В библиотеке

Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920

Рекомендуем прочитать

Аверьянов Л. Я.В поисках своей идеи. Часть первая
Автор рассматривает социологические проблемы вопроса, делится размышлениями о предмете социологии, анализирует факт как философское понятие и его интерпретацию, исследует процесс социализации. Надеюсь особый интерес вызовет статься «Как выйти замуж». Рассчитана на массового читателя и специалистов.

Полезный совет

Поиск в библиотеке можно осуществлять по слову (словосочетанию), имеющемуся в названии, тексте работы; по автору или по полному названию произведения.

Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 

АвторСедов В.В.
НазваниеСлавяне
Год издания2002
РазделКниги
Рейтинг1.57 из 10.00
Zip архивскачать (13 549 Кб)
  Поиск по произведению

Венедская группа

Лехитпская (суковско-дзедзицкая) подгруппа

Славянское население северных территорий пшеворской культуры в эпоху переселения народов разделилось на две части. В западных регио- нах земледельческое население в основной массе оставалось на прежних местах проживания, пережив существенный упадок экономики и культу- ры. Теперь это население не получало изделий провинциальноримского ремесла. В результате многие орудия труда и предметы быта, широко распространенные в пшеворской культуре, вышли из употребления. Чис- ло изделий из железа и бронзы резко сокращается, теперь они изготав- ливались непрофессионально, и качество их стало заметно низким. Вме- сто гончарной керамики с широким ассортиментом сосудов земледельцы стали лепить примитивные глиняные горшки и миски ручным способом из менее качественного теста. Постепенно в северо-западной части ран- несредневекового славянского мира складывается новая культура, на- званная суковско-дзедзицкой (рис. 65) 246 .

Эти древности пока не получили монографического освещения. Крат- кая информация о поселениях суковско-дзедзицкой культуры на терри- тории Германии с картой их распространения приведена в книге «Славяне в Германии» . Для области Польского Поморья (преимущественно для региона между нижним Одером и Парсентой) перечень памятников с краткой характеристикой приведен в статье Я. Жака . В сводной работе М. Парчевского, посвященной славянским древностям начала средне- вековья в Польше, они не выделены и рассматриваются в общей массе 249 .

  • Поименована по двум сравнительно хорошо изученным поселениям — городи- щу Суков в Мекленбурге ( Schuldt Е. Die Ausgrabungen im Gebiet der « Alten Berg » von Sukow , Kr . Teterow // Bodendenkmalpflege in Mecklenburg . Jahrbuch 1963. Schwerin , 1964. S . 217—238) и селищу Дзедзице в Польском Поморье ( Porzezinski A . Wst ^ pne wy - niki badan na osadzie wczesnosredniowiecznej w Dziedzicach , pow . MySliborz, w 1970 r. // Materiaty zachodniopomorskie. Т . XVII. Szczecin, 1971. S. 97—112; Idem. Zasiedlenie Po- morza Zachodniego w VI—VII wieku n. e. w swiede dotychczasowych wynikow badan archeologicznych // Slavia Antiqua. Т . XXII. Warszawa; Poznan, 1975. S. 29—63; Idem. Z badan nad problematyk^ osadniectwa najstarszej fazy wczesnego sredniowiecza na Pomorzu Zachodnim // Materiary zachodniopomorske. Т . XXVI. Szczecin, 1982. S. 115—144; SikorskiA. Problem ceramiki typu Dziedzice w swietle badan w Debzynie, woj. Koszalin // Folia praehistorica posnaniensia. Т . II. Poznan, 1987. S. 279—302.
  • 247 Die Slawen in Deutschland. Geschichte und Kultur der slawischen Stamme westlich von Oder und Neisse vom 6. bis 12. Jahrhundert. Berlin, 1985. S. 27—28. Abb. 4.
  • ZakJ. Die alteste fruhmittelalterlich-slawische Keramik Westpommerns // Koszalin- skie zeszyty muzealne. T . 5. Koszalin , 1975. S . 221—229.

Наиболее характерными элементами суковско-дзедзицкой культуры являются особенности домостроительства и керамика. Жилищами служили исключительно наземные постройки, преимущественно срубные При раскопках они выявляются с большим трудом, главным образом по подпольным чашеобразным ямам овальных, реже подпрямоугольных очертаний. Размеры ям различны — от 2 х 1,5 до 3,1 х 1,9 м, глубина око- ло 0,4 м. Исследователи поселений суковско-дзедзицкой культуры разли- чают ямы хозяйственные и жилищные. Первые обычно меньших разме- ров и заполнены грунтом с содержанием различных отбросов. В жилищ- ных же ямах обычно обнаруживаются развалы камней от печей и очагов, которые устраивались на полу поблизости от углублений. В некоторых жи- лищах открыты неразрушенные очаги размером около 1,5 х 1,2 м — клад- ки из камней в один—два яруса или воронкообразные углубления, за- полненные углистым слоем. На ряде поселений зафиксированы и остат- ки печей-каменок.

  • Parczewski М. Pocza ^ tki kultury wczesnoslowianskiej w Polsce . Krytyka i datowanie zr6del archeologicznych. Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk; t6dz, 1988.
  • 250 Donat P. Haus, Hof und Dorf in Mitteleuropa vom 7. bis 12. Jh . Berlin , 1980.

Суковско-дзедзицкая керамика (рис. 66) заметно отлична от пражско- корчакской. Основными формами ее являются горшки двух видов и мис- кообразные сосуды. К первому виду относятся горшки, имеющие сравни- тельно широкое горло и небольшое по диаметру днище. Вторую группу образуют почти биконические горшки с несколько сглаженным перехо- дом от верхней части к нижней. Такую же форму имели и миски при меньшей высоте, но большем диаметре.

Поселения суковско-дзедзицкой культуры были преимущественно не- укрепленными. Они располагались по берегам больших и малых рек и иных водоемов. Судить о планировке поселений преждевременно, по- скольку более или менее полно раскопанные селения единичны. Фраг- ментарные данные указывают на доминирование кучевой застройки.

В ареале рассматриваемой культуры очень рано возникают укреплен- ные поселения — городища. В бассейне Хавеля — Шпрее исследовались городища в Бранденбурге, Копенике, Шпандау, Бланкенберге. Начало возникновения их в этом регионе определяется исследователями концом VI — началом VII в. В северных районах Германии раскапывались го- родища близ Наумена, Альтфресака, Бамме и другие. Первые укрепле- ния в Ольденбурге были возведены славянами в первой половине VII в. По-видимому, этим временем датируется и начало городищ в Бозау и Фархау 252 .

  • 251 Grebe К . Zur fruhslawischen Besiedlung des Havelgebietes // VerofFentlichungen des Museums fur Ur- und Fruhgeschichte Potsdam. Bd. 10. 1976. S. 167—189; Herrmann J. Kopenick. Ein Beitrag zur Fruhgeschichte Gross-Berlins. Berlin, 1962; Muller A. Die slawi- schen Burgen von Spandau // Ausgrabungen in Berlin. Bd. II. Berlin, 1971. S. 89—95; SeyerH. Die Burg in Berlin-Blankenburg und die altslawische Besiedlung des Niederen Barnims // Archaologie als Geschichtswissenschaft. Berlin, 1977. S. 381—395.
  • 252 Struve K.-W. Die slawischen Burgen in Wagrien // OfFa. N 17/18. 1959/1961. S. 57— 108; Idem. Die Burgen in Schleswig-Holstein. Bd. I. Neumunster, 1981; Willkomm H. Com- parison of C14 Dates // Radiocarbon. XXII —2. 1980. P . 286—290.

В. Лосиньский, исследовавший микрорегион р. Парсенты, определяет несколько причин раннего возникновения укрепленных поселений. Ми- грация славян третьей четверти I тыс н. э., отмечает он, привела к пере- группировке и распаду прежних племенных отношений. В итоге намеча- ется тенденция формирования малых племен. В этой связи необходимы- ми стали политические и оборонные центры. Городища и были такими опорными пунктами малых племен, занимавших местности площадью около 30 кв. м. Это были административные центры и одновременно пункты натурального обмена, а также убежища в моменты опасности. Вокруг городищ группировались селища, в которых проживало земледель- ческое население. В. Лосиньский отмечает, что примерно в то же время строятся городища и в других регионах суковско-дзедзицкого ареала .

В срединной Польше раскопано городище Шелиги, находящееся на бе- регу небольшой реки Слупянки в 4—5 км от ее впадения в Вислу. Откры- ты остатки наземных построек с каменными очагами. Они располагались в два ряда по краям городища, а в середине находилась незастроенная пло- щадь. При сооружении вала широко использовались крупные камни.

Около 70% керамического материала из культурного слоя городища составляли фрагменты лепной посуды суковского-дзедзицкого облика. В ямах, открытых в материке, встречена только такая керамика. Кроме то- го, в слое обнаружены обломки биконических горшков, близких к тор- новским, тюльпановидные сосуды, а также посуда, обточенная на гончар- ном круге. Из раскопок этого памятника происходят серебряный браслет с расширенными концами; бронзовые привески нескольких типов, бу- бенчики, спиральные бусы, пальчатая фибула; железные топор, наконеч- ник копья, шпоры с загнутыми внутрь концами, фрагмент псалия. При издании материалов раскопок В. Шиманьский датировал городище вто- рой половиной VI — первой половиной VII в. Позднее, дополнительно проанализировав вещевые находки, исследователь пришел к заключе- нию об основании поселения в Шелигах в самом начале VII в. 254 В округе городища выявлен комплекс селищ.

До конца VIII в. на территории суковско-дзедзицкой культуры быто- вал погребальный обряд, плохо фиксируемый археологически,— остатки кремации умерших, собранные с погребальных костров, разбрасывались в определенных местах (могильниках) прямо на поверхности. Один из таких могильников с поверхностным слоем, состоящим из остатков тру- посожжений, был выявлен в Ябеле в округе Нейбранденбург 255 .

  • Losinski W . Pocza ^ tki wczesnoSredniowiecznego osadnictwa grodowego w dorzeczu dolnej Parse ^ ty ( VII — X / XI w .). Wroclaw; Warszawa; Krak6w; Gdansk, 1972; Idem. Osadnictwo plemienne Pomorza (VI—X w.). Wroclaw; Warszawa; Krak6w; Gdansk, 1982.
  • Szymanski W. Szeligi pod Plockiem na poczzjtku wczesnego Sredniowiecza. Zesp61 osadniczy z VI—VII w. Wroclaw, 1967; Idem. Pr6ba weryfikacji datowania zespolu osadniczego ze starszych fez wczesnego Sredniowiecza w Szeligach, woj. Plockie // Archeologia Polski. Т . XXXII. Wroclaw, 1987. S. 107—134.
  • Warnke D. Bestattungssitten der slawischen Bevolkerung in Norden der DDR // Zeit- schrift fur Archaologie. Berlin , 1982. № 2. S . 195.

Областью становления суковско-дзедзицкой культуры были земли среднего течения Одера с бассейном Варты, прежде входившие в пшеворский ареал. Пшеворские поселения здесь функционировали до сере- дины V в. Только в этом регионе зафиксированы наиболее ранние суков- ско-дзедзицкие памятники, нижние отложения которых могут быть отне- сены к V — началу VI в. Таковы поселения Бониково, Радзеюв Куявский, Осечница, Новы Дворек, Боровой Млын, Полупин и др. В Бониково при раскопках найдены фибула с подвязанной ножкой, датируемая III —IV вв., и шпора VI в., позволившие определить нижние суковско-дзедзицкие на- пластования поселения V—VI вв. 256 На поселении Радзеюв Куявский об- наружена скандинавская фибула с прямоугольной головкой, датируемая V—VI вв. На городище Бискупин найдена пряжка V в. Начало посе- лений в Жуковицах М. Качковский склонен определять второй половиной V в. или рубежом V и VI вв. 259 К ранней фазе славянских памятников рассматриваемого облика относятся также поселения Язув, Брущево, Но- вины и Хвалкув. Все они локализуются в ареале пшеворской культуры.

В пользу датировки первых поселений суковско-дзедзицкой культуры пшеворского ареала второй половиной V — началом VI в. говорит и то, что многие формы ранней глиняной посуды, встреченной при раскопках их, имеют прототипы в керамике римского времени. Анализируя мате- риалы поселений окрестностей Глогува, М. Качковский выделил две груп- пы глиняной посуды, которые обнаруживают бесспорные связи с мест- нои позднеримскои керамикой . На связи раннесредневекового кера- мического материала рассматриваемого региона с позднеримским обра- щал внимание и Э. Домбровский. В Боникове, Осечнице и Шелигах встречены горшкообразные сосуды с высоким прямым горлом, слегка отогнутым венчиком и раздутым туловом, которые имеют прямые аналогии в керамике позднепшеворских памятников .

В VIII—IX вв. суковско-дзедзицкая посуда в рассматриваемом регио- не постепенно вытесняется гончарной керамикой.

Из ареала становления суковско-дзедзицкой культуры славяне уже в VI в. начали активно осваивать западные районы Польского Поморья и междуречья нижних течений Одера и Эльбы. В северной Польше к VI столетию относятся нижние напластования исследованных раскопками селищ Дзедзицы, Дерчево и Дембчино

256 Holowinska Z . Wczesnosredniowieczne grodzisko w Bonikowie . Poznan, 1956. S. 37, 70—78; Godhwski K. Die Frage der slawischen Einwanderung ins ostliche Mitteleuropa // Zeitschrift fur Ostforschung. Bd. XXVIII. 1979. S. 423—425.

  • 257 Gabalowna L., Nowakowski A. Wczesnosredniowieczna osada na stanowisku 5 w Radziejo- wie // Prace i materialy Muzeum w Lodzi. Seria archeologiczna. Т . II. Lodz, 1964. S. 233.
  • 258 Kaczkowski M. Charakterystyka osadnictwa wczesnosredniowiecznego w rejonie Glo- g6wa od polowy V do polowy XI wieku w swietle zrodel archeologicznych // Zielonogorskie zeszyty muzealne. Т . II. Zielona Gora, 1971. S. 5—37.
  • 259 Gr6d praslowianski w Biskupnie w pow. Zninskim. Poznan, 1938. Tabl. LVIII.
  • 260 Kaczkowski M. Pr6ba chronologicznej klasyfikacji ceramiki z VI i VII wieku w okolicach Glog6wa// Zielonogorskie zeszyty muzealne. Т . V. Zielona Gora, 1975. S. 43—72.
  • 261 Dqbrowski E. Rozwoj zasiedlenia w okolicach Krosna Odrzanskiego od p6znego okresu latenskiego po wczesne sredniowiecze // Slavia Antiqua. Т . XVII. Warszawa; Poznan, 1970. S. 146—158; Idem. Dotychczasowe wyniki badan archeologicznych w

В землях западнее Одера первые славяне появляются начиная с сере- дины VI в., а массовое заселение их относится ко второй половине VI — началу VII в. Низовья Эльбы и смежные приморские области были ос- воены славянами на рубеже VI и VI вв.

  • Osiecznicy i Bialogorze , pow . Krosno Odrzanskiego na tie niekt 6 rych zagadnien z pogranicza p 6 znego okresu rzymskiego i pocza _ tk 6 w wczesnego § redniowiecza // Zielonogorskie zeszyty muzealne . Т . III. Zielona Gora, 1971. S. 39—82.
  • 262 Porzezinski A. Z badan nad problematyka.... S. 115—144; Kohler R. Fruhe slawische Siedlungen in Pommern unter besonderer Berucksichtigung der neuen Grabungen in Dziedzice/Deetz // Offa. XXXVII. Neumunster, 1980. S. 177—183.
  • 263 LangeE. Ergebnisse pollenanalytischer Untersuchungen zu den Ausgrabungen in Waltersdorf und Berlin-Marzahn // Zeitschrift fur Archaologie. Bd. XIV. Berlin, 1980. S. 243—248.
  • 264 г Seyer H. Germanische und slawische Brunnenfunde in der Siedlung von Berlin- Marzahn//Zeitschrift fur Archaologie. Bd. XIV. Berlin, 1980. S. 225—241.
  • 265 Struwe K.-W. Ausgrabung Oldenburg // Sonderforschungsbereich 17. Skandinavien- und Ostseeraumforschung. Kiel, 1981. S. 75—80. См . также : Herrmann J. Germanen und

Продвигаясь на северо-запад, славяне кое-где встретились с остатками германского населения. На основании множества пыльцевых анализов, взятых на ряде поселений региона Хавеля — Шпрее, в которых встрече- на и славянская, и германская керамика, немецкие исследователи конста- тировали непрерывность использования пахотных полей от римского вре- мени до раннесредневекового 263 . В Берлине-Марцан на поселении суков- ско-дзедзицкой культуры раскопками открыт колодец, выстроенный мест- ными германцами, который славяне застали действующим и, немного об- новив, стали им пользоваться 264 . Подобная ситуация наблюдается и на ост- рове Рюген. Из 40 пыльцевых анализов, взятых на раннеславянеких посе- лениях, половина показала континуитет земледельческой деятельности и, следовательно, несомненную встречу славянских переселенцев с местными германцами. Об этом же говорит и этноним славян Рюгена — раны (руя- не, рушане, руги), который восходит к германским ругиям, упоминаемым еще Тацитом. Контакты славян с германцами фиксируются археологиче- ски и в Вагрии, в частности, по материалам Ольденбурга и Бозау .

Эти наблюдения относятся преимущественно к памятникам, располо- женным на возвышенных участках. Результаты же пыльцевых анализов, полученных с поселений, расположенных в низинных местностях между- речья нижних течений Эльбы и Одера, достоверно свидетельствуют, что эти обширные области, плотно заселенные в позднеримское время гер- манским населением, были полностью оставлены в период переселения народов и в V—VI вв. заросли лесами. Славяне, осваивавшие эти земли, вынуждены были расчищать участки для пахотных угодий. Расселялись славяне здесь небольшими группами, их ранние поселения имели малые размеры. На первых порах большая роль в хозяйствовании в таких мест- ностях принадлежала подсечно-огневому земледелию.

В ареале суковско-дзедзицкой культуры исторические источники фик- сируют несколько племенных образований.

В междуречье средних течений Одера и Варты локализуются поля- не — одно из крупных племен лехитской группы славян. Этимология его прозрачна — от слова «поле». Баварский географ не упоминает полян, но ему были известны глопеане — большое племенное формирование, вклю- чавшее «400 градов». По всей вероятности, оно тождественно полянам, в составе которых были более мелкие племена-новообразования — гопля- не (название происходит от озера Гопло в Куявии), ленцицане (округа Ленчицы) и серадзане (округа Сарадза). Соседями полян на юго-западе были дедошане.

Каких-либо заметных различий между полянами и дедошанами в ар- хеологических материалах не наблюдается. Области их расселения, как и других племен на территории Польши, реконструируются на основе кар- ты древней залесенносги. Раннесредневековые племена осваивали окультуренные земли, рубежами между ними были лесные пространства .

  • Slawen in Mitteleuropa. Zur Neugestaltung der ethnischen Verhaltnisse zu Beginn des Mittelalters. Berlin, 1984.
  • 266 Leciejewicz L. Slowianszczyzna zachodnia. Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk, 1976. S. 53—69; Idem. Slowianie zachodni. Z dziej6w tworzenia sie. sredniowiecznej Europy. Wroclaw; Warszawa; Krak6w; Gdansk; L6dz, 1989. S. 52—66.
  • 267 Hordk В ., Travnieek D. Descriptio civitatum ad septentrionalem plagam Danubii // Rozpravy 6eskoslovenskej Akademii ved. T . 66—2. Praha , 1956. P . 3; Fritze W . Probleme der abodritischen Stammes - und Reichsverfassung und ihrer Entwicklung vom Stammes - staat zum Herrschaftsstaat // Siedlung und Verfassung der Slawen zwischen Elbe , Saale und Oder . Giessen , I960. S . 141.

Довольно крупным племенным лехитским образованием были обод- риты. Впервые они упоминаются во «Франкских анналах» под 789 годом. Источник говорит о них как об особой этнической и политической общности славян . В ее состав входило несколько племен: собственно ободриты, давшие имя всей общности, варны, полабы, вагры, древане и линяне.

Племя ободритов локализуется по побережью Балтийского моря от Любекского залива до Ратиборского озера, между реками Травной и Вар- ной. Многие исследователи полагают, что название племени образовано от р. Одер, то есть ободриты — «жители по берегам Одера» 268 . Если это действительно так, то этноним восходит еще к той поре, когда предки раннесредневековых ободритов в пшеворское время проживали где-то по Одеру. Согласно Л. Нидерле, этноним ободриты имеет патронимиче- ское начало — потомки предводителя Ободра 269 .

Во «Франкских анналах» упоминаются еще ободриты, проживавшие в начале IX в. где-то на среднем Дунае. В этой связи высказывается гипо- теза о локализации ранних ободритов в среднем течении Одера, откуда большая их часть переместилась в Мекленбург и Голштейн, а меньшая мигрировала на юг, осев на Дунае по соседству с болгарами . О. Н. Тру- бачев, прежде разделявший эту точку зрения, недавно высказал иную этимологию. Он полагает, что этноним ободриты образован от славян- ского глагола *оЬ(ъ)с!егй/*оЬ(ъ^ьгаи 'ободрать, ограбить', в пользу чего свидетельствуют «Франкские анналы» — «ободриты, которые на языке народа называются грабителями»

Основные вопросы изучения древностей ободритов поставлены в работе: Leciejewicz L . G 16 wne problemy dziejow obodrzyckich // Slowianszczyzna Polabska mi ^ dzy Niemcami а РоЬЦ. Poznan, 1981. S. 167—182).

  • 268 Lehr-Splawinski T. Poprawy i szkice z dziejow kultury Slowian. Warszawa, 1954. S. 99; Rudnicki M. Nazwy Slowian polabskich i hizyckich u Geografa Bawarskiego // Opuscula Casimira Tymieniecki septusgenario dedicata. Poznan , 1959. S . 253; Трубачев О. H . Ранние славянские этнонимы — свидетели миграции славян // Вопросы языкознания. 1974. № 6. С. 56; Moszynski L . Z zagadnien slowotw 6 rstwa praslowianskich nazw piemiennych // Etnogeneza i topogeneza Slowian . Warszawa; Poznan, 1980. S. 65—69. 269 NiederleL. Slovanske starozitnosti. Т . III. Praha, 1919. S. 126.
  • 270 О различных мнениях относительно локализации ободритов Подунавья и их происхождении см.: NovakovU R . Balticrki sloveni u Beogradu i Serbiji . Beograd , 1985. S . 96—135.
  • 271 Трубачев О. H . Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические ис- следования. М., 1991. С. 129—130.

Рядом с ободритами по р. Варне проживали варны, их центром пред- положительно был Пархим. В Восточном Голштейне между Балтийским морем и р. Травной обитали вагры, главным центром которых был Стар- гард (ныне Ольденбург). Южнее, по правому берегу Эльбы (Лабы) жили полабы, а выше по течению этой реки—линяне. Центром полабов был Рацисбург (по-видимому, славянский Ратибор). Левобережную часть По- эльбья заселяли древане. В археологических материалах заметных раз- личий между ободритскими племенами не проявляется. Судя по их этно- нимам, это были новообразования с несложившимися этнографическими элементами. Однако, как свидетельствует Гельмольд, каждое из ободрит- ских племен имело свои обычаи и свои религиозные культы — у полабов главным языческим божеством была Жива или Сива, у вагров — Прове, у собственно ободритов — Радогошт или Редегаст 272 . Местами совершения языческих культов были священные рощи. Описывая одну из них, где главным богом был Прове, Гельмольд отмечает, что это место было «свя- тыней всей земли» вагров, где каждый второй день недели собирался весь народ во главе с князем и жрецом . При раскопках поселений Вагрии были обнаружены деревянные изображения языческих богов .

  • 272 Helmoldi Presbytori Bozoviensis Chronica Slavorum // Ausgewahlte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters. Bd. XIX. Berlin, 1963. I, 83; towmianski H. Religia slowian i jej upadek. Warszawa, 1979. S. 175. Helmoldi Presbytiri Bozoviensis... I, 83.
  • 274 Struwe K. Ziel und Ergebnisse von Untersuchungen auf drei slawischen Burgwailen Ostholsteins//Ausgrabungen in Deutschland. Bd . III . Meinz , 1975. S . Ill —112.
  • 275 Становление государства у ободритов обычно датируется первой половиной или серединой X в. (Ловмяньский Г. Происхождение славянских государств // Вопро- сы истории. 1977. №12. С. 193). О формировании ободритской народности см.: Саливон А. Н. Самосознание ободритов (к вопросу об образовании ободритской раннефео- дальной народности) // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981. С. 130—151.

В письменных источниках зафиксированы имена князей ободритского племенного союза. Первым значится князь Вилчан, затем на протяжении 40 лет это политическое образование возглавляли Дражко, Славомир и Чедраг. Упоминаются также князья малых племен, входивших в обод- ритский союз. В последней четверти VIII в. ободриты были союзниками короля франков Карла (позднее — император Карл Великий) при поко- рении саксов. Одновременно, отстаивая свои земли, ободриты вели вой- ны с датчанами и велетами. В 30—40-х гг. IX в. восточнофранкский ко- роль Людовик Немецкий одержал победу над ободритами и ликвидиро- вал их племенной союз. Однако в середине IX в. при некотором ослабле- нии Восточнофранкского государства ободриты восстановили племенной союз, просуществовавший до 20—30-х гг. X в. По-видимому, это племен- ное образование постепенно трансформировалось в государственное, па- раллельно началось формирование ободритской народности 275 . Этот процесс был прерван немецкой экспансией. В середине X в. князь Готшалк (1043—1066 гг.) предпринял попытки воссоздания ободритской государ- ственности, но они были неудачные 276 . Утратив политическую самостоя- тельность, ободриты оказались под властью немецких князей и еписко- пов. Принятие ободритами католической религии и массовая колониза- ция их земель немцами привели к постепенной ассимиляции большей части славянского населения.

На территории ободритов известно несколько более или менее круп- ных градов, которые на первых порах были центрами политической вла- сти, но постепенно трансформировались в ремесленно-торговые пункты, охотно посещаемые иноземными купцами. Наиболее крупными среди них являются административные центры вагров и ободритов (малого племени) — Старгард и Велиград. Последний именовался датчанами Ре- риком. В 808 г., как свидетельствуют «Франкские анналы», он был со- жжен датчанами, и купцы были переселены в Хайтхабу — в земли, под- властные датскому королю. Вскоре Велиград был отстроен славянами за- ново, и в нем разместился князь ободритов.

  • 276 Короток В. Д. Государство Готшалка// Славянский сборник. М., 1947. С . 336—355. Donat P. Die Mecklenburg — eine Hauptburg der Obodriten. Berlin, 1984.

Недалеко от Висмара находится крупное городище, именуемое Мек- ленбургским, которое отождествляется с Велиградом — резиденцией князей ободритского племенного союза, а в более позднее время — мек- ленбургских князей 277 . Городище устроено на всхолмлении, имеет оваль- ные очертания размером 180 х 140 м и по периметру обнесено валом вы- сотой до 8,6 м. Нижний горизонт культурного слоя, в котором доминиру- ет суковско-дзедзицкая керамика, датирован на основании материалов раскопок 620—680 гг. Изучение валов выявило 7 строительных перио- дов. Древнейший вал с внутренними деревянными конструкциями имел высоту до 7 м и ширину основания 12,75 м. Его возведение автор раско- пок П. Донат определяет первой четвертью VII в., разрушен был в 680 г. (дендрологическая дата). В последующие столетия Велиград — Меклен- бург стал крупным ремесленно-торговым поселением раннего средневе- ковья и играл заметную роль в истории региона до XIII в. В его округе археологами открыты синхронные земледельческие поселения и могиль- ники.

 

  • 278 Gabriel I. Starigard/Oldenburg: Hauptburg der Slawen in Wagrien. I . Stratigraphie und Chronoiogie . Neumunster , 1984. S . 75—89, 213—214.

Довольно хорошо изучен археологами и Старгард — Ольденбург Суковско-дзедзицкая керамика в ободритском ареале доживает до IX в., но в слоях этого столетия составляет уже сравнительно небольшой процент. Уже на рубеже VII и VIII вв. получает хождение керамика менкендорфского типа, изготавливавшаяся на гончарном круге 279 . Это была продукция ремесленного производства, и она распространялась, постепен- но вытесняя лепную посуду, независимо от племенных и иных рубежей.

  • Schuldt Е . Die slawische Keramik in Mecklenburg. Berlin, 1956; Idem. Slawische Topferei in Mecklenburg. Berlin , 1964.

Область между регионом ободритов и нижним течением Одера при- надлежала велетам-лютичам. Этноним велеты связан со славянским vel - 4 великий': в украинском языке ведет, в русском волот 'великан, богатырь'. Их начало восходит к расселению на этой территории славян — носителей суковско-дзедзицких древностей. На рубеже VI и VII вв. здесь появляются новые группы славянского населения с иными культурными тра- дициями. Славяне-первопоселенцы в значительной массе не покинули мест своего проживания, лишь кое-где они вынуждены были оставить свои селения. Культура славян второй волны миграции названа фельд- бергской по одному из раскопанных городищ в Фельдберге в округе Нейбранденбург. Основным ареалом этой культуры стала область запад- нее нижнего течения Одера между побережьем Балтийского моря и по- речьем Хавель—Шпрее (рис. 67).

На первых порах племена фельдбергской культуры заметно отлича- лись от славян, поселившихся здесь ранее. Пришлое население прожива- ло на сравнительно крупных укрепленных поселениях, состоящих из не- скольких десятков дворохозяйств. В одном таком граде проживало от 600 до 1000 человек. В этой связи нужно полагать, что перемещение фельд- бергского населения осуществлялось большими, сплоченными коллекти- вами. Фельдбергская керамика изготавливалась на гончарном круге, она хорошо обожжена и богато орнаментирована (рис. 68). Это преимущест- венно горшкообразные сосуды, невысокие, широкогорлые, с выпуклыми боками и суженной нижней частью. Они украшались многорядной вол- ной или горизонтальными линиями, встречаются также штампованные узоры и налепные валики. Жилищами фельдбергского населения были наземные срубные дома. Погребальные памятники пока не выявлены.

Во время расселения носителей фельдбергской культуры зафиксиро- ваны случаи разрушения суковско-дзедзицких селений. Но вскоре между славянами первой и второй волн миграции установились мирные отно- шения, но скоро они перемешались не только территориально, но и фи- зически, в итоге образовалось единое племенное сообщество. Фельдберг- ская керамика постепенно вытеснила прежнюю, изготавливавшуюся без гончарного круга .

Согласно изысканиям Й. Геррманна, фельдбергская керамика восходит к распространенной на территории Силезии глиняной посуде позднерим- ского времени и периода переселения народов. Среди последней имеет- ся много сосудов, которые по своим формам и орнаментации близки к

В археологической литературе высказаны и иные мнения о фельдбергской культуре. Так, Э. Шульдт полагал, что фельдбергская керамика эволюционировала из суковско-дзедзицкой ( Schuldt Е. Die slawische Keramik ... S . 75—89, 213—214). О по- следних изысканиях см.: Brother S . Feldberg Keramik und fruhe Slawen . Studien zur nordwestslawischen Keramik der Karolingerzeit . Bonn , 1996.

фельдбергским и могли стать их прототипами 281 . В начале средневековой поры в славянской среде имелось немало «кочующих» ремесленников, со- хранивших позднеримские производственные традиции. Группа таких гончаров-ремесленников и могла положить начало фельдбергской кера- мике. Они со своими семьями и родственными группами и расселились среди суковско-дзедзицкого населения в землях севернее Хавель—Шпрее.

Основной ареал фельдбергской культуры соответствует области, кото- рая, согласно историческим данным, принадлежала велетам. Они и были носителями этих древностей. Й. Геррманн утверждал, что фельдбергская керамика — это «типичное произведение велетских племен» . эта посу- да бытовала до IX в., когда появляется менкендорфская керамика, кото- рая постепенно вытесняет прежнюю. В регионе Хавель-Шпрее выраба- тывается своеобразный тип посуды, занимающий как бы промежуточное место между фельдбергской и менкендорфской керамикой. Некоторые исследователи рассматривают ее как вариант менкендорфской посуды, а

  • К. Гребе назвал ее псевдофельдбергской .
  • Herrmann J. Siedlung, Wirtschaft und gesellschafdiche Verhaltnisse der slawischen Stamme zwischen Oder/Neisse und Elbe. Berlin, 70-—73. 282 Там же . С . 49.
  • 283 Grebe К . Zur fruhslawischen Besiedlung des Havelgebietes // Veroffentlichungen des Museums fur Ur- und Fruhgeschichte Potsdam. Bd . 10. Berlin , 1976. S . 7—54.

В состав велетов входили хижане (кессины), черезпеняне (цирципа- ны), толлензы (доленцы), укряне, стодоране и редари (ротари). Князь по- следних одновременно возглавлял все племенное сообщество велетов. Локализуются редари в окрестностях Редегоста (Ретры), где находился языческий храм Сварожича Радогоста, упоминаемый в трудах Адама Бре- менского и Гельмольда. Ретра была разгромлена немцами в 1127 г. Ар- хеологически она не изучена, предполагается лишь, что находилась близ нынешнего Нейбранденбурга. Черезпеняне обитали за рекой Пеене (Пе- на) и названы от этого гидронима. Между черезпенянами и варнами жи- ли хижане (от славянского хыжь — хижина). Округа озера Толлензее бы- ла местом обитания толленцев, укряне заселяли область по р. Укры. Са- мым южным велетским племенем были стодоране, имевшие второе имя — говоляне от названия р. Хавель, по берегам которой они прожи- вали. Кроме того, источники называют ряд мелких племен, обитавших в ареале фельдбергской культуры,— моричан, брижан, шпреян, семчичан, плонян и др. Все это, как видно из этнонимов, были новообразования, каких-либо различий в археологических материалах между ними не об- наруживается.

Согласно «Франкским анналам», велеты с самого появления находи- лись в конфронтации с ободритами. Под 808 г. сообщается об их «давниш- ней вражде с ободритами». В последней четверти VIII в. велеты (франки именовали их вильцами) подчинялись Карлу Великому, а в начале IX в. наметилась тенденция усиления власти велетского князя.

Источники характеризуют велетов как самый воинственный славян- ский народец. Они вели упорную и ожесточенную борьбу против немец- кого господства и насаждения христианства. Особенно сильный характер она приобрела в X в. , при этом этот племенной союз стал именоваться лютичами. Трудно сказать, чем обусловлена смена этнонима. Племенное имя лютичи ассоциируется со славянским ljut - в значении «лютый, жесто- кий, свирепый, сильный». Л. Нидерле считал, что этот этноним произве- ден от имени родоначальника или предводителя племени Люта.

Около рубежа IX—X вв. из велетского союза отделились стодоране. В 929 г. они оказались в числе первых жертв немецкой экспансии. Велеты же упорно отстаивали свою независимость и в 50-х гг. X в. объединились с ободритами. Борьба шла с переменным успехом. После кратковремен- ного установления господства немецких феодалов и духовенства в 983 г. лютичи подняли восстание и повели за собой ободритов. В течение не- скольких недель они освободили свою территорию и восстановили преж- ний племенной строй. В Ретре стало собираться «народное собрание», ре- шавшее основные вопросы племенного союза. Широкое развитие полу- чил языческий культ. Главная святыня в Ретре стала одновременно сбор- ным пунктом для боевых походов . Роскошные языческие святилища, как сообщают хронисты, возникли и в центрах племен, входивших в лю- тичский союз. Организация языческого культа стала средством сохране- ния независимости и политической самостоятельности. Создание цен- трального святилища можно рассматривать как показатель начального этапа становления этноса и государственности.

Во второй половине XI в. лютичский племенной союз не выдержал мощного напора немецкого и датского феодальных государств. Славян- ское население рассматриваемого региона оказалось подчиненным свет- ской и духовной жизни Запада. В условиях последовавшей затем немец- кой колонизации велетские славяне были постепенно ассимилированы.

  • Bulin Н . Nemecky pfinos k dejinam polabskych slovanu // Vsnik a pocatky slovanu. Dil. II. Praha, 1958. S. 5.
  • Herrmann J. Feldberg, Rethra und das Problem der wilzischen Hohenburgen // Slavia Antiqua. Т. XVI . Warszawa ; Poznan , 1970. S . 33—69.

Невозможно сказать, были ли руяне острова Рюгена частью велетского союза племен или, как считал, в частности, Л. Нидерле, составляли от- дельную группу балтийских славян. Первыми славянскими поселенцами на острове были носители суковско-дзедзицких древностей. Фельдберг- ская керамика распространилась здесь относительно поздно, только в VIII в. В IX в. на острове уже безраздельно господствовала фрезендорф- ская посуда. Ее характерными формами являются широкогорлые выпук- лобокие горшки с орнаментальными поясами из валиков с нарезными узорами или из волнистых линий. Основным регионом этой керамики был Рюген, поэтому немецкие археологи рассматривают ее как этногра- фический элемент ранов. В небольшом количестве такая посуда встречается еще в прибрежных местностях Фестландии

В земле руян, в Арконе, находилось знаменитое языческое святили- ще Святовита, функционировавшее в XI—XII вв. и известное по описа- нию датского хрониста Саксона Грамматика. Аркона была одним из крупных укрепленных поселений, культовым и административным цен- тром руян. В 1168 г. датчане разрушили ее, и руяне были подчинены их владычеству.

  • Donat P. Zur zeitlichen und regionalen Gliederung der altslawischen Keramik zwischen Oder und Elbe/Saale // Studia nad etnogenezz* slowian i kultury Europy WczesnoSredniowiecznej. Т . I. Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk; L6dz\ 1987. S. 245— 247. Abb. 4, 5.
  • 287 Herrmann J. Arkona auf Rugen. Tempelburg und poliusches Zentrum des Ranen vom 9. bis 12. Jh. Ergebnisse der archaologischen Ausgrabungen 1963—1971. // Zeitschrift fur Archaologie. Bd. 8. Berlin, 1974. S . 177—209.

Арконское городище расположено на мысу, возвышающемся над вода- ми Балтики на 70 м. Его подтреугольная площадка длиной до 300 м и шириной около 400 м с напольной стороны в X—XI вв. была защищена валом и рвом. Поселение, как показали раскопочные работы, основано в VIII—IX вв. и первоначально имело значительно меньшую площадь. Языческий храм Святовита стоял в срединной части святилища, на мысе, ныне разрушенном морскими прибоями. Удалось изучить лишь часть рва, ограждавшего культовое место. Анализы костных остатков, собран- ных при раскопках сохранившейся части святилища, показали, что в жертву руяне приносили в основном молодых животных — крупный ро- гатый скот, овец, коз и свиней. Около городища и внутри его во время языческих празднеств совершались торговые операции, о чем говорят на- ходки вещей, привезенных из Скандинавии и стран Западной Европы 287 .

Появление фельдбергской керамики в землях западнее Одера оказало заметное воздействие на культурное развитие Польского Поморья. Су- ковско-дзедзицкая посуда здесь безраздельно господствовала в VI — на- чале VII в. На следующей стадии (VII — начало VIII в.) получает распро- странение сначала глиняная посуда, подправленная на гончарном круге, а затем и собственно гончарная керамика. При этом появляются формы сосудов, эволюционно не связанных с местной посудой.

Ранняя глиняная посуда, подправленная на круге, получила название голанчской . Она довольно многообразна и включает горшки баночной и яйцевидной форм, близкие к биконическим, невысокие, но широкие сосуды, приближающиеся к мискам. Большинство сосудов не орнаменти- ровалось. Голанчский тип сменяется кендзинским, в составе которого ха- рактерными являются вазообразные сосуды, нередко орнаментирован- ные. Время бытования голанчской и кендзинской керамики определяет- ся VII — первой половиной VIII в.

Эта глиняная посуда по показателям сопоставима с фельдбергской. Нужно полагать, что распространение голанчской и кендзинской посуды в Польском Поморье было результатом инфильтрации носителей фельд- бергской культуры в эти земли.

Дальнейшее развитие керамики этого региона происходило независи- мо от соседних земель. Во второй половине VIII — первой половине IX в. продолжала бытовать голанчская и кендзинская посуда, но вместе с ней получает хождение керамика бардыского и волинского типов, а в конце этого периода и керамика щецинского типа.

Последняя стала характерной для западнопоморской области, наи- большее распространение ее приходится на период от середины IX до 70-х гг. X в. Щецинская керамика богата по ассортименту, наиболее ходо- выми были горшки, близкие к цилиндроконической и биконической формам. Почти вся посуда орнаментировалась узорами из линий, про- черченных вертикально, горизонтально или крестообразно. Встречаются также орнаменты из волнистых линий и палочные вдавления. На смену щецинской посуде в конце X в. приходит керамика швелюбского типа.

Области Польского Поморья принадлежали поморянам. Нужно пола- гать, что это было новообразование: так стали именоваться славяне — но- сители суковско-дзедзицкой культуры, расселившиеся в приморских зем- лях. Миграция осуществлялась вниз по поречью Одера, и первой оказалась освоенной славянами западная часть Поморья. Затем они продвину- лись на восток и стали соседями пруссов. На юге территория поморян ог- раничивалась обширным непроходимым девственным лесом. Среди по- морян выделяется несколько мелких племенных образований. Бавар- ский географ называет волинян (велюнзан) и приссан (выжичан). Первые локализуются в окрестностях Волина, вторые — на правобережье Одера, выше по течению. В более восточных землях Польского Поморья прожи- вали два племени — кашубы, занимавшие область от устья Вислы до Жар- новского озера, и словинцы, локализуемые в округе Лебского озера. Ретро- спективный анализ средневековых исторических материалов позволил Г. Ловмяньскому высказать предположение о существовании в IX в. предгосударственного образования — «поморского племенного союза» Фельдбергская керамика в небольшом количестве поступала и в ареал ободритов 290 .

  • Losinski W . Pocz ^ tki wczesnosredniowiecznego osadnictwa grodowego w dorzeczu dolnej Pars ^ ty ( VII — X / XI w .). Wroclaw; Warszawa; Krak6w; Gdansk, 1972; Idem. Osadnictwo plemienne Pomorza (VI—X w.). Wroclaw ; Warszawa ; Krak 6 w ; Gdansk , 1982.

Духовная жизнь балтийских славян — большая, интереснейшая тема, нуждающаяся в специальном монографическом исследовании. Языческая религия в северо-западном регионе раннесредневекового славянства не только сопутствовала всем сторонам жизни и быта, но и играла огромную роль в длительной борьбе за независимость и стала идейной основой княжеской власти ободритских и велетских племен. В этом регионе сооружались культовые здания, которых не знали славяне других терри- торий.

  • Lowmianski Н . Pocz^tki Poiski. Z dziejow Slowian w I tysiacleciu п . е . Т . V. Warszawa, 1973. S. 411—414.
  • 290 Donat P. Zur zeidichen und regionalen Gliederung... S. 239—254. Schuldt E. Der altslawische Tempel von Gross Raden. Schwerin, 1976; Idem. Siedlung und Burg von Gross Raden. Schwerin, 1978; Idem. Gross Raden . Ein slawischer Tempelort des 9./10. Jh. In Mecklenburg. Berlin, 1985; Idem. Der eintausendjahrige Tempelort Gross Raden. Schwerin, 1990.

Храмы балтийских славян, выстроенные из дерева и великолепно оформ- ленные, до недавнего времени были известны по описаниям XI—XII вв. Теперь некоторые из них открыты и изучены археологами. Один из них исследован в Гросс Радене недалеко от г. Штернбергер в округе Швери- на. Здесь на полуострове озера Биннензее находится городище с высо- ким кольцевым валом и рядом поселение IX—X вв., где и открыто было культовое здание второй половины IX в. (рис. 69). Стены его сооружены из вертикально поставленных бревен, которые с наружной стороны были облицованы уплощенными брусьями. Последние сверху завершались схематически вырезанными изображениями голов. Над входом висел череп зубра — символ силы и благополучия. Длина храма 12,5 м, шири- на 7 м 291 .

Остатки подобной культовой постройки, несколько худшей сохранно- сти, раскопаны в Фельдберге.

Анализ этих храмов при учете данных исторического описания выяв- ляет ближайшие аналогии им в культовом строительстве кельтов. В этой связи достаточно обоснованной представляется мысль И. Геррманна о том, что культовые здания балтийских славян восходят к кельтским храмовым сооружениям . Их начало, по-видимому, относится к последним столетиям I тыс. до н. э., когда часть славян впитала в себя кельтский суб- страт. В земли балтийских славян кельтское наследие было перенесено, скорее всего, из Силезии носителями фельдбергских древностей.

  • 292 Herrmann J. Zu den kulturgeschichtlichen Wurzeln und zur historischen Rolle nord- westslawischer Tempel des fruhen Mittelalters // Slovenska archeologia. XXVI—1. Bratislava, 1978. S. 19—28.
  • Herrmann J. Ralswiek auf Rtigen — ein Handelplatz des 9. Jahrhunderts und die Fernhandelsbeziehungen im Ostseegebiet // Zeitschrift fur Archaologie. Bd. 12. Berlin, 1978. S. 163—180; Idem. Ralswiek — Seehandelsplatz, Hafen und Kultstate, Arbeitsstand 1983 // Ausgrabungen und Funde. Bd . 29. Berlin , 1984. S . 128—135.

В VIII—IX вв. в землях балтийских славян появляются первые прото- городские поселения. Одним из наиболее изученных является поселение Ральсвик на острове Рюген . Оно основано в VIII в., но его наибольший расцвет приходится на IX—X столетия. Находилось поселение на полуострове при Большом Ясмундском заливе и имело размер 360 х 70—100 м. Его застройку образовывала система дворов, состоящих из жилого дома, подсобных строений, мастерских и хозяйственных амбаров. Многие их таких усадеб имели собственные пристани с навесами, под которыми со- держались и могли ремонтироваться ладьи. Раскопками документирова- но 15—17 пристаней. Исследованы и сами судна, на которых соверша- лись морские перевозки. Это были ладьи длиной около 14 м и шириной 3,4 м. Осадка их — около 1 м, грузоподъемность — примерно 9 тонн. Пе- редвигались они с помощью парусов, весла имели подсобное назначение. В XI в. жизнь на поселении затухает.

Главную роль на Ральсвикском поселении играли купцы. Им принад- лежали усадьбы, где на хозяйственных дворах проживали моряки, ремес- ленники и подсобники. В усадьбах при раскопках зафиксированы остат- ки мастерских по изготовлению железных орудий труда, обработке дере- ва и изготовлению поделок из кости. В некоторых дворах, судя по следам обработки дерева и находкам железных заклепок, вероятно, строились ладьи. Жители поселения занимались также земледелием и скотоводст- вом, но их роль была подсобной.

Подобные торговые прибрежные фактории, осуществлявшие товарооб- мен путем морских перевозок между ближними и отдаленными местностя- ми, исследовались и в неславянских регионах Балтики — Хайтхабу на юге Ютландского полуострова, Хельге в Швеции, Каупанг в Норвегии 294 .

  • 294 Геррманн И. Роль прибрежных торговых факторий VIII—X вв. в развитии пле- менного общества, формировании государств и городов // Труды V Международного Конгресса славянской археологии. Т. I. Вып. 1. М., 1987. С. 32—46; Седов В. В. Ста- новление европейского раннесредневекового города // Становление европейского средневекового города. М ., 1989. С . 31—38.
  • 295 Filipowiak W. Wyspa Wolin w prahistorii i we wczesnym sredniowieczu // Z dziejow Ziemi Wolinskiej. Szczecin, 1973. S. 63—137; Idem. Die Kultproblematik in Wolin vom 9. bis zum 12. Jh. // Rapports du Hl-e Congres International d'Archeologie Slave. Т . I. Bra- tislava, 1979. S . 243—257.

В Польском Поморье интересным протогородом, переросшим в ран- несредневековый город, был Волин . В VIII — первой половине IX в. это было неукрепленное торгово-ремесленное поселение, основанное на острове при р. Дзивне,— центр волинян, входивших в племенное обра- зование поморян. Во второй половине IX в. были сооружены оборони- тельные валы, и поселение получило регулярную застройку. В X в. при граде разрастается неукрепленный посад, и в следующем столетии Волин становится одним из крупных славянских городов на Балтике, о чем свидетельствует Адам Бременский. Раскопками его изучены следы развитой ремесленной деятельности (костерезное дело, стеклоделие, обработка ян- таря и др.). Начиная с X в. Волин активно участвовал в балтийской тор- говле. Одновременно он был одним из культовых центров. При раскоп- ках обнаружена серия находок, характеризующих разные стороны сла- вянского язычества.

Основы градообразовательного процесса закладываются и на ободрит- ско-велетской территории. Наряду с городищами — резиденциями кня- зей и племенной знати — археологами выявлены поселения, в которых концентрировалась ремесленно-торговая деятельность. А. Грингмут-Дал- лмер на основе анализа таких памятников утверждал, что они, осуществ- ляя ремесленное дело, торговлю и власть, обладали зачаточными функ- циями раннесредневекового города. Города «немецкого права», возник- шие в XII—XIII вв. на территории между нижней Эльбой и Одером, отмечал исследователь, основывались нередко непосредственно на месте славянских протогородских селений или же около них .

В земле ободритов одним из таких поселений был Альт-Любек 297 . Его ядром стало городище с кольцевым валом и жилой площадкой размером около 100 х 75 м, находящееся в устье р. Траве. Около него располага- лась неукрепленная часть поселения с ремесленным производством. Во второй половине XI в. ободритский князь Генрих на противоположном берегу реки основал торг и рядом поселение, которое развивалось в дальнейшем как преимущественно купеческое. Оно и стало ядром скла- дывающегося города, в котором купцы вышли за рамки посадских лю- дей, образовав сообщество с собственным правом.

  • Грингмут-Даллмер А. Расселение славянских племен. Исторические предпосыл- ки возникновения города в Восточном Мекленбурге // Труды V Международного Конгресса славянской археологии. Т . I. Вып . 2 а . М ., 1987. С . 67—73.
  • 297 НйЪепег W. Alt Lubeck und die Anfange Lubecks — Uberlegungen der Archaologie zu den Anfangen ihres «stadtischen Wesens» // Neue Forschungen zu Geschichte der Hansestadt Lubeck. Lubeck , 1958. S . 7—25.

В самом конце VIII — начале IX в. в ряде мест суковско-дзедзицкого ареала появляются курганы, что обусловлено контактами славян со скан- динавами. Одним из ранних курганных могильников является Менцлин- ский — некрополь крупного торгового поселения VIII—IX вв. в Менцли- не на р. Пеене. Раскопки его показали, что наряду со славянами здесь проживали переселенцы из Скандинавии, а торговые контакты осущест- влялись со многими областями Балтики, в том числе с Фрисландией.

В курганах Менцлинского могильника отчетливо проявляется сканди- навский этнический показатель — умерших хоронили в сложенных из камней ладьевидных могилах под курганными насыпями. Скандинав- ские элементы обнаруживаются и в вещевых находках ряда погребений. Курганная обрядность очень скоро была воспринята местными славяна- ми, которые стали хоронить умерших в курганах, но, в отличие от скан- динавов, по обряду трупосожжения. Вместе с тем следует отметить, что этническая атрибуция большинства трупосожжений не поддается опре- делению, поскольку в Менцлине имела место метисация населения — во многих курганах проявляется переплетение славянских и скандинавских элементов

Аналогичная картина наблюдается и в других ранних курганных мо- гильниках. Первые захоронения в курганах обычно содержат или эле- менты скандинавской обрядности, или вещевые находки скандинавского происхождения.

Одним из интереснейших курганных могильников в землях балтий- ских славян является Ральсвикский на острове Рюген. В нем насчитыва- ется около 150 невысоких полусферических насыпей. Первые курганные захоронения датируются последними десятилетиями IX в., наиболее поздние — концом XII в. Курганы скандинавов (погребения в ладьях или вместе с ладьей) в некрополе единичны. Основная же масса курган- ных захоронений безынвентарна или содержит единичные бытовые ве- щи. Исследователи памятника вполне справедливо относят их к местно- му славянскому населению 299 . Основание других курганных могильников на Рюгене датируется лишь XI в.

Все ранние курганные некрополи в землях балтийских славян распо- ложены при торговых поселениях-факторях, в которых проживало раз- ноэтничное население. И достаточно очевидно, что курганная обряд- ность сюда была занесена норманнами, которую постепенно в течение IX—XI вв. восприняло местное население.

Население суковско-дзедзицкой культуры и его потомки, несмотря на широкое расселение и племенную дифференциацию, в течение длитель- ного времени осознавали свое единство, принадлежность к единой пле- менной общности. В первых веках II тыс. н. э. на всей территории, осво- енной ими, получили распространение однотипные украшения — височ- ные кольца поморского типа. Это полые кольца с дротовым завершением в виде латинской буквы S . Большинство их орнаментировано раститель- ными или геометрическими узорами. Изготавливались эти украшения из сплавов белых металлов, нередко из чистого серебра, а в Альт-Любеке найдено и золотое кольцо. Носили кольца по одному с каждой стороны головы, в районе висков, подвешивая к налобному венчику, головным уборам или вплетая в волосы.

Это были изделия ремесленного производства. Появились они на рубе- же X и XI вв., наибольшее распространение их приходится на XI—XII вв., в XIII в. эти украшения постепенно выходят из употребления (наиболее поздние находки относятся к XIV в.). 3. Буковский, посвятивший рас- сматриваемым украшениям небольшую книгу, полагал, что распростра- нялись они из ремесленных центров там, где находили спрос 300 . Ареал височных колец поморского типа соответствует территории расселения славян суковско-дзедзицкой группы, и нужно полагать, что эти украше- ния стали одним из этнографических элементов рассматриваемой груп- пы раннесредневекового славянства.

Суковско-дзедзицкую племенную общность можно связывать с лехит- ской диалектной группой праславянского языка, характеризуемой рядом фонетических особенностей, заметно выделяющих ее среди других праславянских диалектных групп . Говоры суковско-дзедзицкой группы славян в условиях дальнейшего исторического развития стали основой становления великопольского диалекта польского языка, кашубского языка в Поморье и полабского (или древяно-полабского) в бассейне ниж- ней Эльбы и смежных землях. О первых двух языках-диалектах речь пойдет ниже в связи с вопросом формирования польской народности. Полабский язык принадлежит к числу мертвых 302 . Носители его были онемечены. Остатки славян-полабцев зафиксированы в первой половине XVIII в. Это были сельские жители княжества Люнебург. Ныне полабский язык исследуется на основе записей и словариков, выполненных не- профессионалами, а также по данным топонимики и славянских заимст- вований в немецком языке. Лингвисты полагают, что этот язык имел рас- пространение на широкой территории вплоть до нижнего Одера. Обыч- но полабский язык подразделяется на древанскую, ободритскую и велет- скую диалектные группы, но надежных материалов для такого членения в распоряжении лингвистики нет. Археологические данные допускают мысль о том, что велетские говоры могли развиваться независимо от ободритских и эволюционировали в самостоятельный славянский язык (формирование его не было завершено), следы которого в материалах языкознания обнаружить не представляется возможным.

  • Bukowski Z. Puste kablaczki skroniowe typu pomorskiego. Szczecin , 1960.
  • 301 Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего сред- невековья. М., 1982. С. 227 и карта IV.
  • 302 Супрун А. Е. Полабский язык. Минск, 1987.

наверх страницынаверх страницы на верх страницы









Заказать работу

© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования