В библиотеке

Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920

Рекомендуем прочитать

Уинч П.Идея социальной науки и ее отношение к философии
Впервые опубликованная в 1958 году книга английского философа Питера Уинча (Peter Winch, 1926) «Идея социальной науки» оказала значительное воздействие на последующие исследования в области общественных наук в западных странах, стала классическим пособием для нескольких поколений специалистов. Она явилась первой работой такого рода, в которой был осуществлен синтез лингвистического подхода англо-американской аналитической философии и подхода «континентальных» философов, занимающихся проблемами истолкования социальных явлений (немецкой «понимающей социологии» прежде всего).

Полезный совет

Если у Вас есть хорошие книги и учебники  в электронном виде, которыми Вы хотите поделиться со всеми - присылайте их в Библиотеку Научной Литературы [email protected].

Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 

АвторВахитов К.И.
НазваниеИстория потребительской кооперации России
Год издания1998
РазделКниги
Рейтинг0.71 из 10.00
Zip архивскачать (232 Кб)
  Поиск по произведению

Глава 2 Учения о кооперативном движении и кооперации кооперация неизбежно сделается школой мира, солидарности и гармонии.

2.1. Проекты великих социалистов-утопистов. Ранний "кооперативный социализм"

Учения о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего - ассоциаций, товариществ, "рабочих колледжей" и пр.

Одним из таких мыслителей явился английский писатель и государственный деятель Томас Мор (1478-1535), который в своем главном труде под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии [1]" (1516) изобразил удивительную страну, где нет частной собственности, все граждане трудятся, управление является демократическим, а необходимые продукты люди получают по потребностям из общественных складов. Это произведение дало название направлению общественной мысли, ставшему известным как утопический социализм.

Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождаются как разновидность утопического социализма, а впоследствии некоторые из них стали называться теориями "кооперативного социализма". Вместе с тем реальная кооперативная деятельность не утопична, и это отличает кооперацию от утопических построений Но "кооперативный социализм" тоже неосуществим, и с этой точки зрения он является "родным братом" утопического социализма

Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения и становлении благодаря этому кооперативной системы сыграли великие социалисты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье (1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.

Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с десяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать управляющим огромной фабрикой, а в конце века он уже директор и совладелец еще более крупной компании в Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты, сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для их детей и т.п Так появился новый социальный островок в бурном океане предпринимательства.

Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сторонником мирного преобразования общества путем создания образцовых общин кооперативного типа. Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс га земли и организовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравнительному распределению, что привело ее к краху На эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна.

Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в рабочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической системе" противопоставлял "социальную систему".

Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на 'кооперативное движение в период его зарождения и становления Пропагандируемые им общины он называл "поселками единения и взаимной кооперации". Еще в 1821 г. при участии Оуэна организуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию "Кооперативного журнала".

Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины Все эти общества занимались сбором средств для создания общин В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооперативных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г он был избран в группу "апостолов кооперации" Некоторые кооперативные общества видели в Оуэне своего пророка Оуэн и его сторонники исходили из того, чго к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена "система общественной кооперации'' [2]

Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном", и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.

Что касается Фурье, то он после окончания средней школы пополнял знания путем самообразования, обладал замечательной памятью и неуемной фантазией, смог написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого торгового служащего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле.

В истории человечества после "райской" первобытности Фурье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т.д На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии".

Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу, т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину Конечно, фаланга тоже занимается распределением необходимых людям предметов и их производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах - фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют сообразно своим страстям - и в процессе производства, и в бытовой сфере [3].

Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного общества. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время делают взнос своим трудом Во-вторых, доход фаланги должен распределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12) Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем доходе

Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собственность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу притоком капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабочей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудничество богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тружеников, а вторых - в акционеров (собственников). Конечной целью создания сети фаланг был переход к идеальному "строю гармонии".

Излишне говорить об утопичности этого плана социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.

Зато многие английские и французские ученики и последователи Оуэна и Фурье, по-своему истолковывая их пророчества и отклонившись от главной линии "патриархов социализма", впоследствии внесли большой вклад в развитие кооперативного движения Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но фантастические цели, то ученики и последователи нередко выступали в роли инициаторов создания вполне приспособленных к "земным" условиям кооперативных обществ, отвечающих повседневным потребностям своих членов. Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи мирной, экономической демократии, ассоциации потребителей и производителей.

Таким образом, учения о кооперативном движении "отпочковались" от более обширного и высокого общественного идеала С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась.

Во второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капитализма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути обнаружились вполне отчетливо: один - революционный, немирный, другой - эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сделали выбор в пользу второго пути.

Так оформилась теория постепенного мирного преобразования общества чисто кооперативными средствами (вариантом является завоевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной теории характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой - полное отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, экспроприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за проведение общественных реформ, сотрудничество классов и гражданский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных, левых партий.

Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров не расстается с идеей социализма. Указанная выше теория в 1904 г. получила название "кооперативного социализма". Помимо "кооперативного социализма" существуют антикооперативные теории, концепция "кооперативного капитализма" и др. Сама теория "кооперативного социализма" не однородна, многовариантна, включает различные направления, школы.

2.2. Идеи развития кооперации для освобождения труда от капитала

Великие утописты кооперацию понимали широко в виде универсальных общин (коммун), перестраивающих всю жизнь своих членов; потом понятие кооперации сузилось, и она стала рассматриваться как все многообразие кооперативов, обслуживающих лишь отдельные стороны жизни людей.

Некоторые сторонники великих социалистов-утопистов общественное предназначение уже этой узко трактуемой кооперации тоже видели в освобождении труда от капитала.

Ученик и последователь Оуэна, врач по специальности Уильям Кинг (1786-1865) явился одним из первых теоретиков и практиков кооперативного движения. Будучи оуэнистом, он всячески стремился развивать кооперацию, видел в ней средство уничтожения бедности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудящихся. Поселившись в г. Брайтоне, он развернул бурную пропагандистскую деятельность, для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежемесячный журнал "Кооператор", чем способствовал значительному развитию теории кооперации и оживлению кооперативного движения.

Оуэн, как известно, рассчитывал на финансовую помощь фабрикантов в создании общин. Кинг отходит от этой идеи, отказывается от надежды на богатых и власть имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные средства строить новый мир

По мнению Кинга, для освобождения труда от капитала необходимо проделать путь от простого к сложному, а именно' 1) создать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств путем взносов, 2) на собранные деньги организовать потребительские кооперативы для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала,

3) открывать производственные предприятия этих кооперативов для увеличения капитала и обеспечения заработками членов кооперативов; 4) наконец, накопив кооперативные капиталы, приобрести в собственность или в аренду земельные участки, создать производственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины В итоге трудящиеся перестают работать на хозяев, труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала.

Так полагал Кинг Он надеялся достичь этого без вмешательства государства, правда, при материальном содействии профсоюзов кооперативам.

История свидетельствует, что Кинг как кооператор был оригинален в теории и неудачлив на практике

Важное место кооперативам отводилось в экономической программе христианского социализма, возникшего в 30-40-х годах XIX века в европейских странах Вместе с тем известно, что еще до новой эры в Иудее предшественники христианства - ессеи - жили обособленными общинами с общим имуществом, коллективным трудом и бытом. Современный христианский социализм исходит из того, что христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, а социализм является средством для выполнения христианских заповедей, исполняет правду христианства в хозяйственной жизни

Одну из попыток строить экономическую жизнь на кооперативной основе предпринял идеолог французского христианского социализма Филипп Бюше (1796-1865), в прошлом последователь великих утопистов. Бюше первым определил производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в руки ремесленников и рабочих А чтобы они могли эти орудия удержать в своем распоряжении, Бюше выдвинул очень ценную идею - отчислять 20 % прибылей ассоциации в "нераздельный и неотчуждаемый фонд". Другое назначение этого неделимого фонда- приобретение в собственность ассоциации дорогостоящих орудий производства, расширение общего дела Не менее практичными были и остальные принципы предложенные Бюше распределение 80 % прибылей пропорционально выполняемой работе, неограниченное число членов в ассоциации, их самодеятельность и демократическое управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму стать ее членами по истечении года

Бюше увлек своими идеями и английских христианских социалистов - Чарльза Кингсли (1819-1875), Денисона Мориса (1805-1872), Эдуарда Нила (1810-1892) и др Это были честные и бескорыстные люди Нил, например, многократно ссужал рабочие ассоциации деньгами для открытия кооперативных мастерских, но каждый раз дело кончалось неудачей, а деньги пропадали На этих попытках Нил обеднел, но продолжал верить в успех

Английские христианские социалисты активно участвовали в кооперативном движении, явились проповедниками производственной кооперации среди пролетарских слоев, с этой целью некоторые из них писали книги-наставления, рассказы и даже поэмы, выступали с идеей участия рабочих в прибылях кооперативных товариществ (копартнершип) Своей деятельностью они способствовали принятию в Англии первого в этой стране и в мире кооперативного закона

Конечно, не все христианские социалисты являются кооператорами и не все из них разделяют мнение о необходимости развития кооперативного хозяйства под флагом религии Так, Сергей Булгаков (1871-1944), русский экономист, философ и богослов, писал, что принципиально христианский социализм вполне возможен В то же время он отрицательно относился к производственным кооперативам, действующим под покровительством церкви

Если план Бюше был рассчитан преимущественно на ремесленников, то его соотечественник социалист Луи Блан (1811-1882) решил приспособить его для объединения промышленных рабочих В своей книге "Организация труда" (1841) Блан обосновал идею устройства кооперативных мастерских на средства государства Он доказывал, что правительство должно стать "банкиром бедных" и на первых порах организовать управление этими мастерскими Блан выдвинул принцип солидарность вместо взаимной борьбы Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками будущей системы ассоциации, где не останется места кризисам и безработице Однако попытка осуществления этих идей в период революции 1848 г окончилась полной неудачей

Тем не менее один из деятелей германского рабочею движения Фердинанд Лассаль (1825-1864), адвокат по профессии, тоже выдвинул программу учреждения производственных ассоциаций, финансируемых юнкерско-буржуазным правительством Он рассчитал, что для начала достаточно было бы получить 100 тыс талеров Как склонить правительство к оказанию помощи ассоциациям9 Лассаль предложил для этого создать рабочую партию, добиться всеобщего избирательного права и народного большинства в парламенте В этом он видел возможность перехода в Германии к "свободному народному государству"

В то же время Лассаль считал бесполезными и даже вредными увлечения немецких рабочих потребительскими обществами

Однако реальности таковы, что еще с тех времен постоянно доминировало кооперативное движение потребителей и лишь с недавних пор произошло заметное оживление кооперативного движения производителей

2.3. Марксизм о кооперативном движении и кооперативах

Марксизм возник как особая система взглядов, являющихся теоретическим выражением интересов пролетариата и идейной платформой коммунистического движения Его основоположники Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) не обошли своим вниманием также некоторые вопросы кооперативного движения

Они в целом положительно оценивали роль кооперативов По их мнению, кооперация, не устраняя причин эксплуатации рабочих, способствует некоторому ее уменьшению, создает лучшие условия труда Маркс даже признавал кооперативное движение одной из сил, преобразующих современное общество, основанное на классовом антагонизме Другой, решающей силой марксизм всегда считал политические организации пролетариата

Маркс и Энгельс иногда сравнивали кооперативные общества и частнокапиталистические предприятия и отмечали некоторые преимущества первых рабочие рассматривали кооперативы как свои предприятия, в них они трудились и участвовали в самоуправлении Энгельс заявлял, что многочисленные производственные и потребительские общества там, где полиция не подрывала их намеренно управлялись так же хорошо и гораздо более честно, чем буржуазные акционерные общества

В III томе "Капитала" Маркса кооперативные фабрики рабочих определены как "первая брешь" в капиталистической системе "в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между капиталом и трудом, хотя вначале только в такой форме, что рабочие как ассоциация являются капиталистом по отношению к самим себе, т е. применяют средства производства для эксплуатации своего собственного труда" [4]. Здесь отмечено заметное ослабление противоречия между трудом и капиталом' капитал имеется налицо, но он кооперативный; капиталиста нет, но его функции выполняет сам кооператив.

Классики марксизма вовсе не отождествляли существующие при капитализме кооперативы с социалистическими объединениями. Но это не помешало Марксу оценить кооперацию как важный социальный эксперимент, демонстрирующий возможность замены капиталистического строя социалистическим, одновременно предостерегая рабочих от переоценки значения этого опыта По словам Энгельса, потребительские и производственные кооперативы доказали "на практике полную возможность обходиться как без купцов, так и без фабрикантов..." [5]

Маркс и Энгельс дали рабочим рекомендации по наиболее эффективному использованию кооперативов

  1. Пролетариату необходимо развивать кооперацию, независимую от буржуазии.
  2. Предпочтительнее браться за кооперативное производство, чем за кооперативную торговлю Последняя затрагивает только поверхность экономического строя капитализма, а первое подрывает его основы.
  3. Все кооперативы должны превращать часть своего дохода в фонд пропаганды своих принципов, содействовать учреждению новых производственно-кооперативных обществ.
  4. Во избежание вырождения кооперативов в акционерные общества основная часть дохода должна распределяться между всеми участниками кооперативного предприятия - пайщиками и непайщиками, но на взносы пайщиков, участвующих в кооперативе материально, может начисляться еще дополнительный процент. О. Следует укрупнять кооперативы и объединять их в союзы

Основоположники марксизма резко критиковали тех кооператоров, кто отвергал революционный путь преобразования общества и тем самым отвлекал пролетариат от классовой борьбы Некоторым теоретикам и практикам кооперативного движения от Маркса достались ярлыки "сектант", "лжепророк", "лжехристос"

В свою очередь отдельные положения Маркса о кооперативном движении и кооперации, особенно переоценка им значения производственных кооперативов и недооценка кооперативов потребительских, были подвергнуты критике даже теми, кто именовал себя марксистами. ,

Классики марксизма в своей революционной практике опирались и на современное им кооперативное движение Вместе с тем одному из них принадлежит решительный вывод о том, что "кооперативная система никогда не сможет преобразовать капиталистическое общество" [6]. По их мнению, кооперативные фабрики и-товарищества являются переходной формой от капитализма к социализму и после установления диктатуры пролетариата национализации не подлежат, но будут зависеть от этой власти как организации, ведущиеся на общегосударственные средства

2.4. Ленинская концепция "строя цивилизованных кооператоров"

В России марксистская теория революционного преобразования общества впервые была воплощена в революционную практику. В этом поистине огромную роль сыграл Владимир Ленин (1870-1924), который (подчеркнем) и в своих произведениях, и как глава советского правительства много внимания уделял вопросам кооперации

Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение кооперативов в единстве с политическим и экономическим строем общества при капитализме кооперативы являются коллективными капиталистическими учреждениями, при переходе к социализму они превращаются в социалистические организации

В своих дооктябрьских работах "По поводу одной газетной заметки" (1897), "К деревенской бедноте" (1903) и др. Ленин дифференцирование, по-разному характеризовал те или иные виды кооперативных обществ. Так, земледельческие артели и кредитные товарищества среди крестьянства он относил к разновидности буржуазных прогрессов иронично называя их "либеральными полумерами", "мизерными паллиативами", "жалкими экспериментами" Сыроваренные артели, писал Ленин, объединяют богатых крестьян, имеющих по несколько коров, и идут на пользу крестьянской буржуазии, а середнякам и сельской бедноте эти артели выгоды не дают Что же делать последним'' Ленин, как настоящий революционер, призывал их к союзу с городскими рабочими для борьбы против всей буржуазии Иначе говоря, к кооперативам, названным им буржуазными и мелкобуржуазными, он относился отрицательно В то же время он признавал некоторую ценность пролетарских кооперативов, в частности, потребительских обществ

После октября 1917 г в разные периоды Ленин выступал то за национализацию потребительских обществ, то за соглашение между ними и советской властью, то за превращение потребительских обществ в коммуны, то за предоставление им известной самостоятельности

По-своему замечательны ленинские выступления в Москве перед кооператорами в ноябре и декабре 1918 г Именно тогда Ленин произнес известную фразу "Кооперация - огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться" И добавил, что правительство считает необходимым использовать и опыт и знание кооператоров и их аппарат Речь в то время шла о потребительских обществах, которые были основаны на самодеятельности масс Ленин призывал использовать эту самодеятельность "самых низов" в деле распределения продуктов и в то же время настаивал на том, чтобы кооперация отказалась от своей независимости В этом была заключена логическая ошибка ведь если потребительское общество лишается независимости, то приходит конец и самодеятельности его участников

Тогда же, в 1918 г, Ленин выдвинул идею общество должно превратиться в единый кооператив трудящихся, и о таком кооперативе он говорил как о задаче победы социализма

Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает его статья "О кооперации" (1923) В ней не упоминается ни один вид кооперации, следовательно, она посвящена кооперации вообще

Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений В ней красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической политике, т е в усчовиях многоукладной рыночной экономики кооперирование, кооперация приобретает совершенно исключительное, гигантское значение и необходима государственная поддержка "кооперативного" принципа организации населения Ленин настаивал на том, что эта поддержка должна быть политической и экономической, чисто имущественной, выражающейся в льготных кредитах, экономических, финансовых и банковских привилегиях для кооперации, даже в "премиях" за конкретные достижения кооператоров В статье поставлены задачи обеспечения не пассивного, а активного участия населения в кооперации, проведения культурной, просветительной работы при его кооперировании, перехода от торговли по-азиатски к торговле по-европейски и др

Центральной в статье "О кооперации" является идея создания "строя цивилизованных кооператоров" В ленинском контексте "цивилизованный" - это производное от латинского " civihs " - гражданский, а гражданин есть свободный человек, имеющий равные права с государством, подданным, но не подчиненным которого он является Иначе говоря, цивилизованным признается кооператор-гражданин

Ленин дал определение "строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма" [7] Следовательно, социализмом Ленин назвал общественный строй, гражданами которого являются свободные, грамотные, культурные кооператоры Автор концепции указывал, что все необходимое и достаточное для построения такого общества в стране имеется И в условиях нэпа, когда торговля позволяет соединить частный интерес с общегосударственным, требуется "только" одно кооперировать население широко и глубоко, сделать его по-настоящему цивилизованным

Однако дальше концепция "строя цивилизованных кооператоров" теряет свою убедительность

Во-первых, Ленин ставит неосуществимую задачу максимального, полного, поголовного кооперирования населения России Такое кооперирование означало бы отказ от принципа добровольности и принуждение какой-то части граждан к вступлению в кооперативы В результате подлинная кооперация уступает место псевдокооперации А цивилизованный кооператор вряд ли согласился бы стать членом псевдокооператива. Ленин был готов даже "заставить всех поголовно участвовать" [8] в кооперативных операциях, что вообще не оставляет места цивилизованным отношениям в этом утопическом "кооперативном строе".

Во-вторых, ленинская "кооперация" на поверку, в действительности, оказывается своеобразной она лишена собственности Удивительно, но в специальной статье, посвященной кооперации и кооперированию населения, ни разу не упоминаются кооперативы Речь в ней идет о кооперативных предприятиях, которые к тому же "основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т.е. рабочему классу" [9]. Это не случайно: Ленин и раньше никогда не писал о кооперативной собственности.

"О кооперации" - одна из последних ленинских работ. Идея социализма в ней преобладает над идеей кооперации, хотя и говорится о сходстве простого роста кооперации с ростом социализма. Ленин критиковал "старых кооператоров", начиная с Оуэна, за фантастичность их планов Но и его собственный интересный замысел органично соединить социализм и кооперацию в "строй цивилизованных кооператоров" оказался противоречивым и несбыточным.

2.5. "Кооперативная республика" нимской школы

В конце XIX - начале XX века в европейских странах наибольшие хозяйственные успехи сопутствовали розничным потребительским обществам и обществам оптовых закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль отводится потребительской кооперации Эта концепция отдаленно напоминает взгляды английского кооператора Кинга, хотя родилась во Франции спустя полвека на новом витке кооперативного движения.

В 1883 г. в небольшом городе Ним было создано общество народной экономики, целью которого являлось содействие развитию кооперативного движения К членам общества, получившего вскоре название нимской школы, присоединился профессор политической экономии из Сорбонны Шарль Жид (1847-1932), впоследствии выдающийся кооператор Он и стал главным теоретиком и пропагандистом этой школы. Благодаря ему теория "кооперативного социализма" получила классически законченную форму.

Жид считал, что современное производство, страдающее известными недостатками, может быть наилучшим образом реформировано через широкое развитие кооперативов, прежде всего потребительских Он определял кооператив как объединение людей, преследующих общие экономические, социальные и образовательные цели путем осуществления хозяйственной деятельности Кооператив, по мнению Жида, - средство не только для некоторого улучшения условий жизни, но и для основательного общественного обновления.

Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда достаточно логично, он утверждал, что хозяевами положения являются производители товаров, а ими должны стать потребители. Ведь потребление - конечная цель экономики, а производство - это только средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребительских обществ.

Жид выдвигает программу кооператоров всех стран, которую необходимо осуществить в три этапа Она казалась легковыполнимой.

"Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей прибыли возможно больше средств, для того чтобы основать большие оптовые магазины, делать массовые закупки - вот первый этап Продолжать накоплять, при помощи вычетов из прибылей, значительные капиталы и, при помощи этих капиталов, стараться производить прямо и за свой собственный счет все необходимое для своих потребностей; создавать булочные, мельницы, суконные фабрики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла, бисквитов, бумаги - вот второй этап.

Наконец, в более или менее отдаленном будущем приобрести собственные земельные участки и фермы, и производить прямо на своей земле хлеб, вино, растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы - вот последний этап" [10]

В результате мирного овладения всей торговлей, отраслями легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственным производством благодаря сотрудничеству потребителей на почве политического нейтралитета возникает новая общественная система - кооперативная республика.

Главным теоретик нимской школы дотекает возможность использования для ее достижения и остальных видов кооперации но первенство отдает потребительским обществам в их руках должен находиться экономический аппарат всей кооперации Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины и сельскохозяйственные предприятия, но и банки и промышленные и страховые компании Задач} кооперации Жид видел в подготовке нового экономического порядка

У теории кооперативной республики или кооперативизма, всегда было много критиков и столь же много сторонников Отметим лишь тот факт что за более чем столетний период осуществить идею кооперативной республики" не удалось ни в одной стране Но она привлекательна, как и сама кооперация

В день 25-летия Центросоюза в 1923 г старый профессор выступил с речью перед кооператорами нашей страны в Москве Французы и русские, - сказал Жид, - мы можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звезду звезду кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами" Это был Поэт кооперации

2.6. Кооперативные концепции в российских условиях

Кооперативные взгляды, которые существовали в России в различные периоды достаточно мозаичны Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и приспособлены к российским условиям другие порождены этими самыми условиями внутри страны и чужды подражательности

Прежде всего с идеей кооперации соприкасалась теория общинного (крестьянского) социализма Средневековые крестьянские общины идеализировались еще славянофилами Начиная с 40 -50-х годов XIX века, родоначальники народничества Александр Герцен (1812-1870) и Николай Чернышевский (1828-1889) стали рассматривать общины как "хорошие зародыши' социализма, перейти к которому они считали возможным, минуя капитализм Для спасения страны от 'язвы" буржуазной цивилизации революционные народники предлагали осуществить победоносное крестьянское восстание, установить народное правление наделить крестьян землей и организовать ее коллективную обработку т е поднять общину до уровня производственных сельскохозяйственных кооперативов (артелей, товариществ)

Предполагалось, что в юродах трудящиеся создадут промысловые арте ш (кооперативы) как основу крупной промышленности

В 80 - 90-х годах народники Николай Михайловский (1842-1904) Василий Воронцов (1847-1918) и другие отказавшиеся от революционной идеи продолжали обосновывать экономическую политику направленную на защиту и укрепление крестьянской общины артелей кустарных промыслов - "народного производства' В своих трудах либеральные народники предлагали развить кооперацию - кредитную сбытовую, промысловую, земледельческую - как средство упрочения хозяйств крестьян и ремесленников

В начале XX века неонародники (социалисты-революционеры) ввели деление этих хозяйств на трудовые' (некапиталистические) и 'нетрудовые' (капиталистические) Неонародники доказывали устойчивость мелких хозяйств и считали, что они вполне могут противостоять капиталистическому воздействию и даже развиваться благодаря кооперации По мнению лидера и теоретика неонародников Виктора Чернова (1873-1952), кооперация ведет прямую борьбу с капитализмом Неонародники предсказывали возможность того, что на основе развития кооперации мелкое сельскохозяйственное производство способно стать на путь укрупнения и некапиталистического обобществления Во главу угла в решении аграрного (крестьянского) вопроса они ставили социализацию земли и развитие кооперации

Наибольшее распространение получил русский "кооперативный социализм" на почве потребительской кооперации Видными представителями этого направления кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858-1924), кооперативный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооперативный библиограф Александр Меркулов (годы жизни не установлены), профессор Ваан Тотомианц (1875-после 1922) и многие др Был близок к теории "кооперативного социализма" бывший марксист Михаил Туган-Барановский (1856-1919), крупный ученый-экономист, автор фундаментального исследования "Социальные основы кооперации"

Гибнер, чьи заслуги перед кооперативным движением потребителей огромны в книге "Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более или менее близком будущем кооперация несомненно достигнет цели - организует на справедливых началах труд, с подчинением ему капитала Кооперацию он рассматривал как экономическую систему обеспечивающую, при прочих благоприятных обстоятельствах, социальное равенство

Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух кооперации -созидающий, но тем самым он и разрушающий гнет человека над человеком В своей брошюре "Идеалы кооперации" (1918) он заявил: "это разрушающее созидание сильнее и ярче всего проявляется в том, что мы называем товарищеской кооперацией".

В том же 1918 г. сотрудник Центросоюза Меркулов в журнале "Союз потребителей" опубликовал обширную статью с выразительным названием "Кооперация, как творческий социализм", в которой развивал кооперативную концепцию общественной эволюции. Автор утверждал, что потребительская кооперация сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские хозяйства объявлял сферой сельскохозяйственной кооперации.

Меркулов признавал правомерность национализации и муниципализации частных предприятий, но подчеркивал, что кооперативное обобществление выгодно отличается от "социализма партийно-политического". Остро критиковал он "диктатуру пролетариата" за веру "в силу приказа, распоряжения, схемы", за "дождь декретов" и заведомо невыполнимые обещания. Он считал, что кооперация подготавливает переход к царству труда, в ее рядах выковывается демократ-гражданин.

Отечественные представители "кооперативного социализма" отстаивали идею независимости кооперации от государства, выступали против втягивания ее в политическую борьбу и надеялись, что кооперация сумеет найти свое место в процессе преобразования общества. Важным элементом кооперативной идеологии была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался "Гимн кооперации", написанный малоизвестными кооператорами Алтая и опубликованный ь Москве незадолго до первой мировой войны. Не меч, а мир, не рознь, а единенье И радостно творящий труд -Вот наш девиз и наше вдохновенье. Мы безымянный люд.

Русский "кооперативный социализм" базировался на известном успехе дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе элементы несбыточного, фантастического. Вместе с тем эта теория выражала веру в творческие способности широких масс кооператоров.

Серьезного внимания заслуживает теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации Александра Чаянова (1888-1937), который активно участвовал в кооперативном движении и внес крупный вклад в учение о кооперации. Его основные труды "Организация крестьянского хозяйства" и "Краткий курс кооперации" были опубликованы в 1925 г.

Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьянское хозяйство представляет собой сложную экономическую единицу, которую нельзя разрушать вмешательством извне. Только в собственном хозяйстве крестьянин работает с полной отдачей, высокопроизводительно Поэтому кооперирование в деревне должно развиваться путем постепенного "отщепления" от крестьянских хозяйств отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, переработке, кредитованию и т.д.), обобществление которых в кооперативных формах обеспечивает наибольший экономический эффект. А то, что лучше организуется в крестьянском хозяйстве, не следует кооперировать.

Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве производственных ячеек, крестьяне на основе личной заинтересованности создают снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и пр. кооперативы, а союзы (центры) этих кооперативов устанавливают экономические связи крестьянских хозяйств с городскими промышленными, торговыми предприятиями, банками и даже с зарубежными фирмами, закупающими сельскохозяйственные товары.

В результате уже частичное кооперирование ведет к глубоким организационным и технологическим изменениям в аграрном производстве, одновременно развивается внутрикооперативная демократия и повышается кооперативная сознательность крестьянства, в деревне складывается кооперативный аппарат, основанный на местной самодеятельности и более совершенный по сравнению с государственными предприятиями.

Некоторые исследователи теоретического наследия Чаянова считают, что к середине 20-х годов он пришел к идее кооперативной коллективизации, или самоколлективизации, т.е строго добровольного кооперирования, отрицающего командные методы. Однако научные идеи Чаянова в нашей стране в те годы были признаны вредными и преданы забвению Сам выдающийся ученый был объявлен идеологом кулачества и необоснованно репрессирован.

После тотальной коллективизации крестьянских хозяйств исследования кооперативных проблем почти прекратились. Лишь в конце 80-х годов, незадолго до распада Советского Союза, эти проблемы вновь привлекли к себе внимание ученых и практиков.

Именно тогда была выдвинута концепция кооперативной формы предпринимательства Наиболее ярким представителем этого направления кооперативной мысли был экономист-аграрник академик Владимир Тихонов (1927-1994). один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 г

В своей книге "Кооперация за и против" (1991) и других работах он вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране саморегулирующегося кооперативного сектора экономики Тихонов писал, что для этого надо дать простор кооперативному предпринимательству Кооперативное производство он определил как типичную форму свободного предпринимательства, а кооператора - как свободного товаропроизводителя Необходимо развивать кооперацию и в сфере услуг, и в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве Тихонов считал, что нужны небольшие сельскохозяйственные, крестьянские кооперативы, которые значительно более эффективны, чем любой колхоз или совхоз

Предпосылками развития кооперативного предпринимательства и создания конкурентоспособного кооперативного сектора, по мнению Тихонова, являются рыночная экономика, строгое соблюдение Закона о кооперации, отношения сотрудничества между государством и кооперацией, когда первое выступает в роли заказчика, а вторая - подрядчика Тихонову принадлежит идея расширения кооперативного сектора за счет превращения государственных предприятий в народные, хозяевами которых должны быть трудовые коллективы

2.7. Современные оценки социально преобразующей роли кооперативов

На исходе XX века в мире существуют самые различные учения о кооперативном движении и их многочисленные модификации Рассмотрим лишь две-три наиболее широко известные концепции

После ликвидации колониальной системы в Азии, Африке, Латинской Америке образовались независимые государства - так называемые развивающиеся страны Общая экономическая отсталость, преобладание примитивного сельского хозяйства, новая демократическая обстановка в этих странах явились своеобразной почвой для идей кооперации На кооперацию обратили свое внимание и политические лидеры молодых государств

Так, первый премьер-министр независимой Индии Джавахар Лал Неру (1889-1964), придававший кооперативам большое значение, в ответ на вопрос, что следует сделать, чтобы поднять уровень жизни населения этих стран, сказал "Организовать просвещение, здравоохранение и кооперацию"1

В молодых национальных государствах кооперативное движение нередко рассматривают как альтернативу и капитализма, и социализма, н e как некий средний, третий путь социального развития В Индии, Нигерии, Мексике и некоторых других развивающихся странах в теоретические модели национального социализма (индийского, африканского и пр ) иногда включают те или иные варианты "кооперативного социализма" Роль и возможности традиционных сельских общин и кооперативов обычно преувеличиваются, они объявляются не только средством преодоления нищеты путем взаимопомощи, но и орудием социального переустройства общества в целом При этом одни авторы кооперативных концепций считают необходимой государственную поддержку кооперации, другие значение такой помощи отрицают

Большое распространение в разных (в том числе высокоразвитых) странах получила теория кооперативного сектора Согласно этой теории современная смешанная экономика состоит из государственного, частного и кооперативного секторов, но ни один сектор сам по себе до сих пор не смог решить всех экономических проблем и обеспечить совершенный общественный строй Не под силу эта задача и любым двум секторам Задачу способны решить три сектора, которые взаимно дополняют друг друга

Теоретики кооперативного сектора исходят из того, что есть некоторые функции, которые способны наилучшим образом выполнить государственные предприятия значительная часть экономики может принадлежать малым и большим кооперативам и контролироваться их участниками, наконец, определенные сферы экономики могут быть предоставлены предпринимателям, которые в этих-то сферах и проявят себя хорошо

Считается, что кооперативный сектор должен обладать лучшими чертами и государственного и частного секторов смешанной экономики

Вместе с тем следует признать, что кооперативы, кооперативная система обладает не только теми или иными положительными качествами, им присущи и некоторые "недостатки", обусловленные самой сущностью кооперации Например, кооперативы объединяют в основном малодостаточных граждан, и поэтому у них ограничены финансовые возможности, как форма делового предприятия кооперативы имеют превосходство лишь перед мелким индивидуальным бизнесом, они пока не приспособлены для внедрения в крупную (тяжелую) промышленность, кооперативы порой конкурируют друг с другом, в кооперативах зачастую затруднено быстрое, оперативное принятие управленческих решений по особо важным вопросам, а это в условиях рыночной экономики оборачивается упущением коммерческой выгоды, в крупных кооперативах оказываются невостребованными со стороны членов отдельные демократические институты и процедуры, и тд Ясно, что на более или менее скорое построение "кооперативного социализма" сегодня может рассчитывать только неисправимый мечтатель

Наиболее рассудительные теоретики кооперации уже давно убедились в несбыточности идей тех, кто в прошлом воображал, что одними кооперативными средствами они способны преобразовать мир, создать великое кооперативное сообщество Канадский ученый Алекс Лейдлоу еще в конце 70-х годов на основе глубокого анализа фактов высказал сомнение относительно мечты о кооперативном сообществе в макромасштабе Лейдлоу выдвинул концепцию создания кооперативных общин (сообществ) на микроэкономическом уровне, т е в городах, сельской местности, небольших регионах Лейдлоу прямо указывал, что его общины принципиально отличаются от общин Оуэна

По Лейдлоу, кооперативная община в городе создается по месту жительства граждан (жилой многоквартирный дом, или квартал, или пригород) Это, по сути, центр кооперативных услуг, которые оказываются горожанам жилищными, кредитными, розничными кооперативами, кооперативными столовыми, хлебопекарнями, банками, страховыми компаниями, всевозможными кооперативными мастерскими (по пошиву одежды, обуви, ремонту автомобилей), кооперативными парикмахерскими и похоронными бюро У кооперативных общин могут появиться свои клубы, библиотеки, художественные галереи и т д Горожане как пайщики пользуются услугами этих заведений, а некоторые работают в них по специальности

Что касается сельской общины, то ее основой является один многоцелевой кооператив, такой кооператив, который типичен для японской деревни

Таким образом, будущее кооперации связывается не с надеждой на реализацию преимуществ того или иного вида кооперации, а с максимальным приближением всего кооперативного аппарата к потребителям-пайщикам, с оказанием им широкого комплекса кооперативных услуг

Глава 3 Причины и предпосылки возникновения кооперации кооперация - дитя капитализма.

Николай Попов

3.1. Причины возникновения кооперативного движения и кооперативов

Возникновение кооперативного движения и кооперативов было обусловлено становлением и развитием буржуазного общества.

Общей причиной, побудившей людей к созданию кооперативов, явились экономические и социальные последствия перехода к капитализму.

Первой страной, вставшей на капиталистический путь, была Англия В последней трети XVIII века здесь произошел промышленный переворот. Начался стремительный рост крупного машинного производства, утвердилась рыночная экономика, наметилось быстрое развитие городов и промышленных центров Вслед за Англией и на материке Европы и Северной Америке фабрики, заводы и другие крупные предприятия оказались в собственности буржуазии.

Новый строй в тот период нес трудящимся полуголодное существование, жилищную нужду, иные лишения. Вот как была описана жизнь пролетарских слоев Лондона в одной из местных газет в 1844 г.: "...Нередко муж, жена, четверо-пятеро детей, а иногда и бабушка и дедушка ютятся в одной-единственной комнате в 10-12 футов в квадрате и здесь работают, едят и спят... Стоит только увидеть собственными глазами страдания этих несчастных, посмотреть, как они скудно питаются, как они надломлены болезнью и безработицей, и перед нами раскроется такая бездна беспомощности и нужды, что нация, подобная нашей, должна была бы устыдиться одной ее возможности... Во всей округе едва ли найдется один отец семейства из десяти, у которого есть другая одежда, кроме рабочего платья, да и то состоит из одних лохмотьев; многим из них нечем покрыться ночью, кроме этих же лохмотьев, а постелью им служит лишь мешок с соломой или стружками".

Бедственным было положение также мелких товаропроизводителей Крупная промышленность в конкурентной борьбе разоряла цеховое и домашнее производство кустарей и ремесленников Сельское население сгонялось с земли, а те из мелких крестьян, которым удавалось сохранить свои участки, влачили жалкое существование. По образному выражению одного из современников, крестьяне Франции, например, были голы как черви, питались всю жизнь впроголодь и самой дурной пищей. Как правило, они жили в хижине, похожей скорее на погреб. Люди, животные, домашняя птица жили вместе, лишь отделенные перегородкой, под одной крышей, в одном и том же покрытом навозом помещении. Эти избы не имели ни окон, ни печей, а дым выходил через дверь. Избу приходилось со всех сторон окружать навозом для защиты от холода. Во время голода крестьяне ели траву. Эпидемии тифа, дизентерии не прекращались. В некоторые годы каждый четвертый-пятый человек жил подаяниями.

Разорившиеся, лишившиеся собственного хозяйства кустари, ремесленники, крестьяне пополняли ряды пролетариата. И вопрос найма на работу становился для них вопросом жизни и смерти. Однако иногда их труд никто не нанимал.

Все богачи - промышленники и торговцы, крупные землевладельцы и домовладельцы, банкиры и ростовщики - эксплуатировали рабочих и мелких товаропроизводителей.

Свой скудный заработок рабочий отдавал частному торговцу за чрезмерно дорогие, а зачастую и неполноценные продукты питания, за одежду и топливо, домовладельцу - за пользование жильем, ростовщику в виде платы за ссуду. Значительная часть доходов крестьян, кустарей, ремесленников также попадала в карманы скупщиков, ростовщиков и торговцев.

Кооперативы возникли как здоровая реакция рабочих, крестьян, кустарей и ремесленников на капиталистическую эксплуатацию в различных отраслях производства и обращения. В движение за создание кооперативов и развитие кооперации втягивались все новые массы.

Частные причины возникновения кооперативов вытекали из общей, что хорошо прослеживается на примере той же Англии.

Это, во-первых, бурный рост городского населения Он сопровождался значительным увеличением спроса на потребительские товары, жилища транспортные и иные услуги Так, ставшие городскими жителями вчерашние крестьяне которые еще недавно сами производили сельскохозяйственные продукты, обеспечивали ими себя и торговали излишками, теперь превращались в их покупателей Это способствовало увеличению спроса на товары А повышение спроса над предложением в условиях рынка приводило к росту цен

Во-вторых отставание в тот период темпов развития сферы услуг от темпов роста крупной промышленности Аппарат личного потребления в больших городах принадлежал купцам и ростовщикам Будучи владельцами мелких магазинов, трактиров, ремонтных и т п заведений, они привычно обслуживали состоятельных потребителей и имели приличные прибыли, а строить аналогичные крупные предприятия для обслуживания хлынувшей в города новой клиентуры - рабочих и членов их семей - особенно не спешили

В-третьих, выдача заработной платы рабочим товарами из так называемых фабричных лавок Отставание указанной выше сферы услуг с выгодой для себя использовали промышленные капиталисты Открыв лавку при своей фабрике или заводе, они навязывали своим рабочим вместо денег товары, причем не всегда качественные, по завышенным ценам Они же строили и сдавали рабочим в наем дома Стоимость товаров и аренды жилья удерживалась из заработной платы, уменьшая ее денежную часть Зависимость рабочих от предпринимателей усиливалась

В-четвертых, ухудшение экономического положения ремесленников, кустарей, крестьян как мелких товаропроизводителей Ремесленные подмастерья, работающие на дому кустари решительно не хотели стать фабричными рабочими Но их мелкое индивидуальное производство теперь не выдерживало конкуренции, и эти слои стали делать выбор в пользу создания собственных, но уже совместных предприятий на кооперативной основе Кустари, ремесленники, крестьяне испытывали острую нужду в денежных средствах для поддержания своего хозяйства, в выгодном приобретении орудий труда и выгодном сбыте своей продукции

Приведенные здесь и другие причины побуждали промышленных рабочих и мелких товаропроизводителей к объединению в различные кооперативы В этом смысле были правы участники кооперативного движения, которые характеризовали кооперацию как дочь нужды

Нужда, действительно, может быть результатом эксплуатации человека человеком Однако возникновение кооперативов нельзя объяснить однобоко только эксплуатацией эксплуатация существовала еще до капитализма, но кооперативы тогда отсутствовали А само слово "нужда" означает не только недостаток в необходимом бедность, под нуждой подразумевается также потребность в чем-нибудь

Потребности весьма разнообразны Речь может идти не обязательно о хлебе насущном или денежной ссуде, но и о потребностях в общественной деятельности, проявлении своих деловых и человеческих качеств, в общении с другими людьми, в совместном творчестве, участии в общем деле, связанном с взаимопомощью Потребности, выступающие как интересы, побуждают людей к объединению в кооперативы и придают устойчивость кооперативному движению

Таким образом, возникшие при капитализме кооперативы явились порождением не просто бедности, а потребностей, вернее, необходимости кооперативных способов их удовлетворения

3.2. Предпосылки возникновения кооперативного движения и кооперативов

Кооперативные общества появились в условиях развитого капитализма Почему же они не возникли раньше, например в эпоху рабовладельческого или феодального строя''

Только в период позднего феодализма и раннего капитализма создаются исторические предпосылки (обязательные предварительные условия) возникновения кооперации Хотя существовала бесчеловечная эксплуатация рабов рабовладельцами и крепостных крестьян феодалами, но до полного утверждения капиталистической системы массовое кооперативное движение было невозможно

Различают социальные, экономические и юридические предпосылки возникновения кооперативного движения и кооперативов

Исходным пунктом зарождения этого движения явились изменения в социальной жизни и структуре общества, когда капиталистическая промышленная система на первое место выдвинула два новых больших класса буржуазию и пролетариат Собственники фабрик и заводов, предприниматели были заинтересованы в росте своих прибылей, а наемные рабочие - в повышении своей заработной платы

Возможность одновременного увеличения прибылей и заработной платы в условиях производства того периода была еще ограничена. Промежуточное положение занимали мелкие товаропроизводители. Противоположность и столкновение экономических интересов буржуазии и пролетариата лежали в основе процессов, которые объективно усиливали тенденцию наемных рабочих к взаимопомощи, объединению, организации. В общем потоке социального движения как одна из форм защиты экономических интересов широких масс возникает кооперативное движение. Появляются первые кооперативы.

Экономическими предпосылками были ставшие при капитализме всеобщими товарно-денежные отношения, образование современной кредитно-банковской системы

Еще в недрах рабовладельческих государств получили распространение торговля и ростовщичество. Однако несмотря на это, важнейшей особенностью рабовладельческого и феодального общества было господство натурального хозяйства. Условия непосредственно потребительского характера производства исключали вероятность возникновения кооперативов, ибо последние еще не имели реальных шансов накопить средства, необходимые как для развития своего хозяйства, так и для материального стимулирования своих пайщиков. Возможность накопления средств для указанных целей кооперативы получили благодаря операциям купли-продажи товаров на капиталистической рынке при наличии менового денежного хозяйства Именно рыночная экономика и явилась колыбелью кооперативов.

Рыночная экономика была условием для возникновения кооперативов и в другом отношении: рынок более усердно служит богатым (тем, у кого много денег) и может оставить неудовлетворенными самые насущные потребности бедняков (тех, у кого нет или мало средств). Значит, рыночная экономика сама обусловливает создание кооперативов как социального института, способного в некоторой степени защитить своих членов из малообеспеченных слоев общества.

Далее, кооперативы, как и вообще любые хозяйственные предприятия, постоянно или временно нуждаются в дополнительных оборотных средствах: потребительские общества - для приобретения товаров крупными партиями, производственные кооперативы -для создания запасов сырья, топлива и т.д. Мелкий по своей форме и кабальный по характеру ростовщический кредит не может удовлетворить потребности кооперативов, и для них он неприемлем. Банков в рабовладельческую и феодальную эпохи не существовало. Сложившаяся при капитализме современная кредитно—банковская система, которая стала обслуживать и кооперативные организации, тоже явилась одним их предварительных условий возникновения кооперативного движения.

Среди юридических предпосылок следует выделить провозглашение демократических свобод граждан.

Как уже известно, кооператив представляет собой самоуправляющееся общество со специфическими хозяйственными и иными функциями. Это предполагает, что члены кооператива должны обладать определенными юридическими правами и свободами. Речь идет о свободе слова, свободе выбора занятия, свободе объединения, свободе передвижения и т.д. Как добровольные общества лиц, пользующихся равными правами, кооперативы могли возникнуть только после провозглашения государством демократических прав и свобод человека. Появление лично свободных работников, получивших возможность создавать свои объединения, было еще одной предпосылкой кооперативного движения и кооперативов. Огромное значение для организации кооперативов имела свобода выбора их потенциальных членов в широком ее понимании.

Создание кооператива означает объединение средств его членов для образования кооперативного имущества. В период становления капитализма закон провозгласил право буржуазии объединять индивидуальные капиталы и на этой основе создавать акционерные компании. Ранние объединения рабочих и мелких товаропроизводителей, будучи по сути кооперативами, вынуждены были вести свою деятельность формально как акционерные общества или общества взаимопомощи, ибо законы о кооперации еще отсутствовали. Лишь позднее под влиянием самого кооперативного движения в различных странах были изданы специальные законы, регламентирующие порядок создания и рамки деятельности кооперативов. Тем самым кооперативные организации были легализованы.

Кроме уже перечисленных основных предпосылок, еще суще-, ствовали некоторые важные факторы возникновения кооперативного движения и превращения его в массовое движение.

Одним из таких факторов явились идеи утопического социализма, которые уже были подробно рассмотрены во второй главе

Другим существенным фактором стали переходные формы к образованию кооперативов. Что они собой представляли?

3.3. Возникновение потребительской кооперации в зарубежных странах

Переходные формы в обществе существовали всегда. Они соединяют в себе остатки старого и зародыши нового. Со временем те или иные переходные формы сходят с исторической сцены либо происходит их эволюция в новые формы Происхождение кооперативов тоже было связано с переходными формами

Так что ранние кооперативные общества, бесспорно, возникали стихийно и разрозненно, но это происходило не на пустом месте и, конечно, не вдруг. Опыт коллективного быта, совместного труда и управления хозяйством люди накапливали постепенно с незапамятных времен.

Еще в древних государствах существовали религиозные общины, ассоциации свободных ремесленников и другие формы объединения В средние века широкое распространение получили цеха ремесленников, сельские крестьянские общины, гильдии купцов, возникли отдельные кредитные ассоциации, которые обладали некоторыми чертами будущих кооперативов, но таковыми не являлись Впоследствии под влиянием изменившихся экономических условий, прежде всего рыночной конкуренции, они стали перерождаться, исчезать

Уже в период разложения феодализма и становления капитализма появились переходные формы к образованию кооперативов Возникали они несмотря на препоны властей, объединяли главным образом ремесленников, крестьян, рабочих и зачастую носили полукооперативный, предкооперативный характер По некоторым принципам своей деятельности, выполняемым функциям и внутреннему устройству переходные формы напоминали кооперативы в том виде как они сложились впоследствии.

К их организации трудовое население побуждали жизненные условия. Союзы подмастерьев (во Франции - компаньонажи) создавались для обеспечения их работой, когда им был закрыт доступ в цеха. Универсальные функции выполняли синдикаты сельских кустарей и крестьян. В США возникли ассоциации сектантов (коммунистические колонии), порожденные экономическими условиями, хотя и имевшие религиозную окраску. В Италии многочисленные общества взаимопомощи становились зачатками потребительских и иных кооперативов, которые нередко действовали внутри самих этих обществ.

Организовывались самодеятельные благотворительные общества и рабочие ссудосберегательные кассы. В Англии были очень распространены кассы взаимопомощи рабочих, которые страховали их на случаи болезней, увольнения, получения увечья. А еще англичане создавали так называемые союзные лавки, которые имели даже устав, хотя и не обладали правом юридического лица. В разных странах наиболее широко практиковалась складчина.

"Рыцари наживы" применяли складчину преимущественно в своей предпринимательской деятельности, мелкие товаропроизводители - для покупки орудий производства, сырья и материалов, потребители - с целью выгодного приобретения продуктов питания и других товаров. Первоначально складчина оформлялась простым письменным соглашением, а позднее ее стали оформлять уставами. Историк кооперации Михаил Первушин писал: "С начала оформления складчины уставами возникают кооперативы. Образование складчин среди потребителей, с перерастанием их в потребительские общества, наблюдается почти во всех странах Европы, например, в Германии, Швейцарии, Италии, России. В зародыше каждого кооператива лежит складчина. Она является хозяйственной основой (паевого капитала и вступительных взносов) любого кооператива, начальным актом возникновения каждого из них" [12].

Одни ранние кооперативы возникали внутри обществ взаимопомощи, другие - из переходных форм, третьи создавались непосредственно, минуя эту ступень, участниками кооперативного движения. Но во всех случаях кооперативы рождались как результат общественного прогресса, развития человеческой культуры, настойчивых поисков

Первые потребительские общества были организованы в странах Европы. Они учреждались рабочими под влиянием роста дороговизны муки, печеного хлеба, топлива и т.д. До невероятных размеров была распространена фальсификация продуктов питания: муки, молока и т.д. Нередко рабочие бывали вынуждены брать в лавках хозяев низкосортные товгары, которые отпускались им в кредит по очень высоким ценам в счет заработной платы.

Самые ранние потребительские общества возникли стихийно в Англии. В 1769 г. двенадцать ткачей местечка Фенуик (Шотландия) организовали потребительское общество, которое занималось продажей своим членам в основном овсяной муки В 1777 г возникли потребительские общества в г Бирмингеме и в селе Гован близ г Глазго. Протестуя против злоупотреблений со стороны частных мельников и булочников, потребители организовали мукомольные и хлебопекарные кооперативные общества Возникшие благодаря самодеятельности рабочих, эти кооперативы удовлетворяли их конкретные потребности, зачастую работали без прибыли, а если она появлялась, то ее распределяли между пайщиками.

В первой трети XIX века в стране было свыше 500 потребительских обществ, но вскоре они прекратили свое существование из-за противодействия кооперативам владельцев частных предприятий, несовершенства правил ведения кооперативного хозяйства, бесправного юридического положения кооперативов.

Новое оживление кооперативного движения в Англии произошло в 40-х годах XIX века и было связано с усилением борьбы трудящихся за свои экономические права.

В октябре 1844 г. 28 ткачей г. Рочдейла промышленно развитого графства Ланкашир по предложению рабочего Чарльза Говартса учредили потребительский кооператив "Общество справедливых рочдейлских пионеров" для улучшения своего материального положения путем открытия лавки и создания на его основе самодеятельной коммунистической общины оуэнистского типа. Среди организаторов кооператива было более десяти оуэнистов и чартистов Первое время свой кооперативный характер объединение прикрывало уставом общества взаимопомощи Рочдейлцы личным трудом участвовали в оборудовании своей первой лавки и реализации товаров. Лавка кооператива работала лишь по субботам и воскресеньям, торговала мукой, овсяной крупой, сахаром и маслом. Позднее кооператив расширил ассортимент товаров и развил собственное производство. Начинания рочдейлских кооператоров оказались удачными. Спустя четверть века после своей организации кооператив объединял 7000 человек.

Рочдейлское потребительское общество существует и в настоящее время, за более чем полтора столетия очень сильно разрослось, однако своей нереальной цели - создания коммунистической общины исключительно кооперативным путем - оно, естественно, не достигло.

Рочдейлское потребительское общество примечательно прежде всего своими принципами (по существу основными правилами), вобравшими опыт предшествующих английских кооперативов. Рочдейлские принципы выражаются в следующем.

  1. необходимый для деятельности кооператива собственный капитал образуется путем внесения каждым членом паевого взноса в размере одного фунта стерлингов, на который в пользу пайщика начисляется небольшой процент от прибыли кооператива, пай разрешается вносить в рассрочку, по частям,
  2. покупка товаров у поставщика и продажа их из лавки членам кооператива осуществляется за наличный расчет, а не в долг, не в кредит;
  3. в лавке продаются товары только хорошего качества, точным весом и точной мерой;
  4. товары из лавки продаются по обычным средним рыночным ценам;
  5. основная часть прибыли кооператива распределяется между членами пропорционально сумме закупленных им товаров;
  6. некоторая часть прибыли (2,5 %) отчисляется на повышение культурного уровня членов кооператива;
  7. в управлении кооперативными делами каждый член имеет один голос независимо от количества паев.

Каждый из этих принципов был полон большого практического смысла. Так, внесение пая обеспечивало хозяйственную самостоятельность кооператива, а каждого члена ставило в ответственное положение за успех экономической деятельности потребительского общества, его безубыточную работу; при этом пай оставался собственностью члена, который в случае выхода из кооператива мог получить его обратно Начисление процента на пай побуждало пайщика "хранить деньги" в кооперативе. Рассрочка в уплате пая позволяла вступить в кооператив даже самым низкооплачиваемым рабочим.

Покупка и продажа товаров только за наличные деньги придавало кооперативу экономическую устойчивость и некоторую независимость от фирм-поставщиков.

Торговля доброкачественными товарами и без обмана потребителя демонстрировала честность кооперативной деятельности (рочдейлцев называют еще честными пионерами).

Среднерыночные цены на товары у кооператива устраивали его конкурентов - частных торговцев: выходило, что кооператив не переманивает у них покупателей, и этим несколько смягчалась острота конкурентной борьбы. Кооператив мог продавать товары, купленные оптом, по более низким ценам, но применял среднерыночные, а возникающая из-за этого переплата каждого пайщика-покупателя ему компенсировалась путем распределения прибыли по так называемому забору товаров: кто покупал их на большую сумму, тот мог рассчитывать на большую долю прибыли кооператива.

Использование части прибыли на удовлетворение культурных потребностей членов кооператива тоже выгодно отличало его от частных торговцев.

Правило "один пайщик - один голос" характеризовало кооператив как демократическую организацию и опять-таки подчеркивало его отличие от акционерного общества.

Некоторые историки кооперации придерживаются версии, что якобы рочдейлские пионеры провозгласили также принцип нейтралитета своего кооператива в политических и религиозных вопросах. Однако это не соответствует действительности. Ведь кооператив -объединение людей, кооперация - организация массовая, а где есть массы, там, как правило, без политики не обойтись. Конечно, кооператив является объединением экономическим, а не политическим. Тем не менее кооператив не может полностью отказаться от участия в решении актуальных политических вопросов так же, как и его члены-рабочие не могут оставаться безразличными к своей собственной судьбе.

Рочдейлские принципы приспосабливали кооперацию к сосуществованию с частнокапиталистическими предприятиями. С некоторыми изменениями они применялись позднее в потребительской кооперации многих стран. Именно поэтому с рочдейлскими принципами связывают развитие нового общественного движения -кооперативного движения потребителей.

Вновь начался подъем кооперативного движения в самой Англии. В ближайшие к возникновению Рочдейлского кооператива десять лет в стране было создано около 100 аналогичных обществ, а к началу 60-х годов XIX века их число приблизилось к 460.

Для хозяйственного обслуживания потребительских кооперативов были созданы Английское и Шотландское общества оптовых закупок. Организационным центром кооперации страны стал Кооперативный союз в Манчестере. В Англии впервые возникла также жилищная кооперация, создавались производственные кооперативы рабочих.

Во Франции первое подлинно кооперативное общество потребителей под названием "Объединенные рабочие" было создано ткачами Лиона в 1848 г. Начав с совместного приобретения угля, рабочие затем открыли лавку для продажи по возможно низким ценам хлеба и других продуктов. Большинство ранних кооперативов было закрыто по указаниям французских властей. Кооперативное движение потребителей усилилось только в 60-х годах.

В 1885 г. был создан Кооперативный союз, переименованный в Национальную федерацию потребительских обществ. В 1913 г. образовалось Единое общество оптовых закупок. Франция — родина первых производственных кооперативов.

В Италии до возникновения кооперативов в конкурентной борьбе с частной торговлей магазины открывались обществами взаимопомощи. Первое общество потребителей было организовано железнодорожниками г. Турина как протест против дороговизны продуктов зимой 1853 г. Многие итальянские кооперативы продавали товары в кредит и по ценам ниже среднерыночных. В 1886 г. была организована Национальная федерация кооперативов, позднее переименованная в Национальную лигу кооперативов и касс взаимопомощи Италии.

В Германии возникновению кооперативов предшествовали опыты по приобретению муки, картофеля, дров в складчину. В 1854 г. рабочие и ремесленники г. Лейпцига организовали потребительское общество. В промышленно развитых районах страны кооперативы отличались пролетарским составом их членов В 1859 г. был создан Всеобщий союз немецких промысловых и хозяйственных кооперативов, куда первоначально вошла и часть потребительских обществ. Спустя много лет образовалось общество оптовых закупок.

В Германии были учреждены первые кредитные, снабженческие и сбытовые кооперативы.

В Бельгии потребительская кооперация зародилась в середине XIX века. В 80-х годах в этой стране возникло так называемое гентское направление в кооперативном движении - по названию г. Ген-та, центра текстильной промышленности, где было организовано потребительское общество "Вперед". Оно стало вместе с другими рабочими кооперативами на путь тесного сотрудничества с социалистической партией и материального содействия ей. Так в кооперативном движении стало крепнуть гентское направление активного участия рабочей кооперации в классовой борьбе.

В 1900 г. был образован Кооперативный союз Бельгии и вскоре - общество оптовых закупок.

Во второй половине XIX века потребительские кооперативы имелись почти во всех европейских странах.

На Американском континенте потребительские общества появились в США в середине 40-х годов XIX века. Первый такой кооператив возник и имел успех в г. Бостоне. Кооперативам предшествовали неудавшиеся попытки осуществления в некоторых штатах утопических планов Фурье и Оуэна. Иногда кооперативы возникали из так называемых "закупочных клубов". Центром кооперации страны стала Кооперативная лига США. В Канаде первый кооператив был создан в 1861 г. рудокопами.

В латиноамериканских странах потребительская кооперация развивается с последней трети прошлого столетия. В Мексике первый рабочий потребительский кооператив был учрежден в 1876 г. в пригороде столицы. В Аргентине потребительское общество организовали тоже рабочие. А вот первый перуанский кооператив потребителей был создан в г. Арекипе уже в 1919 г.

В Азии потребительская кооперация является ровесником XX в Первое потребительское общество в Индонезии было организовано в 1905 г., в Индии - в 1912 г., на Филиппинах - в 1916 г., в Монголии - в 1921 г. и т.д. В конце прошлого и начале текущего века, еще до появления потребительских обществ, в азиатских странах (Японии, Индонезии, Индии и др.) возникли кредитные товарищества. В такой стране, как Непал, кооперативы были созданы совсем недавно - в середине нашего столетия.

Первые кооперативы на Африканском континенте были созданы прежде всего в Алжире в 1893 г., затем в портовых городах Египта в 1^08 и 1910 гг. Тогда же кооперативное движение проникает в остальные районы континента. Самые первые и единичные кооперативы создаются на территории современных государств -Кении в 1908 г., Мали - в 1910 г., Уганды - в 1913 г., Замбии - в 1914г., Нигерии -в 1922 г., Танзании - в 1925 г., Ганы - в 1928 г. и т.д. Возникновение и становление кооперативного движения в Африке, равно как и в Азии, имели свои особенности, обусловленные, в частности, длительным колониальным порабощением многих стран и народов.

В наши дни кооперативы существуют практически во всех странах мира. Кооперация постоянно демонстрирует свою необычайную живучесть и способность к саморазвитию. Кооперативное движение вовлекает в свои ряды все большие массы людей: зрелого возраста и молодых, мужчин и женщин, рабочих и фермеров, инженеров и чиновников, - словом, всех, кто готов к сотрудничеству во имя общего блага под флагом кооперации.

3.4. Кооперация и государство

Самые ранние, дорочдейлские кооперативы были и самыми несовершенными с точки зрения их внутренней организации и ведения хозяйственных дел. К этому добавлялось их юридически бесправное положение. В некоторых европейских странах они возникали в условиях ограничения властями права рабочих создавать свои объединения (ассоциации, коалиции).

Поэтому в период зарождения и становления кооперативного движения отношения между кооперативами и государством являлись сложными и складывались не в пользу кооперации. Государство настороженно относилось к кооперативам еще и потому, что нередко они создавались не просто как объединения, стремящиеся к улучшению благосостояния своих членов, но и как организации, преследующие коренное преобразование общества. В целом государство в тот период противостояло кооперации, и его политика по сути являлась антикооперативной. История сохранила не мало фактов, характеризующих попытки государства покончить с кооперативной системой в ее зародышевом состоянии. Власти при этом прибегали к самым изощренным и жестким мерам подавления кооперации - от преследования инициаторов создания кооперативов до строжайшей регламентации их экономической деятельности, от отказа в регистрации уставов новых кооперативов до закрытия действующих, в том числе с применением сил полиции, по приказам военных чинов.

Однако несмотря на неблагоприятные условия, кооперативное движение продолжало нарастать. Его участники стали настойчиво добиваться от государства принятия специальных законов о кооперативах и, таким образом, законодательного признания кооперации. Сами кооперативы, даже действуя методом проб и ошибок, благодаря самодеятельности и самоорганизации все чаще доказывали свою жизнеспособность и демонстрировали свою полезность, причем как для своих участников, так и для общества в целом.

Усилия кооператоров не пропали даром. Примерно с середины XIX века происходит формирование кооперативной политики государства. Краеугольный камень этой политики - идея признания кооперации и содействия ей.

Под давлением кооперативной общественности в некоторых странах начинают издаваться законы о кооперативах (их называют кооперативными) Первый такой закон был принят в Англии в 1852 г. Он признал кооперативы юридическими лицами, разрешал им продавать товары не только своим членам, но и посторонним (остальному населению) и организовать собственное производство. Произошла легализация (узаконение) кооперативных обществ. Правда, тот же закон содержал и положения, тормозившие развитие кооперации: о неограниченной ответственности членов всем своим имуществом по обязательствам кооператива, о запрещении учреждать кооперативные банки и др. Кампания за изменение и улучшение закона, начатая английскими кооператорами, завершилась в 1862 г. принятием нового, более либерального закона. Многие ограничения, налагавшиеся на кооперативные организации, в Англии были сняты законами 1876 и 1893 гг.

Соответствующие законы до конца XIX века были изданы еще в ряде стран: в США в 1865 г., в Германии в 1867 и 1889 гг., в Австрии, Бельгии и Чехословакии в 1873 г., в Нидерландах в 1876 г., в Аргентине в 1884 г., в Италии в 1886 г., во Франции в 1887 г., в Японии в 1891 г.

Процесс создания правовых основ образования и деятельности кооперативных организаций заметно ускорился в XX веке. Кооператоры заинтересованы в таких законах, которые учитывают кооперативные принципы и создают необходимые условия для достижения целей кооперации; ограждают кооперативные организации от произвола государственных чиновников, от чрезмерной и мелочной опеки правительственных органов; предусматривают предоставление налоговых льгот подлинным кооперативам и поддержку их государственными заказами и кредитами; содействуют поддержанию в обществе климата, благоприятного для развития кооперативной деятельности. Во всем этом объективно заинтересовано и государство, потому что развитая кооперация не просто служит людям, а вносит вклад в утверждение социальных и демократических ценностей в обществе.

Современному кооперативному движению известны, по имеющимся сведениям, не менее 4000 законов, декретов и постановлений о кооперации, принятых в разных странах за всю ее историю. Одни из них достаточно прогрессивны, другие нуждаются в улучшении. Активное обновление и совершенствование кооперативного законодательства является важной общей задачей и главным направлением взаимного сотрудничества государства и кооперации.

Сотрудничество этих двух равных партнеров осуществляется и в других формах Так, во многих странах существуют специальные государственные, государственно-кооперативные или межкооперативные органы (министерства, управления, советы и т п ). занимающиеся изучением проблем национальной кооперации, координацией ее деятельности, контролем за соблюдением кооперативных законов и уставов В подобных органах традиционно участвуют представители правительства и кооперации, что делает их совместные усилия более плодотворными.

Современная кооперативная экономика не может не зависеть от государства; государство при осуществлении своих экономических и социальных функций не обходится без кооперативов.

Вместе с тем взаимоотношения между кооперацией и государством не во всех странах складываются одинаково. Демократические государства в соответствии со своими конституциями предоставляют кооперативам необходимую свободу, и часто этого оказывается достаточно для успешного развития кооперативной системы. История показала отрицательные последствия "руководства" кооперацией в условиях фашизма и тоталитаризма. Чрезмерная бюрократическая, чиновничья опека над каждой ячейкой кооперации в некоторых развивающихся странах превращает кооперативные организации в придаток государственного аппарата

Те или иные ветви кооперативного движения всегда взаимодействовали и с негосударственными организациями, например, с профессиональными союзами, религиозными учреждениями, политическими партиями.

Профсоюзы возникли почти одновременно с кооперативами и сразу же стали активно содействовать кооперативным организациям Наиболее тесные отношения взаимной поддержки между этими двумя движениями складываются тогда, когда одни и те же работники являются членами и профсоюза, и местного кооператива. Известны факты, когда профсоюзы выступали инициаторами создания новых кооперативов, а кооперативы материально помогали членам профсоюза во время забастовок на заводах и фабриках. Как правило, интерес профсоюзов и кооперативов к взаимному сотрудничеству является обоюдным: ведь часто кооперативы - это тоже работодатели, а занятые в них рабочие и служащие - члены профсоюза. Совместные действия кооперативов и профсоюзов направлены на обеспечение повышения благосостояния людей труда, их активного участия в экономической и общественной жизни.

В ряде западноевропейских стран у истоков кооперативного движения стояли также церковь и ее представители Сохранились имена видных общественных деятелей из числа священников, которые неустанно пропагандировали идеи кооперации среди верующих (прихожан) и практически участвовали в учреждении кооперативных обществ В результате возникли многочисленные католические кооперативы Влияние церкви на кооперативы сохранилось до наших дней В Италии еще в 1919 г под эгидой Ватикана была создана даже особая кооперативная конфедерация, объединяющая теперь свыше 20 тыс католических ("белых") кооперативов Католические потребительские общества существуют в Бельгии, Голландии Швейцарии и других странах

Образование политических партий рабочего класса началось уже после возникновения кооперативов и профсоюзов Не только пролетарские, но и другие партии во взаимоотношениях с кооперативами руководствовались собственными политическими интересами Как правило, партии стремились (и стремятся на исходе XX века) подчинить кооперативное движение своему идейному влиянию, играть по отношению к нему руководящую роль, овладеть выборными органами кооперативов и их союзов, использовать в своих политических целях голоса членов кооперативов как избирателей на парламентских выборах и т д

Так что отношения между партиями и кооперацией едва ли можно считать равноправными, партнерскими

Отчасти поэтому кооперация, за редкими исключениями, слабо втягивается в политическую деятельность Ведь она - форма экономического объединения людей и как таковая время от времени выдвигала лозунг улучшения капитализма, его постепенного мирного преобразования кооперативными средствами, а на деле всегда сосуществовала с капитализмом и приспосабливалась к его условиям Подлинная кооперация возможна лишь в условиях рыночной экономики, а настоящий рынок является неотъемлемым свойством капитализма

Тем не менее имеется определенный опыт сотрудничества партий и кооперативных организаций Отбросив формальную идею политического нейтралитета кооперации, фактически в разные периоды кооперативные организации разных стран взаимодействовали с социал-демократическими, социалистическими, коммунистическими и иными левыми партиями

Более того, в 1917 г английские кооператоры создали Кооперативную партию, которая, однако, не смогла найти свое самостоятельное место в политической жизни страны Кооперативная партия Великобритании по сути слилась с Лейбористской партией и организационно оформилась на правах отдела Кооперативного союза страны Примерно так же сложилась судьба Кооперативной партии Дании Созданная в 1991 г в Польше аналогичная партия под названием "Уния вольных кооператоров" тоже оказалась излишней и в течение двух лет сошла на нет

Все это позволяет сделать вывод, что среди рядовых участников кооперативного движения проявление аполитичности сильнее их политической активности

[1] Утопия в переводе с греческого - место, которого нет

[2] Оуэн Р. Избранные сочинения. Т. 1. - М.-Л., 1950 - С. 293

[3] Маркс К , Энгельс Ф. Соч. Т. 16. -М, 1960.-С. 10.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. - М, 1960. - С. 199.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.-М, 1961.-С. 200-201.

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16 - М., 1960. - С 199.

[7] Ленин В И Поли собр соч Т 37 -М, 1981 -С. 202.

[8 Ленин В И Поли собр соч Т 45 - М , 1975 -С 373

[9] Там же. - С. 372.

[10] Там же. -С. 375.

[11] Жид Ш. О кооперации: Пер. с фр. - М., 1918. - С. 62-63.

[12] Первушин М. А. Кооперативное движение в условиях капитализма (середина XVIII в. - вторая треть XIX в.): Учебное пособие. -М., 1981.-С. 16.

СодержаниеДальше

наверх страницынаверх страницы на верх страницы









Заказать работу



© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования