсти свою чистоту , чтобы не оскорбить в его лице богов . Например , слуги , работающие на царской кухне , каждый месяц должны были приносить клятву , что не подадут царю нечистой воды . Если в воду для омовения царя попадал волос , это неминуемо означало смертный приговор .

С особыми мерами предосторожности принимали товары , по ставляемые ко двору . Должность поставщика двора была почет ной , но опасной . Сапожники и кожевники , например , могли исполь зовать для своей работы лишь кожу , взятую из царских запасов . Если они брали какую - то другую кожу , то их и их семьи могли казнить . Если это случалось по недосмотру , то им надо было немедленно известить об этом царя : «Если вы [ случайно ] возьмете дру гое , то скажите царю , и тогда это не будет считаться преступлением . Я , царь , отдам сделанное вами слуге или отошлю чужеземцу» . Если же кто - то из страха утаивал нарушение ритуала , то немед ленно лишался поста : «И если вы скажете : «Царь нас не видит» , то ведь боги царя давно видят [ ваше прегрешение ] и палками пого нят вас в горы» .

Говоря о положении хеттских царей , отметим одно важное об стоятельство . Хеттские цари , как и их соседи , горделиво называли себя именами богов , например Телепину звался именем бога Грозы — главного хеттского божества . Они чувствовали себя «став ленниками божьими» , как сказано , например , в этой хеттской над писи : «Страна принадлежит богу Грозы . Небо , земля и люди при надлежат богу Грозы . Он назначает своим наместником Лабарну , царя , и он дал ему всю страну хеттов . Пусть Лабарна правит стра ной своею рукой ! » Однако — вот что главное ! — хеттский царь чувствовал себя «наместником» бога , а не богом ; он не требовал себе «божеских почестей» . Лишь после смерти правителя он « становился богом» .

В дальнейшем хеттские цари старались твердо держаться ука за Телепину и избегали править страной , как восточные деспоты . Подобная практика была внове для того времени . По мнению мно гих историков , в основе ее лежали принципы племенной демокра тии , еще сохранившиеся у индоевропейцев .

Разумеется , Телепину занимался не только законотворчеством . Ему пришлось отражать нашествие вражеских племен , вторгших ся в его страну с севера и востока . Однако Сирия и Арцава — об ласть на западе Малой Азии — были утрачены хеттами .

Юго - западные границы своей державы Телепину укрепил , одер жав ряд военных побед в горах Антитавра и заключив мирный до говор с лежавшим в Киликии царством Киццуватна . Текст докумен та не сохранился , но , очевидно , оба царя относились друг к другу как к «равному себе» . Это был первый мирный договор , который хетты заключили со своими соседями . Так Телепину положил нача ло традиции , ставшей залогом могущества Хеттской державы . С этого времени начинается ее постепенное возвышение .

Впрочем , будущие триумфы вновь предваряло смутное время .

6. Страх перед « чужеземными пастухами»

Мы практически ничего не знаем о непосредственных преем никах Телепину , как и о смерти самого царя - реформатора ( с се редины его правления до нас не дошло никаких документов ). Известны лишь имена нескольких последующих царей — Аллу - вамна , Хантили II, Циданта II, Хуцция II, но историки не вполне уверены в том , все ли они были царями и в какой последователь ности они правили .

В то время главными противниками хеттов стали хурриты . Ассирийские и шумерские источники впервые упоминают хурритов в конце III тысячелетия до нашей эры . Они населяют земли к юго - западу от Каспийского моря , в районе озера Ван . Позднее они про двигаются в Восточную Анатолию и создают несколько царств , са мое известное из которых — Митанни . В Х V веке до нашей эры оно становится крупнейшей державой Анатолии .

Около 1700 года до нашей эры хурриты вместе с другими пле менами , имеющими семитское и , вероятно , касситское происхож дение , даже вторглись в Египет и почти на полтора века покорили его . Египтяне называли их , гиксосов , «чужеземными князьями» , а также «чужеземными пастухами» . Но почему не хурритами ? Не ужели они ничего не знали о них ?

А ведь действительно , хурриты были в Передней Азии «чужим» народом — чужим по языку . Их язык не принадлежал к числу семитских языков , не был он и индоевропейским языком . Согласно одной из точек зрения , хурриты были исконными жителями Армян ского нагорья , Северной Сирии и Северной Месопотамии или же расселились здесь в III тысячелетии до нашей эры . Их язык близок урартскому . Российские ученые И . М . Дьяконов и С . А . Старостин показали , что хуррито - урартские языки принадлежат к восточнокав - казским языкам ( к ним относятся , например , дагестанские и чече но - ингушские языки ).

Однако правящую верхушку хурритов составляли индоевро пейцы . Это выдал текст , найденный при раскопках в Богазкее — так называемый «Трактат Киккули» , древнейшая инструкция , по священная дрессировке лошадей . В этих четырех табличках даны подробные указания по уходу за лошадьми — текст обрывается на 184- м дне занятий . Написан этот трактат на хеттском языке , но изобилует ошибками , и словарный запас автора так скуден , что это выдает в нем иностранца . Автора зовут Киккули ; он — хуррит из страны Митанни . Затрудняясь в выборе слов , он то и дело вставляет слова из какого - то чужого языка , который не по хож на другие языки Передней Азии и Анатолии . Каково же было удивление ученых , когда они определили , что это слова из санс крита — языка древних ариев , живших в Северной Индии . Можно предположить , что племена , составившие хурритскую знать , перекочевали из Индии к южной оконечности Кавказа , приручи ли лошадей и научились обращаться с повозками , а оттуда втор глись в Северную Сирию , заняли часть хеттских земель и про двинулись в Египет .

Любопытно , что и поклонялись правители хурритов древнеин дийским богам — Индре , Варуне и близнецам Насатья . В догово ре , заключенном между Хеттской державой и Митанни — его клинописный текст найден в Хат - тусе , — упоминаются эти боги .

Фрагмент вазы с изображением хеттской крепостной стены . Х V в . до н . э .

Лишь почти через полвека после смерти Телепину вновь начинается эпоха хеттских заво еваний . Царь Тудхалия II совер шил поход в Сирию , напал на Хальпу и разрушил город , хотя тот недавно выдержал осаду хурритов . Время похода Тудха - лии II в Сирию точно неизвест но . Зато мы знаем , что в 1457 году до нашей эры свой по ход в Сирию совершил египетс кий фараон Тутмос III.

После изгнания «чужезем ных князей» египтяне решили раз и навсегда обезопасить свою северо - во сточную границу и предприняли ряд кара тельных экспедиций против хурритов в Си рию и Северную Месопотамию . Особых ус пехов добился именно фараон Тутмос III.


Бронзовая статуэтка Х V в . до н . э .

По предположению Оливера Герни , хетты могли совершить нападение на Хальпу во время упомянутого египетского похода , дей ствуя как союзники фараона . Их дружественные отношения известны . Согласно дошед шему до нас сообщению , Тутмос III получал подарки от «Великой Хеты» .

Царь Тудхалия II стал основателем династии , которая правила Хеттским царством в течение двух с половиной веков . Его про исхождение неясно . Интересную догадку высказал Оливер Герни : «Есть основание полагать , что династия , основанная Тудха лией II, была хурритского происхождения . Дело в том , что хеттские имена , которые носили эти цари , оказались в действитель ности их тронными именами ; данные им при рождении личные имена , насколько последние известны , были хурритскими , так же
как и имена их цариц и братьев . Два таких хурритских имени — это Урхи - Тешуб и Шар - ри - Кушух ; Урхи - Тешуб принял , вступив на хеттский престол , тронное имя Мурсили III, а Шарри - Кушух , брат Мурсили II, — это , не - сомненно , сын Суппилулиумы , принявший божества . имя Пияссили при назначении царем Кар - Высота 23,7 см . кемиша» .

Фрагмент хеттского сосуда . Около 1400 г . до н . э

После смерти Тудхалии II хетты потеряли почти все заво еванные провинции и вынуждены были отбиваться от вторгав шихся в страну племен . Возмож но , что врагами была сожжена Хаттуса . Во всяком случае так сообщал один из позднейших ца рей хеттов : «Также извне при шел враг из Арматаны , и он тоже разорил страны Хатти и сделал город Киццуватну своей грани цей . И Хаттуса , этот город , был сожжен ... но мавзолей ... уцелел» .

В этот период ослабления державы ее враги нападали со всех сторон . Особенно много бед причиняли каскеи , совершавшие набеги с севера . «В давние времена страны Хатти были разорены нашествием из - за границы . Враг из Каски пришел и разорил страны Хатти и сделал Ненассу своей границей» . Недаром следующий царь хеттов Арнуванда I , изливая свою скорбь богине Солнца Аринны , жаловался на каскеев : «Храмы , которыми вы [ боги ] владели в этих странах , каскеи разрушили и ваши статуи разбили . Они разграбили серебро , золото , серебряные кубки , золото , [ и ] медь , и ваши бронзо вые предметы , [ и ] ваши одежды и разделили между собой» . Кроме того , они разделили между собой «музыкантов , певцов , поваров , пе карей , хлебопашцев и садовников» и сделали их своими рабами , а также забрали хеттские поля и скот .

Таким плачевным было положение Хеттской державы всего через два столетия после взятия Вавилона . Кто бы мог подумать , что вскоре страну ждал новый расцвет ?

СодержаниеДальше

наверх страницынаверх страницы на верх страницы









Заказать работу

© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования