БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920
Поиск




Рекомендуем прочитать
Соловьев В.
Философские начала цельного знания
Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ (1853 - 1900) - выдающийся русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Свое философское мировоззрение Соловьев изложил в трактате "Философские начала цельного знания", который может считаться по нынешним определениям наилучшим образцом философской классики, как учение о сущем, бытии и идее.

Полезный совет

На странице "Библиография" Вы можете сформировать библиографический список. Очень удобная вещь!

загрузка...
Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 
А/ Б/ В/ Г/ Д/ Е/ Ж/ З/ И/ Й/ К/ Л/ М/ Н/ О/ П/ Р/ С/ Т/ У/ Ф/ Х/ Ц/ Ч/ Ш/ Щ/ Э/ Ю/ Я/

АвторЭфендиев Ф.С.
НазваниеЭтнокультура и национальное самосознание
Год издания1999
РазделКниги
Рейтинг0.77 из 10.00
Zip архивскачать (273 Кб)
Обсудить книгу на форумеhttp://www.sbiblio.com/forum/
  Поиск по произведению

1.3. Значение экологической культуры в системе общественного сознания и национального самосознания

Формирование экологического сознания – это веление времени, потому что проблема экологии носит глобальный характер и экологические проблемы нужно вводить в сознание людей с детского возраста. Сейчас как никогда остро стоит проблема взаимосвязи человека с окружающей средой. Как известно, биосфера находится на последнем пределе своих возможностей. Это требует коренного изменения мировоззрения и образа жизни людей, формирования экологического сознания у широких масс. Известный педагог М.Н.Скаткин писал, что экологическое воспитание не в переносном, а в прямом смысле – жизненно важная проблема, от решения которой во многом зависит сохранение окружающей среды и здоровья человека. “Так же как в целях создания культурной речевой среды каждый педагогический коллектив стремится создать единый речевой режим, - утверждал он, - необходимо создать единый экологический режим”. С этим высказыванием ученого нельзя не согласиться, поскольку формирование экологической культуры у населения почти отсутствует и экологическое сознание у него находится на низком уровне.

Обратимся к примерам. В Канаде есть национальные парки, которыми гордятся жители этой страны. Есть и у нас, на Северном Кавказе национальные парки, национальные заповедники. Так, в Карачаево-Черкессии, Теберде в местных лесах бродят стада “могучих великанов” - зубров, пасутся кавказские олени, кабаны, косули и рыси, каменные и лесные куницы, белки, бурые медведи и волки. У верхних границ леса живут серна, кавказский тетерев. Среди скал и каменных россыпей водятся куропатка, горная индейка – улар и великолепный кавказский тур. Многообразие растительного и животного мира, ледниковых вершин, уникальность природы этих мест послужили основанием к тому, что в 1936 году был организован государственный Тебердинский заповедник. Есть национальный парк и в Приэльбрусье, крае, где зима соседствует с нежно-розовыми цветами рододендронов, с зеленью трав и пышных крон деревьев. Осень добавляет в этот пейзаж свои краски. Ученые-экологи провели опрос населения, что является символом любви и гордости вашего края, республики, взяв для этого КБР, КЧР и Дагестан. Национальные заповедники и национальные парки оказались на последнем месте. А когда в Канаде был проведен опрос, что является символом этого государства, то национальные парки заняли третье место после флага и гимна Канады. Это свидетельство высокого экологического сознания, национального самосознания, определенного уровня национальной гордости. В конечном итоге – логический результат их этносоциального и этнокультурного развития. Будем надеяться, что и на Северном Кавказе настанет время, когда Домбай, Теберда, Архыз и Приэльбрусье будут иметь в народе высокий рейтинг и станут символом этих республик. О многом говорит и следующий факт: общий процент заповедных территорий в бывшем СССР не превышал 1%, в то время как в США – более 7%, в маленькой Японии – около 2,5%. На Северном Кавказе наблюдается тенденция к сокращению территории заповедников, национальных парков, способствующих повышению экологической культуры населения. Так, в Адыгее в последние 8 лет число зубров сократилось с 327 до 45.

Северный Кавказ благодаря своим природным и климатическим условиям считался всесоюзным центром отдыха и спорта. Так, раньше только в санаториях г. Нальчика ежегодно лечилось и отдыхало более 150 тысяч человек. Кабардино-Балкария была туристической Меккой. Ее посещали туристы и альпинисты из всех краев Советского Союза и многих зарубежных стран. Ежегодно зимой в Приэльбрусье проводились всесоюзные и международные соревнования по горнолыжному спорту. Все это способствовало всемерному укреплению дружбы и братства народов. Выступая на Всероссийской конференции “За мир и стабильность на Северном Кавказе через туризм” в г. Кисловодске, Президент КБР В.М.Коков говорил: “В начале 80-х годов курортные здравницы санаторно-курортного комплекса Северного Кавказа только по путевкам ежегодно посещали 6,2 миллионов отдыхающих. А если сюда добавить неорганизованных отдыхающих и многочисленных туристов, то эта цифра достигнет более 10 миллионов. Сформировавшийся еще в годы Союза механизм государственной поддержки курортно-туристической сферы в годы реформ практически утрачен и не получил замены. Поэтому сейчас простаивают многие курортно-туристические предприятия региона. Они лишены государственной поддержки, государственного заказа, нормальных кредитов, защиты от недобросовестной иностранной конкуренции. Им не дали время на рыночную структуризацию – о реформации курортно-туристической сферы страны серьезно заговорили только сейчас”.[1]

Самосознание населения, проживающего в северокавказском регионе, его качественные изменения во многом будут зависеть от повышения экологической культуры, от разрешения многих современных этносоциальных и экономических проблем, порождаемых чисто потребительским отношением к природе и ее богатствам. Можно не требовать высокого экологического образования от простых тружеников, хотя они-то в большей степени бережно относятся к природе. Но те, кто стоит у власти, должны иметь более высокий уровень экологического сознания в вопросах, касающихся непосредственно проблемы повышения экологической культуры у масс.

Охрана государственных заповедников, природных парков, музеев природы, заповедных мест имеет большое значение в формировании экологической культуры. Участники научной конференции Первых Эльбрусских чтений (1996г.) в практических рекомендациях выдвинули ряд предложений, способствовавших повышению экологической культуры. В этот перечень входили создание центра экологического просвещения, организация и проведение экологических экскурсий, развитие туризма, организация “круглых столов” по вопросам экологии, чтение лекций и проведение бесед среди населения о роли природы в жизни людей, о состоянии экологии в регионе средствами массовой информации, о выпуске фотоальбомов, кино- и видеофильмов, справочных и картографических материалов и т.д. “Однако такая большая и важная работа требует, - говорил сотрудник высокогорного заповедника КБР М.И.Аккиев, - огромного труда специалистов заповедного дела и значительных средств, что в определенных условиях проблематично, и только отдельные вопросы могут получить какое-то разрешение. Заповедники влачат жалкое существование, не находя понимания ни у власти, ни у народа. Поэтому главным вопросом является достижение взаимопонимания между заповедниками, с одной стороны, и властными структурами – с другой”.[2]

В Кабардино-Балкарии есть высокогорный заповедник, занимающийся охраной богатства животного и растительного мира. От него в 1992 году специальным постановлением Кабинета Министров КБР передали Чегемскому лесхозу 1142 га, включая 624 га уникальных высокогорных лесов I-й категории. Высокогорный заповедник в результате этого сильно пострадал: проведена сплошная вырубка букового леса, на восстановление которого потребуется по меньшей мере 300 лет.

Экологическая оценка любого крупномасштабного мероприятия должна опираться на достаточно комплексную научную основу. Экологизация материальной и духовной деятельности людей, дальнейшее развитие экологического сознания как части общественного и индивидуального сознания – это объективная необходимость современности.

Проблема экологии – это проблема насущной жизни человека, которую можно было избежать, если разумно подходить к ней. Кабардино-Балкарский государственный высокогорный заповедник – небольшой этнический регион, который, казалось бы, подлежит охране и бережному отношению, как со стороны работников, так и со стороны властей. Однако летом на территорию заповедника заходит скот, наносящий вред почвенному покрову. “В Безенгийском ущелье скот загоняют непосредственно к языкам ледника Уллу-Чыран и Мижирги, на данных участках идет процесс зарастания ложи отступающих ледников растениями-пионерами, практически – это открытая книга того, как происходило заселение растительным миром после оледенения этих мест, – пишет М.И.Аккиев. – К сожалению, эти участки, непосредственно прилегающие к альплагерю “Безенги”, летом имеют неприглядный вид: чахлая растительность, потравленная скотом, не радует взор. Еще несколько лет назад на данном участке все бурно цвело и зеленело, имело первозданный вид, вызывая восхищение”.[3] Такое положение с экологией природы не только в Кабардино-Балкарии. Есть болевые точки такого же характера и в других республиках Северного Кавказа. Для охраны государственных заповедников, природных парков, музеев природы, заповедных мест необходимо повышение экологической культуры, создание центров экологического просвещения.

Почти все склоны гор Северного Кавказа прорезаны дорогами с помощью тяжелой техники. Тонкий слой почвы быстро разрушается под колесами, а бурные потоки, образующиеся после ливневых дождей, смывают почву, превращая их в овраги, потому приходится прокладывать все новые и новые дороги, уничтожая тысячи и тысячи гектаров полей и сенокосных угодий. А поскольку эрозия и химические изменения в почве могут саморазвиваться, поэтому возникает опасность того, что горные склоны уникального природного ландшафта Кавказа могут превратиться в безжизненное пространство.

Необходимо отметить и то, что природные комплексы, пригодные для ведения сельского хозяйства, “создаются” природой тысячелетиями: для образования слоя почвы в 3см потребуется от трехсот до тысячи лет. Следовательно, для образования пахотно-природного слоя в 20 см потребуется от 2000 до 7000 лет.

Современная цивилизация подрывает основы экологического баланса биосферы и некогда нетронутой природы, поэтому люди должны задуматься, как сохранить от исчезновения леса, воды, как очистить от химикатов почвы, водоемы, от ядовитых веществ воздух планеты. Это требует объединенных усилий всех организаций, законодательной и исполнительной власти на местах, которые должны играть важную роль в сохранении природных богатств. Нельзя рассматривать изолированно социально-экономические, политические и экологические проблемы. Поэтому необходимо глубокое изучение в историко-философском и этическом аспекте экологической культуры и этноэкологических традиций многих народов и цивилизаций, ибо экология – это универсальная наука. В настоящее время происходит экологизация науки, культуры, общественного сознания и национального самосознания.

Как известно, человек – составная часть биосферы. Он не только венец природы, но и исторически развивающийся социокультурный эквивалент Большой природы, Вселенной. В современных условиях, подчеркивает Н.Н.Моисеев, зависимость человека от природных факторов многократно возросла, что “природная интеграция” не только экономическая, но и политическая история человечества. Другой ученый, Ю.Одум, пишет, что сейчас экология сформировалась в принципиально новую интеграционную дисциплину, связывающую физические и биологические явления и образующую мост между естественными и общественными науками. О ее связи с общественными и гуманитарными науками свидетельствует появление таких ее разделов, как социальная, медицинская, историческая и этическая экология. Социальная экология изучает взаимодействие общества с окружающей средой, проблемы развития народонаселения, сохранение в пригодном для человека состояния самой природы, что способствует сохранению и совершенствованию здоровья человека, его физических и психических возможностей.

Экология – комплексная и всеобъемлющая дисциплина, аккумулирующая вокруг себя природоохранные знания. Недаром ее называют “естествознанием ХХ века”. Сейчас существует множество определений, таких, как “экологическая физиология”, “радиоэкология”, “генетическая экология”, “экология культуры”, “интеллектуальная экология”, “политическая экология”, которая свидетельствует о многогранной значимости данной проблемы. Процесс формирования и функционирования ноосферы составляет предмет социальной экологии.

Энергия, используемая людьми, обращается на изменение среды обитания, создание искусственной среды. “Глобальные изменения нарастают и с возрастанием интенсивности урбанизации с освоением необжитых регионов, – утверждал Р.Д.Хунагов. – Все более возрастающее антропогенное воздействие на среду обитания актуализировало не только вопрос об устойчивости отдельных экосистем, но и человека как носителя социальности”.[4]

Природа – это этническая колыбель для каждого народа, где он живет. Поэтому дорога земля предков и ее природно-ландшафтная среда. С ней тесно связаны биогенетические и этногенетические и этнокультурные черты народа. Средой обитания современного человека оказывается все пространство истории, взятое в его духовном измерении. “Первое, очевидное, что определяет лицо народа, - пишет Г.Гачев, - это природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. Она – фактор постоянно действующий… и фундамент истории каждого народа – есть история его труда по преобразованию природы, среди которой он живет. Это двуединый процесс: человек пропитывает окружающую природу собой, своими целями, осваивает ее и одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт (дома из камня или дерева, или песка; одежда, пища из чего?), все свое тело и, опосредованно, душу и мысль - его”.[5]

Чрезвычайно актуальной является проблема, требующая нового осмысления в массовом сознании, глобальных масштабах, а потому и обстоятельного рассмотрения на философском уровне – многих вопросов взаимоотношений человечества с планетарной природной средой.

Сейчас многие ученые бьют тревогу о том, чтобы изменить планетарную экологическую обстановку и существенно снизить риск катастрофического развития. Так, выступая на Международной научной конференции в Волгограде (1998 г.), Л.В.Ткаченко и Н.А.Мохова сказали, что «мы пришли к тому, что на новом витке развития цивилизации человечество в который уже раз за свою историю пришло к необходимости переосмысления своих моральных ценностей, что развитие биоэтики приведет к формированию нового мировоззрения и будет способствовать усилению интеграции в мире».[6]

Земля – это наш общий дом, она должна быть составной частью всего образовательного и воспитательного процесса в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах и вузах. Формирование экологического сознания – это сложный и длительный процесс, требующий кропотливой работы по экологическому воспитанию населения. Под экологическим воспитанием понимается целенаправленное формирование у людей любого возраста планетарного экологического мышления, необходимых экологических, моральных, правовых взглядов на природу и на место в ней человека. Поэтому необходимо у подрастающего поколения формировать масштабное, целостное, планетарное мышление о биосфере, эволюции, человечестве, социуме, времени, об экологической экономике, этнической картине мира, экологическом равновесии между жизненной системой и окружающей средой, об экологической культуре различных цивилизаций, этнических региональных особенностей этносов, о популяции населения конкретных регионов, взаимосвязи эрозии с геологическими процессами поднятием земной коры и т.д. В исследовании этих проблем следует опираться на практическую деятельность людей во всех сферах общественной жизни. Только при таком подходе можно познать значение содержания экологической экономики как науки под углом зрения общественной жизни, общественного сознания и раскрыть экономическую зависимость экологического равновесия. Верно говорил В.И.Вернадский: «Познать научную жизнь нельзя логикой, можно лишь жизнью».[7] Он впервые создал учение о ноосфере. Изучая вопросы эволюции в течение длительного исторического периода, В.И.Вернадский выявил основные закономерности развития геологического явления на планете – ноосферы. По его утверждению, ноосфера – последняя из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории, в которой человек превратился в крупную геологическую сферу. По утверждению этого ученого, «новая форма власти живого организма над биосферой», дающая возможность «целиком переработать всю окружающую его природу», переработать – в смысле преобразовать и одухотворить, что и является основной целью нового творческого, духовной фоны бытия – ноосферы».[8] Населяющие биосферу живые организмы аккумулируют и распределяют энергию, полученную Землей из космоса, при их участии или под их влиянием происходит миграция химических элементов, определяются все основные химические закономерности биосферы. По словам В.И.Вернадского, на земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, чем живые организмы, взятые в целом. Биосфера является единством живой, косной и биокосной материей.

Большой вклад в разработку взаимосвязи и взаимообусловленности некоторых биологических ритмов на Земле с солнечной активностью внес А.Л.Чижевский. Важное научно-теоретическое значение имеет в современных условиях учение В.Н.Сукачева о биогеценозах в формировании экологического мышления у населения в раскрытии диалектической взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой.

Как известно, человек является неотъемлемой частью природы, и он постоянно находится во взаимосвязи с окружающей средой. Природа и история составляют основу существования человеческой цивилизации. Невозможно изучать историю и социальную деятельность людей в отрыве от природных условий жизни общества, так как человек есть непосредственный предмет естествознания. Ф.Энгельс в “Анти-Дюринге” писал, что сам человек – продукт природы, развивающийся в определенной среде и вместе с ней. Подчеркивая это, В.И.Вернадский выдвинул тезис о целесообразности единого философско-методологического подхода к проблеме взаимоотношения природы и общества.

Нельзя исходить из сегодняшних экономических интересов, нарушая объективно существующие экологические законы природы. Бесконечная вспашка предгорных зон, постоянные выпасы скота на высокогорных пастбищах без отдыха земли, чрезмерное осушение болот, бездумная вырубка леса – все это оказывает большое негативное влияние на окружающую среду наравне с промышленными отходами и выбросами в атмосферу.

В истории известна трагедия Месопотамии, Греции, Малой Азии к чему привела вырубка леса, в результате чего исчезли с лица Земли некогда могучие государства, гибли целые цивилизации, терялся бесценный исторический опыт человечества. Оставались желтые пески на месте некогда благодатных земель Междуречья и Карфагена, выжженные солнцем склоны гор на месте сказочных лесов Ливана, сельва на площадях великих городов инков и майя. Оставались громадные проблемы потери для последующих поколений.

Лес является важной составной частью всей экологической системы. Лес – это “легкие планеты”, уникальный природный ресурс. Леса – 2/3 живой материи, воспроизводимой на нашей планете. Они определяют биофизические, геохимические, гидрологические процессы, служат защитой Земли, являются одним из главных поставщиков кислорода. Именно лес аккумулирует энергию солнца, поддерживает круговорот веществ в биосфере планеты, формирует климат, гидрологические условия и создает географический ландшафт. Благодаря фотосинтезу лес производит огромное количество биомассы, поглощает углекислый газ и производит кислород, очищает воздух, уменьшает загрязнение и снижает шум. Известный китайский эколог Сюй Дисинь писал: “В 1983 году американские ученые, обследуя тропические дождевые леса в Южной Америке, и в частности, изучая условия стокообразования в бассейне реки Амазонки, обнаружили, что леса могут оказывать заметное влияние на солнечное излучение, водный баланс и термодинамику в планетарном масштабе, влиять на изменение климата во всем земном шаре. Леса могут 75% поглощаемой влаги вновь отдать в атмосферу для формирования осадков. Подобно океанам и морям они регулируют климат на планете”.[9]

Нарушение хрупкой природной гармонии в эпоху научно-технической революции угрожает не только благосостоянию, но и самому существованию человечества. Объектом антропогенного воздействия стали в различной степени все природные оболочки Земли – твердая, газовая, водная, биотическая, космическая. Со множеством проблем глобального характера столкнулись все без исключения страны мира. Под вопрос поставлено существование как природного равновесия биосферы, так и человеческой цивилизации. Известный немецкий зоогеограф Ультрих Зелдаг в книге «Животный мир» приводит такие данные по вымиранию животных в XVII-XX веках. За этот период ради мяса, меха и прочих продуктов охотой уничтожено 22 вида зверей, доведено до грани вымирания 94. Истреблены из-за суеверий и как предполагаемых вредителей – 16, вымирает – 26. Восьми видов зверей нет больше на Земле из-за того, что были разрушены места их обитания (вырублены леса, осушены болота и т.п.). Если распределить приведенные данные по столетиям, то получается, что в XVII веке вымерло 4 вида млекопитающих, в XVIII веке – 5, в XIX веке – 19, за первую половину ХХ века – 25.

В «Севильской стратегии для биосферных резервантов” подчеркивается необходимость поддержания “тесной взаимосвязи между культурным разнообразием и биологическим разнообразием… сохранения традиционного знания и генетических ресурсов».[10]

Любой человек и каждый этнос должны рассматривать экологические проблемы во взаимосвязи локального, регионального и глобального характера. К сожалению, в реальной жизни не учитываются ни эти требования, ни национальные интересы в охране исконной территории этноса, ни почвенные, природно-ландшафтные особенности и климатические условия регионов. Об этом свидетельствует тот факт, что в 80-е годы в Краснодарском крае стали выращивать рис, где в результате самый крупный черноземный массив толщиной два-три метра оказался под водой. А самое безнравственное – это переселение десятков адыгейских аулов из этнической колыбели в другое место. Их кладбища, могилы отцов и матерей оказались под водохранилищем. Это не только нарушение экологического нарушения региона, но и позорное явление в мирное время – такое отношение к этнической памяти жителей тех аулов. Аналогичное явление происходило после депортации карачаевцев в Верхней Теберде, где кладбища сравняли с землей, вспахали и засеяли кукурузой. В ауле Джегута был разрушен красивый минарет великолепной архитектуры. Камни минарета увезли в другую станицу для строительства. А в Чечено-Ингушетии вытаскивали надгробные памятники, чтобы из них сделать ступеньки в домах; по ним, в течение 13 лет люди ходили, и втаптывали имена и фамилии, этническую память предков этих народов, подвергшихся политическому геноциду. Таких примеров можно привести множество.

Охрана и улучшение окружающей среды, сохранение здоровья человека, учет этнических особенностей каждого народа, его традиций и обычаев, памятников природы, истории и культуры, экологическое образование и воспитание населения должны быть приоритетными проблемами государственной политики в условиях демократизации и национального возрождения. Без этого невозможна охрана окружающей среды, повышение экологического образования и нравственное воспитание подрастающего поколения.

Ведущим условием реализации системы экологического образования и воспитания в учебно-воспитательном комплексе является органическое соединение учебно-научного и жизненного опыта учащихся и студентов, что достигается на основе взаимосвязи образовательных предметов и специальных интегрированных курсов дисциплин, а также внеурочной экологической деятельности по охране окружающей среды.

Н.Н.Моисеев писал о необходимости создания гармонии общества и природы. Это новое направление, названное “коэволюцией” - о прогрессе современной цивилизации. В работе “Человек и биосфера” он выделил основной фактор адаптации общества к изменившимся условиям жизни: изменение характера общественных организаций, моральных (внешних для человека норм) и нравственных (внутренних установок на добро) основ общества. Идея совместного гармонического существования природы и общества осуществима, если национальное самосознание личности и общественное сознание будут так же гармонично развиваться в мировом масштабе, как и общество и природа.

Экологи признают, что экологические проблемы любой человек и каждый этнос должны понимать как планетарное явление, которое оказывает большое воздействие на формирование экологического сознания широких масс. Поэтому программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) придает большое значение борьбе с эндемическими болезнями, контролю за загрязнителями и изучению их воздействия на здоровье, созданию Международного регистра потенциально токсичных химических веществ, а также методам, позволяющим выявить присутствие этих токсических веществ в окружающей среде.

Общественное сознание – это большая моральная сила, которая служит побудительным мотивом для обсуждения многих насущных проблем, связанных с экологией. Так, в ноябре 1996 года в Чили было заседание ПАН – Американской Ассоциации по биохимии и молекулярной биологии, на котором обсуждались вопросы заболевания людей в результате окислительных процессов. Развитие промышленности и ненаучное отношение к технологии привело к тяжелым заболеваниям, создаваемым руками человека. К сожалению, во всем мире не учитываются многие требования к технологии производства во всем мире, национальные интересы в охране исконной территории этноса, а также почвенные, природно-ландшафтные возможности и климатические условия регионов.

Экологический и социальный кризис сейчас испытывают все народы мира. Но не все осознают, насколько может быть опасна экологическая проблема. Так, в конце 90-х годов общественность Японии, на сознание которой сильно повлияла трагедия Хиросимы и Нагасаки, была возмущена и заявила протест в связи с тем, что во Франции на специально перерабатывающих заводах извлекался плутоний, а отходы по условиям договора возвращались в Японию, и там они должны быть захоронены. Ученые Японии стали доказывать, что у них зона сейсмоопасная и смертоносные отходы могут быть выброшены и принести вред здоровью людей. Этот факт говорит о том, что у большинства населения Японии сформировано новое экологическое сознание. Охрана природы – совокупность международных, государственных, региональных, локальных, административно-хозяйственных, технических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводства природы Земли и ближайшего к ней космического пространства в интересах существующих и будущих поколений.

Экологическая культура является формой общественного сознания и национального самосознания, поэтому экологические проблемы волнуют и общество в целом, осознающее экологическую деградацию, опасную для всей биосферы. Не случайно в 1990 году на 77-й сессии Международной Конференции Труда было принято обращение к Международной организации труда (МОТ) с предложением уделить самое большое внимание вопросам экологического образования и включить в учебные программы Международной организации труда многие вопросы охраны природы и повышения экологической культуры населения планеты.

Кавказ является наиболее изученным регионом земного шара не только в геолого-географическом, геоботаническом, зоогеографическом, климатологическом отношении, но и в этнологическом и культурологическом отношении. Кавказ – горная страна, с богатой, разнообразной и самобытной природой. Здесь находятся очаги древнейших цивилизаций, и природные ресурсы эксплуатируются очень давно и интенсивно.

Народы Северного Кавказа находятся в более благоприятном положении по сравнению с другими регионами России и СНГ.

Однако в последние годы в регионе наблюдались нарушения экологической безопасности в связи с межнациональными конфликтами и войной в Чечне: было бесконечное передвижение тяжелой военной техники, взрывы на нефтеперерабатывающих предприятиях, пожары, разрывы снарядов и бомб, – в результате которых отравляющие вещества выбрасывались в атмосферу, подрывая здоровье людей. Были и другие экологические нарушения, которые отрицательно сказались на национальном самосознании горцев. Это, прежде всего, насильственная высылка, длившаяся 13 лет вдали от родных очагов, и другие негативные факторы. Преодоление ущербности национального самосознания тех лет и сегодня – одна из важных проблем общественного сознания и национальной психологии. Нельзя пренебрегать и эмоциональными аспектами в понимании взаимосвязи и взаимообусловленности природы и человека, их единства на Земле. Нарушать это единство – значит нарушать жизнь, расшатывая ее основы. Поэтому охрана и улучшение окружающей среды, сохранение здоровья человека, учет этнических особенностей каждого народа, его традиций и обычаев, памятников природы, истории и культуры, экологическое образование и экологическое воспитание населения – все должно быть приоритетными проблемами государственной политики в условиях национального возрождения. Без этого невозможна охрана окружающей среды, изменение национального сознания и повышение экологического образования на Северном Кавказе. Правильно подметил А.Ю.Шадже обострение демографической ситуации в северо-кавказском регионе, в частности об экологическом нарушении в Республике Адыгея. “Начавшееся сокращение численности населения, – пишет она, – охватило все территории республики: во всех семи районах и городе Майкопе отмечается естественная убыль населения и составляет 4,2 на 1000 человек. Остается высокий уровень заболеваний врожденными аномалиями. В 1994 году этот показатель составил 26,4 случаев против 14,3 случаев в 1993 году на 1000 детей (в 1,8 раз увеличился). Средняя продолжительность жизни мужчин в республике составляет 61 год, женщин – 73 года, общая продолжительность жизни – 67 лет. Более 40% населения республики употребляет недоброкачественную воду, 10,4% населения работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям”.[11]

В настоящее время смертность превышает рождаемость в нашей стране. “В России высокая (более 50%) смертность в молодом возрасте от болезни органов кровообращения и этого класса причин, – пишет А.Д.Царегородцев. – В развитых странах (Австрия, Канада, Швеция) средняя продолжительность жизни мужчин 73-75 лет и женщин – 79-82 года. А в России этот показатель соответственно – 58,3 и 71, 1 лет. Такой разницы – на 13,4 года – нигде не отмечается”.[12] За допущенные ошибки природа, как предупреждал Ф.Энгельс, начала человеку мстить: происшедшие в ней изменения привели к образованию неблагоприятной экологической ситуации, отразившейся на состоянии самого человека.

Среди форм общественного сознания на самом низком уровне развития, по нашему мнению, находится экологическое сознание. Оно является наиболее не разработанной проблемой в философии. До сих пор нет ни одной работы, посвященной формированию и развитию экологического сознания. К чести В.И.Каширина нужно сказать, что он написал “Очерки философии планетарного самосознания”.[13] Эта монография представляет собой проект новой философии, созвучной мировоззрению эпохи ноосферы. Вопрос об экологическом сознании и проблемы национального самосознания требуют всестороннего анализа и глубокого социально-философского осмысления, особенно в свете таких масштабных категорий, как биосфера, эволюция, человечество, социум, время и т.д. Поэтому необходимо рассматривать не только целый этнос, но и отдельного человека как неотъемлемую часть биосферы. Это, прежде всего, связано с поиском путей выхода из планетарного кризиса, с достижениями современной науки и социальной практики. Развитие культуры социального самосознания и национального самосознания позволит качественному формированию экологического сознания и планетарного самосознания. В структуре их, как элемент общественного сознания, будет развиваться и национальное самосознание.

В формировании экологического сознания следует широко использовать не только этнокультурные традиции и обычаи народа, но и законы природы. За их игнорирование человечество ждет расплата. Природа не имеет национальных и государственных границ. В ней четко прослеживаются причинно-следственные связи позитивного и негативного характера, так как природные явления носят глобальный характер. Они не ограничиваются национальными территориями, тем более не подчиняются указаниям и планированию. Поэтому экологи приводят такие примеры из экологического равновесия, предоставляют такие убедительные эмпирические данные, которые не могут не заставить задуматься людей в любом уголке планеты. Именно они помогают осознать степень опасности и обратить внимание на проблемы природопользования, и в конечном счете, на проблемы человеческой жизни.

Ноосфера, по утверждению В.И.Вернадского, - новое экологическое состояние биосферы, связанное с возникновением и развитием человеческого общества. Ноосфера в переводе с греческого языка означает разум и шар. В 1944 году в своей работе “Биосфера и ноосфера” он писал, что человек впервые становится крупнейшей геологической силой планеты, что он может и должен перестраивать своим трудом и умом область своей жизни, перестраивать ее коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Верно пишет Н.Н.Моисеев о том, что человеку “предстоит расширять свое воздействие на окружающую среду и перестраивать самого себя – носителя Разума. “Естественная эволюция” отступает на второй план Разума, только Разуму стоит создавать тот образ, которому должен следовать его носитель, ибо эволюционный процесс индивидуального совершенствования практически закончился уже десятки тысяч лет назад”.[14]

Интересно и мнение другого ученого В.И.Каширина. “Эпоха ноосферы диктует нам новые законы воздействия разума человека на природу. Все, чего коснулась цивилизация ранее, теперь и коснется в будущем, – все это включается в сферу культуры социального самосознания. Значит надо изменить границы объективности, принципиальное ее понимание…Объективное существует “внутри” нашего сознания, человечество знает о нем, включающем и “материальные” и “идеальные” объекты, но не может и не знает, как воздействовать на него в данной пространственно-временной организации. Генеральный объяснительный принцип философии планетарного самосознания – принцип ответственного действия”.[15]

В современных условиях наблюдаются три опасные глобальные тенденции: изменение состава атмосферы, усиление в результате этого “парникового эффекта” и потепление климата, что может привести к таянию льдов и катастрофического повышения уровня океана; к засорению околоземного космоса – остатками космических аппаратов.

Загрязнение Мирового океана нефтяной пленкой нарушает энерго и массообмен между гидросферой и атмосферой, сокращает видовой состав флоры и фауны, их генофонд. Сокращение озонного слоя, предохраняющего жизнь на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца, приведет к катастрофическим последствиям. Еще в 1955 году в “Манифесте” двух великих людей Рассела и Эйнштейна прозвучали призывы к глобальному видению мира о необходимости формирования планетарного сознания: “…мы выступали не как представители того или иного народа, континента или вероучения, а как биологические существа, как представители рода человеческого, дальнейшее существование которого находится под сомнением”.[16]

В период обострения межнациональных отношений и ряда других негативных этносоциальных проблем нужен комплексный подход в решении экологических, экономических, демографических и гуманитарных проблем. Эти вопросы сейчас остро стоят перед всеми народами северокавказского региона. Так, в пределах Кабардино-Балкарии почти нет ни одного природного памятника, который бы не испытал варварского разрушения и хищнического истребления. Почти такое же положение наблюдается и в других республиках, где имеется снижение общенаучного уровня в изучении многих вопросов, касающихся биосферы и человека. Надо отметить, что в Кабардино-Балкарском университете в течение многих лет биологи вели исследования в области охраны окружающей среды и рационального природопользования – о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Для них была создана материальная база в Нальчике и в Приэльбрусье, утверждена программа подготовки биологов-экологов (1980г.) В конце 90-х годов работа стала свертываться: нет фундаментальной материальной базы.

Народы Северного Кавказа, как и все народы Российской Федерации, переживают экономический кризис, спад производства. Проблемы образования, здравоохранения, науки поднимаются на Международных конференциях и симпозиумах, вопросы экологии волнуют многих ученых. Так, в октябре 1995 года в Барнауле состоялась научная конференция под эгидой ЮНЕСКО “Проблемы образования в Западно-Сибирском регионе”. На ней выступил Э.М.Кулчаев (г.Карачаевск) и предложил свою программу по всеобщей экологии. Она была опубликована, и сейчас ею пользуются при чтении курса лекций студентам Карачаево-Черкесского педагогического университета.

В последние годы почти на каждой научной конференции поднимались вопросы экологии, экологической культуры, экологического сознания, являющегося частью общественного сознания. Об этом шел разговор ученых в мае 1997 года, когда в Волгограде, на базе Волгоградского университета прошли педагогические чтения по теме “Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона”. Одна из секций была посвящена экологии и охране окружающей среды. В ней приняли участие многие ученые из вузов Северного Кавказа, которых волновало экологическое образование и нравственное воспитание, место естественных наук в экологическом воспитании, экологическая этика, вопросы формирования экологического сознания и другие актуальные проблемы, связанные с биосферой и человеком.

Региональные научно-практические конференции “Биосфера и человек”, прошедшие в 1997-1999 гг. в Майкопе, были посвящены актуальным проблемам охраны и биологии растительного и животного мира, здоровью человека, экологическому воспитанию людей и социологии личности. Такие доклады, как “Социальная экология” (Р.Д.Хунагов), “Духовность как приоритет ноосферного мышления” (В.В.Скляр, Н.А.Кладько), “Личность как ноосферная составляющая биосферных процессов” (Л.В.Янковская), “К вопросу о формировании экологического сознания” (Ф.С.Эфендиев) и некоторые другие непосредственно касались значения экологической культуры в системе общественного сознания и национального самосознания личности.[17]

Формирование экологического сознания и национального самосознания средствами гуманитаризации образования, развитие национального самосознания на материале природы в процессе обучения, воспитание экологической культуры на основе фольклора и местной литературы – области важных и нужных исследований. Экология всегда была актуальной педагогической проблемой, поскольку многие понимают, что болезнь природы – это болезнь нации и человека.

Как подчеркнул Х.Р.Ахриев: «… охрана здоровья человека до сих пор не вышла за рамки лозунгов и деклараций. Между тем в результате загрязнения среды обитания появились или умножились различные заболевания, снижающие дееспособность человека и уносящие ежегодно многие тысячи жизней. Среди них – генетическая отягощенность и психические заболевания, социальные пороки, травматизм различного происхождения и т.д. Проблемы здоровья человека и здоровья Земли связаны теснейшим образом, хотя изучаются они изолированно. Совершенно очевидно, что здоровая Земля – важнейший фактор здоровья живущих на ней людей. Когда человек губит природу, он тем самым губит самого себя. Людей можно и нужно учить здоровью и этике отношений с природой с раннего детского возраста и всю жизнь».[18]

Природная среда – основа существования любого этноса и его отдельных носителей, национальное самосознание которых должно разумно развиваться в процессе экологического образования и воспитания. Только объединив весь интеллектуальный и нравственно-духовный потенциал народов Северного Кавказа, можно решить в едином комплексе социально-экономические, культурные и экологические задачи этого уникального региона. Северный Кавказ является центром биоразнообразия Европы и Северной Палеарктики, местом многообразия растений и животных, здесь же на высокогорных альпийских пастбищах выращивается порода кабардинских лошадей, ставшая уникальной и легендарной породой, предметом национальной гордости.

Сложившийся в последнее время у некоторой части населения стереотип мышления о невозможности предотвратить разрушительное воздействие социального прогресса надо заменить новым пониманием и планетарным сознанием, планетарным самосознанием, что охрана окружающей среды на пороге XXI века вполне возможна, а рациональное использование природных ресурсов тем более. В массовое сознание народов Северного Кавказа постепенно внедряется экологический фактор, который имеет большое значение в формировании мировоззрения. Ученые пытаются обосновать значение экологической культуры в структуре общественного сознания и показать ее влияние на формирование национального самосознания. Г.Я.Буш справедливо указывает, что “… решение экологических проблем невозможно без пересмотра традиционных мировоззренческих установок, всей системы отношений и взаимодействия человека с миром, выявления места человека в экосистеме и уточнения целей и смысла своей деятельности”.[19]

Известно, что ни один народ самостоятельно не может выжить в современных условиях всеобщего экологического кризиса, решить нынешние сложные социально-экономические, экологические и культурные задачи без совместных, согласованных усилий всех стран. “Чтобы выжить, – говорил Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, – нам придется изменить наш образ жизни и наши приоритеты”.[20] По данным экспертов ООН, лишь углекислого газа выбрасывается в атмосферу ежегодно 5 млрд. тонн – по тонне на каждого человека. Эти отходы, выпадая с кислотным дождем, губят рыбу в прудах и озерах, реках и океанах, убивают лес, несут болезни человеку и животным. Загрязненный воздух разрушает также достояния национальной культуры. Кроме того, отходы – тяжелые металлы и ядовитые вещества, насыщающие почву, воздух, воду, пищу, химикаты, попадающие со свалок в грунтовые воды, навоз крупных животноводческих ферм, отравляющий воду в реке, примерно так же, как и город со стотысячным населением, и конечно, бытовой мусор – все это отрицательные приметы нашего времени. Поэтому необходима экологизация общественного сознания, равно как и экологическое образование, которое должно базироваться на накопленном опыте человечества.

О низком экологическом образовании говорит следующий факт. Был проведен опрос среди студентов некоторых вузов Северного Кавказа (Нальчик и Карачаевск). Им было предложено два вопроса: 1.Что такое “экология”? Дать определение этого понятия. 2.Каковы задачи экологического образования? На первый вопрос затруднялись ответить около 70%, а задачи экологического образования определили только 6% опрошенных.[21] Столь низкие показатели свидетельствуют о том, что сложные связи сплетения “человек – культура - природа” далеки от их понимания и трудности перехода человечества к ноосферному сознанию их почти не интересуют.

В формировании экологического сознания необходимо широко использовать топономический материал. В этом отношении большой интерес представляют названия и группировки растений – фитотопонимы. У горских народов из покон веков имелись фитотопонимы, которые передавались из поколения в поколение. Об этом написаны труды многих исследователей. В частности, Х.Л.Ханмагомедов заметил, что в Чечне значительно сократились не только площади лесных массивов, но и их видовой состав. Теперь уже не встречаются в Чечне ни железное дерево, ни чинара, которые в прошлом имели широкое распространение. Память о них сохранилась в фитотопонимии: “Москьоь” (с чечен. Яз.; означает “Урочище с железными деревьями” сел. - ур. Чишки), “Попийи” - арз (с чечен. – “Лес с чинарами” с.Улус-Карт). О былом лесном массиве в Чеченской Республике свидетельствуют фототопонимы “Варшйисте” (с чечен. это “край лесной опушки”, с.Старый Атаги); в Северной Осетии – Алании встречается слово “Танхъад” (с осетин. яз. – “редкий лес”, местность Майли в Кобанском ущелье), в Республике Тува есть слово “Тасуыл - ой”, что означает “низина гольца, лишенная растительности”, Барун-Хемчикский район, в Дагестане – слово “Фугундик” (с лезгин. яз. Означает “мареновый лес”), с.Кахцуг Сулейманского района; в Карачаево-Черкессии есть слово “Джорхарлы Тала”. С карач. яз. означает “кленовая поляна”; в Домбае, в Кабардино-Балкарии – “Жеркли къол” (с балк. – “Ольховое ущелье”) или “Эменли кюлюм” - дубовая местность, в сел. Гунделен Эльбрусского района. Таких примеров можно привести множество. Сохранились отдельные слова, словосочетания, но нет ни железных деревьев, ни чинаровых лесов и кленовых полян.

Фитотопонимы как памятники былых фитоценозов сохраняются, хотя давно уничтожены черешневые, абрикосовые, гранатовые, инжирные, миндальные насаждения. В сознании людей старшего поколения привычная среда обитания сменилась новой, превращенной в социокультурное пространство другими поколениями, которые руководствовались иными интересами, возможностями и способами преобразования природы. Изменилось и национальное самосознание тех и других. Духовность как приоритет ноосферного мышления и экология стали иными. В связи с этим позволим себе обратиться к фитотопонимии. Так, в Дагестане в селе Берикей Дербентского района встречаются фитотопонимии азербайджанского происхождения: Бахлибаг (“Черешневый сад”), Гайсыбаг (“Абрикосовый сад”), Бадамлыг (“Миндалевый сад”) и др.

Старожилы утверждают, что раньше у народов Дагестана была хорошая традиция – воспитывалась любовь к родной природе и с молоком матери передавалось бережное отношение к природе. Для этого были свои, традиционные методы и средства нравственного воспитания. Главная цель его - внушить молодым, что природа создана для созидания, а не для разрушения. Так, людям, участвовавшим в уничтожении дикой флоры, создавали в прошлом антипамятники средствами топонимии. Этим можно объяснить возникновение топонимов лесов с.Сайтаркент Сулейман-Стальского района “Мегемедан-кашай” - с лезг. яз. обозначает “выкорченный Магомедом”, а в сел. Кабир Курахского района до сих пор встречается слово “Махмудакон” - (с лезг. яз. – “вырубленный Махмудом”) и т.д. Национальное самосознание в данных случаях находило отражение реальности в форме чувственных и умственных образов, характерных для негативного действия человека, варварски поступившего с лесом. В данном конкретном случае с Махмудом и Магомедом оно, сознание, запечатлено в языке народа, а быть может, и в продуктах культуры. Национальное самосознание – это духовный феномен, проявляющийся в виде мыслей, идей, представлений и т.д.

Рассматривая вопрос о значении экологической культуры, этнокультуры, в системе общественного сознания и национального самосознания личности, хотелось бы вкратце остановиться на экологических аспектах традиционной сельскохозяйственной культуры народов Северного Кавказа. Так, у горских народов, которые занимались скотоводством, существовали природосохраняющие правила ведения хозяйства: четкие сроки и маршруты перекочевки скота, составление пастбищ на время периода их восстановления, выпас животных определенного количества и на конкретном участке, очистка родников. Поэтому у карачаевцев и балкарцев до сих пор сохранились слова “жазлыкъ”, “къышлыкъ”, то есть “летнее пастбище”, “зимнее стойбище”. Это была народная экологическая культура, предполагавшая бережное отношение к пастбищам и сенокосным угодьям, к определенному кочевому образу жизни скота и уважительное отношение к тем, кто за ним ухаживал. Единство природы и культура ее обслуживания зижделись на основе гуманистической этики поддержания жизни на земле. Внутреннего противоречия единства культуры и природы не было, как и не было тогда такого воздействия антропогенного фактора. И сейчас у горцев, живущих в высокогорных условиях, сохранилось бережное отношение к окружающей природе, определенная этика культуры ведения хозяйства, чтобы сохранить экосистему.

Подобная же этика в среде обитания, свои традиции существовали у многих народов Африки. Так, согласно обычному праву пигмеев, самым страшным преступлением считалось загрязнение проточной воды, рубка больших деревьев, добыча на охоте больше дичи, чем необходимо для пропитания, неоправданное ранение зверя и т.п. Право туарегов защищало дикие растения, запрещало не только рубку деревьев, но и срезание ветвей, поджог кустарников. Брали штраф - одного верблюда или 5-10 коз за пастьбу на запрещенных землях; одну козу - за срубленную ветку, одного верблюда - за оставление без присмотра стада верблюдов, одного барана - за небрежность в пастьбе коз и т.д.[22]

На наш взгляд, заслуживает внимания положительный экологический опыт, который возник в последние годы в Дагестане. Это свидетельство формирования нового национального самосознания, первый шаг к ноосферному сознанию. Так, в целях охраны дикой флоры народы этой многонациональной республики, говорящие на разных языках, дают географическим объектам природоохраняющие названия, которые способствуют бережному отношению к окружающей природе. В топонимической карте Дагестана появились такие названия, как “Святой лес” в селе Буркихан Агульского района (на агульском яз. - газийинариндар), “Святой сад” в селе Биркей Дербентского района (азерб. Прибаг), “Мечетский лес” (от слова “мечеть”) и т.д.[23]

В условиях Северного Кавказа экологизация общественного сознания должна базироваться прежде всего на этнопедагогике, национальном фольклоре, национальной культуре, родном языке. Формирование экологического сознания и национального самосознания должно идти средствами гуманитаризации образования. В представлении горцев “Адам бол” (“Будь человеком!”), “Адамлыкъ” (человечность) – включает в себя совокупность норм морали и этики поведения человека в быту и обществе, на лоне природы и среди животного мира. По мнению этнопедагога Ш.А.Мирзоева, «значение такого кодекса не является привилегией кого-либо, его должен постичь каждый, ибо без знаний этих правил невозможно жить в горах – такова первосуть представления человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанности перед отцом и матерью, народом, родом, аулом».[24]

Народный идеал современного человека всегда рассматривался как суммарное синтетическое представление целей народного воспитания. В народной педагогике любых этносов идея совершенства человеческой личности возникает как идеал самого ценного и лучшего, что есть и что должно быть в человеке. В идее гармонично развитого человека главным являются не национальные черты, а общечеловеческие идеалы. Хотя доминирующие национальные начала выражаются через понятия “добрый молодец” у русских, “джигит” у горцев, “батыр” у татар, башкир, народов Средней Азии. В этнопедагогике народный идеал неотделим от окружающей природы, от близкого ему мира, родной земли, на которой работали и умирали его предки. Он и окружающий его мир – единое целое. Может, поэтому свои важнейшие педагогические понятия балкарский народ назвал “Таулу адат” (Закон гор) – это верность и любовь к родине, ее природе, честность, мужество, гостеприимство, трудолюбие, гордость, достоинство, терпение, смелость, выносливость, мудрость и т.д. У большинства народов Северного Кавказа нравственные представления выражены словом “адат”.

Гармонизацию отношений между обществом и природой воспитывает народная педагогика, в арсенале которой много действенных способов, приемов, методов. Первым и главным воспитателем является социальная этносреда, в которой человек живет, те отношения и формы защиты собственных интересов от окружающих, с которыми он сталкивается. Ведь воспитание в отличии от образования заключается не столько в развитии ума и пополнении его готовыми сведениями, сколько в облагораживании сердечных поступков и порывов души, в добром отношении к природе, животным. Формирование развитого экологического сознания – процесс сложный и длительный, требующий внимания со стороны многих учреждений, организаций, семьи и общественности. Стремления, взгляды верования прививаются средой и формируются народной педагогикой. Они дают человеку критерии, по которым он судит свои и чужие поступки, отношение к окружающему миру природы. Если в процессе воспитания этнопедагогикой у человека появилось сознание единства с живой и неживой природой, имеющей цену своего существования, и эта цена постоянно возрастает, он должен глубоко осознавать, что не только мир создан для него, но и он создан для мира, который он обязан охранять и беречь вместе с другими людьми, социальными группами, обществом в целом. Национальное самосознание и экологическая культура личности должны проявляться в эколого-физиологических особенностях труда и в других поступках и действиях, дополняя друг друга, в двуедином духовном процессе.

По нашему мнению, экологическая культура является составной частью общей культуры горских народов, которая сложилась на протяжении многих веков. Народные знания о природе определяются как результат познания природы, основанный на наблюдениях и опыте практической деятельности. Передавая из поколения в поколение трудовые навыки, духовность как приоритет экологического сознания, простые горцы веками обеспечивали рациональное природопользование без нарушения экологического равновесия, сознательно и разумно относились к использованию природных богатств своего края. Так, на Северном Кавказе обычно встречаются лесные массивы на южных склонах гор и ущелий. В этих местах горцы старались сохранить лес и кустарники, не вспахивали нижний пояс, чтобы не было оползней и не образовывались овраги. Так сохранилась первозданная красота известных ущелий: в Кабардино-Балкарии Баксанского, Чегемского и Тазыльского ущелий, в Карачаево-Черкессии Тебердинское, Архызское ущелья, в Северной Осетии – Алания Цейское ущелье, а в Дагестане – Самурский лесной массив и т.д.

В народной педагогике все задачи, связанные с развитием личности и ее взаимодействия с природой, решались на основе активного участия в трудовой деятельности. Известный этнопедагог Г.Н.Волков писал: “Воспитание в труде – основная проблема в педагогике всех народов, трудолюбие – главная забота воспитания. Трудовое воспитание – венец всей системы народного воспитания. Вне труда нет ни эстетического, ни физического, ни нравственного воспитания”.[25] Экологическая культура личности и ее национальное самосознание предполагает наличие определенных знаний и убеждений, понятий и эмоций, поэтому практическая деятельность человека подчиняется определенным требованиям рационального природопользования. Духовность является показателем сознательного, ответственного отношения к экологическим проблемам и окружающей природе. Верно заметили В.В.Скляр и Н.А.Кладько, что “развитие человечества – во многом результат серии выборов образа жизни, в которых личность совсем не нулевая, а определяющая величина. Выбирая из имеющихся тенденций развития и соединяясь с устремлениями соратников, персонифицированный личностный вклад индивида умножается групповыми усилиями и связывает единомышленников духовными отношениями, способными преобразить не только культуру, но и природу. Силой, организующей и направляющей коллективные действия, как раз и является духовность”.[26]

Природная среда народов Северного Кавказа неповторима и содержание народных знаний о ней носит глубоко этнокультурный характер, что находит отражение в народной педагогике, для которой экологическая культура личности стоит наряду с трудовым и нравственным воспитанием. “… нужно укрепить и популяризовать экологические ценности и знания, полученные нами от предков, обратив особое внимание на такие составные элементы экологической культуры, как экологическая образованность, экологическая сознательность и, особенно, экологическая деятельность”.[27]

Формирование экологического сознания и национального самосознания средствами художественной литературы, изобразительного искусства и фольклора народов Северного Кавказа – весьма действенные факторы. Фольклор горских народов содержит богатый материал для воспитания экологической культуры и формирования национального самосознания молодежи. Одним из таких произведений устного народного творчества является эпос “Нарты”, эта педагогическая сокровищница многих народов северокавказского региона. Нартский эпос носит в целом этнопедагогический характер в нем много воспитательных идей: как воспитывать детей – необходимое условие поступательного движения народа и общества; как подготовить молодежь к жизни, к борьбе с трудностями и умению беречь и любить родную природу.

Нартский эпос народов Кавказа является высшим проявлением духовной культуры древнего аборигенного населения кавказского региона. Сама величественная и суровая природа Кавказа способствовала тому, что в устной поэзии горских народов встречаются постоянные описания природы и пейзажа. “Большую роль пейзажные зарисовки и микропейзажи играют в сюжетно-композиционной организации сказаний. При помощи пейзажа в них показывается, какие большие трудности и препятствия должен преодолеть герой во время похода, охоты (непроходимые горные тропинки, глубокие ущелья, отвесные скалы, темные, дремучие леса и т.д.). Чем более сложен эпический пейзажный антураж, тем более героическими предстают усилия нартов в преодолении трудностей и достижении цели”.[28]

В м устном народном творчестве народы Северного Кавказа выразили свои убеждения в том, каким должен быть человек и его взаимоотношения с окружающим миром. Эта своеобразная народная педагогика, которая развивалась вместе с совершенствованием трудового и нравственного опыта, преследует определенные воспитательные цели, исходя из практики людей, их поступков и действий. “В зависимости от своего содержания, - писал И.А.Шоров, - народные идеи, отражающие общественное бытие, различно влияли на ход общественного развития, на ход социальной жизни людей”.[29]

Сформировавшиеся в течение многих поколений в народном сознании поверья, приметы, пословицы и поговорки, этнотрадиции оказывали воздействие на отношение горцев к окружающей природе и животному миру. Чаще всего оно выражалось в идее добра, милосердия, гуманизма. Так, у балкарцев и карачаевцев считалось большим грехом убивать земноводных – лягушек, жаб. Горцы свято относились к хлебу: на него нельзя наступать, потому что это плохая примета. “Наступать на зерно – исчезнет его изобилие”, - говорили балкарцы. Такое же уважительное отношение проявлялось к домашнему животному: “Нельзя (нехорошо) пинком поднимать лежащий скот” и др. К формам народного сознания, выработанным веками, последующие поколения всегда относились с должным вниманием, стараясь перенять сложившиеся стереотипы. В национальном самосознании сложившийся стереотип пребывал очень длительное время. Горский ребенок, видя, как мать поднимает оброненный кусочек хлеба, целует его и обдувает, вряд ли будет пинать его ногами. Он знает, что это большой грех, за который последует кара.

Трудовой народ всегда сознавал, что отношение к природе должно быть гуманным, так как жизнь без природы и ее богатств немыслима. Эта идея отчетливо проявляется в фольклоре. У ногайцев и у других народов северокавказского региона есть много обрядов и поверий, связанных с земледельческими работами весной, когда идет пробуждение природы. В них также отражены экологические аспекты традиционной сельскохозяйственной культуры, особенности национального мышления, в котором “человек – культура - природа” занимает не последнее место. Если даже взять мусульманский праздник “Науруз байрам”, возникший в доисламское время, то и он следует гуманистической этике. Карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, адыгейцы и народы Дагестана, проповедовавшие мусульманскую религию, до сих пор отмечают этот праздник, являющийся средством социального взаимодействия между поколениями, этносами и друг с другом. “Науруз байрам” по своей биосферно-природной сущности как раз и направлен на управление собственным поведением в поле окультуренной природы на духовной основе определенных национальных идей и идеалов горских предков.

Экологические традиции – это сознательное воздействие старших на ум и сознание подрастающего поколения, это передача навыков материальной культуры и духовных знаний, народного духа, бережного отношения к природе, к земле и к тем, кто ее населяет. Народная этика карачаевцев и балкарцев гласит: “Знания, приобретенные в детстве, долговечны, как узоры, вырезанные на камне”. Горцы, как и другие народы, проявляли и проявляют большую заботу об экологическом воспитании молодежи, прививая ей с раннего возраста народные этические традиции отношения к окружающей среде, законам природы, рациональному использованию земледелия, животноводства, лесного хозяйства, что получило отражение в устном народном творчестве. В.Г.Белинский, хорошо знавший психологию людей всех возрастов, писал, что в детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, первый посредник между духом ребенка и находящимся вне его миром действительности. Дитя не любит идей: ему нужны сказки, повести, рассказы, песни. Посмотрите, как сильны у детей стремления ко всему живому. Великий мыслитель прав, потому что стремления людей ко всему живому, к природе (именно природа каждый раз возвращает нас на круги своя) являются своеобразной силой, воздействующей на самосознание.

Таким образом, значение экологической культуры в системе общественного сознания и национального самосознания личности имеет большое значение на пороге переломного момента своего развития. В конце ХХ века и в преддверии ХХI-го человечество достигло такой стадии эволюции, когда оно начинает всерьез влиять на глобальные процессы, происходящие на Земле. Речь идет не только о загрязнении окружающей среды, сулящего гибель людей, но и об изменении теплового баланса планеты, грозящего гибелью большинства животных и растений, истощению природных ресурсов. Например, при сохранении темпов потребления ресурсов, характерных для современного производства, веществ всей нашей Галактики хватило бы лишь на 2600 лет. Земные разумные существа сделали уже свою планету третьим по мощности источником радиоизлучения Солнечной системы. Вполне возможно, что Земля в ближайшее десятилетие по данному параметру превзойдет Солнце. “Неизбежность космической деятельности планетарной цивилизации можно сформулировать как закон расширения ноосферы, - пишет И.А.Сафронов. – Ведь при нынешних темпах роста производства энергии сравнялось с энергией, получаемой Землей от Солнца. При тех же темпах через 1500 лет потребляемая человечеством энергия должна превзойти мощности излучения Галактики, а объем информации в битах за этот срок превысит число атомов во Вселенной. Правда, эта математическая экстраполяция, которая, однако, свидетельствует о космическом характере деятельности человека”.[30]

Современные глобальные экологические противоречия необходимо решать на основе диалога между государствами. Никто не отрицает возрастающее влияние культуры на природу. Как считает А.Л.Яншин, по прогнозам, к середине ХХI века мировое сообщество может организоваться не по территориальному, расовому, языковому, религиозному признакам, а по сетевому согласию, интересам, сферам деятельности. Но пока человечеству предстоит решать проблему выживаемости, исходя из нынешней конкретной ситуации.[31] Поэтому, на наш взгляд, следует вернуться к идее А.Сахарова об организации Мирового Правительства или создать Исполнительный Комитет при ООН с широкими полномочиями, позволяющими решать возникающие глобальные экологические проблемы вплоть до подавления экстремистов, ставивших свои национальные и религиозные интересы выше интересов всего человечества. Конечно, все это требует глубокого социально-философского осмысления, а именно, в данном случае актуальной значимости формирования планетарного самосознания, повышения экологической культуры, экологического образования. Без этого невозможно выживание человечества, невозможен переход на ноосферное мышление. Поэтому мы убеждены в том, что нужны коллективные усилия планетарного характера по формированию новой культуры социума, коллективного “Разума планеты” - мирового сообщества.

Выработка единой общепланетарной стратегии, программы развития и выживания социума на планете вполне реальна и осуществима. Для этого потребуется, в первую очередь, сформировать глобальный информационный центр в масштабе всего человечества. Об этом неоднократно писали многие ученые мира. “Переход к информационному обществу, - пишет Е.В.Золотухина-Аболина, - будет означать создание “гуманистических технологий”, ориентированных на человека. Мир культуры должен стать “человекоразмерным”, как бы подстраиваться под реальные возможности и физических данных, и психики человека. В этом должны сыграть немалую роль такие науки, как бионика, инженерная психология, широкий спектр гуманитарных дисциплин. От национальной экономики произойдет переход к экономике глобальной, где все страны и народы окажутся во взаимной связи между собой”.[32]

Итак, настоящий этап взаимодействия общества и природы коренным образом затрагивает основы бытия человека как биологического, так и социального существа. Это требует глубокого социально-философского осмысления неизбежности формирования планетарного сознания и повышения экологической культуры.

[1] Кабардино-Балкарская правда. 1997. 28 мая.

[2] Воспитание мрордежи на основе возрождения национальной культуры // Материалы межвуз. научн.-практ. конф. Нальчик: КБГУ, 1996. С. 203.

[3] Аккиев М.И. Проблемы повышения экологической культуры //Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры: Первые Эльбрусские чтения. Нальчик: КБГУ, 1996. С. 203-204.

[4] Биосфера и человек //Материалы регион. научн.-пркт. конф. Майкоп: АГУ, 1997. С. 149.

[5] Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988. С. 47-48.

[6] Ткаченко О.В., Мохова Н.А. Является ли биоэтика биологической этикой? //Человек в современных философских концепциях: Материалы Междунар. науч. конф. Волгоград: ВГУ, 1998. С. 320.

[7] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1983. С. 54.

[8] Русский космизм: онтология философской мысли. М., 1993. С. 286.

[9] Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая. М., 1990. С. 107.

[10] Севильская стратегия для биосферных заповедников // ЮНЕСКО, 1995; Научно-методич. зап. Комиссии РАН по заповедному делу // Заповедное дело. М., 1996. Вып. 1. С. 98.

[11] Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996. С. 131.

[12] Цапегородцев А.Д. О состоянии и мерах по снижению смертности населения Российской Федерации // Здравоохранение. 1997. № 4. С. 27.

[13] Каширин В.И. Очерки философии планетарного самосознания. Старополь: Изд-во Ставроп. ун-та. 1996.

[14] Моисеев Н.Н. Русский космизм и восстановление гуманистических традиций в науке и обществе //Общее дело: Сб. докл., представленных на 1-е Всесоюзные Федоровские чтения. М., 1990. С. 11-12.

[15] Каширин В.И. Очерки философии планетарного самосознания. Ставрополь, 1996. С. 158-159.

[16] Социально-политический журнал. М., 1998. № 6. С. 99.

[17] См. материалы конференций «Развитие личности в образовательных системах Южно – Российского региона». Ч. 1 и 2 // XVI региональные психолого-педагогические чтения Юга России (Волгоград, 1997), «Биосфера и человек» (Майкоп: АГУ, 1997, 1999).

[18] Кимова Л.Ф., Ахриев Х.Р. Влияние экологического воспитания на повышение профессиональных знаний студентов-медиков // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Нальчик: КБГУ, 1996. С. 213-214.

[19] Буш Г.Я. Творчество в экосистеме //Социальная экология и синтез научных знаний. Рига, 1988. С. 83.

[20] Интернациональ Геральд Трибун. 1988. 15 ноября.

[21] В Кабардино-Балкарском госуниверситете опрос студентов был проведен социологической лабораторией при личном участии автора – доцента кафедры культурологии КБГУ Ф.С.Эфендиева

[22] Очерки по истории мировой культуры //Языки русской культуры. М., 1997. С. 364.

[23] Биосфера и человек. Майскоп: АГУ, 1997. С. 34.

[24] Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1993. С. 11.

[25] Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика. 1989. № 11. С. 98-103.

[26] Скляр В.В., Кладько Н.А. Духовность как приоритет ноосферного мышления //Биосфера и человек. Майкоп, 1997. С. 153.

[27] Койчуева А.С. Роль и значение экологической культуры в структуре этнокультуры карачаевцев и балкарцев //Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Нальчик, 1996. С. 227.

[28] Хаджиева Т.М. Нартский эпос балкарцев и карачаевцев // Нарты. М.: Восточная литература, 1994. С. 52.

[29] Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. С. 11.

[30] Сафронов И.А. Человек. Вселенная. Время. СПб., 1997, С. 88.

[31] Козаков И.А., Вернадский В.И. Ноосфера и российская цивилизация //Социально – политический журнал. М., 1995. № 5. С. 52-53.

[32] Золотухина – Аболина Е.В. Страна философия. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. С 400-401.

СодержаниеДальше

наверх страницынаверх страницы на верх страницы

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования







Web Researching Center © Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2013