В библиотеке

Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920

Рекомендуем прочитать

Соловьев В.Философские начала цельного знания
Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ (1853 - 1900) - выдающийся русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Свое философское мировоззрение Соловьев изложил в трактате "Философские начала цельного знания", который может считаться по нынешним определениям наилучшим образцом философской классики, как учение о сущем, бытии и идее.

Полезный совет

На странице "Библиография" Вы можете сформировать библиографический список. Очень удобная вещь!

Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 

АвторАверьянов Л. Я.
НазваниеВ поисках своей идеи. Часть первая
Год издания2000
РазделКниги
Рейтинг3.80 из 10.00
Zip архивскачать (339 Кб)
  Поиск по произведению

Факт и его интерпретация

Научная теория и эмпирический факт

Но почему философы противопоставляют эмпирическое знание теории или гипотезе?

Если подходить к теории как к знанию об эмпирическом мире, то оно ничем не отличается по своей природе от так называемого эмпирического знания. Их отличие может быть только в уровне общности.

Тем не менее, на философском языке эти знания существенно различаются, и вполне справедливо. Если человек попробовал морскую воду и ощутил, что она соленая, то это считается эмпирическим знанием об эмпирическом факте. Получено оно в результате простого чувственного восприятия факта. И с этим мы сталкиваемся постоянно. Основа противоречия и логических несуразиц заключается в том, что данный факт (морская вода соленая) воспринимается как конкретный, единичный, частный, отдельный, не связанный ни с каким другим знанием. Но это не верно, потому что в принципе невозможно. Ведь любое наше знание об эмпирическом факте основывается на более общем прошлом знании в рамках системы знаний, или концепции. Иного способа восприятия факта нет, в противном случае он для нас просто не существует.

Согласно философам, отличие теории или гипотезы от эмпирического факта (и эмпирического знания) в том, что человек строит более сложные логические взаимосвязи между фактами.

Как только человек задумался, почему морская вода соленая, и нашел ответ, это уже считается более глубоким знанием, которое еще, правда, может не "тянуть" на уровень теории, но уже не является эмпирическим знанием. Этого знания на уровне реакции наших рецепторов получить уже нельзя. Здесь требуется сложное умственное моделирование, выстраивание логических связей, гипотез, проверка их и т.д. Словом, глубокая теоретическая работа. Образуемое обобщенное знание не является эмпирическим, поскольку оно основано на дедуктивном (или интуитивном) знании и достигается посредством специальных форм мышления, данных человеку априорно (по Канту).

Теория-гипотеза никогда не называется фактом и не может быть таковым только потому, что не содержит сам по себе факт в его непосредственной чувственной данности. Теория отражает нечто такое, что нельзя пощупать, осязать, увидеть. Это продукт чисто отвлеченного, или абстрактного мышления. Теория отражает только систему связи между фактами.

Безусловно, у этих двух форм познания мира имеется не только специфика, но и общее. В принципе, механизм образования нового знания одинаков как у так называемого эмпирического знания, так и теоретического. Это форма концептуального отражения и построения отношения с ним. Но человек может получить теоретическое знание только на основе отражения фактов объективного мира. Он их обрабатывает и получает адекватное представление об интересующем его мире. Разница заключается в том, что эмпирическое знание получено в результате непосредственных действий наших рецепторов. Оно основано на непосредственном восприятии физического мира и выражается как реакция, например, на опасность или еду. Это знание, физиологическое если так можно сказать, и является первичной информацией об объективном мире, что позволило философам говорить о чувственном начале мира знания и знания о мире. Чувственное оперирование миром и эмпирическим знанием означает, по сути, простое приспособление человека к предметам внешнего мира.

Теоретическое осмысление мира основано на вторичном анализе чувственных данных, на материале, полученном в результате обработки эмпирических фактов и определения связи между ними. Оно означает установление между фактами объективных связей и на этой основе овладение новым миром фактов. Теоретическое мышление свидетельствует о сложном движении человека в мире фактов.

Теоретическое осмысление эмпирического факта, например, то, что морская вода соленая, характеризует поиск исследователем опосредованных связей между внутренними элементами данного явления. И фактически речь уже не идет о морской воде, ее солености и даже не об элементах, которые обусловили данную соленость, а о законах взаимодействия элементов или фактов, определивших такую специфическую взаимосвязь и свойство явления.

Строго говоря, и такое знание можно назвать фактом, исходя из понимания его как устойчивого образования, поскольку оно отражает объективные связи между фактами и объективно существующие законы. Тем не менее оно отлично от того состояния мира и его восприятия сознанием, которое описывает понятие факт.

* * *

Мир многообразен в своем проявлении. Каждое состояние мира человек описывает в соответствующих категориях и тем самым помогает ему самоопределиться, характеризуя состояние и положение любого другого объекта, попавшего в поле его деятельности.

Многообразие мира - это и возможность его многообразного отражения в сознании человека, что позволяет ему с успехом решать свои разнообразные задачи. И те, которые он осознал, ставшие достоянием его прошлого опыта, и те, которые он только осознает, и те, которые имеются только в возможности.

Факт, как специфическая форма состояния мира и его отражения в сознании, тем и интересен, что позволяет строго определенно описать состояние этого мира и место человека в нем, отличить его от любого другого состояния мира и установить между ними какое-то соответствие.

Однако, знание это необходимо человеку только для решения своих задач, за пределами которых мир для человека существует только как нереализованная возможность и потенциальное поле для его деятельности.

Осознание человеком мира фактов означает осознание им себя как факта этого мира.

Человек изобрел многое такого, чего в природе не было, и это позволяет говорить о том, что он творит свой мир. Причем многообразие связей, которыми все больше и больше оперирует человек, становится таковым, что приводит к мысли об их бесконечности. Более того, тенденция такова, что человек как бы все дальше и дальше уходит от непосредственного чувственного познания мира и переходит в мир творимых им фактов. Эмпирическим знанием становятся элементы теоретического (экспериментального) знания. Насколько этот процесс объективен и предопределен, трудно сказать, но изменение самого понятия факта становится необходимым.

СодержаниеДальше

наверх страницынаверх страницы на верх страницы









Заказать работу

© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования