В библиотеке

Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920

Рекомендуем прочитать

Ирхин В.Ю., Кацнельсон М.И.Критерии истинности в научном исследовании
На чем основаны претензии науки на истинность ее утверждений? Удобно начать рассмотрение этого вопроса с расхожего мнения, что "наука основана на эксперименте". Это мнение действительно отражает одну из сторон науки (но только одну!), однако нуждается в расшифровке и подробных комментариях.

Полезный совет

Поиск в библиотеке можно осуществлять по слову (словосочетанию), имеющемуся в названии, тексте работы; по автору или по полному названию произведения.

Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 

АвторЛешкевич Т.Г.
НазваниеФилософия науки: традиции и новации
Год издания2001
РазделКниги
Рейтинг0.58 из 10.00
Zip архивскачать (597 Кб)
  Поиск по произведению

Раздел 4. Приглашение к переосмыслению соотношения науки и эзотеризма

Наука как идеология научной элиты должна быть лишена своего центрального места и уравнена с мифологией, религией и даже магией.
Пол Карл Фейерабенд

Тема 15. Изменившийся статус эзотерических знаний

Ограничение идеи гносеологической исключительности науки. — Анор­ мальное знание. — «Звезды не лгут». — Статус эзотерических зна­ ний. — Соотношение ззотериэма и науки. — Экзотерическое и эзоте­ рическое. — Противостояние спиритизма и оккультизма. — «Научный оккультизм». — Плюралистичность эзотеризма. — С точки зрения «понятийного» и «потаенного». — Основания сближения науки и эзо­ теризма. — Параллели между научным и девиантным знанием.

В конце XX в. в науке произошли существенные изменения и сложи­ лась парадоксальная ситуация. С одной стороны, многие паранаучные те­ ории допускали в свои сферы основополагающие идеи и принципы есте­ ствознания и демонстрировали свойственную науке четкость, систем­ ность и строгость. С другой — нарушение принятых и устоявшихся стан­ дартов в науке стало расцениваться как непременное условие и показа­ тель динамики научного знания. Отклонение от строгих норм и предписа­ ний научной рациональности становилось все более и более допустимым и приемлемым. Познание перестало отождествляться только с наукой, а знание — только с результатом сугубо научной деятельности. Ограниче­ ние идеи гносеологической исключительности науки вряд ли могло быть воспринято ученым миром с особым воодушевлением. Однако оно урав­ новешивалось многообразными возможностями расширения сферы на­ учного интереса. В объектное поле научных изысканий стали попадать яв­ ления исключительные, наука обернулась к формам познавательной де­ ятельности, которые ранее квалифицировались как «пограничные», не признанные в сферах официальной науки. Астрология, парапсихология и целый комплекс так называемых народных наук стали привлекать к себе внимание не с точки зрения их негативной оценки, что весьма банально, а с позиции их нетрадиционных подходов, методов, познавательных ориентации. Да и внутри самой науки все явственнее стали обнаруживать­ ся «девиантные» линии, т.е. отклоняющиеся от общепринятых норм и стандартов научного исследования. Возник даже новый термин; кроме широко употребляемых «паранаука» и «вненаучное знание», стало ис­ пользоваться понятие «анормальное» знание. Оно указывало на факт наличия знания, которое не соответствовало принятой парадигме. Анормальное знание всегда отторгалось. Однако факты из истории науки свидетельствуют о беспочвенности скоропалительного отторжения «су­ масшедших идей и гипотез». Например, идеи Н. Бора о принципе допол­ нительности считали «дикими и фантастичными», высказываясь о них так: «Если этот абсурд, который только что опубликовал Бор, верен, то можно вообще бросать карьеру физика, <...> выбросить всю физику на свалку и самим отправляться туда же» 1 . Процесс возникновения термоди­ намики сопровождался фразами типа: «Бред под видом науки». Такая за­ щитная реакция классической науки посвоему понятна, это своего рода иммунный барьер, который необходим для выживаемости любого орга­ низма. И каждая вновь возникшая идея проходит тщательную и строгую проверку на приживаемость.

Аналогом такого «анормального» знания может считаться и научный романтизм Гете, размышлявшего о протофеномене, этаком зримо яв­ ленном законе. Расшатать рамки строгой научной рациональности по­ могли и интуитивизм А. Пуанкаре, и теория неявного, личностного зна­ ния М. Полани, и методологический анархизм П. Фейерабенда. Посте­ пенно отношение к девиантным формам познавательной деятельности несколько Изменилось, они стали уживаться в ряду научных концепций, так как из их анализа методологи надеялись извлечь серьезные положи­ тельные результаты— некое методологическое приращение к традицио­ нализму.

Вместе с тем сама ситуация такой уживчивости, которая могла быть охарактеризована словами формулы терпимости: «Оставьте расти все вме­ сте, и то и другое до жатвы» — привела к релятивности научного позна­ ния. Расширение сферы методологических интересов послужило обосно­ванию равноправного гносеологического статуса таких ранее контрадик­ торных противоположностей, как астрономия и астрология, традицион­ ная и нетрадиционная медицина. И если согласно установкам XIX в. аст­рология считалась недостойной внимания лженаукой, то в XX в. критика подобных наукообразований осуществлялась более корректно. Так, Карл Поппер считал, что астрологию нельзя квалифицировать как науку, по­ тому что она не ориентируется на принцип фальсификации: астрология излишне подчеркивает положительные свидетельства и игнорирует контр­ примеры". Испокон веков астрология придерживается определенных по стулативных положений, что, впрочем, не так уж чуждо и науке.

Отсутствие фальсифицируемое™ в астрологии, как то утверждает Поп­ пер, опровергает Эдвард Джеймс. Он считает, что в ходе исторического развития содержание астрологии не оставалось неизменным и достаточ­но видное место занимала процедура фальсификации. Громкие сенсации по поводу несбывшихся гороскопов — что это если не своеобразное дей­ствие принципа фальсификации? Известная сентенция «Звезды не лгут» может быть истолкована как методологическое требование опытной про­верки астрологических построений, в том числе и как процедура фальси­фикации. Тогда понятно, что ошибаются астрологи, а звезды не лгут.

В другом, признающем астрологию, подходе выдвигались принятые с точки зрения традиционалистики аргументы, исходя из которых появле­ние астрологии было связано с потребностями общественной практики и материальными интересами: успешное проведение охоты, занятие зем­леделием и скотоводством. Все это безусловно подчинялось ритмам звез­дного неба. Ритмы звездных взаимодействий, их влияние на процессы на земле были общим импульсом развития как астрологии, так и астроно­мии. Астрология совершенствовала и свой математический аппарат, уточ­няла технику исчислений. А когда потребовалось освоить технику горос­копа, астрологи стали применять точнейшие тригонометрические вычис­ления. (Заметим, что в Риме астрологов называли математиками.)

Самое последнее обновление или подтверждение научного статуса ас­трологии связано с интересной концепцией Л. Гумилева, связывающей ритмы человеческой истории с ритмами космической активности в «ближ­ нем космосе». Подобные идеи содержатся и в теории А. Чижевского.

Помимо всех естественнонаучных доводов, астрология удовлетворяла и еще одну древнейшую человеческую потребность, самую сильную слабость человека— знать свою судьбу. Астрология облекала сам способ удовлетворе­ ния этой потребности в достаточно строгую научную форму, осуществляя сбор данных, проведение исчислений, формулировку соответствий. .

Разграничение (демаркация) науки и вненаучных форм знания всегда осуществлялось с привлечением критериев научности. Однако убеждение в необходимости четких, строгих и однозначных критериев научности бьшо свойственно науке XIX в. Затем начались разногласия по вопросу значи­мости тех или иных критериев науки. К середине 70х гг. нашего столетия позиция, провозглашающая возможность однозначного, раз и навсегда устанавливаемого критерия или меры идентификации подлинной науки, рассматривалась как анахронизм. Возникла точка зрения, согласно кото­рой понятие научности не следует связывать с какимлибо одним крите­ рием или набором критериев. Критерии носят либеральный характер, а гра­ ницы научности задаются социокультурными параметрами. Наука постоян­ но развивается, и формулировка критериев научности должна отвечать этой ситуации постоянного динамизма и изменчивости. Динамика разви­тия с неизбежностью разрушает классические каноны. Важно отметить, что осознание потери научных репрезентаций своего привилегированно­го места уравнивает науку в ее отношении к реальности с другими подхо­дами. Наука уже не та единственная и уникальная магистраль притока информации, а страдающая от своих недостатков, не всегда оснащенная самыми инновационными и модернизирующими приборами и приспо­соблениями кухня по получению и обработке информации.

В последнее время статус эзотерических знаний достаточно укрепился. Крайне негативное отношение к девиантному знанию (как к околонаучному, оккультизму — как к фарсовому перевертышу науки) сменилось толерантным. Оно подпитывается упованиями на то, что в конце концов наука научится объяснять кажущиеся ныне сверхъестественными явле­ ния и, в связи с найденным причинным объяснением, они перестанут быть таковыми. Произойдет развенчание сверхъестественного.

Соотношение эзотеризма и науки. Ключевой идеей для эзотеризма яв­ ляется существование двух реальностей, одна из которых имеет совершенный идеальный характер (что в терминах эзотерики означает существование на тонких уровнях), другая выражает стремление челове­ ка пройти путь совершенствования и изменить и себя, и космос. Отсюда два видимых вектора эзотеризма. Один указывает на идею сверхчеловека, человека с расширенным сознанием и выдающимися способностями. Дру­ гой — на идею преображения жизни, аналогично той, которая опредме чена холиазмической формулой «царствия Божьего на Земле».

Вот пример типичного эзотерического рассуждения. Популяризатор «Новой эры» Шерли Маилейн утверждает: «Самой важной из мыслей, полученных мною от космического разума, духовного просветления, яв­ ляется мысль, что Бог— это мы сами. Есть некая сфера реальности, бо­ лее значительная, чем постигнутая нами»''. Иногда это ведет к уходу от реальности, иногда к непоследовательному алогичному поведению, иногда к чрезмерной псевдоактивности, связанной с установкой на преобразо­ вание всего и вся.

И если рациональное научное знание, как правило, неэмоционально и безличностно объективно, то в эзотерической тради­ ции приобщение к тайному знанию невозможно без использования меха­ низмов эмоциональных переживаний, в частности без посылов, ориентированных на свет, добро и благость в мыслях, словах и поступках — в случае приобщения к белой магии, и на прямо противопо­ложные установки — в случае черной магии.

Эзотерические науки преследуют две основные цели: вопервых, познавательную, направленную на познание фактов, лежащих за пределами обычного опыта; вовторых, властную, или к и б е р цель, связанную с управлением процессами внешнего мира. Периодично­ сти, равной интенсивности смены теорий, доктрин и научных концеп­ ций, в эзотеризме не отыскать. Он динамичен изнутри, во многообразии нюансов и личностно окрашенных подходов. Однако весьма и весьма ста­ тичен по своей природе, так как опирается на древнейшее, положенное в качестве фундамента тайное герметическое учение, тайную мудрость древних.

Но если научное знание, начиная с Нового времени, всегда оказыва­ется в центре интеллектуальных притяжений, то положение эзотеризма в разные исторические эпохи неодинаковое. Он то оттесняется на перифе­рию, то продвигается на авансцену духовных изысканий.

Когда говорят о науке, то отмечают в первую очередь ее системность. Однако подобное же свойство можно обнаружить и в современных эзоте­ рических учениях. Многие исследователи уверены, что так называемое «лунное» знание представляет собой целую систему знаний, такую же сложную, как современная физика, чьи предположения иногда на стыке вероятного и невероятного.

Эзотерическое знание делится на четыре вида. Вопервых, это знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством определенных ри­ туалов и обрядов. Вовторых, знание каббалы, тентрического культа и часто колдовства. Втретьих, знание мистических сил, пребывающих в звуке (Эфир), в мантрах (напевах, заклинаниях, заговорах, зависящих от рит­ мов и мелодий). Другими словами — знание законов вибрации и магиче­ ское действие, основанное на знании типов энергий природы и их взаи­ модействия. Вчетвертых, это знание Души, истинной мудрости Востока, предполагающей изучение герметизма.

Можно встретиться с подразделением всех оккультных наук на экзо­ терические и эзотерические. Первые, экзотерические, изучают внешнюю форму явлений природы; вторые, эзотерические, исследуют внутреннюю сущность. Здесь достаточно очевидным аналогом служат существующие в науке эмпирический и теоретический методы исследования. Эмпириче­ ский уровень отражает и фиксирует объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их внешних, но явных связей. Теоретический уровень нацелен на постиже­ ние внутренней сущности процессов и явлений, скрытой от непосред­ ственного наблюдения.

Противостояние спиритизма и оккультизма. Согласно существующему взгляду теории, в которых признавалось вмешательство высших духовных существ, получили название спиритических. Спиритизм основывает ется на древнеегипетском веровании о существовании сверхъестествен­ного мира нематериальных духов. Сторонники спиритизма верят и в су­ ществование душ умерших. Связь с миром духов оказывается привилегией жрецов, способы этой связи составляют большую тайну. В настоящее вре­ мя человека, способного к спиритическим контактам, называют медиу­ мом. Спиритизм рассматривают в двух его ветвях: американской и евро­ пейской (прежде всего немецкой). Спириты объясняют свой успех тем, что спиритизм является протестом против естественнонаучного матери­ ализма, господствующего над мышлением. Спиритуалист верит в невиди­ мые таинственные миры, заполненные существами, истинная природа которых представляет неразгаданную загадку.

Теории, в которых истинной причиной происходящего принимались неизвестные природные силы, назывались оккультными. Под понятием «оккультизм» следует подразумевать общее название учений, при­ знающих существование сил, скрытых в человеке и космосе, но доступ­ных для понимая особо посвященных, т.е. людей, прошедших обряд по­ священии и получивших специальную биопсихоэнергетическую подготовку. В последнее время эти два родственных по истоку направления вступили в открытую борьбу. Для оккультных наук важным вопросом оказалась про­ блема поиска источника сил, проявление которых наблюдается в маги­ ческих операциях. Искать ли его в живой или неживой природе? Чем он является по природе: физическим или психическим явлением и процес­ сом? И когда современные физика и химия замолкают, не в силах объяснить те или иные феномены, можно расслышать негромкие голоса ок­ культных наук, выступающих от имени еще непознанных природных сил. Видимо, не случаен и сам термин «научный оккультизм». В этом смыс­ ле можно сказать, что современный оккультизм как рефлексивная сис­ тема, озабоченная способом и потребностью своего обоснования и под­ тверждения, датируется весьма конкретным временем. Это 1870 г. — год создания современного институционально оформленного оккультизма, связанного с деятельностью Диалектического общества — общества экс­ пертов со специальной целью исследования спиритических явлений экс­ периментальным путем.

Заключения подкомиссий данного общества весьма любопытны и формулиру­ются следующим образом:

  1. Могут получаться звуки весьма различного характера, которые кажутся исходящими от мебели, от пола и от стен, и часто могут явственно ощу­щаться сопровождающие их колебания.
  2. Тяжелые тела могут приводиться в движение без какихлибо механических приемов и без соответствующего напряжения мускульной силы со сторо­ны присутствующих, а часто даже и без всякого соприкосновения или со­единения с какимлибо лицом.
  3. Упомянутые звуки и движения часто происходят в такое время или в такой форме, как этого пожелают присутствующие лица; сверх того они могут отвечать на вопросы или слагать с помощью ряда знаков связные сообще­ ния.
  4. Полученные таким путем ответы или сообщения по большей части лишены всякого смысла; иногда, впрочем, сообщаются также факты, известные одному из присутствующих.
  5. Условия, при которых возникают эти явления, бывают различны; важно, однако, то обстоятельство, что для их наступления некоторые лица долж­ны по необходимости присутствовать, тогда как присутствие других лиц обыкновенно служит для них помехой. Причем это различие не зависит от того, верят или не верят данные лица в возможность подобных явлений.
  6. Наступление этих явлений отнюдь не обеспечивается присутствием или отсутствием определенных лиц.
  7. Итак, звуки и колебания, спонтанные движения и вращения, сигнальные сообщения и, как необходимое условие, вера в необычные явления — вот что фиксируется как результат при экспериментировании в контексте спи­ритических взаимодействий.

Долго и тщательно проводились опыты, при которых были приняты все воз­можные меры предосторожности; они привели к установлению следующих поло­ жений:

  1. При известных телесных и душевных состояниях у одного или нескольких присутствующих лиц обнаруживается сила, достаточная для того, чтобы вызвать движение тяжелых тел без применения мускульной силы, без при­косновения или какого бы то ни было материального соединения между этими телами и названными людьми.
  2. Сила эта может производить явственные звуки, представляющиеся исхо­дящими от твердых предметов, которые никто не трогает и которые не имеют видимой связи ни с одним из присутствующих лиц. То, что эти звуки ирходят от различных твердых тел, доказывается тем, что при прикосно­вении можно ощущать колебания от этих тел. 3. Наконец, действиями этой силы часто руководит разум 4 .

Однако попытки доказательства оккультных явлений предпринимались и прежде. Еще ранее, чем приступило к своим исследованиям Диалекти­ ческое общество, подобную задачу поставил известный химик Вильяме Крукс и пришел к аналогичным результатам. Другой химик, Карл Рей­ хенбах, обратил внимание на факт северного сияния и предположил, что такое световое явление должно происходить всюду, где есть магнит­ ные полюса. Сенситивы, наиболее чувствительные люди, фиксировали сияние у полюсов больших магнитов, ощущали изменение температуры и даже притягивались к магнитам. Рейхенбах сделал вывод, что сияние испускают не только магниты, но и всякий предмет, выставленный ра­нее на солнечном свете, а также кристаллы и человеческое тело. Силу, производящую свечение, Рейхенбах назвал одом. Исходящий от людей од (по Рейхенбаху— биод) аналогичен психической силе современных ок­культистов. Однако «в то время как психическую силу надо считать свя­ занной непременно с людьми или, во всяком случае, с животными, пред­ положенная одсила встречается повсюду в природе» 3 .

Тем не менее в контексте спиритических опытов проблема фотогра­фирования и материализации духов— одна из наиболее полемических в связи с многочисленными обманами, зафиксированными самими же сви­ детелями. Считается, что до сих пор нет ни одного положительного и бесспорного доказательства подлинности спиритизма.

Известный немецкий астрофизик Цельнер для объяснения спиритуа­ листических явлений выставил гипотезу о четырехмерном пространстве и живущих в нем четырехмерных разумных существах. Исходная точка раз­ мышлений ученого логически непротиворечива, так как ведет свое нача­ ло от математических построений, допускающих наличие имерного про­ странства. Гипотеза же о том, что есть существа, созерцающие мир в че­ тырех и более измерениях, остается попрежнему на уровне гипотезы. Здесь включение в интеллектуальный контекст и потенциал эпохи осуществля­ ется на основании устоявшихся положений в направлении вписанности неординарных явлений в континуум принятых в физике положений. Гипо­ теза о четырехмерном пространстве, куда помещены причины медиуми­ ческих явлений, позволяет избежать противоречия с существующими в математике теоретическими построениями, допускающими существова­ ние и 10мерного пространства, но противоречит эмпирическому посту­ лату о трехмерности пространства. Последний предельно прост. В нем ут­ верждается, что если бы пространство не было трехмерным, то наш мир имел бы иное строение. Электроны бы падали на ядра, а сама Земля уст­ ремилась бы к Солнцу, и жизнь в таком виде, в каком мы ее знаем, перестала бы существовать.

Плюралистичность эзотеризма. Традиционная наука реализует доста­ точно строгую форму организованности. Научное знание выступает в виде логически упорядоченной схемы. Эзотеризм изначально плюралистичен. Он как бы призван отразить индивидуальные различия в путях ищущих, где каждый имеет право на свое собственное, отличное от другого мировосприятие. Кстати, греческий аналог термина «эзотеризм» означает «внутреннее», «закрытое». Иногда его сторонники объединяются в некие общества и группы, однако предполагать их моно­ литное единство было бы методологическим просчетом. По сути своей, эзотеризм как поиск и построение идеальной реальности и осмысление личного пути совершенствования есть своеобразная ниша интеллигибель­ ной свободы, или свободы умопостижения, где каждый имеет право на духовное творчество, самостоятельное волеизъявление, не стесненное нормой запрета социальноидеологического характера. Если бы этот фе­ номен не существовал, эту сферу личного трансцендентного поиска, где каждый, пытаясь выразить свою обеспокоенность современным состоя­ нием мира, стремится отыскать способы его индивидуального преодоле­ ния, следовало бы образовать. Можно сказать, что это сфера человече­ ской духовной самодеятельности, аналогичная существующей в искусст­ве. Есть профессионалы, а есть множество самодеятельных недипломиро­ ванных самородков, посвоему исполняющих собственный танец, поющих свою песню. Отсюда и пестрота, разномастность и неодинаковость «ре­ пертуара». Запретить это невозможно, отрежиссировать невероятно слож­ но, а объяснить легко.

Разве не прав человек в своем желании, отбросив гнет чисто матери­ альных проблем, думать о проблемах космической значимости, тем бо­ лее что они сопряжены со стремлением к совершенствованию? Разве ви­ новен он в том, что в нем проявляется его антропософичность — уст­ ремленность к божественному совершенству и всемогуществу?

Проблемы и опасности возникают, когда путь поиска и построения идеальной реальности, минуя сферу интеллигибельных размышлений, переходит в область энергетической стимуляции и практического исполь­ зования потенциала психической энергии, которая, как камера высокого напряжения, должна быть герметически закрыта. В ней — все захватываю­ щие дух методы и приемы энергетической защиты от нападения и вампи­ ризма, от астросомов и лярв, от угрожающего донорства и порчи. Можно сказать, что одна из серьезных проблем эзотеризма заключается в разгер­метизации герметизма, т.е. в использовании тайных и запрещенных при­емов стимуляции сознания.

Эзотерика призывает многое принимать на веру. Не предоставляя до­ казательств, она обращается к внерациональным или сверхрациональ­ ным способам убеждения, избирает жанр суггестивной наративы, опира­ется на легенды и предания, свидетельства исторического повествования, привлекая на свою сторону все большее и большее число сторонников. Последователи герметических учений верят в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на природу вещей, т.е. признают, что произносимое слово само по себе обладает способностью и свой­ ством влиять на естественное течение событий. На этом воззрении осно­ вывалась и магия всех языческих народов. Этот суггестивный элемент нео­ быкновенно силен и по сей день, особенно в медицине.

В научных кругах активно обсуждаются проблемы суггестии и гипноза. Ученыепсихиатры говорят о суггестии самой окружающей нас социаль­ ной среды, когда мы постоянно подвергаемся внушению со стороны средств массовой информации и рекламы. Действие суггестии возрастает в больших аудиториях, при проведении митингов и собраний. И хотя специ­ ализированная практика гипноза и суггестии связана с многочисленными запретами и носит ограниченный, предписательный характер, тем не менее они не объявляются чепухой, чертовщиной и бредом. Напротив, воспринимаются как особо влиятельные средства воздействия на челове­ ка, его психику и жизнедеятельность, тогда как использование подобных им энергетически сильных средств воздействия за рамками официальной компетенции объявляется лишенным всякой значимости и силы. Здесь человек оказывается незащищенным от возможного негативного влия­ния и может пострадать, не будучи сведущим в причинах и источниках воздействия. Выражения типа «дурной глаз», «порча», «приворотить», «отворотить» в идеологии тоталитарного общества воспринимались толь­ ко как пережитки мракобесия, атавизмы суеверий и ограниченности. И только литература последнего десятилетия позволила взглянуть на по­ добные процессы со стороны их суггестивного и информационноэнерге­тического механизма.

Взгляд с точки зрения «понятийного» не всегда совпадает с устремле­ нием к постижению «потаенного». Понимание герметизма и герметично­ сти как чегото тайного, закрытого, куда никто и ничто не может про­никнуть, настолько прочно, что сохранилось и в современной языковой практике. В герметизме соблюдался принцип: держать в тайне от профанов сокровенные знания о Вселенной и человеке, но передавать их учени­ кам, посвященным. Предполагалось, что герметизм есть «система Вер­ ховных доктрин, выражающих в своей совокупности Абстрактное Герме­ тическое Синтетическое Учение о Божественной Первопричине, Чело­ веке и Вселенной. Все, что есть, сводится к этим трем началам, модусам Единой Реальности и объединяется в Единстве Ея Сущности. Это учение есть совершенная форма Истины в разуме. Оно есть Ея полная проекция, законченная и исчерпывающая реализация» 6 .

Все высшие достижения человека объясняются степенью его приобще­ ния к божественной просветленности. И все, на что он способен, рассмат­ ривается как дар всевышнего' творца, мирового космического разума. И хотя в эзотерическом знании в качестве источника познания провоз­ глашаются откровение и мистическая интуиция, сейчас в ней наблюдает­ ся явно проступающая тяга к научной терминологии, когда «волхование» облекается в научные формы. Имея в виду этот формально терминологи­ческий аспект, иногда говорят о возможном синтезе Сциентизма и магии.

Считается, что эзотерические учения охватывают два плана существо­ вания сознания. Первый оценивается как иллюзия сознания (или майя), он представляет желаемый образ будущего. Второй — практический, опи­ рающийся на методику, средства и способы достижения желательного состояния. Человек должен стремиться именно к задуманной, построен­ ной мысленно эзотерической реальности. Он задает ее траектории. Непременным условием достижения желаемого состояния является необходи­мость кардинального изменения себя, работа над трансформацией свое­ го сознания. Исследователи подчеркивают, что «эзотерическая реаль­ ность — это не обязательно сверхъестественный или мистический мир. Эзотерической является любая реальность, вводящая в идеальный мир, предполагающая индивидуальный мир, индивидуальное творчество, осо­ бые установки и устремления индивида» 7 . Здесь весьма очевидны паралле­ ли и сопоставления эзотерической и виртуальной реальности.

Современные философы пытаются выяснить роль и значение много­ образных эзотерических знаний, провозглашая различные подходы, объяс­няющие и оправдывающие данный феномен. Э. Дюркгейм и М. Мосса уве­ рены, что к магии следует подходить как к социологическому явлению, имея в виду ее положение в обществе. Дж. Фрезер подчер­ кивает социальнопсихологический подход, при котором акцентируются способности человека воздействовать на объект и достигать поставленной цели. Вне мерок психологического или социаль­ нопсихологического характера это явление понять нельзя. Б. Малиновс­ кий пришел к выводу, что магия обеспечивает уверенность в ситуации неопределенности, организует коллективный труд, усиливает социаль­ ное давление на индивида.

Однако общим основанием, могущим послужить сближению науки и эзотеризма, является сама активнодеятельностная природа отношения к миру как в эзотеризме, так и в науке. Выдающийся мыслитель эпохи Воз­ рождения Пика дела Мирандола весьма четко формулировал активную по­зицию человека как мага, «пользующегося магией и каббалой для управле­ ния миром, для контроля за собственной судьбой с помощью науки» 8 . И наука, естествознание (как знание естества, диалог с природой), и эзоте рика (как учение о тайных законах универсума) по сути своей являют две разновидности противостояния стихиям мироздания. Каждая на свой лад пытается обуздать, покорить и освоить неопределенность бытия.

Метаморфоза (превращение) взаимоотношений науки и эзотериче­ ского или девиантного, как принято считать в официальных науковедче ских источниках, состоит в том, что всюду, где малообразованный народ сталкивается с высокоэффективными результатами науки, последние объявляются чудом, волшебством, чемто сверхъестественным. В кон­ тексте развития самой науки достижения ее переднего края понятны и объяснимы с естественнонаучной точки зрения. Вырванные из современ­ного им контекста, помещенные в иной социокультурный слой, они пред­ стают как нечто необъяснимое.

Взаимосвязь науки и оккультизма с логической точки зрения покоит­ся на том постулате, что наука не отрицает наличие скрытых ( occulta ) естественных сил, пока еще не изученных доскональным образом и не получивших исчерпывающего объяснения. Сегодня наука вынуждена фик­ сировать существование некоторых необычных явлений (полтергейст, ме­ диумизм, телекинез и т.п.), при всем при том, что их удовлетворительное естественнонаучное объяснение оказывается делом будущего.

Стоять на точки зрения оккультизма совсем не означает открыто про­ пагандировать оппозицию науке, но предполагает всего лишь признание имеющейся в природе неизвестной зависимости взаимодействий, облада­ ющих, однако, естественным характером. У материалиста Л. Фейербаха можно найти поражающие миролюбием суждения, согласно которым на­ уку следует понимать как учение о действующих материальных внешних причинах, а магию — как науку об истинных причинах и всеобщих фор­ мах. «Магия есть наука или искусство, которое из познания скрытых форм выводит удивительные действия или эксперименты и надлежащим сбли­ жением действующих сил с восприимчивыми к ним предметами открыва­ ет великие деяния природы...» 9 .

Между научным и девиантным знанием можно отметить параллели, ряд черт и особенностей, произрастающих как в сфере традиционного произ­ водства научного знания, так и в ее девиантном сопровождении. Они зас­ тавляют задуматься над степенью конфронтации науки и эзотеризма. На­пример, основная задача теоретической науки — проникновение в с у щ н о с т ь вещей (всплывают в памяти не лишенные некоего налета эзо­теризма известные ленинские наставления «двигаться от сущности пер­ вого порядка к сущности второго и т.д.») — свойственна не только науке. Это основное кредо эзотерического познания, герметизма.

Теоретический уровень научного исследования, пред­ полагая выяснение внутренних и скрытых от непосредственного наблю­дения взаимосвязей, концептуальное движение, имеет отдаленное сход­ ство с устремлениями к постижению тайного, скрытого от взора знания в области ментальных (оккультных) наук. Так называемая работа с иде­ альными моделями весьма и весьма распространена в науке. Специальные процедуры трансформации, когда реальные объекты с необ­ ходимостью должны быть представлены как логические концептуальные конструкты, имеющие идеальное существование, а проще сказать— су­ ществующие только в мысли, процедура весьма родственная и эзотеричес­ким практикам, когда те обращены к трансмутации процессов. Существует весьма оригинальная оценка науки, принадлежащая современному учено муэпистемологу Дж. Холтону, согласно которой науку следует рассмат­ ривать как результат «интеллектуальной мутации». Сама способность науч­ нотеоретического мышления строить и конструировать идеальные миры, оперируя многообразными степенями свобо­ ды, перекликается с установками инакового способа мышления и, в ча­стности, с эзотерическими устремлениями к идеальной реальности.

В теоретическом познании, особенно в современной физике, очень распространены модельные исследования, опирающиеся на конструк­ ты— заместители реального объекта. Вместе с тем замещение — основная процедура магического ритуала. Фигурки, изоб­ражения, тесты и сами церемонии направлены на замещение отсутству­ ющих на самом деле связей. Факт невыразимости, наиболее сильно ак­ центированный в мистике, имеет известные аналогии с глубинными мик­ рофизическими исследованиями. Они состоят в том, что многие научнотеоретические связи не имеют своего репрезентанта. М. Шлик — пред­ставитель Венского кружка позитивистов — вообще отрицал возможность репрезентации теоретикопознавательного содержания, вопрошая: как показать, к примеру, силу тяготения или квантовомеханический переход?

Явные параллели и пересечения обнаруживаются ив проблеме наблюдаемости, решаемой современной микрофизикой таким образом, что неотъемлемым компонентом всей системы является сам наблюдатель. Невозможно наблюдать без того, чтобы в тот же самый мо­мент не изменять систему. Как отмечали еще в 20х гг. Н. Бор и В. Гейзен берг, наблюдения за объектом при физическом эксперименте вносят воз­мущение в этот объект. Подобная констатация имеет реальное пересече­ ние с доктриной древних. Именно мыслители Востока настаивали на фун­ даментальном единстве наблюдателя и наблюдаемого, на изменении, сопровождаемом процесс наблюдения. Примечательно также, что в 30х гг. Шри Ауробиндо создает свою философию интегральной йоги с основ­ ным тезисом созидающей силы сознания. В это же время раскрывается физический смысл полевых взаимодействий квантовой механики.

Проведенное в лабораториях радиоэлектронных методов исследова­ ния Института радиотехники и электроники изучение биополя человека показывает, что вокруг подобного биологического объекта образуется сложная картина физических полей, несущих информацию о его подси­стемах. Их насчитывается 8 типов. Они принципиально нестационарны, быстро изменяются в пространстве и во времени. Этот полевой компо­нент, имеющий корпускулярноволновую природу, признанный совре­ менными биофизиками и как бы «размазанный» по всей Вселенной, также весьма узнаваем в учениях древних. Тайные знания всегда привле­кали и одновременно пугали содержащимися в них секретами о возмож­ ности трансформации сознания и получения информации о прошлом и будущем.

Герметический принцип «Все во всем», или принцип монизма, удиви­ тельным образом согласуется с чаяниями современных физиков создать единую теорию поля (о которой, кстати, мечтал в свое время А. Эйнш­ тейн). Ведь зная законы единого поля, можно реализовать любую мысль и воздействовать на любое сознание. Принцип вибрации напрямую находит­ ся в соответствии с известным и принятым положением об абсолютности движения. Все многообразие материи объясняется разницей в характере вибраций, их частоте, амплитуде, интенсивности. Существуют шкалы космических вибраций, так называемых сверхчастот. И даже тепло, свет, электричество и магнетизм отличаются как различные виды колебаний, вибраций. К самым высоким вибрациям относят колебания тонкой сре­ ды, а также силу тяготения. Мысли, эмоции, волю относят к вибрациям, которые .могут вызывать аналогичные вибрации в мозгу других людей. Уме­ ние вызывать у себя вибрации определенной частоты и передавать их дру­ гим относят к области духовной алхимии. Она рассматривается герметис тами как самое ценное из искусств этого древнего учения. Знаменитые древнейшие формулы: «Макрокосм — в микрокосме», «Познай себя — познаешь мир», «Слово сильнее оружия», принцип полярности ритма, пола — возвращаются к нам, обряженные замысловатыми терминами: структурность, системность, когерентность, иерархичность, целостность. Не представляет труда разглядеть в принципах древнейшей герметичес­ кой философии те концептуальные схемы суждений, которые впослед­ ствии традиция свяжет с научным способом мышления.

Еще одно пересечение точных наук и эзотеризма происходит по линии принятия в качестве основы мироздания числа. Отношения и взаимосвязи мира, рассматриваемые как числовые соотношения, — необходимый ба­ зис и фундамент современной науки. Широко используются таблицы, ма­ тематические формулы, очевидно стремление к точности и чистоте тер­ минологического аппарата. Широко известный диалектический закон о взаимопереходе количественных и качественных взаимодействий, пони­ маемый как механизм развития, яркое подтверждение тому, что книга природы написана на языке математики. Однако нумерологическая сто­ рона очень сильна в древней каббале, развита она и в пифагорейской школе. Это с новой силой доказывает, что тесная связь точных научных теорий со всем комплексом эзотерических знаний имеет древнейшую тра­ дицию. Однако связь эта своеобразная. Наука в современном ее понима­ нии оформилась как способ рационального постижения мира, основан­ ный на причинной зависимости; когда она находилась в младенческом возрасте, система древнейших знаний уже изобиловала различными от­ ветвлениями, в числе которых были и математика, и медицина, и гео­ метрия, и география, и химия. Наука, или, вернее, древнейший ее про­ тотип, была вкраплением в оккультную сферу, как достаточно разрабо­ танную и полную систему знаний и сведений. Поэтому можно сказать, что связь науки и оккультизма генетическая, опирающаяся на происхождение.

Литература

  1. ДынччВ.И., Елъяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томшъчин Л. М. Вненаучное зна­ ние н современный кризис научного мировоззрения // Вопросы филосо­ фии. 1994. № 12. С. 125.
  2. Пружинпн Б.И. Звезды не лгут, пли Астрономия глазами методолога // Заб­луждающийся разум или многообразиевненаучногознания. М.. 1990. С. 138.
  3. Новая эра приглашает // Свет. 1977. № 1. С. 3.
  4. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до на­ ших дней. Киев, 1993. С. 202203.
  5. Там же. С. 208.
  6. Шмаков В. Священная книга Тота: Великие Арканы Таро. Начало синтети­ ческой философии эзотеризма. Киев, 1993. С. 41.
  7. Знание за пределами науки. М., 1996. С. 14.
  8. Герметнзм н формирование науки. М., 1966. С. 14.
  9. Фейербах Л. История философии. Т. 1. М., 1974. С. 116

Тема 16. Исторический анализ взаимосвязи науки и оккультизма

«Непризнанные» науки. — Герметизм — древнейшая область эзоте­ рических знаний. — Посвящение как ступень приобщения к тайному знанию. — Пифагор и Пифагорейский союз. — Техника концентра­ ции. — О точности халдейской системы.

Если перечислять имена вошедших в историю великих мужей, то среди них будут и Пифагор, и Альберт Великий, и Корнелий Агриппа, а также Парацельс, Бруно, Роджэр Бэкон, Бонавентура, Кеплер и мно гие.многие другие. Все они безусловно заслуживают высокого титула ученого. Однако описание их достижений с равным правом может ук­ рашать как страницы учебников по истории науки и истории филосо­фии, так и трактаты по оккультным наукам и эзотерической филосо­фии. Принципиальной трудностью подобного рода занятий, особенно если они предпринимаются не с целью популяризации, а с позиций честного аналитического разбора соответствий и параллелей между наукой и оккультизмом, является то, что старые тексты обладают дис­курсом, не всегда понятным современнику. Мы все время осмыслива­ ем работы предшественников не их собственным способом, а при по­ мощи нашего образа мыслей.

Уникальность ситуации состоит также и в том, что рост и развитие научного знания происходили не на основе нанесения жесточайших и непереносимых ударов по оккультизму в конкурентной борьбе, а на соб­ ственной, освещенной слепящим светом прожектора рационализма ма­ гистрали, где о существовании другого видения мира просто не упомина­ лось. Оно либо оттеснялось на периферию, либо вообще игнорировалось, замалчивалось,, как не имеющее реального права на существование и рав­ ноправного голоса. В этой тиши «непризнанные науки» по негласному, не­ институциональному соглашению могли претендовать на создание своей параллельной экстранаучной и разветвленной системы знания. Фронталь­ ное противостояние науки и эзотерики отсутствовало, были лишь цер­ковные и идеологические запреты и жесткое неприятие эзотерического способа воздействия на мир. Известны достопримечательные слова Кали­ остро — мага и ясновидца, оккультные способности которого поражали современников: «Если ваша наука (имелась в виду наука времен Гете) больше моей, вы не нуждаетесь в знакомстве со мной; если моя больше, я не нуждаюсь в вас» 1 . Заметим, что магию называли «священной нау­ кой», «наукой наук», а также «натуральной философией».

В современном мире распространение имеют около 30 видов оккультных наук, среди которых наибольшее признание имеет оккультная медицина, а герметизм считается самой древней областью эзотерических знаний. Гер­ метизм, согласно преданию, возник в недрах древнеегипетской цивилиза­ции в 4тысячелетии до н.э. Он бьш детищем бога письменности, мудрости и счета Тота, соотносимого с греческим богом Гермесом и римским — Меркурием. О «Священной книге» Тота говорят, что она содержит секреты процесса,*, посредством которого может быть осуществлено возрожде­ ние человечества, и в этой же книге содержится ключ к остальным его сочинениям. Тому, кто может пользоваться знаками и символами, дается неограниченная власть над духами воздуха и земными божествами. Когда определенные участки мозга стимулируются секретными процессами в ми­ стериях, сознание человека расширяется. Ему многое позволено видеть и при многом присутствовать. Книга Тота, как отмечает Мэнли Пол Холл, описывает метод, которым такая стимуляция может быть достигнута 2 . Гёр 4 метизм всегда воспринимался как обоюдоострый меч, он опирался на ис­ пользование более тонких методов воздействия, чем материальные силы физической природы. Силы, приводимые в действие любовью, ненавистью или иной страстью, развивались достаточно стремительно и полностью зависели от побуждения. Механизм был следующий: духовное преобразовы­ валось в психическое, последнее появлялось в астральном мире и органи­ зовывало свои результаты в мире физическом.

Согласно легенде, Книга Тота хранилась в золотом ящике во внут­ реннем святилище храма. Был от нее один только ключ, который нахо­ дился у Мастера Мистерий, считавшимся высшим инициированным гер­метической арканы. Он один знал, что написано в секретной книге. Книга Тота была утеряна с закатом мистерий, преданные посвященные унесли ее запечатанной в священном футляре в другие земли.

Однако с древнейших времен было установлено, что великие знания должны передаваться лишь посвященным. Об этом свидетельствуют и ар­ каны Таро, символичный язык которых невозможно понять без специ­ альной подготовки и научения. Относительно посвящения старинный де­ виз гласил: «Адепта нельзя сделать, адептом можно только стать».

Само Посвящение как ступень приобщения к тайному знанию бывает двух типов — беломагическое и черномагическое, смотря по тому, что требуется создать: человека, стремящегося к добру ради добра с пренеб­режением к собственным выгодам и невзгодам, или человека, любящего зло ради зла, в ущерб себе, во имя голого принципа лжи и тьмы, ради тьмы. Первая стадия испытаний одинакова в обоих Посвящениях. Она имеет целью испытать неофита в составе 1+4, т.е. в умениях не смущаться перед лицом опасностей и неожиданностей, исходящих из элементов и стихий. Здесь присутствуют испытания огнем, сквозь который надо храбро прой­ ти, не боясь ожогов; водой, переплывать которую следует без затрудне­ний, хотя бы она представлялась в виде бурного потока; воздухом, в ко­ тором надлежит висеть бесстрашно, не испытывая головокружения; зем­ лею, в недра которой приличествует проникать, на страшась быть раз­ давленным мрачными сводами подземелья.

Вторая стадия испытаний — это астральные испытания на страх, страсть и совесть. Неофит испытывается страхом астральных клише, пугающих его уродливостью или даже агрессивностью. Испытание на страсть имеет целью определить, может ли неофит обуздывать в себе сексуальное чув­ ство, и распадается на две части:

  1. умение противостоять надвигающемуся соблазну;
  2. умение не использовать победу, одержанную собственными усилиями.

Третье испытание — на совесть — заключается в определении умения выполнить какойлибо завет, исполнить какоенибудь поручение, сохра­ нить какуюлибо тайну или просто не изменить принятому решению, вопреки соблазнам и инстинкту самосохранения.

Нейтрализация бинария дух— материя (в Арканах Таро бинеры, или бинарии, понимаются как совокупность двух полярно противоположных областей, например: дух — материя, жизнь смерть) служит предметом технического посвящения. Остальные три великих бинера: жизнь смерть, добра — зло, сознательность — реализационная власть будут предметами прак­ тического посвящения. Возможность нейтрализации бинеров состоит в нахождении третьего, среднего члена. Он по свойствам сродни крайним. Например, бинер эссенция — субстанция нейтрализуется термином «на­ тура», и вся конструкция носит название «тернер». Посвящение и есть умение нейтрализовать бинеры дух — материя, жизнь — смерть, добро — зло, сознательность — реализационная власть.

Обряд Посвящения описывается в книге Э. Шуре «Великие посвящен­ные». Возвышенные истины герметизма сообщались не всем, а лишь спо­ собным и особым образом инициированным. Они скрывались от профа­ нов. Посвящение, понимаемое как ускорение эволюционного развития способностей личности, делилось на три ступени. Первая — этическая — предполагала нравственное очищение, полный контроль над эмоциями и изменение характера. Неофит проходил одно за другим несколько испы­ таний. Семь из них связаны с человеческими добродетелями: освобожде­ нием от чувственности, гнева, тщеславия, жадности (скупости), завис­ ти, чувствительности и способности противостоять внешним влияниям. Здесь важно было овладеть техникой медитации.

Вторая ступень, условно называемая технической, предусматривала достижение «совершенства», т.е. особого рода экстатического видения, осознавания и единения со сверхличным, то, что может быть названо космическим сознанием.

Третья ступень мастера предполагала установление гармонии личнос­ тного «Я» с мировым «Я». Посвященный иерофант носил на голове по­ вязку с семиглавой змеей, на каждой голове которой был записан свя­ щенный звук. Каждый кандидат в посвященные должен был пройти через тайну семи звуков и их сорока девяти энергий. Чтобы пройти посвящение, кандидат сначала становился аспирантом, затем учеником и лишь потом посвященным. После всего этого его могли называть истинным и совер­ шенным змеем, что подчеркивало огромную важность символа змеи, означавшего одновременно добро и зло, чувственность и мудрость.

По «Книге мертвых» воззвание к посвященным звучит следующим образом: «О слепая душа! Вооружись факелом мистерий, и в слепой ночи ты откроешь твой сияющий Двойник, твою небесную душу. Следуй за этим божественным Руководителем, и да будет он твоим Гением. Ибо он держит ключ к твоим существованиям, прошедшим и будущим» 1 .

Посвящение, предполагавшее поднятие человеческого духа на нево­ образимую сверхчеловеческую высоту, означало постепенную трансфор­ мацию — творческую переделку всего человеческого существа: физического, умственного, нравственного. В результате разум, чувства и воля становились управляемыми и самосогласованными, освобождались и раз­ вивались до необыкновенных пределов дремавшие ранее в человеке спо­собности. Человек, приобретая господство над собой, овладевая скрыты­ми механизмами собственной сущности, постигал тайные силы природы. Разглашение секретов обряда посвящения каралось смертной казнью. «Ни единый смертный не поднимет моего покрывала», — гласила надпись под статуей Богини Изиды, сидящей в глубокой задумчивости с закрытой к#и гой на коленях и с закрытым лицом. Пройдя испытания смертью, огнём, водой и наслаждением, посвященный давал обет молчания и вступал в царство истины.

Разучивание и исполнение гимнов считалось важнейшим делом жре­цов. Возможно предположить, что при пропевании звуков определенной высотности особое значение имели вибрации, гармония и ритмология, которые могли настроить на нужный лад и способствовать более тонкому восприятию всего происходящего.

Э. Шуре так описывает долгий путь посвящения: «Прежде чем под­ няться до Изиды Урании, ученик должен был узнать земную Иэиду, про­ двинуться в физических науках. Его время разделялось между медитация­ ми в своей келье, изучением иероглифов в залах и дворах храма, не усту­ павшего по своей обширности целому городу, и уроками учителей. Он проходил науку минералов и растений, историю человека и народов, ме­ дицину, архитектуру и священную музыку. <...> Учителя были весьма бес­ пристрастны, равнодушны, предоставляя ученику справляться с собой самому. «Работай и жди», «Работай и молись» — вот девизы, которые зву­ чали в ответ на вопрошания неофита. Здесь уместно вспомнить сфинкса, под видом которого скрывалась истина и цель посвящения. За молчанием и равнодушием жрецов скрывалось внимательное наблюдение за ростом ученика, которого обязывали следовать самым неумолимым правилам, добиваясь абсолютного послушания. От ученика требовалась невероятная сила отрешения и чистота сердца.

Священные изображения на стенах, которые отражали 22 тайны бы­ тия (и оставлены нам в наследство, согласно преданию, в виде карт Ар­ канов Таро), первоначально, на пороге оккультного обучения, давали лишь угадывать. Долгие часы уединения неофит прогуливался по зале и размышлял над смыслом этих изображений. «Лотос долго растет под во­ дою, прежде чем распустится его цветок», — так поэтическая мудрость объясняла неограниченное время, предоставленное ученику, чтобы в нем произошла работа внутреннего делания и нравственного очищения. На это уходили месяцы и годы. И когда происходило истинное преображе­ ние, из уст ученика звучала молитва: «О Изида, душа моя — лишь слеза из твоих очей, и пусть падет она, подобно капле росы — на душу других людей, и пусть, умирая, я почувствую как ее благоухание поднимается, к Тебе. Я готов принести себя в жертву» 4 .

Это свидетельствовало о внутренней, духовной готовности ученика постичь священную истину, вступив в общение с посвященными. Остава­ лось бесстрашно выдержать лишь последнее испытание смертью (ибо никто не преступал порог Озириса, не пройдя через смерть). Нового адепта про­вожали в низкий склеп, в углу которого стоял открытый мраморный сар­ кофаг. «Ложись в эту гробницу и ожидай появление света. В эту ночь ты должен побороть Страх и достигнуть порога Самообладания», — с этими словами посвященные удалялись. Э. Шуре ярко живописует сцены этого финального испытания. Погасает лампа, и адепт остается один во мраке и леденящем члены холоде могилы. Земное сознание цепенеет, а эфирная часть освобождается. Адепт впадает в экстаз. Видения проносятся в его сознании, он видит цветок Изиды, мистическую Розу мудрости, заклю­ чающую в сердце своем бессмертную Любовь. Возникает образ женщи­ ны, Изиды тайного святилища. Она, держа в руках свиток папируса, скло­ няется над лежащим в саркофаге и говорит ему: «Я — твоя невидимая сестра, я — твоя божественная душа, а это — книга твоей жизни. Она заключает страницы, хранящие повесть твоих прошлых существований, и белые страницы твоих будущих жизней. Придет день, когда я разверну их все перед тобою. Теперь ты узнал меня. Позови меня, я приду!»

Затем страшное потрясение — адепт чувствует себя сброшенным в свое физическое тело. В тяжелом состоянии он пробуждается от летарги­ ческого сна. «Ты воскрес к новой жизни», — говорит ему иерофант и при­глашает на собрание посвященных. Отныне он их брат. Глава храма пере­дает новому адепту великое откровение в образах видения Гермеса. Иеро­ фант — жрец высшей лиги — сообщает новому посвященному два глав­ ных ключа тайной науки.

  • «Внешнее подобно внутреннему, малое таково же, как и боль­ шое, закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего вели­ кого в божественной экономии».
  • «Люди — смертные боги, а боги — бессмертные люди». Отныне зна­ ние будет твоей силою, вера — твоим мечом, а молчание — твои­ ми непроницаемыми доспехами».

Посвящение окончено. Если адепт был египтянином, он оставался жрецом храма. Чужеземец мог вернуться на родину, дав обед хранить мол­ чание. «Он не должен был выдавать никогда и никому то, что видел и слышал, не раскрывать учения Озириса иначе, как под тройным покро­вом мистерий или мифологических символов. Если он нарушал клятву, роковая смерть настигала его рано или поздно, где бы он ни был, тогда как ненарушенное молчание становилось шитом его славы» 5 .

Литературные источники создают представление об обряде посвяще­ ния, но всегда останется загадкой, насколько они точны и правдоподоб­ ны. Тексты весьма символичны, в них нет указаний на операции и рецеп­ турные действия, но много аллегорий и иносказаний. Видимо, только в подобной форме они и могут быть изложены.

В главе, посвященной Орфею, Э. Шуре приводит вдохновенные слова Орфея, описывающие чувства молодого миста при посвящении. «Погру­ зись в собственную глубину, прежде чем подниматься к началу всех ве­ щей, к великой Триаде, которая пылает в непорочном эфире. Сожги свою плоть огнем твоей мысли; отделись от матери, как отделяется пламя от дерева, когда сжигает его. Тогда твой дух устремится в чистый эфир предвечных причин, подобно орлу, как стрела, летящая к трону Юпитера. Юпитер одновременно и Супруг, и Божественная супруга. Вот первая тайна. <...> А теперь приготовься ко второму посвящению. Трепещи, плачь, ра­дуйся, обожай! Ибо дух твой должен проникнуть в пьшающую область, в которой великий Демиург смешивает души и миры в чаше жизни. Утоляя свою жажду в этой опьяняющей чаше, все существа забывают свое небес­ ное происхождение и опускаются в страдальческую бездну рождений». Рас­ сказанная Мистерия о смерти Дионисия, растерзанного на куски, закат» чивалась аналогиями. «Страдающие люди — это его растерзанные члены, которые ищут друг друга, терзаясь в ненависти и преступлениях, в бед­ ствиях и в любви, на протяжении многих тысяч существований». Посвя­ щение имело и часть, возвеличивающую самих посвященных. «Но мы, посвященные, знающие то, что наверху, и то, что внизу, мы — спасите­ ли душ, мы— Гермесы человечества, подобно магниту мы притягиваем их себе, сами притягиваемые Богами. Таким образом, мощью небесных чар мы воссоздаем живое тело божества. Мы заставляем небо проливать слезы и землю издавать ликование; подобно драгоценным камням, мы несем в сердце своем слезы всех живых существ; чтобы преобразить их в улыбки, Бог умирает в нас, в нас же Он воскресает» 6 .

Идея целостности и тоска по цельности живет в этом призыве. Она отражается отдаленным эхом в современном методологическом мышле­ нии в виде запрета на бездушный фрагментарный анализ, изолирующий подход, абстрактность, возведенную в абсолют, на отрыв части от цело­го, абсолютизацию деталей и частностей. На память приходят знамени­ тые слова предостережения И. Гете:

«Живой предмет желая изучить,

чтоб ясное о нем познанье получить, ученый прежде душу изгоняет,

затем предмет на части расчленяет и видит их, да жаль: духовная их связь

тем временем исчезла, унеслась».

Согласно же герметической традиции посвященный мог рассчитывать на то, что все увидит очами духа. Необходим великий труд или же тяжкие страдания, чтобы открылся внутренний взор. А до тех пор необходимо сохранять целомудрие жизни и белизну души, ибо божественный огонь ужасает слабых и убивает нечестивых. Считалось, что посвященный мог привлечь смерть или отдалить ее по своему произволу; он в состоянии образовать магическую цепь событий, соединенных силой воли; от него очень многое зависит.

Причины, по которым эзотерические знания были оглашены, вряд ли можно установить точно. Однако именно в пифагорейском братстве можно усмотреть этот симбиоз, когда речь шла о посвященных мирянах, которые не уклонялись от гражданской жизни. Сам Пифагор был одним из тех античных мужей, которые не мыслили занятия натурфилософией без путешествия на Восток. Пифагор почитался не только как философ, но и как математик. Согласно свидетельствам, «по Ямвлиху, чистой си­лой энергии и дерзновения Пифагор проник в тайны Храма Фив, полу­чил там посвящение и после изучал священные науки в Египте в течение 22 лет» 7 .

Связь «священного» знания герметизма с традицией античной фило­софии достаточно явно прослеживается при анализе «Золотых стихов» Пифагора. Вторая их часть — «Очищение» — странным образом родствен­ на^ "как отмечают исследователи, и египетской «Исповеди отрицания», и христианским заповедям, отраженным в Библии.

«Мать и отца уважай вместе с родными по крови.

Другом себе избери истинномудрого мужа;

Слушай советов его, следуй его ты примеру;

Изза ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься,

Если в твоей это власти, ибо закон непреложный

Тесно связует возможность с необходимостью вместе.

Страсти свои побороть свыше дана тебе сила,

Так обуздай же в себе мощным усилием воли

Алчную жадность и лень, похоть и гнев безрассудный.

Равно один и при людях бойся дурного поступка;

Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою.

Будь справедлив и в словах, и в поступках своих неизменно,

Следуя в них непреклонно веленьям ума и закона;

Помни, что рок неизбежный к смерти людей всех приводит,

Помни, что блага земные как с легкостью людям даются,

Так же легко исчезают. Что же касается горя,

Данного людям Судьбою, — то должен его ты с терпеньем

Кротким сносить, но при этом сколько возможно стараться

Горечь его облегчать: ибо бессмертные боги

Мудрых людей не подвергнут свыше их силы страданью.

Много путей существует для хода людских рассуждений;

Много меж ними дурных, много и добрых, но прежде

Нужно в них зорко вглядеться, чтоб выбрать из них настоящий.

Если же в мире возьмет верх заблужденье над правдой,

Мудрый отходит и ждет воцарения истины снова.

Слушай внимательно то, что тебе я скажу, и запомни:

Да не смущают тебя поступки и мысли чужие;

Да не побудят тебя к вредным словам и деяниям.

Слушай советы людей, сам размышляй неустанно,

Ибо безумный лишь может действовать без рассуждения;

Делай лишь то, что потом в горе тебя не повергнет

И не послужит тебе причиной раскаянья злого.

За неизвестное дело ты не дерзай приниматься,

Но научись ему; этим ты счастья достигнешь.

Но изнурять ты не должен тело свое, а стараться

Пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы

Тело твое укрепилось, не зная излишеств и лени.

В жизни своей соблюдай, сколь возможно, порядок, Роскошь во всем изгони, ибо она возбуждает Зависть людей неизбежно. Бойся скупым быть излишне, Бойся добро расточать, как те, что не знают работы; Делай лишь то, что тебя ни теперь, ни потом не погубит И потому обсуждай каждый свой шаг и поступок» 8 .

Посвящение, которое .предваряло вступление в основанный Пифаго­ ром Пифагорейский союз начиналось с подчинения правилам обществен­ ной жизни, когда молодые люди должны были проводить в школе целый день под наблюдением учителей. У двери пифагорейского здания возвы­шалась статуя Гермеса и надпись гласила: «Прочь, непосвященные!» Сам Пифагор придавал особое значение смеху и походке молодых людей. «Смех, — говорил он, — самое несомненное указание на характер чело­века, и никакое притворство не может украсить смех злого».

Испытания пифагорейский школы представляли собой видоизменен­ные испытания египетского посвящения, лишенные смертельных ужасов могильных склепов. Стремящегося к посвящению заставляли провести ночь в пещере, в которой появлялись чудовища и привидения. Тех, кто не мог выдержать ужаса и мрака ночи, или обращавшихся в бегство признавали непригодными к посвящению.

Нравственное испытание носило более серьезный характер. Без всяких предупреждений ученика заключали в келью. Ему давали доску и приказы­ вали найти смысл одного из пифагорейских символов. Он проводил 12 ча­ сов в келье наедине со своей задачей, на протяжение которых он мог выпить только кружку воды и съесть кусок хлеба. Затем его вводили в об­щий зал, где все ученики должны были поднимать на смех испытуемого. Последний же должен был проявить огромное усилие, чтобы владеть со­бой. Некоторые ученики плакали слезами ярости, другие отвечали грубы­ми словами, третьи бросали доску вне себя от гнева, осыпая всех бранью. Это означало, что испытание на самообладание не было выдержано. Если присутствие духа не покидало испытуемого, то он считался вступившим в школу и принимал поздравления'.

После этого начиналась первая ступень посвящения — подготовления. Она длилась от двух до пяти лет. И на всем протяжении послушники дол­жны были соблюдать на уроках абсолютное молчание. Муза молчания освещала эту ступень.

Вторая ступень очищение датировалась «золотым днем», когда Пифа­гор вводил нового ученика во внутренний двор своего жилища. С этой эзотерической (внутренней) ступени и начиналось собственно посвяще­ние. Рядом с жилищем Пифагора был построен храм, где он занимался со своими учениками. Внутри храма были расположены мраморные ста­туи эзотерических муз, которые помимо мифологических имен носили еще и имена тех оккультных наук и священных искусств, которые охра­няли. В центре располагалась статуя музы Гестии. Левой рукой она защи­щала пламя очага, правой указывала на небо. Гестия олицетворяла собой теософию. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела искусством потусторонней жизни и прорицания. Мельпомена пред­ ставляла науку жизни и смерти, трансформаций и перевоплощений.

После этих верховных муз, представлявших собой космогонию и небесную физику, располагались музы человеческой или психической на­ уки: Каллиопа, олицетворявшая медицину; Клио— магию; Эвтерпа — мораль.

Следующая группа заведовала земной физикой: Терпсихора — наукой элементов; Эрато — наукой о растениях; Талия — наукой о животных.

Пифагор учил, что дело посвящения состоит в приближении к вели­кому существу, в уподоблении Ему, в возможном .усовершенствовании, в господствовании над всеми вещами посредством разума, в достижении той же активности, какой отличается невидимый огонь. Ибо «Ваше соб­ ственное существо, ваша собственная душа не представляет ли из себя микрокосм, малую Вселенную? Она полна бурь и несогласий. И задача в том, чтобы осуществить в ней единство гармоний» 10 .

Великая Монада — единица — действует посредством творческой диа­ ды — двойки. С момента проявления Бог двойственен, он включает нача­ ло мужское, активное, и начало женское, пассивное, или пластическую живую материю.

Триада, или закон троичности, есть образующий закон вещей и ис­ тинный ключ к жизни. Человеческая троичность тела, души и духа слива­ ется в одно целое в самосознании человека. Клялся Пифагор, тем не ме­ нее, великим символом тетрады. Он говорил, что Главные основы содер­жатся в четырех первых числах, ибо, складывая их и умножая между со­ бой, можно найти все остальные.

Большое значение Пифагор придавал числу 7, считая его числом ве­ ликих посвященных и полным осуществлением всего. Совершенным эзо­ терическим числом считалось также число 10, заключавшееся из сложе­ ния первых четырех чисел.

Однако свое имя, известное всему миру, кротонский учитель получил после обряда посвящения. Его имя составлено из двух и означает «прозре­ вающий гармонию»: пифии в Древней Греции были жрицамипрорица­ тельницами, а Гор в Древнем Египте олицетворял гармонию. Получалось, что имя, соединяющее древнеегипетское и греческое звучание, симво­ лично скрепляло в одном лице связь двух цивилизаций".

Элизабет Хейч так описывает пройденный ею обряд посвящения.

Каждое утро на рассвете они собирались в саду и начинали с физических уп­ражнений, требующих большой сосредоточенности, принимали различные позы, делали дыхательные упражнения, направляли наше сознание на разные части тела.

После физических упражнений шли в большую комнату для тренировки души и ума. Здесь для нас создавали иллюзии, которые мы должны были переживать так глубоко, как если бы они были реальностью. Мы вызывали в себе различные эмоци­ональные состояния и учились управлять ими, сохранять присутствие духа неза­висимо от происходящего.

Следующая ступень предполагала, что уже без мысленных картин, по команде, мы должны испытывать разные эмоциональные состояния, переживая их с такой силой, как будто они действительно имели причину. Начинали с глубочайшей удрученности и двигались постепенно к безразличию, а затем к радости и через нее к высшему состоянию счастья. После долгой практики мы научились делать это так же легко, как музыкант пробегает всю гамму от низшей ноты до высшей.

Следующая ступень заключалась в переживании противоположных эмоцио­нальных состояний без перехода: от глубокой грусти к высшей степени веселья, от страха к отваге. Целью этих упражнений было сделать нас независимыми как от внешних событий, так и от наших личных настроений и поддерживать эмоциональ­ное равновесие независимо от происходящего.

Практиковались чисто ментальные упражнения в концентрации. Техника кон­центрации предполагала, что мыслям нельзя давать блуждать, их нужно стянуть в одну точку, придав им центростремительное направление. Фразой для концент­рации могла быть такая: «Я всегда проявляю божественное начало». Но поначалу можно попробовать сконцентрироваться на букве «О». Концентрация ведет чело­века к самому себе, он становится той вещью, на которой концентрируется. При концентрации мы втягиваем проецируемую вовне мысль обратно в себя, и пред­мет мысли становится идентичным самому человеку. Созданное возвращается к создателю.

При концентрации человек проходит три ее фазы:

  • интеллектуальную;
  • эмоциональную;
  • духовную.

На первой степени мысль направляется на объект концентрации и ищется оп­ределение, которое ясно и полно выражает этот объект. Затем, на второй стадии, происходит переход от размышления к ощущению. Ваше сознание проецирует на­ружу все признаки объекта, отпечатывая их в ваших органах чувств. Вы ощущае­те каждым нервом ваш объект. Третья фаза — это духовная концентрация. Ваше сознание становится идентичным объекту концентрации. Вы больше не думаете о нем, вы ощущаете, что вы — это он. Самая трудная задача — концентрация на себе. Сначала размышления о теле, затем— ощущения себя и, наконец, вы должны стать тем, что вы есть".

Вслед за этим следовало приобретение умения хранить молчание при помощи двенадцати рядов оппозиций, которыми надо научиться управлять.

  • молчание — разговор;
  • восприимчивость— сопротивление влиянию;
  • повиновение— управление;
  • скромность — уверенность в себе;
  • молниеносная быстрота — осторожность;
  • способность принимать все— способность различать;
  • борьба — спокойствие;
  • предусмотрительность— отвага;
  • не владеть ничем — владеть всем;
  • отсутствие привязанностей — верность, преданность;
  • презрение к смерти — уважение к жизни;
  • равнодушие — любовь.

После достаточного психического продвижения можно попробовать телепати­ческие упражнения, т.е. установление контакта с другим человеком. Лучше упраж­няться в этом после захода солнца, так как солнечные лучи стимулируют те центры, которые служат физическим проявлениям и привязывают сознание к матери­альному плану. Вечером сознание уходит на духовный план.

В этом упражнении, как и в любом упражнении на концентрацию, начать следу­ет с концентрации внимания целиком на какойто одной мысли. Сконцентрируй полностью мысли на лице, с которым ты хочешь установить контакт. Закрыв глаза, представь себе этого человека, его глаза, тело, лицо, и вообрази, что ты— это он, а он— это ты, пока реально не ощутишь, что его руки— это твои руки, его тело — это твое тело, т.е. пока ты полностью не отождествишь себя с ним. Тогда остано­вись на мысли, которую ты хочешь передать, и думай об этом так, как будто этот человек в тебе думает об этом.

В этом упражнении три ступени:

  1. контакт в присутствии этого лица;
  2. контакт на расстоянии в заранее назначенное время, когда вы оба знаете об этом;
  3. контакт без ведома того лица, с которым ты хочешь установить связь.

Эти три стадии образуют позитивную часть телепатических упражнений. В негативной части развиваются способности получать и понимать телепатические послания.

Эта часть тоже имеет три фазы. Сначала ты делаешь себя восприимчивой и пустой в присутствии лица, от которого хочешь получить послание, потом эту процедуру осуществляешь одна в заранее назначенное время, зная, кто будет концентрироваться на тебе. И наконец, — не зная об этом ранее, — так описывает секреты посвящения Э. Хейч".

Идея нравственного совершенствования, заложенная в герметизме, вызывала к нему приливы любви, рассредоточенные на всем протяжении человеческой истории. Античность и средневековье, Возрождение и Но­вейшая история с тем или иным уровнем проникновения в суть «тайной и священной мудрости» благоговели перед ее силой.

История свидетельствует не только о древности герметизма, направ­ленного на самосовершенствование и расширение способностей созна­ния, но также и о древности халдейского знания, о точности халдейской системы. Будучи одной из наиболее законченных из когдалибо существу­ ющих, халдейская система за 2 тыс. лет до н.э. предоставляла точные ис­числения того, что солнечный год составляет 365,25 суток, время обра­ щения Луны — 30 дней. Год делился на 12 месяцев, а каждый месяц — на 30 дней. Каждые двенадцать лет разница составляла 2 месяца. Весьма точ­ но вычислялись солнечные и лунные затмения.

Вместе с тем, согласно историческим свидетельствам, халдейская магия и мантика не имели доступа в Персию. Халдеи достигли видного положения, когда персы покорили Вавилон в 539 г.; тогда народы перемешались. Евреи перенесли с собой из Вавилонского плена точное знание всей халдейской магии, благодаря книге Бноха оно стало распространяться среди народа. Халдейские знания развивались в каббале, которая проникла в Европу околь­ ным путем, через мавров 14 . Европа вступила в непосредственное соприкос­ новение с халдейской магией в V а до Р.Х. вследствие войны персов с греками. Египетская магия тогда не оказывала на Грецию существенного влияния потому, что последняя была наводнена так называемой персидской, а на самом деле магией халдейского и мидийского происхождения.

В рамках натурфилософии естественные науки были в зачаточном со­ стоянии. Можно говорить лишь о Птолемеевом александрийском музее ( III в. н.э.), где развивались врачебная наука, прикладная математика, астрономия и математическая оптика, химия в форме алхимии. Здесь тру­ дились многие знаменитые математики, физики и астрономы: Евклид, Гиппарх, Герон, Птолемей. Александрия явилась центром развития важ­ нейших магических наук.

В иудействе магия была строго воспрещена. По закону Моисея за вол­ шебство и идолопоклонство вменялось наказание, а именно побивание камнями. В 3й книге Моисея ( XX , 27 ел.) говорится: «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут пре­ даны смерти; камнями должно побить их, кровь их на них».

Христианство, провозгласившее веру во всемогущество Бога, застав­ ляло тем самым признать бессильными все прочие низшие силы. Они отступали перед. Божественным промыслом и Благодатью. По отноше­нию к статусу и культу языческих богов долгое время велись споры, признано было считать их демонами, которым поклоняются изза недо­статочного понимания истинного Бога. «Ибо все боги народов суть де­ моны, ибо Господь сотворил небо». Торжество и распространение хрис­ тианства сопровождалось гонениями на религиозные секты, которые расходились с установленной доктриной. По отзывам исследователей, «это стоило Европе больше невинной крови, чем все современные ей войны» 15 .

Литература

  1. Цит. по: Колчн У. Оккультизм. М., 1944. С. 122.
  2. См.: Холл М.П. Энциклопедическое изложение магической, герметической, каббалнческой, символической философии. Новосибирск, 1994. С. 113.
  3. Шуре Э. Великие посвященные. Калуга, 1914. С. 95.
  4. Там же. С. 114116.
  5. Там же. С. 117126.
  6. Там же. С. 185187.
  7. Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. М., 1993. С. 20.
  8. Золотые стихи Пифагора // АУМ. Синтез мистических учений Запада и Во­ стока. 1987. № 2. С. 810.
  9. См.: Шуре Э. Указ. соч. С. 245247.
  10. Там же. С. 256.
  11. См.: Хепч Э. Посвящение. Киев, 1990. С. 77.
  12. Там же. С. 8088.
  13. Там же. С. 102103.
  14. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до на­ ших дней. Киев, 1993. С. 3839.
  15. Там же. С. 76.
СодержаниеДальше

наверх страницынаверх страницы на верх страницы









Заказать работу



© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования