В библиотеке

Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920

Рекомендуем прочитать

Огден Т.Мечтание и интерпретация
Томас Огден, известный психоаналитик и блестящий автор, в своей книге исследует ткань аналитического переживания, сотканую из нитей жизни и смерти, мечтаний и интерпретаций, приватности и общения, индивидуального и межличностного, поверхностно обыденного и глубоко личного, свободы эксперимента и укорененности в существующих формах и, наконец, любви и красоты образного языка самого по себе и необходимости использования языка как терапевтического средства. Чтобы передать словами переживание жизни, нужно, чтобы сами слова были живыми.

Полезный совет

Если у Вас есть хорошие книги и учебники  в электронном виде, которыми Вы хотите поделиться со всеми - присылайте их в Библиотеку Научной Литературы [email protected].

Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 

АвторГимбутас М.
НазваниеЦивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы
Год издания2006
РазделКниги
Рейтинг0.68 из 10.00
Zip архивскачать (15 436 Кб)
  Поиск по произведению

Глава V
Неолитические культуры адриатики и центрального средиземноморья

Древние обитатели адриатического побе­ режья и островов долгое время жили за счет охоты на мелкую дичь, пока около 7000 г. до н.э. не перешли к новому хозяйственному укладу, основанному на со­бирании моллюсков 1 . По мере совершенствования навигационного мастерства возрастала интенсив­ ность сообщения между адриатическими островами и прибрежными районами Южной Италии, Запад­ ной Греции, Албании и Югославии.

Прекрасный пример многообразия ощущавшихся здесь влияний - три стоянки, найденные в Сидари на северо-западной оконечности острова Корфу (распо­ ложен к западу от Греции). Археологи установили, что все они, если рассматривать их в стратиграфической последовательности, принадлежали «мореходам» разного происхождения 2 . Для самого древнего, ме­золитического слоя, который, согласно радиоугле­ родной датировке, восходит к началу VII тыс. до н.э., характерны значительные отложения раковин карди- yM ( cardiumedule ) и микролитические орудия, сделан­ ные из не встречающегося в этих местах кремня. Близ­ кие аналоги этой стоянке можно найти на побережье Южной Италии и Сицилии, на югославской части ад­ риатического побережья и в северо-западной части Пелопоннеса.

Следующий слой обычно характеризуется как эгей- ский ранний керамический неолит: это очевидный разрывс предшествующей традицией, микролитиче­ ское производство прекращается, появляются одо­ машненные овцы и козы, начинают делать глиняную посуду. Радикальное несходство двух культур застав­ ляет предположить, что около 6500 г. до н.э. сюда при­ были выходцы из других мест, возможно — из Южной Греции. Эта вторая стоянка была вскоре покинута и, судя по слою аллювиальной почвы, в течение некото- рого периода оставалась необитаемой.

Приблизительно в XLTV - XLIII вв. до н.э. эти мес­ та были вновь заселены, на сей раз людьми, произво­ дившими керамику импрессо (т.е. керамику, орнамент на которой выдавливался раковинами кардиум), ко­ торая значительно лучше обожжена, чем изделия их предшественников. К розоватой глине они примеши­вали песок или толченый кремень; поверхность кера­ мических изделий выравнивали и украшали узором из отпечатков ногтей или какого-нибудь выглаживающе­ го инструмента. Тогда же появляются ручки с отвер­ стиями, а днища сосудов делают либо округлыми, либо плоскими.

Технологией изготовления, формами и способа­ ми декорирования эта керамика напоминает раннюю керамику импрессо Западной Югославии. На всем протяжении восточного адриатического побережья Югославии и на прилегающих островах зафиксиро­ван целый ряд поселений керамики импрессо 6500- 5500 гг. до н.э. (Табл. 17). В скальных навесах адриа­ тического побережья Югославии были найдены как палеолитические, так и неолитические культурные отложения, причем среди неолитических материалов есть и керамика, украшенная отпечатками раковин, зубчатых печатей и ногтей 3 .

Второй этап развития данной культуры представ­ лен более поздними слоями керамики импрессо, об­ наруженными в Смилчиче, неподалеку от Задара (Дал­ мация) 4 . Смилчич — стоянка с наземными жилищами типа мазанок: есть основания предполагать, что жи­ тели разводили овец, коз и крупный рогатый скот. Каменные зернотерки дают основания предположить культивацию каких-то растений. Кроме того, в этом поселении было обнаружено значительное количест­во инструментов из кости, оленьего рога и обтесанно­го камня, а также раковины кардиум, спондилус и не­ которые другие. Керамика украшена оттисками раковин кардиум, которые располагаются ленточ­ ными полосами или штампованными узорами. Для сосудов характерна полукруглая или овальная фор­ ма а для блюд — коническая с плоским или коль- цеобразным основанием. К глине подмешивали боль­ шую долю песка ; декорировали изделия до обжига.

Южная Италия

( Тавольере , Матерано и Сицилия )

Апулийская Тавольере - низкая равнина, обрам­ ленная горными цепями Гаргано и Мурдже; на вос­ токе, неподалеку от города Манфредония, она откры­ вается на Адриатику. Считается, что первые земле­ дельцы, обладатели керамики импрессо и овец, попали сюда, переправившись через Адриатическое море. В этом районе - самая большая в Италии кон­ центрация неолитических поселений (рис. 5-1,5-2), располагавшихся в пещерах, на берегах озер, по по­ бережью и на небольших равнинных возвышенно­ стях 5 . Можно насчитать сотни стоянок, которые со­стояли из временных построек, рядом с участками, ограниченными С-образными канавами (рис. 5-3, 5- 4). Более крупные и менее многочисленные поселе-ния датируются эпохой среднего неолита (вторая по­ ловина VI тыс. до н.э.); они могли включать как не­ сколько так и сотню подобных участков Впервые это необычное явление было замечено офицером британ­ ской армии Джоном Брэдфордом когда в 1943 г Королевские' воздушные силы провели ряд аэросъе­ мок местности По его словам так было открыто «одно из самых плотных скоплений доисторических поселений в Европе» 6 . С воздуха удалось идентифи- шюовать около тысячи поселений в Тавольере.

В 1978-1979 гг. мне самой довелось убедиться, сколь многочисленны эти окруженные канавами по­ селения, когда, вооруженная магнитометром, я вме­ сте с экспедицией из Калифорнийского университе­ та Лос-Анджелеса работала в районе, лежащем меж­ ду реками Черваро и Офанто. За несколько недель мы идентифицировали 75 поселений этого типа. Магни­тометр фиксировал наличие канав, поскольку все, что когда-то было частью этих хозяйств, - керамика, ка­ менные и костяные орудия, кости животных — было в них смыто. К сожалению, в отличие от восточно- и центральноевропейских поселений, нам не удалось реконструировать устройство домов, святилищ или их внутреннее убранство, поскольку мало что сохра­ нилось на своем первоначальном месте.

Поселения, окруженные канавами

Согласно радиоуглеродным датировкам, ранние поселения керамики импрессо в прибрежной зоне относятся приблизительно к середине VII тыс. до н.э. 7 (Табл. 17). Не исключено, что древнейшие из этих общин не занимались земледелием и лишь постепен­но, продвигаясь вглубь суши, стали к нему обращать­ ся. Со временем здесь сформировалась отчетливо земледельческая культура, с поселениями, окружен­ ными канавами.

Равнины Тавольере и Матерано в окрестностях города Матера были заселены на втором этапе развития керамики импрессо. Поселения этой култту­ ры располагались, как правило, поблизости от участ­ ков crosta , с доступом на пастбища для скота. Извест­ няки, называемые «с rosta » 8 , не пропускают воду и обычно встречаются на холмах или небольших воз­ вышенностях. Эти участки легко поддаются обработ­ ке и сравнительно плодородны, в то время как и низин и прибрежных районов характерны аллюви­ альные почвы.

Поздненеолитическое поселение Пассо-ди-Кор- во — сотня участков с окруженными тройными ка­ навами хижинами — расположено на гребне невысо­ кой тавольерской горной цепи, возвышающейся нал долиной Челоне 9 . Почти на километр вокруг поселе­ ния простираются известняковые почвы (почти 100% с rosta ); а в радиусе 5 км около 65% - благоприятные для скотоводства тяжелые аллювиальные почвы.

Среди зерновых культур, найденных при раскоп­ ках такого поселения керамики импрессо, как Рен- дина в долине Офанто, были пшеница-однозеннян­ ка, эммер, легко обмолачиваемая пшеница, спельта, шестирядный ячмень, кормовые бобы и чечевица, В средненеолитическом поселении Пассо-ди-Корво был обнаружен сходный набор зерновых, плюс ди­ кий овес 10 . Изучение костей животных показало, что домашние виды безусловно преобладали над дики­ ми, а среди овец, коз, крупного рогатого скота, сви­ ней и собак превалировали козы".

Остается загадкой, зачем требовалось столько ка­нав вокруг жилья и на участках, где они имеют фор­ му «С». До недавнего времени считалось, что они за­ щищали дома и загоны для скота. Однако эти объяс­ нения не выдерживают критики, поскольку жилье располагалось по другую сторону канав, а окаймлен­ ные ими участки слишком малы, чтобы служить за­гонами. В поселении Рендина первых веков VI тыс. до н.э. (Табл. 17, Южная Италия) рядом с С-образ­ ными канавами были обнаружены две жилые по­ стройки 12 . Не исключено, что эти канавы, которые порой достигают 3—4 м в глубину, были дренажами и в дождливые зимние месяцы вплоть до мая пока не начинался засушливый сезон, предназначались и сбора воды. Атлантический климат в эту эпоху был приблизительно на ГС жарче, чем сейчас, и доля осадков была выше. Однако в этих поселениях архео­ логи находят колодцы шестиметровой глубины, а это значит, что уровень неолитической технологии позво­лял добраться до пэ ун товых вод 13 Похоже чтоС-об- разные канавьт не опоясывали отдельные хозяйства, но имели какое-то иное назначение

Постройки этой культуры можно реконструиро­ вать только с большой степенью приблизительности. В Рендине были найдены ямы от столбов, распола­ гавшиеся вокруг овального углубления с остатками глиняной обмазки. Проводившая раскопки археолог М.Чиполлони-Сампо попыталась примерно рекон­струировать две постройки, длиной соответственно 8 и 12 м и шириной около 4 м. Более крупная имела две комнаты и боковой вход. Во время раскопок в Пассо-ди-Корво, осуществленных С.Тине, был обна­ ружен дом на каменном фундаменте высотой до 45 см. Один из его концов имел полукруглую форму и был отделен перегородкой от остального помеще­ ния (рис. 5-5: приблизительная реконструкция). По­ скольку внутри не было обнаружено никаких пред­ метов, его назначение остается неясным, и мы не знаем насколько типична подобная организация пространства. В том же Пассо-ди-Корво найден ряд круглых или овальных платформ диаметром около 2 м: возможно, что это — основания небольших хи­ жин. Вовремя раскопок 1908—1909 гл, проводивших­ ся Mоссо в поселении Мольфетта к западу от Бари, на площади в четверть гектара было найдено сорок Глинобитных полов диаметром от 2 до 4 м^. Поскольку подобные платформы остатки небольших хижин были зафиксированы еще в ряде поселений похоже, что это обычные жилища. А вотдвухкомнат- н Li е домя с v /тя по в ceMV имели OHTvajiKHoe назначе- ние как мы это наблюдали в етльтуре сескло (Гре- ция).

 

Италия

[.Арене-Кандиде

•  Арнезано

•  Диана

•  Гуадоне

•  Мольфегга

•  Пассо-ди-Корво

•  Рендина

•  Скалория

•  Серра-д'Альто

10. Стентинелло

Сардиния

•  Ангелу-Рую

•  Бону-Игину

•  Куккуру-САрриу

•  Фильестру

•  Монте-д'Аккодди

•  Тинтирриолу

•  Сан-Джемилиану

Корсика

1.Арагина-Сеннола

•  Бази

•  Куракьягиу

Рис. 5-1 Неолитические поселения Италии.

•  - наиболее важные из раскопанных поселений

•  - поселения, известные по данным воздушной съемки, поверхностного изучения, пробных раскопов и магнитометра

Рис. 5-2 Неолитические поселения в Тавольере, согласно данным воздушной съемки, поверхностного изучения, пробных раскопов и магнитометра.

Ри-. 5-3 План поселения Ланьяно I , окруженного четырьмя рвами и с четырьмя С-образными канавами внутри. Тавольере, Юго-Восточная Италия. На­ чало VI тыс. до н. э.

Рис. 5-4 Окруженное рвом поселение [ассо-ди-Корвоуг. Фоджа. С - образные линии — следы канав отдельных хозяйств. Внешний ров- ок. 1 км по диагонали (тан основан на данных воз­ душной съемки).

В общину входили поселения из 10 или более до­мов. До середины VI тыс. до н.э., когда существенно возрастает численность населения, более крупных поселений не наблюдается. Меж тем в таком боль­ шом поселении, как Пассо-ди-Корво, могло одно­ временно проживать около 200 человек 15 . Рытье глу­ боких канав, по-видимому, требовало высокого уров­ ня организации общественных работ. Внешние рвы в Пассо-ди-Корво, служившие защитой от нападе­ ний диких животных, имели протяженность в 5 км, при ширине в 5 м и глубине в 4 м. Тине подсчитал, что для их прокладки требовалось переместить око­ ло 100 000 кубических метров почвы.

Хронология и последовательность керамики

Дошедшая до нас керамика из окруженных рвами поселений - основа их хронологической классифи­ кации, вособенности при наличии радиоуглеродных датировок. Всего между 6500—5000 гг. до н.э. разли­ чают четыре периода, в которых отразилось непре­ рывное развитие керамики и технологий южноиталь­ янского неолита.

Самые древние образцы керамики импрессо да­ тируются серединой VII тыс. до н.э.: это крупные мешкообразные сосуды, круглые или полукруглые горшки и чаши. Перед обжигом их украшали оттис­ ками раковин или углублениями, которые проделы- вались концом палки или кончиками пальцев (рис. 5-6.1).

Следующий этап развития - поздняя керамика импрессо: хронологически он совпадает с распро­ странением в конце VII - начале VI тыс. до н.э. по Тавольере, Матерано и Сицилии окруженных рвами поселений. В это время формы керамики станов: более разнообразными, в орнаменте появляются ри­ сунки и символы (рис. 5-6.2). Высококачественна! керамика была средней толщины, бурого узорного лощения, имела нарезной и инкрустированный ни штампованный орнамент. Среди характерныхдлящ мотивов — треугольники, шевроны, ромбы, лягушки вульвы, вертикальные и горизонтальные ленты зиг­ загов, а также бороздчатые полосы. К этой же эоои относятся антропоморфные сосуды, печати с ручкой, женские антропоморфные и зооморфные статуэш (рис. 5-7).

Репертуар керамических форм и орнаментов зна­ чительно обогатился на третьем этапе развития дан­ ной культуры, когда изделия начали окрашивать) красный и в темно-коричневый цвет или же сочетал черную роспись и желто-коричневый фон. Мотивы орнамента — треугольники, шевроны, бороздчатые или сетчатые треугольники, ленты, ромбы и диски,! также целые полосы параллельных линий, - воснов- ном связаны с узорами и символическими изображе­ ниями культур сескло и старчево (приблизительно 5800-5500 гг. до н.э.).

Четвертый этап характеризуется появлением крас­ ной ленточной окраски, черной и бурой тонкой ке­ рамики узорного лощения, а также килеобрззньп горшков и сосудов с квадратным горлом: их необыч­ная форма заставляет предположить наличие конаак­ тов с Северной Италией и Францией. В этот приши красные полосы на изделиях оттеняются черным цве­ том, а основной фон обычно желто-коричневый лдя белый (рис. 5-6.4). Больше всего керамики этоготипа было найдено в пещере Скалория у Манфредонии.к югу от полуострова Гаргано. Археологи собрали та осколки 1500 сосудов, украшенных символами воз­рождения - треугольниками, бабочками, изображе­ ниями побегов растений солнца и змей (см рис. 7- 114). Согласно данным радиоуглеродного анализа, этот период имел место во второй половине VI тыс, до н э (Табл 17 снизу слева) К эпохе скалория от- носится и большое поселение Пассо-ди-Корво.

После периода скалория Тавольере практически опустела, однако в Матерано, Калабрии, Апулии, Сицилии и в Абруццах, к северу от полуострова Гар­ гано, жизнь продолжала бить ключом. К северу от города Матера было расположено поздненеолитиче- ское поселение Серра-д'Альто, знаменитое своей ке­ рамикой figulina [ b . Это необычайно тонкостенные изделия из однородной глины оранжево-желтого им кремового оттенка, которые тщательно лощили и либо оставляли как есть, либо окрашивали в темно- коричневый или красный цвет. Трудно предположить, чтобы подобного совершенства можно было добить­ ся без использования настоящей печи для обжига.

Керамика из Серра-д'Альто датируется серединой Утыc. до н.э. (Табл. 17, середина слева); это самое привлекательное достижение керамического искуста североитальянского неолита. Выпуклые части сосудов были украшены рядами треугольников, ме­ андров, зигзагов и другими геометрическими моти­вами, однако самая их примечательная черта — по­ разительное разнообразие объемных ручек, которые венчают лепные изображения голов баранов, быков, каких-то фантастических животных или спиралевид­ ные завитки (рис. 5-8; цветная вклейка 17). Эти со­ суды поступали в Лигурию, в долину реки По, через Адриатику в Боснию (культура бутмир), а также в южные регионы, вплоть до Мальты. По-видимому, в них в первую очередь ценили качество и KDa с oTV . од­ нако не исключено, что они служили для перевозки таких жидких товаров как вино и масло поскольку чаще всего это узкогорлые кувшины 17 . Можно также предположить что их распространение было связа- но с циркуляцией обсидиана, который . добывали на Сардинии и на острове Липари у северной оконеч­ ности Сицилии 18 . В Южной Италии и на Сицилии архсологи находят гагатовые топоры из североаль­ пинского региона а на Саштинии — гагатовые и стея- титовые кольца что свидетельствует о шиооте тоого- вогообмена той эпохи. де,ельсшус1 ошироть ' 10рго

О

Рис. 5-5 Двухкомнатная постройка с апсидой на одном из концов, поселение Пассо-ди-Кор- во у г. Фоджа. План с остатками булыжного пола и фрагментами каменной кладки стен. Предположительная реконструкция С.Тине, 1983. Ок. 5500-5300 гг. до н.э.

Рис. 5-6 Типология керамики Тавольере, Юго-Восточная Италия. Между 6500-5000 гг. до н.э. можно выделить4 периода: (1) Ранняя керамика импрессос оттисками раковин кардиум, ногтей или конца палки; (2) второй этап керамики импрес­ со с упорядоченным оттиснутым или нарезным орнаментом и белой или крас­ ной инкрустацией; (3) нарезной орнамент и красная, темно-коричневая и чер­ная окраска; (4) большое разнообразие форм, широкие красные или красные с черным обрамлением полосы; (1-4) Пассо-ди-Корво; (4а) пещера Скалория.

Рис. 5-7 Характерные находки поздней стадии импрессо раннего неолита Северо-Восточной Италии. (1) Фрагменты скульптуры сидящей Богини; (2) лик Богини на горле сосуда; (3, 4) оттис­ нутый символический орнамент (ля­ гушка, тройные линии, треугольники) на чашах и (5) печатях с ручками. Рен- дина, около Мельфи, долина Офанто, ок. 6100-5800 гг. до н.э. (артефакты принадлежат к нескольким фазам су- ществования поселения). Масштаб: (1) 1:4; (2) 1:1; (3, 4) 1:2; (5)2:3.

Рис. 5-8 Чашки стиля серра-д'алыос фантастическими зооморф ными ручками. Темно-кори невый узор на желто-кор» невом фоне. Матера, Южня Италия. Середина Vтыс. н.э.

(1) Скальная гробница яйце­ видной формы со скелетш| скорченной позе; (2) статуэта с совиными масками из извест­ няка и (3-4) круглые сосудыс красным ангобом, которыепо мещали в могилы. Арнезан около Лечче, Апулия. Koss V — начало IV тыс. до н.э.

Последняя разновидность неолитической кера­ мики Южной Италии, которая встречается в Апу- лии, Калабрии и на Сицилии, именуется «керами­ кой дианы» (по одноименному поселению на ост­ рове Липари, где она была обнаружена). Она не окрашена, покрыта красным ангобом и имеет ци­линдрические или трубчатые ручки. Ее также на­ зывают «разновидностью беллависта», по названию поселения, расположенного к северо-западу от Та­ ранто. В отличие от керамики типа серра-д'альто, для нее не характерны ручки фантастической фор­мы или богатый геометрический орнамент. Ее соз­датели в основном уделяли внимание округлости форм сосудов и зеркальному блеску их поверхно­сти (цветная вклейка 18). В скальных гробницах яйцевидной формы рядом с блестящими красны­ ми сосудами встречаются и статуэтки — схемати­ ческие изображения Богини смерти. В Арнезано, ^близости от апулийского г. Лечче, в одной моги­ле была найдена фигурка из известнякового камня с совиной маской, тройным HJCBDOHO м и KOHVCO - образной нижней частью тела: она находилась пе-ред скелетом вскорченной позе Гпис 5-9) Перипл дана датируется концом V - началом IV тыс. до н.э. (Табл. 17; 17-20).

Сардиния и Корсика

С доисторических времен Сардиния и Корсика были связующими звеньями между Центральным и Западным Средиземноморьем. Через них шла значи­тельная часть торгового обмена между Южной и Се­верной Италией и Южной Францией, и постоянное влияние метрополий не позволяло местным культурам замкнуться в себе. В У-1Утыс.до н.э. эти остров­ ные культуры, в особенности сардинская, отличались удивительным богатством и оригинальностью, име­ ли собственную керамику и скульптуру и поразитель­ ные по архитектуре гробницы.

Также как в Южной и Центральной Италии, зем­ леделие появилось на этих островах к концу VII тыс. до н.э. в период керамики импрессо. Для самых ран­ них (по радиоуглеродным датировкам) материалов из таких стратифицированных пещер Южной Кор­ сики, как Бази и другие 19 , или Северной Сардинии, как Фильестру и Мара 20 , характерна зрелая керами­ ка импрессо. Считается, что осевшие в этих местах мореплаватели перебрались сюда через Тирренское море из Тосканы, где встречаются поселения с по­ хожей керамикой. Хотя первопоселенцам были из­ вестны пшеница-однозернянка, эммер и домашние животные однако жили они под сводами пещер и больше занимались охотой, рыбной ловлей и соби­ ранием раковин, нежели собственно земледелием Их хозяйственный уклад в целом определяли добы­ча моллюсков рыбы, дичи и разведение: домашнего скота.

Месторождение обсидиана в Сардинии

Своим процветанием Сардиния была обязана обсидиану. Обсидиановые орудия находят на обоих островах начиная с самых ранних неолитических поселений и вплоть до позднейших эпох. Обсидиан был основным товаром при торговле с Южной Францией, Лигурией, Альпийской областью и даже с расположенной по другую сторону Адриатики Бос­ нией. Его основное месторождение — гора Монте- Арчи неподалеку от Ористано (западная часть Цен­ тральной Сардинии). Более тридцати лет назад она была исследована Пукседду, который обнаружил на ее склонах 4 карьера, 10 пунктов сбора, ряд мастер­ ских и около 162 участков с обсидиановыми орудия­ ми и нуклеусами 21 . На Монте-Арчи добывали как полупрозрачный (тип А), так и матовый (тип В) об­ сидиан. Полупрозрачный обсидиан был в ходу в пе­ риод раннего неолита, затем его количество на ост- ровах стало постепенно уменьшаться и на смену ему пришла матовая разновидность. ,

Хронология и культурная последовательность

Для этих островов характерна непрерывная куль­ турная традиция, в которой можно выделить перио­ ды раннего, среднего и позднего неолита. Ключом к ее хронологии является стратифицированный и об­ ладающий радиоуглеродными датировками скальный навес Фильестру, раскопки которого в 1980 г. осуще­ ствил Дэвид Трамп. Там оказалось шесть последова­ тельных культурных напластований, приблизительно от 6000 до 3000 г. до н.э. В другой пещере долины

Рис. 5-10 Сардинские сосуды раннего неолита. (1) Шаровидный сосуд с оттисками раковин по краю и изображением лика Богини-пти­ цы на каждой ручке. Гротта-Верде-де-Аль- геро, Северо-Западная Сардиния, ок. 6000 г. до н.э.; высота 24,5 см. (2) Округлые сосу­ ды без украшений с перфорированными ушками; скальный навес Фильестру (вторая неолитическая страта). Масштаб 1:3.

Рис. 5-11 Средненеолитический (бону-игину) сосуд и ук- рашения ручек. (1) Змеиные головы с длинны* ртом, рельефно изображенные на верхней чаш ручки, пещера Фильестру; (2) сосуд с узором из треугольников и рогов, с зооморфными ручка­ ми. Центральный мотив - точечное изображен»! букрании или вульвы и бычьих рогов - типич­ ный регенерационный символ. ГроттаРРифр-жио-ди-Ольена. Масштаб приблизительно 1:1

Сардинская статуэтка сидящей обнаженной из алебастра: тучная фигура, руки сложены на груди, и голове прическа. Средний неолит, культура бону-игину, Су-Кунджау-де-Марку (Дечи- мопугцу), Кальяри, Сардиния. Середина V тыс. до н.э.; высота 111,5 см.

Бону-Игину у Са-Укка-де-Су-Тинтирриолу, также раскопанной Трампом, были найдены стратифицированные отложения сред­ него (бону-игину) и позднего (оциери) неолита 22 . Слой импрессо и следующий за ним слой фильестру, во многом продолжаю­щий его традиции, расцениваются как ранний неолит: этот пе­ риод охватывает VI тыс. до н.э. (рис. 5-10; Табл. 17, Сардиния).

В середине V тыс. до н.э. (средний неолит) пещеры переста­ ли служить постоянным прибежищем для людей, появились поселки. Наличие обугленных зерен ячменя и пшеницы сви­ детельствует о том, что усиливается роль земледелия. По срав­ нению с изделиями раннего неолита, керамика бону-игину луч­ ше вылощена и имеет более разнообразные формы. В придачу к округлым разновидностям появляются сосуды и чаши со сложными, порой зооморфными ручками, напоминающие фантастический стиль серра-д'альто. Орнамент выдавлен, на­ несен пунктиром или вырезан, а среди мотивов присутствуют такие символические изображения, как рога, вульва, и разные «мифологические» персонажи (рис. 5-11).

Отличительная особенность этого периода - печи или скаль­ ные гробницы овальной формы. Перед покойником обычно помещали выполненные в особом сардинском стиле столбо­ образные статуэтки из алебастра, мыльного камня или из гли­ ны, которые отличались поразительной гармоничностью и были распространены по всей Сардинии (рис. 5-12). Их высо­ та колеблется от 10 до 20 см. Среди погребального инвентаря также была найдена статуэтка, которая безусловно выполнена в стиле бону-игину, но держит на руках ребенка (к сожалению, точное место ее обнаружения неизвестно). К тому же периоду (но уже безотносительно к могилам) восходят крупные камен­ ные скульптуры с лицами или масками Богини-птицы, т.е. с большими носами, бровями и без рта (рис. 5-13).

Поздненеолитический период оциери конца V - начала IV тыс. до н.э. — эпоха бурного культурного развития (Табл. 17, оциери). Первые поселения культуры оциери были обнаруже­ны еще в XIX (Гротто-ди-Бартоломео в окрестностях Кальяри в 1878 г.) - начале XX в. Знаменитый подземный некрополь в Ангелу-Рую у города Альгеро был раскопан в 1904-1908 гг., а Гротта-ди-Сан-Микеле в Оциери (центральная часть Северо- Западной Сардинии), давший имя культуре этого периода, был открыт в 1914 г. 23 По сравнению со средним неолитом, поселе­ ний культуры оциери почти втрое больше, что свидетельствует о быстром росте численности населения; об этом же говорит значительная концентрация поселений и могил в окрестностях Кальяри, в юго-западной части острова, в Ористано и Сасса- ри. Ранее таких крупных поселений не было. В Сан-Джеми- лиану-ди-Сесту (14 км к северу от Кальяри) при проведении спасательных работ было обнаружено более 80 углубленных площадок овальной или прямоугольной формы, длиной при­ близительно 8-10 м, которые были разбросаны по аллювиаль­ ной те DDace размером 220 на 200 м 24 Это крупное поселение датируется периодом оциери и более поздним временем К со­жалению не известно каковы были его размеры в ту или иную конкретную эпоху. ,

Для культуры оциери характерно необычайное разнообра­ зие форм керамики: здесь есть амфоры, горшки, корзинки, чаши, блюда, подставки для кувшинов, треножники, подстав­ ки на четырех ножках, сосуды с протомами в виде животных

Рис. 5-13 Каменная скульптура! маской Богинипптвд (длинный нос, бощ отсутствие рта) и п ол- сой зигзагов вокруггор- ла. Средний неощ культура бону-ипщ Са-Мандара, Кллми Середина V тыс.

4

Поззденнелитические сосуды оциери, богато декорриованные снару­ жи и внутри, ок. 4000 г. юн.э. (1)Куккури-Ар-риус, (2) Паули-Фену- Риола, (3) Конка-Илло- кнс, (4) Гротта-ди-са-Ука-де-Су-Тинтиррио- яу-ди-Мара, (5) Пуисте- рис, Центральная Сар-диния.

Рис. 5-15 «Мифологические» сюжеты и ритуальные сце­ ны, выгравированные на сосудах культуры оцие- ри. (1) Изображение двух фигур с солнечными дисками вместо голов и заштрихованными квад­ ратами в качестве тел. Серра-Ис-Араус, Сан- Веро-Милис. Найден в подземной гробнице. (2) Сцена, представляющая ритуальный танец. Пять держащихся за руки девушек с силуэтами в виде «песочных часов» выгравированы на внут­ ренней стороне блюда. Святилище Монте-д'Ак- кодди Сассари Ок 4000 г. дон э Масштаб при- близительно 1:.3. -

Мраморная скульптура из Сенорби, к северу от Калы ри, Сардиния. Условное изображение Богини смертии возрождения со сложенными на груди руками. Над гру­ дью вырезан знак « V ». На ее лице обозначен лишь нос (или клюв). Культура оциери, приблизительная датиров­ ка — ок. 4000 г. до н. э.; высота 42, 2 см.

Рис. 5-17 Мраморные статуэтки типа «порто-фррро», представляющие Боги­ ню смерти и возрожде­ ния. Начало IV тыс. до н.э., найдены в подзем­ ной гробнице. (1)Пор- то-Ферро; высота 30 см; (2) святилище Монте-д'Аккодди,Сас- сари, Северная Сарди­ ния; высота 23 см.

Рис. 5-18 План некрополя Ангелу- Рую из подземных гроб­ ниц. Альгеро, Северо-За­падная Сардиния. Пери­ од оциери. Ок. 4000 г . до н.э.

Узоры на них оттискивали или вырезали, причем ре­ пертуар используемых символов весьма богат: «глаз- ковый мотив», солнце, бараньи рога, змеи, шевроны и треугольники, а также ритуальные сцены (рис. 5- 14,5-15). Изобразительные рисунки на сосудах куль­ туры оциери являются ценным материалом для ре­конструкции религиозных обрядов: этим они схожи спозднекукутенским изобразительным искусством того же периода.

В могилах культуры оциери археологи находят знаменитые мраморные и алебастровые изображе­ ния Белой Богини смерти, у которой конусообраз­ ная нижняя половина тела, а руки сложены на груди так, что верхняя часть туловища приобретает очерта­ния прямоугольника (рис. 5-16, 5-17). Лицо представ­ лено схематично: либо на нем обозначен только нос, либо его вообще заменяет круглая маска. В старой исследовательской литературе существовало мнение, то эти выполненные в условной манере обнаженные скульптуры в начале или в середине Штыс. до н. э. были заимствованы с Кикладских островов или возникли под воздействием их искусства. Одна­ ко они появились на Сардинии более чем на тысячу лет ранее, нежели на Кикладах, и, по-видимому, были местного происхождения. Изображения Белой Боги­ ни смерти имеют корни в местных традициях всех регионов, поэтому за их конкретными формами мо­жет стоять собственная логика стилистического раз­ вития.

Самое примечательное творение культуры оцие­ри — подземные гробницы, которые местные жите­ ли называют DomusdeJanas , «ведьмовскими домами»: в Северной Сардинии их насчитываются сотни (рис. 5-18). Наиболее простые состоят из одной овальной (яйцевидной) комнаты, другие представляют собой сложные комплексы из нескольких залов и комнат (рис. 5-19). Их кровли поддерживают колонны, а над входами нередко имеются рельефные изображения бычьих голов или рогов (см. рис. 7-109). Для окраски внутренних и внешних стен и потолков использова­ лась красная, пурпурная и желтая охра; изнутри сте­ ны были украшены символами возрождения — вуль- вами, букраниями, тройными вульвами, «песочны­ ми часами» (два треугольника), бараньими рогами и рисунками «ока». Эти сложные подземные построй­ ки были не просто могилами, но, как точно сформу­ лировал в 1981 г. Э.Атцени 25 , храмовыми гробница­ми (т.е. они почитались священными, как и сами хра­ мы). Мы еще вернемся к ним в конце главы VII в разделе, посвященном погребениям.

Рис. 5-19 Общие планы и реконструа многокамерных гробниц Северно! Сардинии. (1)Сан-Андреа-Прщ Бонорва; (2) М.Петрузу-Плоил; (3-5) Коронедду, Боза. Перод оциери. Ок. 4000 г. до н.э.

Мальта

Мальтийский архипелаг, куда входят два Kpvnmn острова Мальта и Гоцо и три островка Комино, Ко- минотто и Филфла, расположен приблизительное 80 км к югу от Сицилии (рис. 5-20). В ясные днис Мальты можно видеть берега Сицилии, поэтому оче­ видным образом для опытных мореплавателей-но­сителей культуры керамики импрессо освоение этш земель не представляло ни малейшей трудности. Пер­ вые земледельцы обосновались на Мальте в VI тыс до н.э. в эпоху зрелой керамики импрессо, т.е. при­ мерно тогда же, когда они появились на Сицилии, вели смешанное хозяйство, разводили овец, коз, рупный рогатый скот и свиней, выращивали пше- нщ. ячмень и чечевицу. 8000 лет назад эти острова 1С были столь бесплодными, как в наши дни, поэто- му земледелие было возможно. Первопоселенцев ривлекло большое количество легко обрабатывае­ мо камня, в особенности кораллового и мягкого звестняка globigerina . Использование долговечного к птня сыграло главную и решающую роль в форми- мвании мальтийской культуры, славной своими монуменнтльными храмами, выстроенными без применения металлических инструментов. Камен­ ная архитектура Мальты поражает исследователей на протяжении уже нескольких столетий.

Открытие

Всего известно 43 храма, 9 на Гоцо и 34 на Маль­те: все они выстроены из необтесанных глыб корал­ лового и ракушечного известняка весом до 30 тонн, среди которых попадаются отшлифованные плиты и ортостаты*. Часть этих удивительных памятников была известна уже в XVII в., однако никто тогда не мог сказать, что это такое. Даже в XIX в. их значи­ мость оставалась далеко не очевидной. Гжантийя, первый храм, раскопки которого были осуществле­ны в 1827 г., был представлен в Париже К.Маццара как «допотопный храм титанов». Когда же в 1839 и 1840 гг. были раскопаны еще два храма, Хагар-Ким и Мнайдра, то их сочли финикийскими постройками.

Только в 1901 г. с появлением работы Альберта Майра «Доисторические памятники Мальты» ( Albert Mayr « Die vorgeschichtlichen Denkm a ler von Malta »), краткая версия которой вышла по-английски в 1908 г., мальтийские храмы были впервые признаны сооружениями доисторической эпохи. Их более про­ фессиональное изучение началось благодаря Феми-стоклу Заммиту, директору мальтийского музея, под руководством которого в 1911 г. были закончены и обнародованы раскопки знаменитого гипогея Халь- Сафлиени, случайно обнаруженного еще в 1902 г. В 1914-1919 гг. Заммит провел раскопки Тарксиен- ны самого большого и богатого из мальтийских хра­ мов. Эти важные раскопки были в 1920-х гг. продол­ жены Заммитом, британским археологом М.Мюрреем и некоторыми другими.

Первое общее описание доисторических культур Мальты было в 1959 г. предложено Дж.Д.Эвансом 26 , и ему же принадлежит их подробный обзор, вышедший в 1971 г. 27 Самым значительным открытием послево­ енного периода стали обнаруженные Д.Трампом храм и поселение в Скорбе 28 . Одновременно с этими рас­ копками была осуществлена радиоуглеродная дати­ ровка некоторых материалов из Скорбы и из других мест что позволило пересмотреть давнюю и весьма запутанную проблему хронологии этих памятников.

Хронология мальтийской культуры

 

Уточненные датировки

Этапы

Памятники

ок. 2500 до н. э.

тарксиеннский могильник

Тарксиеннский могильник

ок. 3000 до н. э.

тарксиенна

храмы: Тарксиенна, Борг-ин-Надур, Хагар-Ким, Мнайдра Южн., гигюгей Халь-Сафлиени

ок. 3500 до н.э.

гжантийя

храмы: Гжантийя, Мнайдра Вост., Скорба Зап., Корбин, Бугибба, Санта-Верна, гипогей Халь-Сафлиени

ок. 4000 до н.э.

мгарр цеббуг

гробницы Ксемксийя и Цеббуг

ок. 4500 до н.э.

скорба

красный храм в Скорбе, серое поселение в Скорбе

ок. 5000 до н.э.

гар-далам

пещерное святилище Гар-Далам

ок. 6000 до н. э.

 

керамика импрессо

Рис. 5-20 Карта Мальты и о. Го:

Рис. 5-21 Скальные гробницы поч­ ковидной формы. Ксем ксийя, Мальта. Плат поперечный разрез. Ко­ нец У тыс. до н.э.

Хронология

В настоящее время принята семичастная класси­ фикация неолитических пещер, гробниц и храмов Мальты VI - III тыс. до н.э. Мальтийские храмы да­ тируются V , IV и началом III тыс. до н.э. Хронологи­ ческую последовательность культур см. в приведен­ ной выше таблице, а радиоуглеродные данные — в Табл. 17 (правая колонка).

Пещерные святилища

Первыми обрядовыми центрами на Мальте были пещеры. Ко времени прибытия сюда первопоселенцев древняя Европа уже достигла больших высот в спосо­ бах выражения человеческой духовности, и пещеры прочно ассоциировались со святилищами. Возможно, этим объясняется тот факт, что над некоторыми при­ родными пещерами (такими как Гайн-Абул в западной части Гоцо или Микста в центральной части этого же острова) возводились куполообразные своды.

Один из древнейших храмов - пещера Гар-Далам в юго-восточной части Мальты. В ней были обнару­ жены коричневые, серые и желто-коричневые чаши с круглым дном и шаровидные горшки с тиснением илинейным орнаментом — полосами из диаагналь­но или крест-накрест заштрихованных 2—4 парал­ лельных линий или заштрихованными треугольни­ ками с простыми шевронами. Многие сосуды были инкруссированы белым гипсом. Здесь также было найдено немало фаллообразных сталактитов и ста­ лагмитов, которые, видимо, почитались как наделен­ ные таинственной силой священные символы. Не исключено, что в этой пещере проводились регене- рационные ритуалы.

Скальные гробницы и гипогеи

Древнейшие на Мальте каменные гробницы яй­цевидной или почкообразной формы находятся в Ксемксийе и Цеббуге. Цеббугские гробницы невели­ ки - около 1,9 м в диаметре, тогда как ксемксийские намного крупней, в среднем около 3,5 м в ширину (рис. 5-21). В общем и целом эти скальные гробницы родственны тем, что встречаются на Сардинии и в Южной Италии. Однако на Мальте эти почковидные или яйцевидные могилы сыграли особую роль, по всей видимости, повлияв на внутреннюю форму бо­ лее поздних храмов.

В Цеббуге среди погребального инвентаря, куда входили куски красной охры, раковины и пугови­ цы, была найдена известняковая голова в барельеф­ ной маске (рис. 5-22). Это одно из ранних изобра­ жений могильного божества, Богини смерти и воз­ рождения, которая в более поздний период на Сардинии и на Кикладах обретет черты столбооб­ разного типа. Ее маска имеет сходство с хищной птицей. Кроме того, здесь были обнаружены фраг­ менты керамики с нарезным орнаментом в виде че­ ловечков-палочек с большими треугольными голова­ ми (рис. 5-23). Покойники были уложены в позе эм­ бриона, на них и вокруг них — значительное количество красной охры.

Самое крупное скопление подземных гробниц яйцевидной формы - знаменитый гипогей Халь- Сафлиени в восточной части Мальты, неподалеку от храма Тарксиенны (см. рис. 7-104); здесь погребали мертвых начиная с IV тыс. до н.э. и вплоть до заката мальтийской культуры, т.е. приблизительно до 2500 г. до н.э. (регенерационная символика этих гробниц будет рассмотрена в главе VII в разделе о погребениях).

Мальтийские храмы

Дж.Д.Эванс был первым, кто заметил связь меж­ ду гробницами и храмами: это действительно решаю­ щий фактор для интерпретации их назначения.

Закругленные формы гробниц в храмовой архи­ тектуре стали апсидами. Некоторые древнейшие хра­ мы имеют тройную структуру (таков, например, храм в Та-Хаграте), но в большинстве случаев у них 4-5 ап­ сид и антропоморфный силуэт, очертаниями напо­ минающий скульптуры тучных мальтийских богинь. Это сходство отнюдь не случайно. Однако первые храмы формами напоминали яйцо или лоно Богини, сходство с человеческой фигурой появилось позднее, в IV тыс. до н.э.

Как и яйцевидные скальные гробницы (например, гробница в Ксемксийе), мальтийские храмы симво­ лически отождествлены с телом Богини, в особенно­ сти с ее ягодицами. Вход обычно смотрит на юго-вос­ ток: учитывая, что прецессия земной оси равна по­ ловине градуса в столетие, можно предположить, что первоначально они были ориентированы с севера на юг. Их внешние дворы образовывали крут или эллипс, а основным отличительным элементом были вогну­ тые фасады и трехарочные входы. Хотя внешние сте­ ны по большей части не сохранились, многое указы­ вает на то, что они были характерны для этого типа построек, предназначавшихся для народных собра­ ний. Правомерно предположить, что во время подоб­ ных сборов там устраивались жертвоприношения, проводились религиозные церемонии и пиршества, что естественно подразумевало музыку и пляски. Во многих внешних дворах, в частности в храмах Тар­ ксиенны Ха raD -КимаиМнашгаы у входа в хшм сто­ ял большой камень с отверстиями, который, по не- которым предположениям использовался в качест­ ве столба для привязи. Если это действительно так, то с упя по его рэ.змеоэ.м в жертву приносили к пуп- ный рогатый скот. ,

Храмы чаще всего стоят парами, причем один все­гда крупней другого. Судя по всему, в это вкладывался некий смысл: в терминах боже­ ственного семейства, больший храм - материнский, а мень­ший - дочерний, или же можно считать их сестринскими храма­ ми, — вспомним двухголовых бо­ гинь из Чатал-Хююка (ок. 6500 г. до н.э.) и таких же богинь-птиц из Гомолавы (культура винча, ок. 4800 г. до н.э.). Конечно, нельзя исключить, что они представляют два разных лика Богини, симво­лизируя, скажем, юность и зре­ лость или смерть и возрождение.

Поскольку восток символиче­ ски связан с началом жизни, а за­ пад — с ее концом, последняя ги­ потеза нам кажется особенно со­ блазнительной. В более крупных западных храмах больше культо­ вых материалов и обстановки, из чего можно заключить, что в них в основном проходили обряды, связанные со смертью и возрож­ дением. Они были оштукатурены или выкрашены красной краской, от которой, конечно, ничего не осталось; их возводили из более темного коричнево-красного из­вестняки Возможно что церемо-нии связанные с празднованием рождения, были поделены между меньшими храмами в то время как весенние ритуалы проводили в больших храмах или в гробни­ цах. Восточные храмы, судя по всему были менее замкнуты про- странственно и выстроены из бо­ лее светлого известняка.

Сделаем краткий обзор основ­ ных мальтийских храмов.

Насколько можно предполо­ жить, каждый храм обладал соб­ ственной спецификой. Один из древнейших, красный храм в Скорбе, датируется V тыс. до н.э., однако он слишком сильно разру­ шен, чтобы можно было составить ясное представление о его архи­тектуре. Больший интерес пред­ ставляют найденные в нем глиня­ ные и каменные статуэтки с тре­ угольными масками на лицах, у которых намечен нос и точка вме­ сто рта. Кроме того, у них длин­ ные шеи, большая грудь, задняя часть похожа на птичью и выда ется ступенечкой, а пол обозначен крупным треуголь­ ником; они носят пояс-подпругу и ожерелья (рис. 5-24). Их черты явным образом свойственны Богине- птице, а позы и атрибуты имеют немалое сходство с ранним периодом культуры винча.

Рис. 5-22 Известняковая скул» тура из скальной роб- ницы. Цеббуг, мопш №5. Конец V тыс.» н.э.; высота 18,5 см.

Рис. 5-23 Вырезанные на сосуда из скальных гробнш фигурки«ппалочки*с большими треугшыш- ми головами, инкру* стированные бело! пастой. Цеббуг, мопш № 4. Конец Утыс. : н.э.

 

Рис. 5-24 Террркотовая статуэтка с большой головой, неестест­ венно огромной вульвой и выстууающим птичьим за­ дом, в треугольной маске и 1юлсе-«подпруге». Найдена в храме Скорбы, Мальта. Середина Утыс. до н.э. Масштаб 1:1.

Один из важнейших парных храмов - располо­ женный в центральной части Гоцо комплекс Гжан- тийя (рис. 5-25). Оба храма окружены стеной высо­ той в 6 м из грубых необработанных глыб коралло­ вого известняка. Вес некоторых плит достигает 50 тонн: это самые крупные из тех, что использова­ лись для строительства храмов на Мальте. Внутрен­ ние стены и входы сделаны из обработанного извест­ няка.

Большой храм отличался весьма изысканным уб­ ранством: в апсиде № 2, первой комнате справа от вхо­ да в святилище, имелась выкрашенная в красный цвет ниша из плит, по-видимому, обрядового назначения или использовавшаяся для хранения священных пред­ метов. Ближе к задней части комнаты — несколько плит с барельефным орнаментом из соединенных вме­ сте спиралей. В апсиде № 5 (восточный отсек) найден неглубокий каменный резервуар диаметром около 1 м, который, по всей видимости, служил ритуальным оча­гом. Напротив юго-восточной стены — колонна с рез­ ным барельефным изображением змеи (см. рис. 7-61). Апсида JVs 6 заключала в себе тройное святилище (см. dhc 5-25 2) В ней было tdh жертвенных стола и уста­ новленная вертикально как колонна трапециевидная плита. В апсиде № 7 были высокие известняковые плиты главный алтарь стоял в передней части и был украшен ямками.

Другие храмы Гоцо также принадлежат к фазе гжан- тийя. В общей сложности на каждый храм приходи­ лось по 7,4 кв. км.

Хагар-Ким расположен на южном побережье Мальты: это наиболее примечательный храм периода тарксиенны (рис. 5-26; цветная вклейка 20). У него хорошо сохранилась внешняя опоясывающая стена из известняка, фасад из вертикальных плит, десять ап­сид, внутренние плиты с похожими на окна прямо­ угольными отверстиями и каменный алтарь. Кроме того, он знаменит каменными изображениями сидя­ щих — просто или на корточках — и стоощих тучных женщин. Это статуэтки высотой около 20 см со следа­ ми охряной окраски (цветная вклейка 21). Сам храм стоит на холме лицом к морю, возвышаясь над распо­ ложенным ниже храмом Мнайдра.

Посвоим очертаниям Хагар-Ким отличается от хра­ мов Гжантийя и Мнайдра: нельзя исключать, что это был комплекс из трех двухапсидных святилищ. Основ­ ной вход располагался на юго-востоке, однако запад­ ное и северное святилища также имели отдельные вхо­ ды. В толще восточной стены из вертикальных плит выдолблена небольшая полукруглая ниша, в которую был доступ как изнутри, так и снаружи. Там был уста­ новлен каменный алтарь треугольной формы: лобкош й треугольник — символ возрождения. К ссверу о т этого святилища и от апсиды № 5 вертикально постав­ лен очень высокий камень, возвышающийся над все­ми прочими храмовыми постройками: этот башнеоб­разный менгир, по-видимому, представляет саму Бо­ гиню. В глубине, слева от главного (южного) входа, располагался жертвенник в виде стола, увенчанный сосудом, на его лицевой части - изображение древа жизни, произрастающего из горшка. Поверхность жертвенника была декорирована характерным для мальтийских храмов ямочным узором. Рядом с ним была обнаружена стоячая плита с изображением двой­ ной спирали или «глазкового мотива». В каждой из двух ниш центрального двора находился известняко­вый алтарь грибовидной формы с вогнутым верхом. Расположенные в этой же центральной части храма две комнаты были оснащены жертвенными столами с канавками и одной каменной колонной. Еще одна колонна располагалась у апсиды комнаты 10 юго-вос­ точного святилища.

Рис. 5-26 План храма Хагар- Ким. Южное побе­ режье Мальты. Ко­нец IV тыс. до н.э.

Типичный пример двойного храма периода тар- ксиенны с полукруглым внешним двором из корал-

лового известняка - святилище Мнайдра на южном побережье Мальты в 60 м к морю от стоящего выше храма Хагар-Ким. В наше время оно обращено на восток и юго-восток, хотя скорей всего его изначаль­ ная ориентация — юго-восток и юг (рис. 5-27: вос­ точный храм, с очертаниями трилистника, относит­ся к более раннему периоду гжантийя). Эти парные храмы в меньшей мере отличаются друг от друга раз­ мерами, нежели прочие мальтийские храмы, одна­ ко у западного храма более сложное внутреннее уст­ ройство, в нем много ниш, а в главной комнате - остатки твердого торбанитового пола. По обеим сто- ронам одного из наиболее тщательно отделанных входов стоят камни треугольной и фаллической фор­ мы (см. рис. 7-64).

Слева от входа установлен конический каменный фаллос 75 см высотой. А в апсиде № 4 (вторая «вос­точная») в большом количестве обнаружены стран­ ные глиняные предметы и скрученные комки глины, весьма напоминающие человеческий эмбрион. Воз­ можно, что некоторые из отправлявшихся в Мнайд- ре обрядов были связаны с лечением и деторождением: на это указывают статуэтки в позах рожениц (см. рис. 7-64).

Рис. 5-27 Двойной храм Мнайдра, южное побережье Мальты. Конец IV - начало III тыс. до н.э. Маленький восточный храм с тремя апсидами относится к периоду гжантийя.

Рис. 5-29 Предположиеельная ре. конструкция фасада Трр- ксиенны.

Три храма в Тарксиенне (восточная часть Маль­ты) неподалеку от гипогея Халь-Сафлиени много раз перестраивались, поэтому об их назначении судить трудно. Тарксиенна, как и Гжантийя, имеет простор­ный центральный двор (рис. 5-28, 5-29). По счастью, тарксиеннские храмы украшает сложный и вырази­тельный символический рисунок. Каменные блоки испещрены рельефно вырезанным спиральным и растительно-спиральным орнаментом. Эти прони­занные энергией знаки связаны с силой растущего растения и змеи, что напоминает о принципе цикли­ческого возрождения.

Кроме того, здесь было найдено много керамики, рогов животных, каменных и глиняных резервуарм и алтарей. В первой западной апсиде № 3 на верхней части того, что осталось от тщательно отделннного алтаря, видны следы огня: по-видимому, здесь про­водились какие-то церемонии. На одной из его си­рон изображены идущие друг за другом баран, сви­нья и четыре козы (цветная вклейка 19). Баран -свя­щенное животное Богини, изображение его загнутш рогов постоянно повторяется в виде змеевидных спи­ ралей на колоннах и плитах всего комплекса. Ворра! западная апсида № 5 была заполнена костями и ро­гами крупного рогатого скота, а также коз или овса В расположенной между первым и вторым хр; комнате № 13 обнаружена куча костей животных. На восточной стене - два быка, один из которых смот­ рит вправо, а другой - влево; под ними - релььф, ,н котором сука с тринадцатью сосунками (см. рис. 7-62.3). Количество алтарей и останков животных указывает на то, что в Тарксиенне часто проводились жертвоприношения, возможно — с целью обожеств­ ления. На небольшой площадке к востоку от второго храма было найдено 50 каменных чаш, вероятно, предназначавшихся для ритуальных пиршеств и воз­ лияний; а еще дальше к востоку — тринадцать пере­ вернутых чаш.

Рис. 5-28 Храмы Тарксиенны. На­ чало III тыс. до н.э

Домашних животных приносили в жертву изо­ бражению Богини. В западном храме Тарксиенны во дворе № 2 находится то, что можно считать древ­нейшим образцом монументальной скульптуры. Фигура Владычицы Тарксиенны высечена из извест­ няка и установлена на резном постаменте. К несчастью, ее верхняя часть давно разобрана, хотя ее пер- воначальная высота должна была достигать овд 2,5-3 м (см. рис. 7-64).

Великий храмовый комплекс Тарксиенны знай- нует конец эпохи построения храмов на Мальте. Что случилось с их строителями - неизвестно: скорее: всего, они покинули остров из-за исчезновения!- сов или неурожаев, приведших к голоду, повальнь:' болезней или каких-либо других бедствий. Вмест: них острова были заселены чужаками, принесши» другие традиции. Относящийся к постхрамовому иг- риоду (после 2500 г. до н.э.) Тарксиеннский могш - ник с кремационными захоронениями принадлш: другой культурной группе, которая, впрочем, очевд­ ным образом входила в число древнеевропейсюш имела ту же религию. Обнаруженные в этих зххорг- нениях сосуды сродни сицилийским и даже тем, ч:( находят в далекой Западной Югославии.

СодержаниеДальше

наверх страницынаверх страницы на верх страницы









Заказать работу



© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования