В библиотеке

Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920

Рекомендуем прочитать

Уинч П.Идея социальной науки и ее отношение к философии
Впервые опубликованная в 1958 году книга английского философа Питера Уинча (Peter Winch, 1926) «Идея социальной науки» оказала значительное воздействие на последующие исследования в области общественных наук в западных странах, стала классическим пособием для нескольких поколений специалистов. Она явилась первой работой такого рода, в которой был осуществлен синтез лингвистического подхода англо-американской аналитической философии и подхода «континентальных» философов, занимающихся проблемами истолкования социальных явлений (немецкой «понимающей социологии» прежде всего).

Полезный совет

Если у Вас есть хорошие книги и учебники  в электронном виде, которыми Вы хотите поделиться со всеми - присылайте их в Библиотеку Научной Литературы [email protected].

Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 

АвторГимбутас М.
НазваниеЦивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы
Год издания2006
РазделКниги
Рейтинг0.68 из 10.00
Zip архивскачать (15 436 Кб)
  Поиск по произведению

Глава VIII
Священные знаки - письмена

Вотивные приношения -дары божеству во исполнение обета, воли или пожелания — культо­ вые предметы с сакральными знаками, которые обычно находят группами или рядами, являются ха­ рактерной чертой неолита и медного века, особенно в Восточной и Центральной Европе. Сам факт изо­ бретения письменных знаков более восьми тысяч лет назад представляется настолько немыслимым, что до сих пор эта возможность никем всерьез не рассмат­ ривалась, а имеющимся свидетельствам уделялось мало внимания. В мои намеренья не входит деталь­ный анализ этих знаков или их «чтение», предпри­ нятое некоторыми любителями, которые пытались опереться на индоевропейские языки. Древнеевро- пейские письмена не принадлежат к группе индо- европейских языков так же как критская иеро- глифика, линейное письмо А или кипро-минойская письменность котсшые п оэтому и не удается рас- шифровать. Остается лишь надеяться, что когда-ни­ будь будет найден сше один Розеттский KtlMC нь с ГШ- раллельным текстом на одном из индоевпопейских языков - в принципе ничего невероятного тут нет Пока же просто приглядимся к этому удивительному достижению Древней Европы.

Честь изобретения письменности традиционно приписывается шумерам, однако в Центральной и Восточной Европе письменные знаки появились за две тысячи лет до всех известных нам примеров. В от­ личие от шумерского, древнеевропейское письмо не имело хозяйственного, юридического или админи­ стративного назначения. Его развитие было обуслов­ лено длительным использованием графических сим­ волов, существовавших в рамках все более усложняв­ шегося культа Великой Богини. Поскольку письмена встречаются лишь на культовых предметах, их, по всей видимости, следует интерпретировать как свя- щенные иероглифы.

История

Первые археологические находки со священны­ ми знаками были сделаны в 1874 г. при раскопках Турдаша (Тордоша), раннего поселения культуры винча на территории Трансильвании. Однако лишь в 1961 г.. после того как в жертвенной яме ранней куль­ туры винча в окрестностях Клужа (также в Трансиль­ вании) были найдены так называемые «тартарские таблички», они пробудили настоящий интерес. М.С.Ф.Худ и другие ученые сочли их производной от известного шумерского письма и охарактеризовали таблички как «бессмысленную имитацию письменных записей более цивилизованного народа...»'. С тех пор были обнаружены сотни священных предметов с «письменами», однако, даже несмотря на хорошо документированную стратиграфию, их несомненно важное значение по-прежнему игнорируется.

Согласно калиброванной радиоуглеродной хроно­ логии, они появились в первой половине VI тыс. до н.э. и использовались на протяжении двухтысячеле­тий. Не вызывает сомнения, что эти значки намного старше шумерской письменности Месопотамии или письменности цивилизации хараппы; что же касает­ся критской иероглифики и кипро-минойского пись­ма, то они появились на несколько тысячелетий поз­ же. Следует полностью отвергнуть идею месопотам- ского заимствования, поскольку это очевидным образом противоречит хронологическим данным.

Наличие священного письма вполне соответствует уровню развития древнеевропейских культур. Его использование приходится на то время, когда обита­ тели Центральной и Восточной Европы обладали металлургией, достаточно развитой архитектурой, широкой сетью торговых связей, удивительным мас­ терством и значительной степенью специализации при производстве разных изделий, а также сложной и отчетливо выраженной системой религиозных практик и представлений.

Распространение

Этот древнейший вид письма не был случайным явлением, зафиксированным в одном месте; напро­ тив, перед нами феномен самого широкого распро­ странения. К настоящему времени известно около сотни мест, при раскопках которых были обнаруже­ ны предметы с «письменами». Большая их часть от­ носится к культурным группам винча и тиса (бассей­ ны Моравы, Дуная и Тисы в Югославии, Восточной Венгрии, Северо-Западной Болгарии и Западной Ру­ мынии), а также к культуре караново (Центральная Болгария и Южная Румыния). Кроме того, написан­ ные или нарисованные знаки, ранее таковыми не считавшиеся, были опознаны на керамике культур димини, кукутени, петрешти, бутмир, бюкк и линей­ но-ленточной керамики. Поэтому неуместно име- новать их «письмом культуры винча»: данный фе­ номен не был единичным. Напротив, он был харак­терен для всех развитых к ультур Древней Евро пы VI - V тыс. до н.э. Отдельные значки порой встреча- ются на керамике и изделиях из кости в Южной Италии эпохи неолита и в мегалитической культуре Западной Европы.

Внутренний анализ

Внутренний анализ надписей из 29 поселений культуры винча представлен в диссертации Ш.М.М.Уинна «Знаки культуры винча» (1973), позже опубликован­ ной под названием «Предписьмен- ность Юго-Восточной Европы: знаковая система культуры винча» (1981) 2 . Каталог Уинна включает 210 опознаваемых знаков, в том числе простые и модифицирован­ные символы, линии, точки и кри­ вые. Как считает автор, все они со­стоят из 5 базовых элементов, куда входят: 1) прямая линия; 2) две прямых линии, пересекающиеся в центре; 3) две линии, соединенные с одного конца; 4) точка; 5) кривая. Уинн не задавался целью прово­ дить одзличие между сиМВОЛАМИ и письменами. Его классификация представляет гипотетический про­цесс развития графики от простых форм к более сложным.

В этом корпусе из 210 знаков культуры винча около трети — сим­ волы, использовавшиеся по всей Европе. Обычно они стоят отдель­ но и не вписаны в ряды знаков: исключение составляют символы « V », «М», « X » (или «+»), а также 2- 4 вертикальные черточки или точ­ ки, которые входят в состав пись­ ма Всего насчитывается около 30 базовых знаков (рис. 8-1), ос­ тальные образовывались путем до­ бавления к ним одной, двух или трех линий или благодаря комби­ нированию двух базовых знаков — удвоению, инверсии, противопо­ ложению (рис. 8-2).

Базовые знаки в корне отлича­ ются друг от друга; обособились они чрезвычайно рано. Я не счи­ таю, к примеру, что « V » ведет про­ исхождение от диагонали, по­скольку этот знак был в ходу с верхнего палеолита. Также не по­хоже, чтобы знак «М» возник из удвоения перевернутого знака « V », поскольку с самого начала он имел вид зигзага. Как и египетский иероглиф воды, ^^^, ти, «М» в качестве идеограммы воды мог об­ рести фонетический эквивалент еще в глубокой древности. В классической слоговой азбуке Кипра знак /\/\ обозначает слог mi . Ана­ логичные знаки существовали в VI тыс. до н.э. По­скольку некоторые знаки оставались неизменными стаких давних времен, как эпоха верхнего палеоли­ та, их фонетический эквивалент также мог не менять­ ся.

Базовые знаки (слева) и их производные (справа), образованные с помощью добавления одной или двух черточек, точ­ ки, изогнутой линии или при удвоении или перевертывании базовых знаков.


Рис. 8-3 Мадонна из Раста, Западная Румыния, со знаками на спине и по бокам. На спине ясно раз­личима полоса с «письменны­ми» знаками; есть они и на так ребенка. Культура винча. Нача­ ло Vтыс. до н.э.; высота 12см.

Рис. 8-4 Терракотовая статуэтка из кур­ гана в Тангыру, бассейн Нижне­ го Дуная, Румыния, с полоаами знаков спереди и сзади (см. ри­ сунки под изображением стату­ этки). Культурная группа боян, фаза Па. Конец VI тыс. до н.э.; высота 9 см.



Рис. 8-5 Глиняная статуэтка с вырезан­ ными на маске знаками. Вин­ ча; высота 5 см.

Рис. 8-6 Полосы знаков вокруг ножек антропоморфного сосуда куль туры тиса. Кёкеньдомб, Сегвар, Юго-Восточная Венгрия. Ок. 5300-5000 гг. до н.э.

Рис. 8-7 Горизонтальные и вертикальные ряды знаков на миниатюрны) сосудах, м.б. вотивного характе­ ра. (1) Винча, средний периш культуры винча; (2) Сегвар-Тюз- кёвеш, Сентеш, Венгрия, куль­ тура тиса; (3) Дая-Романа (Дал- лендорф), район Альба, Запад­ная Румыния. Высота (1)5 см: (2) 8 см; (3) ширина 6,4 см.




Рис. 8-8 Глиняная модель святилища из Градешницы с символическим орнаментом на фасаде, стенах и кровле. На фронтальных колон­ нах тто обеим сторонам от вхо­ да — вертикальные полосы «письменных» знаков. Культура винча. Начало Утыс. до н.э.; выссутэ 14 5 см

Рис. 8-9 Глиняный фаллос со знаками на пьедестале. Культура старчево- криш, Окна-Сибиулуй, район Сибиу, Центральная Румыния. Ок. 5500 г. до н. э.; высота 10 см.


Рис. 8-10 Пряслице с «надписью» из зна­ ков (ниже — она же в разверну­ том виде). Фафос, поселение культуры винча в Косовска-Митровице, Южная Югосла­вия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; длина 8,2 см.

Рис. 8-11 Овальная терракотовая пласти­ на (символ священного кара­вая?) с вырезанным в центре меандром, вокруг которого рас­ полагаются «письменные» зна­ ки. Вид сверху и сбоку. Ранний период культуры винча. Ок. 5200-5000гг. до н.э., Баница, Белград; длина 15 см.

Рис. 8-12 Мелкий сосуд из Градешницы, Враца (поселения культуры винча в Северо-Западной Бол­ гарии), с обеих сторон покры­ тый «письменными» знаками.

•  Внешняя сторона: знаки ок­ ружают символическую фигуру;

•  внутренняя сторона: четыре полосы знаков. Начало Утыс. до н.э.; длина 12,5 см.

Возникшие после середины VI тыс. до н.э. знач­ ки-символы, модифицированные благодаря добав­лению прямых и кривых черточек, а также точек. Сгруппированные или выстроенные в ряд символы в сочетании с линейными знаками встречаются на статуэтках, антропоморфных сосудах, пряслицах и грузиках, моделях святилищ, сосудах для возлияния, емкостях для приношений и других культовых пред­метах. Скажем, знак « V » встречается в следующих комбинациях: с добавлением черточки или линии сбоку, наискосок или сверху; в связке с переверну­ тым знаком « V »; с одной, двумя или тремя линиями внутри; с двумя или тремя паралельными линиями, повторяющими его контур; в сочетании со знаком «М»; с удлинением в виде кривой Чаще всего встре- чаются сочетания одной или двух линий со знаками « V » « X » (или «+») и «М» Некоторые надписи пред­ ставляют собой настоящие лабиринты из повторяю­ щихся знаков « V » или « V » и «М» или же « V » и «У» По всей видимости их значение напрямую связано со смыслом повторяющегося символа

Надписи образовывают горизонтальные или вер­ тикальные ряды, крути или отдельные, не имеющие особого порядка группы. У статуэток полосы знаков могут быть спереди и сзади, наискосок пересекать грудь или располагаться ниже живота (рис. 8-3, 8-4). Порой надписи также фигурируют на их масках (рис. 8-5) и опоясывают ноги (рис. 8-6). На сосудах поло­ сы надписей появляются у основания или у края, на блюдах — у основания или на нем, рядом с централь­ной частью или в виде вставок (рис. 8-7). В виде вста­вок их также можно видеть на моделях святилищ — с обеих сторон и над входом (рис. 8-8) — или на под­ ставке для фаллоса (рис. 8-9). На пряслицах они ок­ ружают отверстие в середине (рис. 8-10), а на вылеп­ ленных из глины миниатюрных караваях ими покры­ та вся поверхность (рис. 8-11). Временами надписи могут располагаться четырьмя горизонтальными ря­ дами, как на мелком сосуде из Градешницы, раннего поселения культуры винча (рис. 8-12).

Насколько можно судить, эти группы знаков за­ ключали в себе некие послания. А предметы, на ко­ торых они встречаются, - статуэтки, пряслица, гру­ зики, подвески, сосуды для возлияний, миниатюр­ ная посуда и модели святилищ, — по-видимому, имели вотивный характер. В таком случае надписи могли содержать формулы посвящения или имя или один из эпитетов, относящихся к Богине. Похожие группы знаков повторяются на статуэтках и на моде­ лях святилищ (ср. рис. 8-3 и 8-8). Не исключено, что надписи вокруг отверстия в пряслицах обусловлены тем, что Богиня — «пряха, выпрядающая нить жиз­ ни», определяющая ее качество и продолжитель­ ность, или же тем, что она - Богиня ремесел.

Снабженные надписями статуэтки, пряслица, гру­ зики, горшки и даже таблички в более поздние эпохи выступали в качестве вотивных приношений миной- ским, древнегреческим, этрусским, венетским и рим­ ским богиням. Среди вотивных даров венетской Ре­ тин, этой родственной Артемиде Родительнице VI - IV вв. до н.э., надписями снабжены грузики и свинцовые алфавитные таблички. В дар греческой Афине приносили пряслица с надписями. Если древ- неевропейские знаки действительно являются иеро­ глифами, то традиция украшать вотивные дары над­ писями зародилась за пять тысяч лет до Ретии, Арте­ миды или Афины.

Абстрактные знаки - символы , от которых произошли письмена

Были ли эти надписи изначально только графи­ ческими, состоящими из линий и их различных ком­бинаций, или же они - результат эволюции уже су­ ществовавших и наделенных религиозной значимо­ стью знаков? Последнее, как мне кажется, ближе к истине, поэтому показательно будет обратиться к символическим обозначениям, имевшим хождение до появления письма.

Самостоятельные абстрактные - не пиктографи­ ческие - обозначения, такие как « V », « X » и « Y », воз­ никли в эпоху верхнего палеолита. Их вырезали на камнях, на костях, на оленьих рогах, и в таком виде многие из них просуществовали весь мезолит вплоть до раннего неолита. В Древней Европе и в Анатолии их можно регулярно видеть на керамических издели­ ях: они бывают удвоены, утроены, умножены, пере­вернуты, противопоставлены, соположены с меанд­ рами и параллельными линиями.

Существование некоторых знаков идет от верхне­палеолитических культур граветт и мадлен вплоть до неолита, медного века и даже раннего европейского и анатолийского бронзового века, что в общей слож­ности составляет около 15 тысяч лет. Превосходным примером тому является знак«V», который происхо­ дит от обозначения вульвы или лобкового тре­ угольника, одного из древнейших символов во всем доисторическом искусстве. Если сравнить надписи на верхнепалеолитических статуэтках из Мезина (рис. 8- 13) и те, что есть на статуэтках культуры винча V тыс. до н.э. (рис. 8-14), то нельзя не отметить их удиви­ тельное внешнее сходство. Поскольку их контекст всегда гомологичен, это говорит об их центральной роли в символической системе, связанной с некото­ рыми проявлениями Богини.

Так, если взять знак « V », то он может быть выре­ зан на статуэтке один раз или повторен несколько раз.

Рис. 8-13 Верхнепалеолитические стату­ этки из слоновой кости в виде антропоморфных водоплаваю­ щих птиц. На них вырезаны знаки « V », шевроны (множест­ венные знаки « V » и « X ») и двой­ ные линии. Мезин, бассейн Верхней Десны, Украина. Ок. 17000-14000 гг. до н.э.; высота (1)30 см, (2) 7,2 см.

Рис. 8-14 Статуэтки культуры винча со знаками « X », « V » и меандрами. (1) Статуэтка в маске и с крыльями из Турдаша, Клуж, Западна! Румыния, ок. 5200 г. до н.э. (2) Дискообразная статуэтка с клювом (Богиня-птица) и обрубками вместо рук (или крыльев). Ва плоская поверхность покрыта символами. Большой знак « X » делит ее на 4 части: в верхней, пониже шеи, - шеврон, в осталь ныхтрех - концы меандров. Плечи украшены параллельными линиями. Винча. Ок. 5000 г. до н.э.. высота (1) 9 см, ,2) 12 см,


Рис. 8-15 Корпус этой статуэтки поделен на четыре секции, в каждой — узор из множественных переплетающихся шевронов различных пропорций и ориентации. Го- молава, средний период культуры винча. Начало Утыс. до н.э.; высота 8,5 см.


Рис. 8-16 Зооморфный сосуд для приношений с карту­ шем, в который заключены шевроны, единич­ ные знаки « V » и ромбы (составленные из двух знаков « V »), Тройные шевроны также повто­ ряются на шее каждого животного (стилизо­ ванных баранов). Культура винча, Приштина, Южная Югославия. Ок. 5300-5000 гг. до н. э.; высота 6,7 см.

Рис. 8-17 Разбитый на секции символический узор из меандров, спи­ ралей и сетчатого рисунка покрывает поверхность сосуда из ВэлэстрыП, Юго-Западная Румыния. Ок. 5200-5000 гг. ю н. э. Нарезной орнамент с белой инкрустацией, серый фон; высота 55 см.

Часто он бывает утроен или умножен до бесконечно­ сти, образуя многослойный шеврон. Варьируются и размеры знаков « V » и шевронов. На некоторых ста­ туэтках, как и на сосудах, знак « X », простые и соеди­ ненные друг с другом шевроны появляются в виде отдельных вставок (рис. 8-15). Одинарными и мно­ жественными знаками « V » и шевронами бывают ук­ рашены изображения Богини-птицы - как детали­ зированные, так и схематические, — и связанные с ее культом предметы: орнитоморфные сосуды и ста­ туэтки баранов, миниатюрные столы или вместили­ ща для приношений (рис. 8-16). Знак « V » или шев­ рон обычно соседствует с несколькими (двумя, тре­ мя четырьмя или более) параллельными линиями Меандры также бывают одинарными или множест­венными кроме того они фигурируют на вставках которые перемежаются другими вставками с изобра- жениями спиралей или змей (рис. 8-17).

Изучая многообразие встречающихся на статуэт­ ках символов, можно сделать несколько наблюдений. К примеру, знаки, окружающие изображения Боги­ни-птицы (« V » и шевроны в сочетании с « X »), слу­ жат ее идентификации, меж тем как знак « V » в соче­ тании с меандрами, зигзагами или параллельными линиями подчеркивает ее тесную связь с водной сфе­ рой, источником жизни, и напоминает о ее функции дарительницы влаги и живительных вод.

Не исключено, что удвоение и умножение знаков имело заклинательный или магический смысл. Но в любом случае существование комбинаций из двух знаков — к примеру, « V » и ни , которые образуют знак ~<?У^ — свидетельствует о выстраивании более слож­ ного значения, что является необходимым условием развития любого формализованного письма. Такое соположение выходит за рамки простых магических повторов, становясь абстракцией, приспособленной для выражения тончайших различий. Именно поэто­ му я полагаю, что древнеевропейская знаковая сис­ тема стала письмом благодаря широкому использо­ ванию древнейших символов. А некоторые из этих символов могли иметь фонетическое выражение за­ долго до VI тыс. до н.э.

О том, что абстрактные знаки — это нечто боль­ шее, нежели обычные орнаментальные узоры, крас­ норечивей всего говорят выемчатые или резные мо­ тивы на глиняных печатях, штампы на сосудах, ри­ сованные или резные символы на статуэтках, а также знаки, образующие полосы и круги и появляющие­ся на прямоугольных полях керамических изделий. Начиная с VII — VI тыс. до н.э. печати с ручками и с изображением общепринятых знаков использова­лись для маркировки керамики и, возможно, дру­ гих культовых предметов из менее стойких материа­ лов. Оставляемый этими каменными или глиняны­ ми печатями рисунок состоял из следующих знаков: единичных и множественных шевронов, знаков « X » со знаком « V » между перекрестий, зигзагов, знаков «М» и « N », вихреобразных росчерков, обычных заполненных крестов, концентрических кругов квадратов, треугольников с точкой, параллельны: двойных и тройных линий, трех линий, соедини ных горизонтальной перемычкой, кистей, четыр( и более линий, иногда соединенных перемычко (рис. 8-18). Кроме того, на них встречаются меащ ры, свернувшиеся змеи, одинарные и двойные cm ради, сетчатый и шахматный рисунок, а также pi сунок змеиной кожи (точечные полосы с рисунко из соединенных друг с другом ромбов). Когда око; 5000 г. до н.э. появились цилиндрические печати, г них по-прежнему вырезали только отдельные ст волы (рис. 8-19). Однако на цилиндрических печ; тях середины Vтыс. до н.э. из Ситагроя (Макеж ния) помимо отдельных символов можно виде группы знаков « V », Б-образных спиралей и ти] (рис. 8-20).

Самые ранние печати с ручками, на которых вь резано более одного знака, датируются первой no . ii виной VI тыс. до н.э. и принадлежат культурам ста] чево (кёрёш) и караново (рис. 8-21). К сходными; блюдениям приводит изучение печатей из Хаджила] (Центральная Анатолия): комбинирование знак( представляет собой начальную фазу развития пис: ма. В Древней Европе его настоящий взрыв при» дится на конец VI тыс. до н.э. Иными словами, KJiai сификация здесь такова: ок. 6000-5300 гг. до н.э. ранний период; ок. 5300-4000 гг. до н.э. - пери< высшего подъема. Заметим, что последний не слел; ет считать «предписьменностью», поскольку это бш полноценное письмо особого рода.

Следы письма

Древнеевропейское письмо прекратило существ вание приблизительно в 4300-4000 гг. до н.э., од» временно с распадом караново, винча и других кул турных групп Древней Европы, который последов; за наступлением из южнорусских степей всаднико скотоводов, носителей, как можно предположит индоевропейского языка. Однако оно сохранило^ Эгейском регионе, поскольку там, в отличие от Д найских областей, древнеевропейская цивилизащ продолжала существовать еще два тысячелетия. I удивительно, что есть определенное сходство меж, древнеевропейскими письменами и эгейской, mi нойской и критской письменностью раннего 6 poi зового века. Более загадочными представляют! аналогии между древнеевропейскими знаками критской иероглификой и линейным письмом III — II тыс. до н.э. Их наличие заставляет предпол жить что сложившееся за четыре тысячелетия до го явления на Крите минойской иероглифики и лине ного письма А древнеевропейское письмо когда- использовалось жителями этого острова kotode говорили на неиндоевропейском языке.



 



Рис. 8-18 Печати с символическими знаками, ок. 6000-5500 гг. до н.э. (1-3) Сескло, Греция; (4) Анза II , культура старчево, Центральная Македония; (5, 6) Неа- Никомедия, поселение культуры сескло в Северной Греции; (7, 8) Чавдар, поселение культуры караново к востоку от Софии, Болгария; (9,10) Копанч и Котачпарт, поселения культуры старчево (кёрёш), Юго-Восточная Венгрия; (11) Пирасос, Фессалия, поселение культуры сескло; (12) Петрены, Северо- Восточная Румыния, поселение культуры старчево; (13, 14) Цани и Нессо- нис культчиа сескло Фессалия Греция

Рис. 8-19 Цилиндрические печати с сим­ волами - меандрами, противо­поставленными спиралям, зиг­ загами и точками. Малик Па, Албания. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; высота ок. 5 см.


Цилиндрические глиняные пе­чати из Ситагроя, равнина Дра­ мы, Македония, Северо-Вос- ная Греция. Поверхность пе­ ки поделена на две части (см. развертку). На той, что слева, - довольно небрежный нарезной узор из знаков « V », образующих Х-образный мотив. Между ними проведено несколько до­ полнительных линий, а каждый конец помечен знаком « X ». На той, что справа, - знаки «8» и т, а также знаки « V » по краям и на обоих концах. Ситагрой И. 5200-46 OO гг. до н.э.; длина (1)3,8 см, (2) 3,9 см.

Рис. 8-21 Глиняные печати с ручками, на которых вырезано более одного знака, появляются в первой половине VI тыс. до н. э. в культурах старчево (кёрёш) и караново. На тех, что представлены здесь, можно видеть знаки « V », « X », зигзаги, прямые линии и точки. (1) Копанч; (2) Котачпарт, поселения культуры кёрёш в Юго- Восточной Венгрии, ок. 5600-5400 гг. до н.э. (3,4) Азмак I , Ста­ ра-Загора, культура караново I , ок. 5800 г. до н.э. Масштаб 1:1.

Критская иероглифика имела сакральное значение и была связана с ритуальными церемониями, тем самым напрямую продолжая традиции древнеевропейского письма. Более развитое линейное письмо А также ассоциировалось с религиозными практиками, но не исключительно с ритуальны­ми церемониями. Весомым аргументом в пользу того, что в его основе лежит древнеевропейское письмо, может служить сравнительный анализ полного перечня знаков, используемых этими пись­менными системами. Согласно исследованию Х.Хаарманна (1990), между ними обнаруживается не меньше 50 параллелей (рис. 8-22) 3 .

Кипро-минойская письменность датируется серединой И тыс. до н.э., кипрское классическое письмо - VII — II вв. до н.э. Хотя кипро-минойский шрифт родственен линейному письму А, он, ско­рей всего, восходит к какому-то другому, более архаическому и общему для них праязыку. Как и линейное письмо А, его до сих пор не удается расшифровать, меж тем как это удалось сделать в случае классического кипрского письма, которое было расшифровано в 1870 г. с помощью двуязыч­ных надписей на кипрском и финикийском. Этот алфавит использовался для записей на греческом и этеокипрском языке, последний из которых пока не удалось иден­тифицировать - судя по всему, он относится к тому же семейству, что минойский идревнеевропейский. В классическом кипрском каждый знак соответствует целому слогу, а не отдельной букве: это либо соче­ тание согласной и гласной, либо одна гласная. Подобная система не слишком удобна для записи грече­ ского, из чего можно заключить, что она была заимствована из бо­ лее раннего древнеевропейского языка, а затем адаптирована к его нуждам.

Напоследок из чистого любо­ пытства сравним знаки классиче­ ского кипрского и древнеевропей­ ского алфавита. Отметим сгруппи- рованные вместе обозначения слогов та, те, mi , ти, sa , se , si , so , ra , re , ri , ro , ta , te , //' , to , tu , pa , pe , pi и аналогичные им древнеевропей- ские знаки, собранные в соседней графе. Их сходство может говорить о том, что древнеевропейское письмо также было силлабическим и являлось дальним родственни­ ком кипрского. В рамках одного семейства языков фонетические эквиваленты способны оставаться неизменными на протяжении многих тысячелетий; в данном случае этот срок мог превышать пять тысяч лет.

Заключение

Древнеевропейский алфавит был общеупотребительным при­близительно в 5300-4300 гг. до н.э. и представлял собой разно­ видность священного «письма», которое можно видеть на культо­ вых предметах — статуэтках, тро­ нах, моделях святилищ, вмести­ лищах для приношений, алтарях, сосудах для возлияний, моделях священных хлебов, подвесках, табличках и пряслицах. Он пред­ назначался для сообщения между людьми и божествами и не имел ничего общего с коммерческим и административным письмом Ме­ сопотамии или микенским линей- ным письмом Б. Его развитие пришлось на эпоху неолита и было вызвано широ­ ким хождением разнообразных символических зна­ ков, частично очень древних и, возможно, обладав­ ших фонетическими эквивалентами. Около 6000-5300 гг. до н.э. появились первые комплексные сочетания символов и дополнявших их линейных знаков. Как можно предположить, иероглифические линейные знаки вошли в древнеевропейское пись­ мо в качестве фонетических эквивалентов, из кото­рых можно было вывести другие фонетические эк­виваленты, будь то слоги или слова. Последнее до­ стигалось путем модификации первоначальных знаков к которым добавляли прямые или кривые линии и точки удваивали их переворачивали сливали вместе, что в итоге и привело к созданию слож- j ного алфавита, который, без учета вариаций, состо­ ял приблизительно из 30 основных знаков и более | 100 модифицированных.

Судя по всему, с конца VI тыс. до н.э. отдельные символы и составные знаки образовали морфемо- i графический (логосиллабический) алфавит, исполь- 1 зовавшийся культурными группами винча, тиса, ка- j раново и многими другими по всей Древней Европе. I Исчезновение этого письма в конце Утыс. до н.э. совпадает с началом индоевропеизации Центральной i Европы. Его ответвления еще на протяжении не­ скольких тысячелетий продолжали существовать щ Крите и на Кипре.

СодержаниеДальше

наверх страницынаверх страницы на верх страницы









Заказать работу



© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования