В библиотеке

Книги2 383
Статьи2 537
Новые поступления0
Весь каталог4 920

Рекомендуем прочитать

Баиов А.К.Вклад России в победу союзников
Автор предлагаемой книги - А. К. Байов, 1871 - 1935 гг., ординарный профессор Российской военной академии, в течение многих лет занимал кафедру русского военного искусства в Академии генерального штаба. Продолжая работу известных военных ученых, профессора Масловского и профессора Мышлаевского, генерал Байов создал курс истории русского военного искусства, как самостоятельный отдел военной науки.

Поисковая система

Поисковая система библиотеки может давать сбои если в строке поиска указать часто употребляемое слово.
Алфавитный каталог
по названию произведения
по фамилии автора
 

АвторГимбутас М.
НазваниеЦивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы
Год издания2006
РазделКниги
Рейтинг0.68 из 10.00
Zip архивскачать (15 436 Кб)
  Поиск по произведению

Предисловие

Мария Гимбутас принадлежит к блиста­ тельной плеяде ученых-гуманитариев XX века, тру­ ды которых дали толчок для создания целого ряда работ по истории, этнографии, религиоведению и в гендерной области. Более двадцати монографий вы­ шло из-под пера исследовательницы. Начав публи­ ковать статьи, посвященные языческим культам в Литве она в дальнейшем расширяет ареал своих ис­ следований на Восточную Европу и страны Балтии После выхода в середине пятидесятых годов книги «Доисторическая Восточная Европа» и вскоре дру­ гой оаботы «Древнейшие символы r напп.таом игкуством монографии.

«Язык Богинь» и «Ци­ вилизация Великой Богини: мир Древней Европы». Эта книга, пишет исследовательница, описывает способы существования, социальные структуры и верования народов, населявших Европу с седьмого по третье тысячелетие до нашей эры. Сенсационные археологические открытия середины двадцатого века в Европе кардинально изменили представления лю­ дей об истоках цивилизации. Список древнейших центров мировой культуры пополнился таким огром­ ным ареалом, как Южная и Восточная Европа. Еги­ пет и Месопотамия уступили пальму первенства Ма­ лой Азии и Средиземноморью, а известное еще по раскопкам девятнадцатого века украинское село Три- полье вкупе с румынской деревушкой Кукутень ста­ ли центрами великой европейской цивилизации.

В исторической науке существовали две точки зре­ния на поздний неолит и ранний бронзовый век. Гим­ бутас в своей последней книге ставит вопрос о суще­ ственном различии этих эпох. Именно при энеолите происходит смена матриархальной формации на пат­ риархальную. В советской археологической науке многие исследователи как раз не усматривали существенных различий в этих культурах, поскольку брон­ зовые изделия встречались и в слоях, относящихся к неолиту. Они склонялись к выводу о постепенном на­ растании бронзовых изделий в культурах новокамен­ ного века. Гимбутас пишет о коренном изменении ха- рактера культуры и упадке земледельческих со­ обществ которые угасали под натиском вторгшихся с востока кочевых племен. Бронзовые зеркала, брас­ леты и фибулы уступи ли место ор ужию В коштёктив- ных захоронениях земледельцев встречались предме­ ты обихода статуэтты*Гмогилахското^лческихм^ей были кони оружие и убитые слуга

Земледельцы не знали колеса как средства пере­движения, но использовали его как сакральный сим­ вол небесной богини. Металл и колесо - вот истин­ ные признаки культуры кочевников-индоевропей­цев. Не меньшей заслугой Гимбутас стало иное определение цивилизации. Она поставила вопрос о существенной коррекции этого понятия: «Слово "ци­ вилизация" нуждается в объяснении. С точки зрения археологов и истори ков оно подразумевает наличие политической и религиозной иерархии, военного ис-к vc с TBa классов и высокого разделения тп\шя Тако- го рода структуры действительно характерны д.1 я пат- рилокальных сообществ Я не согтасна с тем что по- нятие"цив^ патриархальн^

Высокий уровень жизни города с большой числен­ ностью населения, священные письмена, изыс­ канные предметы искусства, ремесла, торговля — все это объединяла собой религия Великой Богини с очень сложным пантеоном. Неоспоримое богатство религиозного символизма Центральной Анатолии и Древней Европы - результат непрерывного развития начавшегося в эпоху позднего палеолита. Книга Гим­ бутас — научное исследование которое будет востре­ бовано отечественными историками археологами культурологами и внесет весомый вклад в совоемен- ные тендер HOCTbSoke н^ гу любомучитателю ^^юшемусТинпо^оГш:-высокого класса пособие очень

Ольга Чугай

Что такое цивилизация ?

Цель этой книги — привлечь внимание к важнейшим аспектам доисторической Европы, по сей день неизвестным или ранее не рассматривав­ шимся в общеевропейском масштабе. Собранные в ней данные могут в корне переменить наше представ­ ление о прошлом, о потенциале настоящего и буду­ щего. Наша общая историческая память должна быть сфокусирована по-новому. Необходимость эта тем более велика, что, как мы видим, путь «прогресса» ведет к уничтожению самих условий существования жизни на земле.

Эта книга исследует способы существования, со­ циальные структуры и верования народов, населяв­ ших Европу с VII по Ш тыс. до н.э.: применительно к этой эпохе я буду использовать термин «Древняя Европа», имея в виду европейский неолит до прихо­ да индоевропейцев. В этот период формируются ста­бильные земледельческие общины, значительно уве­ личивается численность населения, наши предки создают богатый художественный язык и сложную символическую систему, связанную с различными проявлениями культа Великой Богини.

Убедительные свидетельства существования бы­ стро развивавшейся неолитической культуры с сере­ дины VII тыс. до н.э. присутствуют в Эгейском ре­гионе, на Балканах, в Центральной и Восточной Ев­ ропе. Вторая очаговая зона — центральная часть Средиземноморья. В западных прибрежных районах Средиземноморья окончательный переход от охоты и собирания продуктов питания к земледелию занял все VII тыс. до н.э., а в Западной Европе эта смена произошла лишь в начале VTbic . до н.э.

Первая часть книги посвящена описанию сооб­ ществ культур, существовавших с 6500 по 3500 г. до н.э. (в случае Западной и Северной Европы - не­ сколько долее 3500 г. до н.э.), их размещению и хро­ нологии. Искусство и архитектура этих региональных групп отличались удивительным богатством стилей, изобретательностью и воображением. Далее речь пойдет о религии, письменности и социальных струк­ турах. В заключительной главе рассказывается об упадке этих культур, о чужаках, носителях иного хо­ зяйственного, социального и идеологического типа, чей приход изменил мир Древней Европы. За этими событиями — не только распад цивилизации Древней Европы, но и переход к патрилокальным и воинст­ венным типам общества. Как свидетельствуют междисциплинарные исследования в области архео­ логии, лингвистики, мифологии и древнейшей исто­ рии, это изменение хронологически совпадаетс ин- доевропеизацией Европы.

Слово «цивилизация» нуждается в объяснении. С точки зрения археологов и историков, оно подразу­ мевает наличие политической и религиозной иерар­хии, военного искусства, классов и высокого уровня разделения труда. Такого рода структуры действи­тельно характерны для патрилокальных сообществ, в том числе и для индоевропейского, в отличие от описываемых в этой книге матрилокальных культур. Цивилизация, существовавшая в Древней Европе между 6500 и 3500 гг. до н.э., а на Крите — вплоть до 1450 г. до н.э., знала долгий период ничем не потре­ воженного мира,благодаря чему был создан художе - ственный язык удивительной красоты и изящества — верный признак того что для нее было характерно более высокое качество жизни нежели для многих патрилокальных и классовых типов общества.

Я не согласна с тем, что понятие «цивилизация» приложимо исключительно к патриархальным и во­ инственным сообществам. Генерирующие способ­ ности любой цивилизации определяются уровнем творческих и эстетических достижений, наличием нематериальных ценностей и свободы, делающей существование осмысленным и радостным, а еще — сбалансированным распределением отношений ме­ жду полами. Европейский неолит не был периодом «доцивилизационным» (какего окрестил Колин Рен- фрю в своей книге «До цивилизации: радиоуглерод­ ная революция и доисторическая Европа», 1973 г.). Напротив, это была цивилизация в самом лучшем и истинном смысле слова. В V и вначале IV тыс. до н.э., на излете ее существования в Центральной и Восточ­ной Европе, у древних европейцев были города, объ­ единявшие значительную часть населения, святили­ ща высотой в несколько этажей, священные письме­ на просторные жилища из четырех-пяти комнат профессиональные керамисты, ткачи, медники, зо- лотых дел мнетера и другие ремесленники, чья про- дукция отличалась сложностью и разнообразием Благодаря существованию сети торговых путей такие товары как обсидиан раковины мрамоо медь и соль, могли перемещаться на сотни километров

Конечно, все это не возникло на пустом месте. Ря­дом, в анатолийском поселении Чатал-Хююк, многочисленные святилища были украшены по­ разительно богатыми и искусными стенны­ ми росписями еще за тысячу лет до того, как Европа достигла высокого уровня в архи­ тектуре, фресках, скульптуре и керамике. А Чатал-Хююку предшествовал трехтысяче- летний эволюционный переход к земледе­ лию и оседлым формам существования. Не­ оспоримое богатство религиозного симво­ лизма Центральной Анатолии и Древней Европы — результат непрерывного развития, начавшегося в эпоху позднего палеолита.

Серьезное заблуждение считать, что не­отъемлемой частью человеческого состоя­ ния является война. Действительно, начи­ ная с бронзового века и до нынешнего вре­ мени жизнь людей нередко сопровождалась боевыми схватками и возведением укреп­ лений. Однако это не так в случае палеоли­ та и неолита. Среди пещерных рисунков эпохи палеолита нет изображений боевого оружия (то есть оружия, направленного против себе подобных), как нет и свиде­ тельств его существования в эпоху древне- европейского неолита. Ни один из при­ мерно 150 дошедших до нас рисунков из Чатал-Хююка не запечатлел конфликты, сражения, войны или пытки.

Местоположения древнеевропейских поселений не слишком выгодны с точки зрения обороны: как правило, их выбор обусловлен соображениями удобства, на­личием хорошей воды, плодородной зем­ ли и пастбищ для скота. Древняя Европа не знала ни труднодоступных укреплений на возвышенностях, ни кинжалов, копий или алебард. Неолитические поселения порой бывали окружены рвом и очень ред­ ко-деревянной или каменной изгородью. Земляные укрепления и другие оборони­ тельные сооружения появились в эпоху позднего неолита и в медном веке, когда возникла необходимость защиты от набе­ гов чужаков. В Центральной Европе эти изменения стали заметны лишь к концу V и в IV тыс. до н.э.

Это исследование сфокусировано на религии, и этот выбор сам по себе значим. В книгах по европейскому неолиту неред­ко рассматриваются жилища, инструмен­ тарий, керамика, торговый обмен и про­ блемы окружающей среды, однако они не касаются «второстепенного» вопроса — религии. Такой подход трудно объясним, поскольку в рассматриваемую эпоху по­ вседневная и религиозная жизнь были не­ раздельны. Упуская из виду сакральную

Глиняная статуэтка (столбообразная) культуры хаманджия из могильника Чернаводэ, ок. 4800 г. до н. э. составляющую жизни эпохи неолита, мы рискуем не понять культуру в целом. Но археологам не удастся до бесконечности прятаться за научный материа­лизм, открещиваясь от многодисциплинарного под­хода. Лишь при комплексном использовании архео­логических, мифологических, лингвистических и исторических данных мы сможем прийти к пони­манию и материальных, и духовных реалий доисто­рических культур. Кроме того, социальная органи­зация неолитического общества была неразрывным образом связана с религией: они взаимно друг друга отражали.

Последние полвека археологию раздирают проти­воположные тенденции. Как утверждает Джеймс Мелларт: «Необходима сбалансированная амальгама лучших элементов обеих школ (то есть, с одной сто­роны, раскопок "мусора", с другой- святилищ), которая бы препятствовала сектантским раздорам между разными направлениями археологии, ориен­тированными на "искусство" или на "науку"» 1 .

В силу определяющей роли материнства искон­ное божество наших палеолитических и неолитиче­ских предков было женским. Не известно ни одно изображение Бога-отца, которое можно было бы да­тировать доисторическим периодом. Палеолитиче­ские и неолитические символы и образы связаны с самозарождающейся Богиней и с ее основными функциями Дарительницы жизни и смерти, Источ­ника плодородия. Это символическая система, пред­ставляющая циклическое, нелинейное, мифологиче­ское время.

Культ Богини - отражение общественного укла­да, характерного для большей части древнего чело­вечества, где первенствующее положение принадле­жало матери и родственным связям по материнской линии. Это не обязательно «матриархат», если ис­толковывать его в ложном смысле как женское «правление», зеркальную реплику патриархата. Мат-рилокальная традиция была мвойстве,на ртоним земледельческим сообществам Европы, Анатолии, Ближнего Востока и Крита минойского периода. В отличие от культур патриархальных, стремивших­ся к господству, культуры этого типа были в первую очередь направлены на развитие знаний, способст­вовавших поддержанию человеческой жизни.

Древнеевропейская структура общества была пря­мо противоположна сменившей ее индоевропейской. Как свидетельствуют археологические, исторические, лингвистические и религиозные данные, ядром древнеевропейского общества была теократическая храмовая община, управляемая главной жрицей, ее братом или дядей и женским советом, имевшим функ­ции руководящего органа. Однако, несмотря на то, что в рамках религиозного бытия статус женщины был сакрализирован, судя по раскопкам захоронений V и большей части IV тыс. до н.э., в отношениях между полами не было ни диспропорции, ни подчинения одного пола ADvrOMv Напротив они предполагают взаимоуважение И женский и мужской погребаль­ный инвентарь символически связан с сакральным ЦИКЛОМ смерти и возрождения, и в тоже время он ОТ-озжает личные достижения в искусствах ремесла.х торговле и других сферах деятельности.

Древнссвропейское общество не знало централи­зованной организации индоевропейского типа, во главе которой стоял вождь. Однако неверно было бы утверждать, что на всем протяжении неолита и мед­ного века оно представляло собой не более чем конг­ломерат мелких разрозненных сообществ. РРнненео-литическое общество Древней Европы действитель­но складывалось из небольших земледельческих общин, но в V тыс. до н.э. в него уже входили значи­тельные по размеру и сложные объединения. Цен-тральноевропейские и восточноевропейские поселе­ния много больше самых внушительных протоурба-нистических теллей Ближнего Востока. Когда примерно в 4000—3500 гг. до н.э. позднекукутенская культура достигла урбанистического эт а па развития, в ее городах окруженных средними и мелкими посе-лениями, могло жить до десяти тысяч человек*.

  • * В настоящем исследовании используется датирование по радиоуглероду, выверенное по счету древесных колец (так назы­ ваемые калиброванные даты). Хронологические данные, связанные с культурными сообществами VII — III тыс. до н.э., пред­ставлены в приложении («до н.э.» обозначает точные даты, «до н.э.» - относительные, а «до н.в.» - количество лет, предшест­ вующих нашему времени).

Глава I Возникновение и распространение земледелия

Конец последнего ледникового периода принес потепление климата на всем земном шаре, спо­ собствовавшее как изобилию дикой растительности и процветанию животного мира, так и росту численно­ сти населения. Примерно между 9000 и 6500 гг. до н.э. происходит постепенный переход от охоты и собира­тельства к оседлости, одомашниванию животных и окультуриванию растений. Более мягкие климатиче­ские условия, сложившиеся примерно в VIII тыс. до н.э. во время бореального периода и приведшие к зна­чительному повышению уровня моря кардинально повлияли на пищевые ресурсы людей и животных. В прибрежных областях и в okdvt внуттленних озер обра­ зовались болотистые и торфяные местности, идеаль-ные места обитания для рыбы, моллюсков ракообраз-ных и водяных птиц. Наличие подобных пищевых ис­ точников и расгшостранение лиственных — дубовых — лесов обусловили переход человека к более оседлому образу жизни В Средиземноморье начинается выра­щивание овощей и фруктов.

Приручение различных животных и окультурива­ние растений происходили далеко не одновременно и зачастую в разных географических точках. Так, в Центральной Европе домашняя собака обособилась от волка уже в мадленскую эпоху позднего палеоли­та1. Овца стала домашним животным еще до 7000 г. до н.э. на горных склонах Загроса (Иран, Ирак) и Тавра (Турция), где ранее охотились на ее диких пред­ ков. Крупный рогатый скот и свиньи были одомаш­нены в Анатолии между 7500 и 6500 гг. до н.э.; этот процесс продолжался в разных частях Европы с 6500 по 5500 гг. до н.э. 2 . Домашняя лошадь не появится ни на Ближнем Востоке, ни в Центральной и Восточной Европе вплоть до конца V т blC . до н.э.

Первобытное земледельческое хозяйство основы­валось на освоении трех зерновых культур: пшени­цы-однозернянки или полбы ( Triticum monococcum ), пшеницы-двузернянки или эммера ( Triticum dicoc - cum ) и двурядного ячменя ( Hordeum vulgare ssp . distichum ). Эти злаки были окультурены в VIII и VII тыс. до н.э. на территориях между Юго-Восточ­ной Европой и Афганистаном. По сей день пшени­ца, как полба, так и эммер, произрастает в диком виде между Грецией и Афганистаном, адикий ячмень мож­но встретить между Эгейским морем и Балхом (Се­верный Афганистан) 3 .

Переход к оседлой жизни также происходил по­степенно. Предшественниками оседлых землепаш­цев были полуоседлые собиратели, жившие за не­сколько тысячелетий до того, как началось развитие земледелия: их можно рассматривать как промежу­точное звено между поздним палеолитом и неолитом. Таковы натуфийцы, которые населяли восточное по­бережье Средиземного моря в 10 000 - 8000 гг. до н.э. и обитали не только в пещерах, но и на открытых пространствах.

С антропологической точки зрения, натуфийцы не отличались от современного человека, они походи­ли на нынешний средиземноморский тип 4 ; их жизнь зависела от урожаев дикой пшеницы и ячменя. В мес­тах их поселений археологи находят ступки и камни для растирания зерна и семян, равно как кремневые зубчатые вкладыши для серпов. Встречаются тут и костяные орудия: шилья, иглы, лопатки, жатвенные ножи, рыболовные крючки и гарпуны - набор, ко­торый на протяжении тысячелетий будет представ­лять типичный неолитической инструментарий. О продолжении позднепалеолитических традиций го­ворят натуфийские костяные изображения живот­ных, а наличие раковин денталиум ( Dentaiium ) с бе­регов Средиземного и Красного морей, из которых изготовлялись бусы, — о существовании морского сообщения с отдаленными регионами. Натуфийцы охотились на газелей, оленей и свиней; у них были прирученные собаки но более никакой д руго й до­машней живности. ,

К 8000 г. до н.э. в Восточном Средиземноморье про­ исходит окончательное окультуривание злаков, и здесь, как и в Анатолии, натуфийская культура сме­няется докерамическим неолитом (культурой, знако­мой с производством продуктов питания, но еще не знавшей глиняной посуды). К 7000-6500 гг. до н.э. Ближний Восток и Юго-Восточная Европа обладали полноценной земледельческой системой; обитатели их поселений могли прокормить себя благодаря разно­образию и многочисленности злаков, овощей (гороха и чечевицы), а также поголовью овец, коз, свиней и крупного рогатого скота. В этот период возникает ис­кусство керамики. А поскольку глиняные изделия не поддаются полному разрушению, то именно они — наиболее часто встречающиеся остатки неолитической культуры, о каком бы из ее периодов ни шла речь.

Распространение земледелия в Европе

Некоторые теории

Теория «революции»

В наши дни уже совершенно невозможно при­ нять гипотезу, согласно которой европейский зем­ ледельческий комплекс был в готовом виде привне­сен с Ближнего Востока. Действительно, во времена В.Гордона Чайлда (1892-1957) было модно говорить о приходе агрокультуры как о своеобразной «рево­люции», однако теперь процесс развития неолита в Европе представляется исследователям гораздо бо­ лее сложным— длительным неоднородным во мно­ гом обусловленным природными и географическими УСЛОВИЯМИ.

Биологическая модель распространения

Благодаря интенсивному изучению мезолитиче­ ских и ранненеолитических поселений в восточных областях Средиземноморья утратила актуальность и другая теория. В 1936 г. генетик Р.А.Фишер предло­ жил биологическую модель распространения сель­ ского хозяйства; позднее его идеи продолжили и раз­ вили А.Дж.Аммерман и Л.Л.Кавалли-Сфорца, авто­ ры труда «Неолитическая эволюция и генетика европейских народов» (1984). Они рассматривают распространение земледелия как диффузионный процесс, обусловленный ростом и миграцией населеНИЯ СОГласНО ЭТОЙ мОДСлИ р cl с nDOCTDclHeHHe получитэ не ился земледелия но непосредственно сами земледельцы 1Сэ.к утверждают исследователи в те х с лучяях когда рост численности населения совпалэ- локальной миграцией возникает эсЬсЬскт волно- вого взрыва которыйраспространяетсяТравномер ной радиальной частотой и поддается математичеиродвиж^ничлчшиюк ли с ра Л) идни и пения (2 S uptI ипи же m н Ouv киломртт? в гоп Хотя Гт. орети ™й точки , пения данный метод1Гселениядейными процессами однако его нельзя оезразоора при­ менять ко всем регионам Европы. наши рассужде­ ния должны опираться на реальные археологические данные и на результаты радиоуглеродного анализа.

Переход от собирательства к земледелию и миграцяя земледельцев На территории Европы первые признаки перехо­ да от уклада, связанного с охотой и собирательством, к производящему хозяйству обнаруживаются в Сре­ диземноморском регионе. В основном процесс не-олитизации шел в двух направлениях: в западной и центральной частях Средиземноморья местные соби­ ратели начинают заниматься земледелием; а в Юго-Восточной и Центральной Европе его распростране­ ние происходит за счет миграции земледельцев из юго-восточных регионов в северо-западные, что со­четалось с переходом местного населения к земле­ дельческому укладу.

Западное и Центральное Средиземноморье

Постепенный переход к доместикации в эпоху южнофранцузского и испанского мезолита

Долгое время считалось, что неолит пришел сюда из Восточного Средиземноморья вместе с керами­ кой кардиал или импрессо (в глину вдавливались края раковины cardium edule ,, характерной для цен­ тральных и западных районов Средиземноморья. Но в 1980-е гг. стало очевидно, что неолитизация при­ брежных областей Западного Средиземноморья была обусловлена постепенным переходом к доме­ стикации который происходил в рамках местной мезолитической культуры кастельновьен охваты­ вавшей восточные районы Испании и юг Франции. Кроме того в южных районах Франции ппотозем- ледельческое использование бобовых и зеленных ку jTKTv р имело место уже около 10 ООО лет назад Исследование ряда мезолитических поселений в Провэнсе и Лангедоке салата туре. FKom го iW Прислггствие. овец и коз потреб ление овоп.ей и зелени преемственность по отно шению к позднеп^ прибрежных районах Восточной Испании и Юж­ ной Франции, равно как и по данным радиоуглерод- ного анализа, этот переход имел место в VII тыс. до н.э. (об этом см. главу VI ). Тому способствовали многие факторы: улучшение климата, все большая оседлость рыболовов и собирателей раковин, при­ родное окружение.

Согласно иберийским и французским археоло­ гическим данным, одомашнивание животных нача­ лось задолго до выращивания зерна и появления глиняных изделий. Следы присутствия не только овец, но даже свиней и крупного рогатого скота есть в докерамических культурных слоях начала VII тыс. до н.э., и не исключено, что и в более ранних. Кера­ мика и злаки часто встречаются в слоях восходя­ щих к 6500-6000 гг. до н.э. А обработка камня в этих мезолитических или точнее протонеолитических слоях указывает на непрерывную преемственность тозлииии Таким образом весь Konnvc имеющихся материалов заставляет предположить что в Западном Смдиземноморье неолит возник под воздействием внутренних культурных механизмов

Но хотя гипотеза поэтапного культурного раз­ вития представляется вполне бесспорной, нельзя отрицать и реальность восточного воздействия. Прямые предки домашних овец и коз, оставившие следы своего присутствия в мезолитических пла­ стах, были не местного происхождения. Прароди­ тель овцы - ближневосточный муфлон, а коза ве­ дет свое происхождение не от местного (Сарга ibex или Caрга pyrenaica ), а от ближневосточного вида (Сарга aefiagrus ) что конечно дает археологам большой простор для гипотез. Установить, когда и КЗ к ЭТи вИЛы при ШЛИ сЮДА п дело будущего. Можно предпо южить что дикие пгзедки козы прибыли в прибрежные районы Центрального Средиземно- морья не прямо с Ближнего Востока а из Эгейской области Известно что мореплаватели у которых уже была ранняя кегтмика и козы от берегов Эгей ского моря доплывали до островов, расположенных к заггагту от Гретгии (напримеп до острова Кор chv см ™ TrvV ) Н о в Ътдном Гпедизеишмопке nl з распространения европейского неолита.

Постепенный переход к земледелию на побережее Адриатики и в Центральном Средиземноморье

В эпоху позднего палеолита и мезолита побере­ жье Адриатики населяли собиратели, чей способ обработки камня указывает на существование дли­ тельной традиции, не прерывавшейся вплоть до прихода неолитической керамики импрессо 6 . В дан­ ном случае также маловероятно, что земледелие было занесено сюда с Ближнего Востока или даже из эгейских областей. Заселение Корсики и Сарди- нии донеолитическими группа ми происходило не позднее VIII тыс до н э (самые ранние оэли о углс— родные показатели на Корсике -^ 9140 лет до н в получены в Стреттс 8650 лет до н в — в Арагина- Сенноле у г. Бонифачо). В этих местах неолитичетыс донч ВскоренаСардиниибылнайденобси диан ставший предметом обмена и в с илу этог о нас', | 1 катализатопп М ГГймеж™™1Гми районами Центрального"Средиземноморья иАдриати/

Юго-Восточная Европа

Производящее хозяйство сложилось в районе Эгейского моря еще до середины VII тыс. до н.э. Пока нам не известно, был ли этот неолитический уклад в какой-то мере принесен новыми переселен­ цами, или же соответствующие идеи на протяжении многих поколений проникали сюда из Анатолии постепенно и без посредства крупномасштабных миграций. И что произошло с мезолитическим на­селением, было ли оно поглощено? Судя по имею­щимся данным все перечисленные факторы могли сыграть определенную роль. Действительно в самых ранних неолитических поселениях Юго-Восточной Европы основные виды скота.

К сожалению, мы почти не располагаем археоло­ гическими данными о периоде, предшествовавшем неолиту. Потепление климата в постледниковый пе­ риод привело к повышению уровня моря, и не ис­ ключено, что многие памятники мезолита на остро­ вах Эгейского моря и в прибрежных районах в основ­ ном оказались затоплены. Следы мезолитических и неолитических жилищ были обнаружены лишь в рай­ оне Арголида на Пелопоннесе, в пещере Франхти, но культурная преемственность и тут не вполне очевид­ на. Найденные в этой пещере остатки скелетов по­зволяют выдвинуть два предположения: либо пер­ воначальное население принадлежало к местным мезолитическим группам либо было восточного происхождения

Гетерогенность физического типа

Антропологический материал, обнаруженный се­ вернее, в греческой Македонии (поселение Неа-Ни- комедия), с точки зрения таксономии, разнороден. Как указывает Энджел, там было представлено не­ сколько типов: динарический - средиземноморский и так называемый основной белый тип с кроманьон­ скими чертами. Эта вариативность объясняется тем, что на протяжении веков происходило постепенное смешение земледельческого населения с охотника­ ми-собирателями. Гетерогенность физического типа также отмечается в культуре старчево Центральных и Северных Балкан (см. главу II ).

На Дунае, в районе Железных Ворот, можно про­следить непрерывную культурную преемственность, существовавшую от позднего палеолита и на всем протяжении мезолита, о чем свидетельствует ста­ бильность местного европейского, кроманьонского населения, способов обработки камня, религии и искусства. Это так называемая «балкано-дунайская культура эпиграветт и мезолита», или же «культура лепенски-вир» (Лепенски-Вир — одно из четырна­ дцати раскопанных поселений, прославившихся своими святилищами и скульптурами к которым мы еще вернемся в главах II и VII ). Производящее хо­ зяйство пришло сюда вместе с центральнобалкан-ской (старчевской) культурой принесенной нео­литическими племенами примерно в 6000 до н э либо вытеснили населявших этот регион/

Мореплавание и торговый обмен - ггавные катализаторы развитяя культуры

По всей видимости, навыки мореплавания, тор­говля и натуральный обмен, увеличивая интенсив­ ность контактов между людьми, послужили ката­лизатором беспрецедентного расцвета неолитиче­ ской культуры. Начиная с VIII тыс. до н.э., т.е. еще до наступления неолита, можно найти следы суще­ ствования торгового обмена кремнем и обсидиа­ ном 10 . После установления производящего уклада о постоянном росте контактов свидетельствуют за­везенный в эти места обсидиан, мрамор и ракови­ны спондилус ( Spondylus ). Обсидиан - вулканиче­ ское стекло, образующееся из насыщенной квар­цем лавы идеально подходит для лезвий серггов и режущих ин ctovmchtob Поэтому и с ттпос на т-гего ftLTjr болълтюй TTO ^ TOIWV и находят его иногда километров от мест добычи Основным источником обсидиана как для Эгейского региона, так и для всей Греции был остров Мелос располо-женный в южной части Эгейского бассейна" Цен тра ттьную часть Средиземномопкя ялпиятические области и внутренние мйоыЪпмпГютгм* Сицилии. А Карпатский бассейн и долины Дуная снабжались карпатским обсидианом из Северо-восточной Венгрии и Северо-Западной Румынии. мрамор, из которого делали чаши, блюда, украше­ ния и статуэтки, мог происходить из многих мест, но, по-видимому, основными его источниками были острова Парос и Скирос, расположенные со­ответственно в южной и северной частях Эгейско­го моря, поскольку именно там были обнаружены неолитические поселения. Из характерных для Эгейского бассейна раковин спондилус делали бусы, подвески и браслеты. От берегов Эгейского моря они в большом количестве попадали на се­вер, в Болгарию и Румынию, а затем, по Дунаю, -в Центральную Европу . Раковины с берегов Ад­риатики имели хождение в западных частях Юго-славии и в Северо-Восточной Италии.

Дуная оно дошло до Восточной Франции и Голлан­ дии. Северная Европа, от Дании до Литвы, перешла к земледелию лишь в 4000-3500 гг. до н.э.

Неолитические города Анатолии ( Турции )

Ранние формы неолита в Юго-Восточной Евро­ пе тесно связаны с аналогичной культурой Анато­ лии. В обоих случаях мы видим сходные орудия, ук­рашения, скульптуру, близкие традиции возведения святилищ для поклонения одним и тем же божест­ вам, использование единого символического языка. Археологические данные из Анатолии, равно как и из восточных областей Средиземноморья, позволя­ ют судить о промежуточных этапах перехода от по­ луоседлой натуфийской культуры кдокерамическо- mv неолиту тоглэ. как в случае Юго-Восточной Ев-

Рис. 1-1

•  Рукоятка для серпа из оленьего рога из телля Азмак (Центральная Болгария), культура караново I , ок. 5900—5800 гг. до н.э.; длина — 30,8 см.

•  Обсидиановые лезвия, закрепленные в деревянной рукоятке сер­ па. Ахиллейон, Фессалия, ок. 6200 г. до н.э.

Развитые неолитические культуры в Греции к 6500г. до н.э.

К 6500 г. до н.э. в прибрежных районах Греции и на примыкающих к ним равнинных территориях су­ ществовал развитый неолитический способ сущест­вования, с характерным для него производством ке­ рамики и одомашненными овцами, козами, круп­ ным рогатым скотом, свиньями и собакой. Полный набор домашних животных появился здесь на пять­ сот лет раньше, чем в Юго-Западной Азии. Населе­ ние уже выращивало пшеницу ячмень вику чече­ вицу горох и лен. Не исключено что эммер рожь и овцы были занесены сюда из Анатолии меж тем как одомашнивание KDvnHoro рогатого скота и свиньи происходило в Юго-Восточной Европе независимо от посторонних влияний.

После того как неолитический об­ раз жизни утвердился в Эгейском и Средиземноморском бассейнах, не­ олитические технологии производст­ва довольно быстро распространяют­ ся в Восточной и Центральной Евро­ пе. Средиземноморский климат в ту эпоху был более влажным, нежели сейчас, что создавало благоприятные условия для земледелия.

Распространение земледелия с юго-востоаа на северо-запад

Как показывает карта распростра­ нения земледелия по Европе(рис.1- 2), быстрой диффузии идей в эпоху неолита в первую очередь способст­ вовали морские пути. В Эгейском и Адриатическом морях, равно как и вдоль берегов Средиземного моря, навигация особых трудностей не представляла: об этом свидетельству­ ет широкая циркуляция обсидиана и раковин. Контакты во внутренних районах происходили медленней. Понадобилось почти 500 лет чтобы земледелие распространилось от Эгейского м оря до Дуная и еще 500 лет для того, чтобы от Среднего

Рис. 1-2

Верхний мезолит

мезолитическая культура касте.чьновьен, начальная стадия одомашнивания животных мезолит (прерукадур) Центральной Франци

Щ — буго-днепровская (гребенниковская)

культура

I — культура кукурек к горнокрымская яультура аурзак-коба

Неолит

3000 ДО н.л —даты, фиксирующие распространение земледелия

—«-*- — границы керамически! о неолита

Рис. 1-2 Распространение земледелия по Европе. Указанные даты основаны на данных радиоуглеродного анализа и дендрохронологии; они относятся к периоду развитого керамического неолита. В Западном Средиземноморье одомашнивание животных началось приблизительно за тысячу лет до перехода к полноценному земледельче­ скому укладу. В Юго-Восточную Европу неолит пришел вместе с полным земледельческим комплексом (выра­ щиванием зерновых и полным набором одомашненных животных, за исключением лошади).

ропы подобная информация отсутствует. Сообщение между Грецией и Турцией, по-видимому, началось около 7000 г. до н.э., еще в докерамический период, или даже ранее. Западная Турция до сих пор мало изучена, и мы не знаем точную географию подоб­ных контактов. Наиболее значительные из извест­ных нам неолитических поселений располагались в Центральной Анатолии, в 300-600 км от берегов Эгейского моря. Но несмотря на разделяющее их расстояние нет сомнения в большом культурном сходстве этих регионов.

Древнейшие города Анатолии достигли удиви­тельно высокого уровня культурного развития: об этом свидетельствует пример Чатал-Хююка и Хад- жилара, первый из которых датируется концом VIII — VII тыс. до н.э., а второй — концом VII — началом VI тыс. до н.э.

Чатал-Хююк

В 1961-1963 и 1965 гг. Джеймс Мелларт провел раскопки Чатал-Хююка, города VII тыс. до н.э., что в корне изменило представление о доисторической Анатолии и о доисторическом Старом Свете в це­лом 13 .

Чатал-Хююк - это два «жилых холма», стоящих неподалеку от реки на сухом плато (1000 м над уров­нем моря) равнины Конья (южная часть Централь­ной Турции). Тот, что покрупней, занимает пример­но 32 акра (16 га), из которых один акр был раско­пан. В нем археологи обнаружили тринадцать строительных горизонтов — остатки домов, святилищ, стенных росписей, рельефов, скульптур, предметов обменаи многое другое. Эти находки вызвали настоя­ щее потрясение в научной среде и открыли глаза на уровень развития неолитической культуры VII тыс. до н.э. Культурная близость неолита Юго-Восточ­ной Европы и его анатолийского варианта застав­ляет нас с особым вниманием приглядеться к Ча- тя л -Хютоку ^ tomv удивительному кладезю ин(Ъоркоторый проливает свЙТ на многие стоглоны неолитического образа жизни в том числе на хо зяйственноеустппйство обмен архитектупу на об становку жилищ и святилищ, на религию и искус-ство.

Равнина Конья - одна из плодороднейших час­тей Старого Света, богатая дикорастущими злака­ми и поддающимися приручению животными. Со­гласно уточненной хронологии, поселение возник­ ло здесь примерно в 7250 г. до н.э. и просуществовало более тысячи лет, вплоть до 6150 г. до н.э. (или с 6500 по 5750 г. до н.э. по относительной хронологии: именно эта датировка фигурирует в книгах и стать­ях Мелларта и других авторов, опубликованных до 1989 г.). Но Чатал-Хююк возник не на пустом месте. Под ним скрыты и другие напластования — двена­дцать строительных горизонтов культуры, еще не знавшей керамики. Нижние слои относятся кдоке-рамическому неолиту и поздней натуфийской куль­туре, а обнаруженные там материалы связаны с культурами Сирии и Палестины. На уровне доке­рамического неолита А были найдены модели свя­тилища статуэтки пряслица богато украшенные известняковые таблички и остатки полихромных стенных росписей. В ттоздненатуфийском (нижнем) слое --- деревянные тяо\пич1?И с роегтисью тэйличтси из глинистого сланца ми крол и ты геометрической формы и другие находки 14 Эти предшествующие Чатал Хююку напластования свидетельствуют о длитёльном развитии данной ку л ьту р ы поохплив на табличках и полихромная стенопись, "вйденные в этих слоях культовые предметы, модели святилищ и статуэтки будут потом встречаться на всем протяжении неолита.

Чатал-Хююк был упорядоченно устроенным по­селением, что свидетельствует об удивительно ста­бильном общественном порядке на протяжении многих столетий. Это - самый большой ранненео-литический город во всем Старом Свете: по неко­торым подсчетам, в нем одновременно могло жить до 7000 человек. (Как теперь считается, в знамени­том Иерихоне в долине Иордана могло быть не бо­лее 400-900 жителей 15 .)

Чатал-Хююк был тесно застроен, многие жили­ща возводились вплотную к уже существующим по­стройкам, открытые дворы встречались редко (рис. 1-3). Каркасы этих домов с плоскими кровля­ми были деревянными, стены - из необожженного кирпича. Дверей не было, люди проникали в свои жилища через отверстия в кровле. Отсутствие во внутренних помещениях следов или остатков пищи говорит о том что их обитатели тщательно следили за чистотой. Внутреннего убранства почти не было: приподнятые над полом глиняные платформы слу­жили сиденьями и лежанками Исходя из того что площадь жилища равнялась примерно 25 кв м атак-

Мелларт заключил ЧТо tj и в о jt н om wi раскопа нных домов не могло жить более восьми человек. Кухни зани- Рис. 1-3 мали примерно треть общего про­странства дома, а печи располага­лись в нижней части стены. В кла­довых стояли плетеные корзины для хранения зерна, инструментов и пр.

Рис. 1-3

(а) План и (Ь) схематическая реконструкция части города Чатал-Хююк с постройками из сырцового кирпича. Вход в них был с плоских кровель. VI уровень, середина VII тыс. до н.э. Святилища помечены знаком « X ».

Жители города выращивали три вида пшеницы и один — яч­меня, а также выращивали или собирали целый ряд зеленных культур, корнеплодов и фруктов. Крупный рогатый скот был глав­ным источником мясной пищи и молока, кроме того, они держали коз и охотились на оленей и ди­ких свиней.

На протяжении всего сущест­ вования города постоянными предметами торгового обмена были обсидиан и кремень. Обси­ диан, вероятно, находили у вул­ кана Хасан-Даг и в других местах Центральной Анатолии. Это вул­ каническое стекло шло не только на изготовление режущих инстру­ ментов из него делали и зеркала причем их умели отполировывать без единой царапины. Кальцит и алебастр (использовавшийся для изготсичления украптений и стату­ эток) поступали скорей всего из окрестностей Кайсери а белый мрамор - из Западной Анатолии­ Холмы к западу от Коньи бога тые минералами япко окран.ен н н ми о™ г ями ж* дава Г1 и склонах Тавра. Раковины попада­ли в эти места с берегов Среди­земного моря, а горный хрусталь, сердолик, яшма, халцедон и дру­гие минералы, из которых изго-товлялись бусы и чье точное пронахождение не всегда можно установить, наверное, поступали очень издалека. Можно предположить, что торговый обмен немало способствовал процве­ танию Чатал-Хююка, где существовала специализа­ ция производства: одни люди занимались обработ­кой обсидиана, другие - работой с металлами или ткачеством, обработкой дерева и т.д. Многие из здешних изделий отличает необычайно высокий уровень мастерства.

Вполне очевидно, что религиозные практики были тесно вплетены в повседневную жизнь людей. Святилища располагались рядом с жилищами, в строениях, схожих с жилыми домами. Из трехсот раскопанных комнат в восьмидесяти восьми были расписаны стены. Каждая фреска была длиной от 12 до 18 м (рисунки-реконструкции многих из них опубликованы Джеймсом Меллартом в первом томе его книги «Анатолийская Богиня» [1989]). Изобра­жения на восточных и северных стенах вдоль кото- рых располагались платформы отличались порази­ тельной изобретательностью и разнообразием ри­ сунка подчеркивавшегося глиняными рельефами и букраниями (бычьими головами или черепами)

Для стенописи использовались желтая и корич­ невая охра (из окиси железа), ярко-синие и зеленые цвета (из медной руды), темно-красный и ярко-крас­ный (изокиси ртути и гематита), розовато-лиловый и фиолетовый (из марганца) и свинцово-серый (из га­ ленита). Для придания блеска в краски добавляли слюдяную крошку. Мелларт отмечает, что эти стен­ ные росписи имели обрядовое назначение и после того как они исполняли свою функцию их покры­ вали слоем белой обмазки. Когда же снова возникала НСО б ХОДИМОСТЬ НЭ ЭТУ ч ИСТУЮ п ОВСОХНОСТЬ нано- СИТЗСь н ОВЭ.Я DOCFI ись

Основной мотив этих стенописей и рельефов - рожающая женщина в позе лягушки — связан с Бо­ гиней плодородия. Она ассоциируется с животным миром: рядом с ней можно видеть как грифа — во­ площение смерти, так и бычью голову, символ обнов­ ления жизненного цикла. Картину равномерно об­ рамляет множество сопроводительных символов, по большей части — схематизированные изображения рогов треугольников ромбов или двойных треуголь­ников, «песочных часов» или бабочек. Эти символы удваиваются утраиваются умножаются накладыва­ ются друг на друга ВЫ воГШчиВсИОТСЯ наизнанку, стают в виде позитива или негатива. Разнообразие их сочетаний практически не имеет гтпеделэ Кроме ТО FO встречаются полуреалистические изображения охо- ты на оленей женщин, несущих рыболовные сети, гор, растений и водоемов с рыбой. (Мы вернемся к святилищам Чатал-Хююка в главе VII ; образцы сте­нописи см. на цветных вклейках 38 и 39, святилищ с грифами - на рис. 7-26, бычьих голов и рогов - на рис. 7-51 и 7-52.)

Покойников обычно закапывали под платформа­ ми, но перед этим они подвергались экскарнации (то есть скелет освобождали от мягких тканей и внут­ ренних органов, для чего тела выставляли на пожи­ ву птицам, возможно — на открытых башнях). Под полом святилищ и под украшенными росписью сте­ нами находят захоронения женских скелетов, окра­ шенных охрой. В самом большом из святилищ (Е VII , 4) было обнаружено богатое захоронение жен­ щины вокруг головы которой лежали три нижних клыкастых челюсти дикого кабана. На самой круп­ ной фреске этого святилища изображен город (воз­ можно сам Чатал-Хююк) позади которого виден извергающий лаву вулкан. Размеры святилища и находившейся в нем стенописи а также необычный погребальный инвентарь заставляют жить чтоэто-захоронениеженщины ззнимавшей высокое положение в ооществе, возможно, главной и девушки занимали важное положение ооществечем речь пойдет главе IЛ. Ни одна из мужских мо­ гил не обладала столь значительным символическим инвентарем.

Антропологическое исследование около 300 об­ наруженных в Чатал-Хююке костяков еще не закон­ чено. По предварительным отчетам, его население делилось на длинноголовых евроафриканцев (54,2%), длинноголовых протосредиземноморцев (16,9%) и круглоголовых (брахицефальных) альпий- цев (22,9%). У наиболее многочисленной группы прослеживается сходство с верхнепалеолитическим типом из Комб-Капелль (Южная Франция), который характеризуется как средиземноморский вариант кроманьонца Вслед за Меллартом следует подчерк­ нуть что основная часть населения по-прежнему мало отличалась по типу от своих верхнепалео-литических предков

Хаджилар и после

Хаджилар — город меньших размеров, примерно из 50 домов, расположен в 220 км к западу от Чатал-Хюю­ ка; его раскопки также проводил Мелларт 16 . Его воз­ никновение более или менее совпадает с закатом Чатал-Хюкжа, а существование охватывает всю первую половину VI тыс. до н.э. В этот же период происходил подъем неолитической культуры Юго-Восточной Ев­ ропы — групп сескло, старчево и караново, обладав­ ших собственным стилем в керамике и скульптуре.

Мало что известно об анатолийском неолите после Хаджилара, тогда как культура Юго-Восточной Евро­пы процветает и достигает высшей точки развития ме­ жду 5500 и 4500 гг. до н.э. Развитие этих культур пошло разными путями, и местные культурные сообщества сформировались в разных экологических и географиче­ ских зонах. Ихдетальному описанию будет посвящена следующая глава: мы начнем с Эгейского бассейна и Балкан, а закончим Центральной Европой.

Судя по святилищам с их стенописью и статуар­ ными изображениями, анатолийский неолит был цивилизацией Великой Богини: это подразумевает, что люди в основном поклонялись ей, веря, что она наделена таинственной производительной силой, и первостепенную роль играли святилища — общест­ венные центры, катализаторы творческой активно­ сти и религиозного самовыражения, а кроме того, что общество обладало сбалансированной матрили- нейной структурой. Начиная примерно с 6500 г. до н.э. сходные культурные признаки появляются спер­ ва на юго-востоке, а позднее - по всей Европе, и со­ храняются вплоть до распада этой цивилизации в 4500-2500 гг. до н.э. Однако на некоторых среди­ земноморских островах, таких как Крит и Тира, ее существование продлилось вплоть до середины II тыс. до н.э.

Даже если допустить, что в VII тыс. до н.э. Юго- Восточная Европа находилась под анатолийским влиянием, это была не своеобразная «пересадка» де­ рева, которая имеет свой срок, но плавное течение реки. Кроме того, нельзя ставить знак равенства меж­ ду этой матриальной цивилизацией, с ее ярко выра­ женной любовью к искусству, и протоиндоевропей­ ской - колыбелью индоевропейских языков - которая, согласно компаративистским работам по индоевро­ пейской лингвистике и мифологии, была патриар­ хальной, патрилинейной, воинственной, подвижной ( конной) и имела преимлтцественно мужской панте­ОН.

СодержаниеДальше

наверх страницынаверх страницы на верх страницы









Заказать работу



© Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования